Маска

МУНI4ЦИПАЛЪНОЕ БЮДХ{ЕТНОЕ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
(ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОrtА>
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСШУБЛИКИ КРЫМ
пьНС,Е

СОГJIАСОВАНА

PACCMOTPEF{A
протокол заседаЕия

заместитель директора

шедагогиЕIеского совота
МБоУ<ЕмельяновскаrI
СоШi}
gT5,! N.,irJ;* Ns 40

МБоУ

<<Емельяновская

о>>

2аsJr

Сош)

.Кравченя

мБоу

зоч

aD^L

fi,ополнительная обшеобразоватеJIьная обrцеразвивающая программа
<<Маска>>

t

Направленность

:

художественная

Возраст обучаюrцихся:

1

0- 1 7,.IeT

Срокреапизации:lгод
програх,lмы

\,

:

модифлIцированная

стартовый

CocTaBlrTe-lb: педагог дополнительного образования

Шиплrrова Е:rена Нико;rаевна

с.Емельяttовка,
2022 г

,

о. в.

Рецензент:
{dолэlt:нtлсtпь)

Кравченя Л.Ю,

))

20

г

1.
Комплекс основных характеристик Программы
1.1.Пояснительная записка
Программа разработана на основании:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
федерации» № 273 от 29.12.2012 г. (в действующей редакции);
- Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями на
31.07.2020);
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития
России до 2030 года»;
- Национального проекта «Образование» - ПАСПОРТ утверждён президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 № 16);
- Приказа Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996р;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.
№3;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК- 641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
- Письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС –
551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании
в Республике Крым" (с изменениями на 10.09.2019);
- Методических рекомендаций для педагогических работников и руководителей
образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности (ГБОУ
ДПО РК КРИППО 24 мая 2021 г);

- Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики
Крым.
Направленность Программы: художественная.
Актуальность Программы обусловлена потребностью общества в развитии
нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной
деятельности возможно формирование социально активной творческой личности,
способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Новизна Программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской
культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре,
которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Отличительные особенности Программы. является связь теоретического
материала с его практическим применением и его подача с опорой на жизненный
практический опыт учащихся, в течение всего курса осуществляется интегрированная
связь со школьными предметами.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников
обусловлена их возрастными
особенностями:
разносторонними
интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана
расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать
нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент
творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе,
формируется духовность.
Адресат Программы – обучающиеся от 10 до 17 лет. В группу принимаются все
желающие, достигшие указанного возраста. Основание для зачисления: заявление одного
из родителей (законных представителей), согласие на обработку персональных данных.
Объем и срок освоения Программы: 36 часов, 1 год.
Уровень программы - стартовый.
Формы обучения по Программе: очная.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в
разновозрастных группах постоянного состава.
Режим занятий: 36 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу, занятия по 45 минут;
Количество в неделю
Количество в год
Уровень
Количество
освоения
Дней
Число
и Часов
Занятий Часов
рабочих
Год
продолжительность
недель
обучения
занятий в день
Стартовый
36
1
1 по 45 мин
4
37
37
уровень
1год
1.2. Цель и задачи Программы:
Цели программы:
● раскрытие и развитие творческих способностей детей, через погружение в мир
театра;
Задачи программы:
Воспитательные:
● прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических
произведений;
● воспитывать интерес к мировой художественной культуре, театральному
искусству и его жанровому многообразию;
● воспитать художественный вкус;

● научить воспитанников корректно общаться друг с другом в процессе репетиций;
● воспитание культуры речи.
Развивающие:
● развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
● развивать пластические и речевые данные воспитанников;
● развивать творческие способности, воображение, фантазию и память, расширять
словарный запас.
Образовательные:
● научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над
ролью;
● увлечь детей театральным искусством;
● Расширить знания воспитанников в области драматургии.
1.3. Воспитательный потенциал программы:
Программа «Маска» реализует художественное направление. Эта программа
дополнительного образования направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в
каждом учащемся, на выражение его личного «Я» и помогает решить следующие
проблемы:
1.
Занятия в детском театральном коллективе способствуют более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда
удается рассмотреть на уроке в школе.
2.
Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические,
интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и
духовного здоровья.
3.
Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор
школьников, философские представления о мире в конкретных чувственных формах,
позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры,
формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и
независимое мышление. Занятия театральным творчеством приобщают учащихся к
музыке, литературе, изобразительному искусству.
4.
Привлечение учащихся к занятиям в детском театральном коллективе
решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания
учащихся «на улице».Учащиеся готовят постановки, инсценированные сказки для
младших школьников, участвуют в конкурсе «Школьные подмостки», что способствует
развитию личностных качеств каждого члена творческого объединения.
5.
Театр помогает социальной и психологической адаптации учащихся, их
личностному росту. Театральная модель жизненных ситуаций позволяет учащимся
приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и создания вокруг себя
комфортной среды.
Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое
способствует эмоциональному сплочению коллектива. Острота и глубина восприятия
искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю
жизнь.
1.4. Содержание Программы:
Учебный план:
№ Наименование раздела, темы
Учебные часов
Форма
аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
Фронтальный
1 Введение.
2
1
1
опрос
Раздел
1.
Актерское
16
4
12
мастерство
10
2
8
Выступление
2 Мастерство актёра и основы

3

4
5

6

сценической грамотности
Сценическая речь
Раздел
2.
Сцена
и
постановкас спектакля.
Просмотр спектаклей в театрах
или видеодисках
Репетиционно-постановочная
работа
Раздел 3.Ритмопластика
Ритмопластика
Всего

6
12

2
1

4
11

2

0

2

10

1

9

Выступление

6
6
36

3
3
9

3
3
27

Выступление

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение (2 часа)
Теория- 1 час
Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по ТБ.
Практика -1 час
Игры на знакомство.
Первичная аттестация – фронтальный опрос
Раздел 1. Актерское мастерство16ч.
2.
Мастерство актёра и основы сценической грамотности (10 часов)
Теория -2 час
Действие с воображаемыми предметами. Одиночные этюды. Знакомство с
понятием «этюд».
Практика -8 часов
Разминка. Упражнения психофизического тренинга. Упражнения на внимание,
фантазию, воображение. Упражнение на беспредметное действие, на заданное действие,
на воображаемые обстоятельства. Действие с воображаемыми предметами. Действие с
реальными предметами в вымышленных обстоятельствах. Одиночные этюды. Знакомство
с понятием «этюд». Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения
без слов. Сюжетные этюды на общение без слов. Литературные сюжеты с минимальным
использованием слова в целях воздействия на партнера. Работа с партнером. Сценический
образ. Внутренний монолог. Задача и сверхзадача. Исходное событие, конфликтная
ситуация, финал. Мизансцена.
Промежуточная аттестация – выступление,инсценировка.
3.
Сценическая речь -6 часов
Теория -2 часа
Предмет «Сценическая речь». Художественное слово в системе работы над
сценической речью. Культура речи. Беседа о вежливости. Дыхание и голос. Дикционный
тренинг. Постановка речевого голоса. Выразительное чтение (одиночное, групповое).
Монолог, диалог.
Практика - 4 часа
Предмет «Сценическая речь». Художественное слово в системе работы над
сценической речью. Культура речи. Беседа о вежливости. Дыхание и голос. Практические
занятия – дыхательная гимнастика. Дикционный тренинг. Постановка речевого голоса.
Выразительное чтение (одиночное, групповое). Монолог, диалог.
Раздел 2. Сцена и постановкас спектакля.
- 12ч.
4.
Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках -2 часа
Теория- 0 часов
Практика -2 часа
Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
5.
Репетиционно-постановочная работа -10 часов

Теория -1 час
Чтение сценария. Работа над текстом. Знакомство с пьесой – чтение по ролям.
Деление на логические отрывки.
Практика- 9 часов
Чтение сценария. Работа над текстом. Работа над образом - обсуждение героев, их
характеров, внешности. Отработка сцен спектакля этюдным методом, подбор музыки,
разучивание песен и танцев (3 часа). Сводная часть спектакля, подбор костюмов к
образам. Генеральные прогоны. Показ спектакля (2 часа).
Промежуточная аттестация – выступление,инсценировка.
Раздел 3.Ритмопластика
6.
Ритмопластика - 6 часов
Теория -3 часа
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве.
Воспитание пластичности. Танцевальная азбука. Понятие «танец». Значение танца в
театральном искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных
направлений.
Практика - 3 часа
Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Пластические этюды.
Итоговое занятие. Показательное выступление
1.5.Планируемые результаты.
В процессе реализации программы учащиеся должны знать:

Сценографию, терминологию, мезансценирование

Приёмы выразительности речи

Основы композиционного и эпизодического построения

Технику применения средств художественной выразительности

Последовательность работы над текстом
Должны уметь:

сочинять, подготавливать и выполнять усложненные
этюды на
беспредметное действие, пластические и мимические этюды

использовать все сценическое пространство

пользоваться терминологией

сохранять образ героя на протяжении всего действия

вносить коррективы в свое исполнение отрывка

соблюдать этику сцены

самостоятельно выстраивать действие по законам композиционного и
эпизодического построения

анализировать работу, свою и товарищей
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной
деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):
Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о
ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к
социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями
других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации

совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический
опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
УУД.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЪНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
(d МЕЛЬЯНо_в_скАя
с рЕдняlI оБщЕоБ рдз оъ д твль
нАя ш колА >

нижнЕгорского рдйоiтд рвспуйики крым

РАССМОТРЕНА

протокол заседания
педагогического совета
\,{БоУ<Емельяновская

СОШ)
отз! 'С i;J\l!.ja)

I

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора

МБоУ

CoiII>
<<

<<Емельяновская

зо

.Кравченя

г.

Календарный учебный график
творческого объедпнэЕпя <>
2022/2а2З 5,"rебного года

i

Jъ 30q

с8.

',-сл}

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

Всего
часов

ноябрь

декабрь

январь

4 5 6

7 8 9 10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

0 1 1 1 1 1

1 1 1 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

5

Объём в 2022-2023 учебном году – 36 учебных часа

4

март

апрель

май

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

4

Выступление

1 2 3

февраль

20

4

4

4

3

Выступление

октябрь

Выступление

сентябрь

Фронтальный опрос

Аттестация/
Кол-во часов
формы контроля
в месяц
(групп)

Кол-во
часов в
неделю
(групп)

Недели
обучения

Месяц

2.2. Условия реализации Программы.
Материально-техническое обеспечение:
Декорации
Реквизит
Костюмы
Компьютер
мультимедийный проектор
специальная литература
актовый зал
Информационное обеспечение – комплект демонстрационных плакатов с
изображением приемов актёрской игры.
Кадровое обеспечение - Программу реализует педагог дополнительного
образования, имеющий высшее профессиональное образование. Стаж работы по
направлению деятельности – 4 года, из них педагогический стаж – 4 года.
Методическое обеспечение образовательной программы
Занятия проводятся очно, допускается проведение занятий в дистанционном
формате.
Формы организации занятий.
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Форма организации занятий носит групповой (теоретические занятия, работа в
парах), индивидуальная работа, работа в малых группах. При подготовке к соревнованиям
допускается проведение занятий по группам и индивидуально. Формы проведения
занятий, как правило, комбинированные: состоят из теоретической и практической частей.
Изучение материала проводится в форме диалога, рассказа, беседы, показа, практического
занятия. Так происходит усвоение необходимой информации и закрепление навыков
работы. Теоретический материал на занятиях (теоретические занятия) дается с
использованием беседы, рассказа, диалога с детьми, комментариев педагога, просмотров
иллюстративного и видео материала, и закрепляется практическим освоением тем
(практические занятия –тренировка, игра). Так как программа ориентирована на большой
объем практических заданий, занятия включают здоровьесберегающие технологии:
организационные моменты, проветривание помещения, перерывы, время для
восстановления физических сил.
В курсе обучения применяются следующие методы:
 Словесный метод – проводится в форме лекции и беседы.
 Наглядный метод – практический - включающий в себя исполнение заданных
упражнений педагогом.
 Репродуктивный метод – демонстрация усвоенного материала: исполнение
заданной темы на итоговых занятиях.
 Фронтальный метод – используется при освоении нового материала в совместном
– одновременном исполнении упражнений и комбинаций педагогом и обучающимися.

 Групповой метод обучения, где ребята осваивают новую тему, занимаясь
изучением и отработкой новых упражнений.
Алгоритм учебного занятия зависит от его формы.
Педагог применяет следующие педагогические технологии:
- технология группового и индивидуального обучения;
- технология разноуровневого обучения;
- технология игрового обучения;
- здоровьесберегающая технология.
Алгоритм работы над пьесой.
Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и
костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита
(можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Премьера.
Дидактические материалы:
Примерные темы для обсуждения с родителями. 1. Правила и условия приёма
детей в театральный кружок. 2. Как важен театр в современном мире. 3. Как разглядеть
талант.
2.3. Формы аттестации/контроля
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
Первичный в форме фронтального опроса.
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий;
промежуточный –выступления, праздники, соревнования, занятия-зачеты,
участие в конкурсе «Школьные подмостки» ;
итоговый – показательное выступление
Одной из формой подведения итогов можно считать: выступление на школьных
праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях для начальных
классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок
для свободного просмотра.
При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися
рекомендуется использовать карты достижений обучающихся, где усвоение
программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем
уровням:

максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью,
воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских,
областных конкурсов, района и т.д.);

средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии
несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне района

минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает
существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах
на уровне коллектива.
2.4. Список литературы:

Список литературы и интернет – ресурсы, используемые педагогом при
создании и реализации программы
1.
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для
постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3.
Богданов
Г.Ф.
Работа
над
музыкально-танцевальной
формой
хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я
вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
4.
Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей
дошкольного возраста
5.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –
176 с.
6.
Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников:
Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
7.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4
класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
8.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие.
– М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
9.
Губанова
Н.Ф.
Театрализованная
деятельность
дошкольников.
Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.:
ВАКО, 2007. – 256 с.
10.
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
11.
Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
12.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб.,
Речь, 2006. – 208 с.
13.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006.
– 168 с.
14.
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
15.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с
англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
16.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:
Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
17.
Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.:
ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
18.
Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/
Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
19.
Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998.
– 576 с.
20.
Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое
пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
21.
Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар
для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
22.
Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ
( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
23.
Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских
и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
24.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая
программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
25.
Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. – 144 с.

26.
Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
27.
Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКАПРЕСС.- 2000. – 144с.
28.
Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
29.
Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –
282 с.
30.
Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и
подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
31.
Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
32.
Танникова
Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (
обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
33.
Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских
театров”), 2008. – 176 с.
34.
Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
35.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :
Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.–160 с.
36.
Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
37.
Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
38.
Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Список литературы, рекомендуемый обучающимся и родителям для успешного
усвоения данной программы
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная
пресса.. – 2000. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы
дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа
для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. –
Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. –
576 с.
Рекомендованный список литературы для детей
1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс.
– М.: Баласс, 2004. – 48 с.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. –
М.: Литература, 1998. – 816 с.
Интернет-ресурсы:
1.
ИИП «КМ – школа»
2.
Библиотека художественных ресурсов http://allday.ru/

Приложение 1
ЦВЕТОДИАГНОСТИКА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ
УЧАЩИХСЯ
Цветопись дает возможность «увидеть» картину настроения изо дня в день,
определить периоды его спада и подъема, установить причинно-следственные связи
между настроением и вызвавшими его событиями.
Вариант задания для обучающихся: из предложенных цветных квадратов выбрать
по окончании занятия соответствующий вашему мнению.
Оценка результатов.
Красный – занятия полезные, я с пользой и хорошо работаю, понимаю все, о чем
говорит учитель и что надо делать.
Голубой – занятия интересные, я принимаю активное участие в занятиях, мне
достаточно комфортно.
Фиолетовый – пользы от занятия получаю мало, не очень понимаю, о чем идет
речь, мне это не очень нужно.
Каждый цвет – условный знак настроения:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, веселое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, ровное;
синий – печальное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – унылое, упадническое.

Приложение 2
ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»
(Методика Л.А. Волович)
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в
ситуации: Если бы у вас был выбор, то вы бы предпочли?
1. а) читать книгу – 0.
б) сочинять книгу – 2.
в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.
2. а) выступать в роли писателя – 1.
б) выступать в роли читателя – 0.
в) выступать в роли критика – 2.
3. а) рассказывать всем о прочитанном на уроке – 0.
б) не рассказывать об это никому – 1.
в) прокомментировать то, что прочитал – 2.
4. а) придумывать новые темы сочинений – 2.
б) писать, используя испытанные темы – 0.
в) искать темы хорошо раскрытые в литературе – 1.
5. а) исполнять указания учителя – 0.
б) давать поручения одноклассникам – 2.
в) быть помощником учителя – 1.
6. а) работать на уроке каждому за себя – 2.
б) работать на уроке, где можно проявить себя – 1.
в) работать всем классом – 0.
7. а) смотреть интересный фильм дома – 1.
б) читать книгу – 2.
в) проводить время в компании друзей – 0.
8. а) думать, как написать красивое сочинение – 2.
б) обсуждать с друзьями, как написать красивое сочинение – 1.
в) читать красивый рассказ – 0.
9. а) написать рассказ всем классом – 0.
б) написать рассказ вместе с другом – 1.
в) написать свой рассказ – 2.
10. а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0.
б) отправиться в путешествие на корабле – 1.
в) отправиться в экспедицию с учёными – 2.
КЛЮЧ К ТЕСТУ: подсчитывается средний арифметический балл (сумма баллов
делится на количество ответов: 10).
РЕЗУЛЬТАТ: уровни направленности на творчество.
низкий – от 0 до 1 балла;
средний – от 1 до 1,5 баллов;
высокий – от 1,5 до 2 баллов.

Приложение 3
Упражнения для развития хорошей дикции(из программы курса «Театр» для
начальной школы И.А. Генералова)
Тренинг гласных звуков

Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы

И Э А О У Ы

И Э А О У Ы

И Э А О У Ы

И Э А О У Ы
И Э А О У Ы

С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение
поочерёдно на каждом звуке.
Вопрос

Ответ

И

Э А О У Ы?

И

Э А О У Ы.

И

Э А О У Ы?

И

Э А О У Ы.

И

Э А О У Ы?

И

Э А О У Ы.

И

Э А О У Ы?

И

Э А О У Ы.

И

Э А О У Ы?

И

Э А О У Ы.

И

Э А О У Ы?

И

Э А О У Ы.

Тренинг согласных звуков

Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б)
ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л]
– руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р]
– руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;
[б] - [п] – хлопки в ладоши;
[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] - [к] – щелчки;
[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его
героями?
Ж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
Ж ЖЖЖЖЖЖЖЖ
Ж ЖЖЖЖЖЖЖ
Ж ЖЖЖЖ
ТОП.
Ж ЖЖЖЖЖЖ
Ж ЖЖЖ
БАЦ!
ТОП – ТОП.
Ж
ЖЖЖ
Ж ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
Ж…Ж…
ШЛЁП!!! ШМЯК.
Ж ЖЖЖЖЖЖЖЖ
И СТАЛО ТИХО.
БАЦ! БАЦ!
Ж ЖЖЖЖЖЖЖ

Приложение 4
Скороговорки(из сборника скороговорок,http://littlehuman.ru/393/)

Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

Приложение 5

Основные принципы работы
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения
равноправных партнеров и собеседников, даёт возможность высказывать своё мнение
(при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения всех
детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание,
ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что творчество школьников
должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в
соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям региона, в котором они
живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование
эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов,
действий по отношению к Отечеству, родному краю, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности – даёт опыт взаимодействия с окружающими,
сверстниками, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, эстетического
самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс творчества
школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и
социальных процессов, согласовывается с общими законами природы и человека,
формирует у него ответственность за саморазвитие.
Принцип успеха – каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя
как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики – предоставить ребенку возможность активного поиска и
освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься
тем, что нравиться.
Принцип демократии – добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности – обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных
возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
Принцип наглядности – в учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности – систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.

Приложение 6
Специализированные игровые комплексы.

1.
Картинки из спичек.
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек
картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для
самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство
художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности “строительного
материала”, - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковер), так
как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.
2. Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем
воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать,
что же было “нарисовано” у него на спине.
3. Роботы
Играют двое. Первый – участник, дающий “роботу” команды. Второй – “робот”,
исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими,
можно сгруппировать по двум направлениям:
1.
Умение поставить точно сформулированную задачу для “робота”
2.
Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Преподаватель должен четко проследить за тем, чтобы команды подавались не
“вообще”, а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного
действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой – либо предмет. Говоря о
контроле за действиями самого “робота”, важно подчеркнуть, что они должны строго
соответствовать командам. “Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой
очередности. Здесь тоже речь идет о “лучеизлучении и лучевосприятию”, так как
вербальный ряд, хотя и играет важную роль в общении участников, главная ценность
упражнения – установление внутреннего контакта между участниками, создание
индивидуального для каждой пары играющих ритма подачи команд и их исполнения,
внутренней собранности и погруженности в то, что происходит между “роботом” и его
“повелителем”. Особое внимание уделяется, повторим, продуктивности действия,
достижению его физического результата, ибо, только выполнив задачу, участники могут
гордо заявить, что “робот” сумел выполнить ту или иную работу. Можно добавить, что
для обострения игрового начала упражнения бывает целесообразно установить временные
рамки упражнения или провести конкурс на самого быстрого “робота”.
Особую роль в развитии внимания и воображения имеет игра.
4. Рисунки на заборе
Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить.
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена
класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны
рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы “рисунок”
участника не “налезал” на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом
является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как
условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения
художественных достоинств. Здесь “каждый – гений”, что очень важно в воспитании не
только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и “коллективного
воображения”, доверия к способностям партнера. Воспитание доброжелательного
отношения к творчеству других, уважения к чужому мнению – необходимые элементы
развития гармоничной личности. В этом смысле, упражнение “Рисунки на заборе” просто
незаменимо.
Упражнения, приведенные выше, так или иначе, обращены на развитие внимания и
эмоциональной сферы ребенка. Но не менее важно развитие сообразительности, “игры
ума”. Принципиально важно в приводимом курсе то, что ребенок приобретает не просто
навыки свободы поведения в этаком американском духе “to get fun”, а подчиняет ее
(свободу поведения) и свою фантазию некоей цели, творческой задаче. Так и хочется

употребить термин Станиславского “сверхзадача”, однако не стоит лишний раз
углубляться в терминологию, ибо, как сказано в немецкой пословице, “всякое сравнение
хромает”.
Ниже будут приведены упражнения А.К. Михайловой, которые соединяют в себе
элементы общего развития с постижением самых первых шагов освоения понятия
“характер”, хотя бы в смысле постижения того, что такое – индивидуальные отличия,
особенности.
5.
Клоун – раскидай
Каждый ученик класса создает своими руками из одних и тех же материалов и по
единой технологии, определяемой преподавателем, куклу клоуна в соответствии со своим
индивидуальным представлением о том, как он должен выглядеть: раскрашивает лицо,
подбирает элементы костюма и тому подобное. Это задание, понятно, выполняется не на
одном занятии, а в течение нескольких уроков. Работе с материалами, беседам с
педагогом о том, каким хотелось бы видеть своего клоуна каждому из учеников, могут
быть посвящены 5-6 занятий. По окончании изготовления куклы преподаватель
предлагает каждому из детей “оживить” своего клоуна, дает возможность нескольким
клоунам вступить в диалог, разыграть простейшие ситуации. Кроме чисто творческого
начала в этом упражнении присутствует такой необходимый в развитии ребенка элемент,
как тренировка мелкой моторики в период создания куклы и во время освоения ее
управления. Важность этого трудно переоценить. Кроме того, кукла, сделанная своими
руками, и наделенная чертами, которые вдохнул в нее сам ребенок, оказывается для него
куда более любимой и дорогой игрушкой, чем все радиоуправляемые трансформеры и
прочие достижения игрушечной индустрии.
6.
Мозаика
Детям предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему заданную
педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того рисунка, на
котором они разложены. Любопытно, что часто дети с затрудненной речью лучше и легче
остальных выполняют эти упражнения., так как в процессе расстановки слов они
“репетируют” фразу, которую собираются позже произнести вслух. Педагог следит за тем,
чтобы рассказы детей не повторялись и были бы в той или иной степени с общей темой,
задаваемой рисунком, на котором складывается “мозаика”.
7.
Цирковая афиша
Каждый ученик, сочинив свой “цирковой номер”, рисует свою афишу, в которой
пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и
других особенностях своего “номера”. Поощряется изобретение псевдонимов и кратких
анонсов к номерам. Чем ярче ребенок воображает свой номер, то, что он делает “на
арене”, тем ярче работает его художественная фантазия.
Естественно, что все эти упражнения и задания - далеко не все, что необходимо для
воспитания внимания, сообразительности и творческого воображения у младших
школьников. Изложение именно этого курса приводится здесь последовательно потому,
что он наиболее полно, как кажется, соответствует реализации методических требований,
приведенных во вступительной части этой программы. Работа над этими заданиями
занимает 40-45 минут во второй части занятия, после которой следует вторая перемена,
которая длится 10-15 минут, чуть дольше, чтобы дети могли отдохнуть, перестроиться,
сбросить груз психоэмоционального напряжения.
Третья часть урока базируется на упражнениях школы актерского тренинга,
которые опираются на материал, доступный детскому мироощущению: детских стихах,
баснях, любимых всеми играх, инсценированных песнях.
Повторю, каждый преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, наверняка
имеет множество своих “секретов” в этом деле, поэтому приведем те задания и
разработки, которые уже много лет успешно используются в подготовке младших классов
и прошли длительную практическую апробацию:

8.
Говорим по-болтунски!
Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа
просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же
стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский).
Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для
взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность
детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу, поняв задание и заговорив “поболтунски”, используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее
соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность
действия. Заметим, дети почти всегда блестяще исполняют это упражнение.
9.
Зеркало
Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой –
его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью
соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения
является Кривое зеркало. Преподаватель может “наделить” отражение некоторыми
характерными чертами, той или иной “кривизной”, за счет чего искажаются формы
отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…
10.
“Вредные советы”
Игра “на вылет”. Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается один
проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г. Остера “Вредные
советы”. Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст быстрее. Чтение
наизусть перед одноклассниками позволяет педагогу осуществлять постоянный контроль
за овладением культуры речи. Важен и момент выбора материала (стихов, песен). Прежде,
чем остановиться на каком-либо конкретном произведении того или иного автора (в
данном случае Г. Остера), педагог на уроках читает детям несколько произведений,
принадлежащих перу разных авторов, обсуждая с детьми их достоинства, особенности.
Такая работа способствует сплочению коллектива, стиранию возрастных барьеров, (в этом
возрасте разница в 1-2 года очень ощутима), воспитанию литературного вкуса.
11.
“Елки-палки”
Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки, мячи,
обручи, скакалки. При их помощи просят создать “лес”, “паровоз”, какое-либо место
действия, объект и тому подобное. Разрешается дудеть, прыгать, лежать на полу,
подражать ветру и так далее. Важно, чтобы создание общего места действия или предмета
захватило всю группу, чтобы никто не остался безучастным к происходящему. Педагог
следит за пластическим выражением эмоций, за жестом, направляя детей к работе “от
плеча”, а не “от локтя”.
12.
Цирк
Традиционное для русской актерской школы упражнение. Применительно к
младшей возрастной группе, важно помочь детям почувствовать важность и значимость
выхода “на арену”, создать атмосферу приподнятой торжественности, праздника. “Цирк”
– прекрасная форма для проведения контрольного урока в конце учебного года.
13.
“Баранья голова”. “Машинка”.
Игры, которые развивают и помогают концентрировать внимание. Также –
традиционные упражнения. Применительно к младшим школьникам, лучше использовать
Баранью голову, игру, в которой каждый произносит одно произвольно придуманное
слово, повторив предварительно все слова, придуманные другими участниками. В случае,
когда чье-либо слово забыто, надо произнести: “баранья голова”, после чего продолжить
перечисление. Побеждает самый памятливый и внимательный участник. Любопытно, что
игра прекрасно развивает ассоциативную память, слова ассоциируются с людьми, их
произносившими, что является дополнительной подсказкой в игре.
14.
Тепло –холодно

Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к
спрятанному педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор,
убыстрение, замедление темпа и т.д.). Ребенок сосредотачивает свое внимание
параллельно на двух объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это дает
дополнительный эффект в деле развития внимания и музыкального слуха.
15.
Люди – самолеты, люди – мотоциклы.
Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно
важно в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства и дает возможность
изменения отношения к объекту.
Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя
полетов (заездов мотоциклистов), подает команды: “на взлет”, “выезжайте на рулежную
дорожку”, “взлет”, “набор высоты” и т.д. У всех участвующих в игре предполагается один
тип самолетов (спортивные, грузовые, военные и т.д.). Исходя из этого, ученики голосом
воспроизводят звук моторов этих машин. В зависимости от высоты и типа самолета дети
ведут себя соответственно в “полете”. “Диспетчер” просит “самолеты” развернуться,
увидеть аэродром посадки, “приземлиться” и выключить “двигатели”.
16.
С миру по строчке…
Каждому ученику дается по порядку строчка из стихотворения или басни,
известной всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных строчек
рассказ, смысл которого меняется в зависимости от задания педагога (группа – прокурор,
адвокат героя и т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить интонацию, а в том, чтобы на
действие, заданное преподавателем, каждая строчка была бы нанизана, как бусинка на
нить. Это дает возможность не только физически ощутить “вкус” действия, но и, с
изменением задания, прикоснуться к очень важному понятию – интерпретации.
Впоследствии, произведения, сыгранные в таком ключе могут быть вынесены на
контрольный урок.
17.
С днем рождения!
День рождения каждого ученика класса является праздником для всех. Вот почему
очень важно приучить группу к тому, что накануне дня рождения кого-либо из класса все
готовят творческий подарок, не связанный с приобретением дорогостоящих игрушек. Это
могут быть песенка, танец, стихотворение, новое упражнение, в центре которого должен
быть новорожденный. Педагог не должен контролировать подготовку поздравлений
явным образом, и даже в случае неуспеха какого-либо поздравления, должен поддержать
их усилия и поблагодарить за самостоятельность в работе. Дело в том, что
самостоятельная работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы,
чем многие упражнения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то
сделать самому. Это следует приветствовать самым активным образом.
Нравственная подготовка
Трудолюбия: поддержание в порядке рабочего места и сценического костюма
(стирка, глажка, ремонт).
Взаимопомощи: поддержка, страховка партнёра, помощь партнёру при выполнении
различных упражнений и задач.
Дисциплинированности: выполнение требований педагога и традиций учебного
коллектива.
Инициативности: выполнение некоторых обязанностей помощника педагога,
самостоятельная работа по освоению техники и тактики.
Упражнения для развития нравственных качеств средствами других видов
деятельности
Инициативности: выполнение порученной работы с установкой сделать лучше,
быстрее и качественнее, чем другие.
Честности: выполнение требований говорить правду товарищам, педагогу,
родителям (при опозданиях, при выявлении причин ошибок).

Доброжелательности: стремление подружиться с партнёром по выполнению
упражнения.
Трудолюбия: выполнение необходимой работы в спортивном зале или кабинете
(уборка, мелкий ремонт инвентаря) обязательно сопровождаемое положительными
эмоциями, положительной оценкой результатов работы.

. __-

мгуниI$4IIАлъ ноЕ Бюдд{ЕтноЕ оБr r IF.оБрдзовАтЕJъноЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
(EмЕльtr{овскАll срЕдняя оБI rIF,оБрАзовА тЕлънАя
е
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ

РАССМОТРЕНА

протокол заседания
педагOгического совета
]\4БоУ<Емельяновская

СоШD

от з / а8

iiлъ

.ai"

СОГЛАСОВАНА

:.1

{т
т
о

заместитель директора
МБоУ ((Емельяновская

01

сош>
<<

-4v

К

э2

>>

,Кравченя

Приказ JФ

'Ё

15

зo.J.x

L

н:ilрно-тематическое планирование
тво рческого объединения ((Маска)>
20rl2а2З ччебного года

a_-l е

Группа/ гоJ об},чения -

1 год обучения/ 1

группа

Педагог: IТипилова Елена Николаевна
Т

количество часов в неделю

Планвровrпrс

сOставJIеЕо на

-

1

час

основе

программы: ýополнительнOй
общеобразовiIтетьЕой общеразвивающ9й программы <<Маско> МуниципальнOго
бюджgrногО обшеобраЗовательногО r{реждениrl <<ЕмельяновскаrI средIJ{я
общеобразомтетьн;ц Iш(олD}

составитель

расшифровка подписи

л-l

Приложение 7
№

1.

2.

Календарно – тематическое планирование
Название объединения «Маска» группа 1
Название темы занятия
Кол-во
Дата по
Форма
Примечание
часов
расписанию аттестации/ (корректиро
контроля
вка)
По
По
плану факту
Сентябрь
Введение 2 часа
Ознакомительная беседа о
1
06.09
театральном искусстве.
Инструктаж по ТБ
Игры на знакомство.
1
13.09

Раздел 1. Актерское мастерсто 16 часов
Мастерство актёра и основы сценической грамотности (10 часов)
3.
Действие с воображаемыми
1
20.09
предметами. Знакомство с
понятием «этюд». Одиночные
этюды.
4.
Разминка. Упражнения
1
27.09
психофизического тренинга.
Упражнения на внимание,
фантазию, воображение.
Итого за месяц
4

Упражнение на беспредметное
действие, на заданное действие,
на воображаемые обстоятельства.
6.
Действие с воображаемыми
предметами. Действие с
реальными предметами в
вымышленных обстоятельствах
7.
Групповые игры, упражнения и
этюды на простейшие виды
общения без слов.
8.
Сюжетные этюды на общение без
слов.
Итого за месяц
5.

9.

10.
11.
12.

Литературные сюжеты с
минимальным использованием
слова в целях воздействия на
партнера. Работа с партнером.
Внутренний монолог.
Задача и сверхзадача.
Исходное событие,
конфликтная ситуация, финал.
Мизансцена.

Октябрь
1
04.10

1

11.10

1

18.10

1

25.10

4
Ноябрь
1
01.11

1
1
1

08.11
15.11
22.11

Фронтальн
ый опрос

Сценическая речь -6 часов
Предмет «Сценическая речь».
Художественное слово в системе
работы над сценической речью.
Культура речи. Беседа о
вежливости
Итого за месяц
13.

Дыхание и голос. Дикционный
тренинг. Постановка речевого
голоса. Выразительное чтение
(одиночное, групповое). Монолог,
диалог.
15. Художественное слово в системе
работы над сценической речью.
16. Культура речи. Беседа о
вежливости.
17. Дыхание и голос. Практические
занятия – дыхательная
гимнастика.
Итого за месяц
Итого за I полугодие
14.

1

29.11

5
Декабрь
1
06.12

1

13.12

1

20.12

1

27.12

4
17
Январь
1
10.01

Дикционный тренинг. Постановка
речевого голоса. Выразительное
чтение (одиночное, групповое).
Монолог, диалог.
Раздел 2. Сцена и постановка
Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках -2 часа
18.

Просмотр спектаклей. Беседа
1
17.01
после просмотра спектакля.
Иллюстрирование.
20. Просмотр спектаклей. Беседа
1
24.01
после просмотра спектакля.
Иллюстрирование.
Репетиционно-постановочная работа -5 часов
21. Чтение сценария. Работа над
1
31.01
текстом. Знакомство с пьесой –
чтение по ролям. Деление на
логические отрывки.
Итого за месяц
4
Февраль
22. Чтение сценария. Работа над
1
07.02
текстом. Работа над образом обсуждение героев, их
характеров, внешности.
23. Отработка сцен спектакля
1
14.02
этюдным методом, подбор
музыки, разучивание песен и
19.

Выступлен
ие

танцев
Отработка сцен спектакля
этюдным методом, подбор
музыки, разучивание песен и
танцев
25. Отработка сцен спектакля
этюдным методом, подбор
музыки, разучивание песен и
танцев
Итого за месяц
24.

27.

Сводная часть спектакля, подбор
костюмов к образам.
Генеральные прогоны.

28.

Генеральные прогоны.

26.

29. Показ спектакля
Итого за месяц
30.

Показ спектакля

Раздел 3. Ритмопластика
Ритмопластика - 6 часов
31. Коммуникативные, ритмические,
музыкальные, пластические игры
и упражнения. Понятие
«пластика»
32. Пластика как выразительное
средство в театральном искусстве.
Воспитание пластичности.
33. Танцевальная азбука. Понятие
«танец». Значение танца в
театральном искусстве.
Первоначальные сведения об
особенностях танцевальных
направлений.
Итого за месяц
34.
35.
36.

Танцы-фантазии.
Музыкально-пластические
импровизации.
Пластические этюды.

Итого за месяц
Итого за год

1

21.02

1

28.02

4
Март
1
07.03
1

14.03

1

21.03

Выступлен
ие

1
28.03
4
Апрель
1
04.04

1

11.04

1

18.04

1

25.04

4
Май
1
1

02.05
16.05

1

23.05

Выступлен
ие

4
20

Приложение 8

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Маска»
№
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
администрацией
(подпись)

Приложение 9

План воспитательной работы
Название объединения «Маска»
№

Наименование мероприятия

Период проведения

Гражданско-патриотическая воспитание
День Республики Крым
1
Январь
День памяти о россиянах, Февраль
2
исполнявших служебный долг
за пределами Отечества.
День воссоединения Крыма и
3
России
«Наследники Победы»
4
Март
Культурологическая воспитание, личностно-волевое
Международный
день Сентябрь
1
распространения грамотности
200-летие со дня рождения Ноябрь
2
Достоевского
200-летие со дня рождения Декабрь
3
Н.А. Некрасова
Международный день родного февраль
4
языка
«С праздником весны!»
5
Март
Физическая воспитание, экологическая воспитание
Смотр военно-патриотической Февраль
1
песни
Инсценировка
2
Май
«Экологическойскаки»
Духовно-нравственное воспитание
«Учитель будет вечен на Октябрь
1
Земле!»,
2

День матери в России

Ноябрь

Форма проведения

Торжественная линейка
Концерт.

Концерт
Участие в конкурсе
Беседа.
Литературная гостинная
Дикламация
стихотворений
Беседа
Концерт
Концерт .
выступление

Концерт

Участие
в
конкурсе
стихотворений

Пршrонсенае l0,
Рецензия
на.]опо.iiНItТе-]ЬнУЮобшеобрzrзоВtrгеЛьнУюобщераЗВиВаЮЩУю

программу <>
для детей i0-17 лет
автора Шипиловой Елены Нрrколаевны
Срок реализации програплмы 1 год

соболi

вариант

Рецензирl,еlt;_Я ,..,JразоватеJIьнаЯ программа представляет
в детском
комплексного Рззнt",:,:пaвого планирования образовательной деятельности "Маска",
* театраrIьном объединении
объединении x}-r],.i.;i.ae;.lHOI-,I направленности
группы, что является показателем
Данная програ}1],i: :--:..:]l1Тaнa на разновозрастные
- очЕая,
преемственносТll : ,, ;:ilIlI !1 в воспитании, Форма обучения
Образов_,

;

_-:.'::

f,РОГРаМма

составлена

с

учетом

современных

требований,

})

:IKO
t,-j 2

.:

_,'

При

запрос

,' :_ 11 в процессе ее РеаJtИЗаЦии учитывается сOциальный
- j:, .Hl1l1 образовательных услуг и интересы воспитаннI{ков,
Ct]i _:., ; : .:_1\1отно обосновал ryманистические и обшие дидактические

разработке rl:
ролите-чегr В . :.

_

.'

ПDлIнЦI]I:'-]:--.::,-.,-ПроГраМмы'сВяЗаВихсВоЗрасТныМиИПсихоЛоГическимt{
программ
_ ; , lll.,ll составлении программы был изучен ряд имеlощихся
особ."- ,
особенности данной програмNlы,
зНil-tоГllЧi- _ ,, : - -. :, -:1Ност}.1 и выявлены отличительные
- :jOi-I записке ttрограммы убедительно обоснована актуальность
В '...-сейчас остро стоит проблема воспитания
даннолi Прtl l- : . В связи с тем, что
,,1сстО
в воспитании детей отводится приобщению их к TeaTparlbнoi:4
Е.- патрIItrтI{З\lа

кчльт\'ъtlвttзн,
rr-,

"

в ее интеграт}lвном характере, предполагающем
с освоением музыкапьного
сllнтеЗ НеСКо-l::, _.,:-]оВ деятельности детей, сопряженных
,l
искусства 11 :: ] j] lЬНоГо творчества, а также проектноI1, рефлексивной
ТВОРЧеСКОГО
r,ятельностью. Она ориентиРОВаНа На РаЗВИТИе
коммyникзтl.::
-:]\1}1ы заключается

потенцI{а_13. :.l , :,,,,iрование активной гражданской позиции.

и дают ясЕое
Стг., ., -: - , _{о_\Iпоненты представленной программы взаимосвязаны
Програмпtа
процессе в объединении,
r чебно-воспитательном
ПР€ЩСТЗВ,-iе:,::_
плаR,
СТРУКТУРИРt: _: _ - годам обучения, Каждый год включает: учебно-тематическIlй
содержан}lс. _ _:-,:f\ е\lые результаты,
педагогами при
!ано , : ]ц,.-lе описание методической системы, }1спользуемойв соответствии с
-;:: .: ПРОГраммы. Содержание программы разработано
реализациlI
ценность, Подробно педагогом
возрастны\1l1 : - _,ванt{яМи, имеет художественную
диагностически}i
обучения,
и методы
',lJ. .r,]ы работь1, формы
описываютсЯ
инструментагi1-: _ --, гL]Jам обучения,
Несоltнз...,l...ценносТЬВсоДержаТелЬноМПЛанеПреДстаВjUIЮТприлагаемые
театрапьного коллектива,
методичесКllС Г;,:-1 .iоТки по всем направлениям деятельности
обеспечивает
педагогIl..-.кэя целесообразность программы в том, что программа
и совершенствование специальных
формированлrе '"liiHill-l творческой деятельности
театральных навь. { -rB,
где определены
в програ\:iiе прописан мониторинг образовательного процесса,
налравления
цель, зада;и. фl нкцI1;. формьi проведения и фиксирования результата,
оценки, лериодичность отслеживания результата, в
работы, критерill{ tI показатели
програмNIе приво]ятся список литературы, адреса электронных ресурсов,
к содержанию и
В целоМ програ\{\Iа соответстВует предЪявляе}lым требованиям
оформлению образовательных програмМ дополнI{тельного образования детей,
Рецензент:
педагог допо,lнi{теJьного образования.
О.В.Дёмина
высшеЙ ква-п}lф}tкационноЙ

зз

a


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».