Рецензент: _______________ _______________________Ф.И.О. (должность) (подпись) «__»__________20__г. Согласовано: заместитель директора ____________ Кравченя Л.Ю. (должность) . (подпись) «__»__________20__г. 2 1.Комплекс основных характеристик Программы 1.1.Пояснительная записка Рабочая программа разработанана основе: - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29.12.2012 г. (в действующей редакции); - Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020); - Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; - Национального проекта «Образование» - Паспорт утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16); - Приказа Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р ; - Концепции развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3 ; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике Крым" (с изменениями на 10.09.2019); - Методических рекомендаций для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности (ГБОУ ДПО РК КРИППО 24 мая 2021 г); - Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения» Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (далее – МБОУ«Емельяновская СОШ»)» типовой примерной программы дополнительного образования военно-патриотического кружка «Юнармия» для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей и молодёжи авторы Костылев Е.А., Криворученко О.Н. в соответствии с:Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020 годы», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. Направленность : туристско- краеведческое 3 В рамках осуществления деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи особое внимание уделяется взаимодействию с институтами гражданского общества и общественными некоммерческими организациями. Одной из форм вовлечения детей и молодежи в активную социальную практику в Российской Федерации является участие детей и молодежи в деятельности Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». Актуальность программы: в соответствии с уставом организации основные задачи в которые входит воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма; изучение истории страны и военноисторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины; развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; укрепление физической закалки и физической выносливости; активное приобщение молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству соответствуют основным направлениям воспитательной работы проводимой в образовательных организациях общего среднего образования и дополнительного образования. Новизна курса заключается в изучении и совершенствовании действий, реально используемых в мероприятиях, связанных с историческим наследием наших предков, великих полководцев России, воинов – освободителей от фашизма, а также воспитании морально-волевых, физических качеств, необходимых для защиты и обороны Отечества. Отличительные особенности программы : В настоящее время, в связи с первоначальным этапом становления юнармейского движения, подобных программ фактически не существует, поэтому данная программа в этом аспекте является эксклюзивной. Программа также обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса: 1) Особенность, которая касается участников: - Участниками юнармейских отрядов могут быть обучающиеся от 5 по 11 класс; - Участие юнармейских отрядах и выход из него является добровольным. Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей 2) Особенность, которая касается принципов реализации программы: Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены. Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев. Программа может быть адаптирована для учеников 1-4 классов. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, тренировки, тактические учения. Основными методами здесь выступают 4 показ и упражнение (тренировка). Педагогическая целесообразность– педагогические приемы, форм и методы обучения, определенные педагогом, направленны на формирование у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (команда), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего военно-спортивного потенциала при выполнении индивидуальных приемов обучающегося, в соревновательной деятельности формирования тактического мышления. Адресат Программы – обучающиеся от 5-11 классов (11-17 лет). В группу принимаются все желающие, достигшие указанного возраста. Основание для зачисления: заявление одного из родителей (законных представителей), согласие на обработку персональных данных, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий по физкультурно-спортивной деятельности. В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства. В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера. Объем и срок освоения программы: 36 часов, 1 год. Уровень программы - стартовый. Формы обучения по программе: очная. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в разновозрастной группе постоянного состава, которые могут проводится в форме бесед, лекций, экскурсий, тренировок строевой подготовки, семинаров, практикумов, конференций; просмотра учебных кинофильмов и видеоматериалов; практических занятий по допризывной физической подготовке и военно-спортивным дисциплинам. Режим занятий:36 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу, занятия по 45 минут; Уровень освоения Год обучения Стартовый уровень Количество рабочих Дней недель 36 1 Количество год Количество в неделю Число и Часов продолжительность занятий в день 1по 45 мин 1 в Занятий Часов 36 36 1год 5 1.2.Цель и задачи Программы: Цель: всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; сохранение и приумножение патриотических традиций; формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества. Задачи: Образовательные: Углубить знания по истории и географии Российской Федерации и Республики Крым; приобрести знания о военной истории Отечества; сформировать у подрастающего поколения мотивацию к военной службе и воспитать уважение к Российской армии; выработка профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и военному долгу. Развивающие: формирование потребности воспитанников в постоянном пополнении своих знаний в укреплении своего здоровья; формирование навыков самообслуживания; формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации и выработке адекватной самооценки; развитие у воспитанников чувства уважения к российской армии и желание служить в ней, защищая свое Отечество; развитие памяти, логического мышления. Воспитательные: воспитание морально-волевых качеств личности; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; воспитание ответственности за порученное дело; формирование чувств взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки, чувства коллективизма; формирование устойчиво-позитивного отношения к окружающему миру; воспитание у подростков готовности к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях; воспитать у подростков способности к лидерству, способности в критической ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива. Обучение участников Движения, как один из способов, осуществляется в туристскокраеведческом кружке при образовательном учреждении. К занятиям в кружке на добровольной основе привлекаются учащиеся в возрасте 11-17 лет, что соответствует Уставу Движения. Формы работы: - теоретические занятия; - семинары, практикумы, конференции; - просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов; - изучение художественной и специальной литературы; - практические занятия по допризывной физической подготовке и военно-спортивным дисциплинам, подготовка к сдаче норм ГТО по стрельбе; - туристические походы (полевые выходы) и экскурсии; - участие в школьных и районных военно-спортивных соревнованиях; - участие в вахтах памяти, поисковой работе, уход за памятными местами и т.п. 1.3. Воспитательный потенциал программы: 6 Воспитательная работа в рамках программы «Юнармия» направлена на знакомство учащихся с мировой культурой в части спортивных и прикладных единоборств;на формирование у подростков уважения к культуре, истории и традициям своей страны и Республики Крым; на воспитание чувства гордости, уважения и почитания символов Российской Федерации и Республики Крым: Герба, Флага и другой российской символики; развитие доброжелательности в оценке спортивных достижений товарищей и критическое отношение к своим достижениям. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы обучающиеся привлекаются к участию в различных акциях МБОУ «Емельяновская СОШ» спортивных и патриотических мероприятиях, соревнованиях, проводимых к знаменательным и историческим датам. Обучающиеся участвуют в просмотре в видеоматериалов патриотической тематики. В результате проведения воспитательных мероприятий у обучающихся творческого объединения будет сформировано понимание: чтобы стать настоящим юнармейцем, недостаточно просто ходить на занятия кружка, ты должен заняться собой, воспитать в себе следующий комплекс умений: быть ответственным, ибо результат занятий зависит от тебя самого; быть дисциплинированным, выполнять режим занятий ;быть упорным во время тренировок, стремиться преодолеть трудности для достижения победы; проявлять уважение ко всем и во всем: быть честным и уважать командиров и начальников, внимательным к замечаниям старших, товарищам по группе. На примерах советских и российских военнослужащих у воспитанников будет сформировано чувство патриотизма и гордости за свою страну, стремление не сдаваться, не жалеть сил для достижения цели. 1.4.Содержание программы Учебный план: Наименование раздела, темы № Всего 1 Введение. Вводное занятие. 1 Раздел 1. Основные виды 30 подготовки юнармейцев 2 Специальная и тактическая подготовка 6 3 Строевая подготовка 12 4 Специальная физическая подготовка 9 5 Допризывная огневая и стрелковая 3 подготовка Раздел 2. История родного 6 Отечества. 6 5 Великая Отечественная Война. 7 Воссоединение Крыма с Россией в 2014 1 году. Итого 36 Учебные часов Форма Теория Практика аттестации/ контроля 1 14 15 5 4 2 3 1 8 7 - 6 - Тестирование Смотр строя Тестирование Опросный лист Фронтальный опрос Итоговое тестирование 5 1 21 15 . Содержание учебно-тематического плана Введение -1 ч. 7 Теория- 1 ч. Практика -0 ч. Введение. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Знакомство с программой, задачами, расписанием. Раздел 1. Основные виды подготовки юнармейцев- 29 ч. Специальная и тактическая подготовка».( 6 ч.) Теория:5 ч План и карта. Картографические проекции. Параллель. Меридиан. Топография. Геодезия. Системы географических координат. Условные обозначения на топографической карте. Карта как средство военного управления. Ориентирование на пересеченной, горной местности и в лесу. Виды вооруженных сил Российской Федерации. Первая медицинская помощь. Переноска пострадавшего. Раны. Переломы. Отравления. Методы выживания в условиях дикой природы. Полевой походный лагерь. Питание в походе. Способы устройства бивуака. Обязанности в пешем походе. Типы туристических узлов. Практика -1 ч. Практические занятия. 1 ч. Вязка туристических узлов. Первичная аттестация: тестирование 1. Образовательный модуль «Строевая подготовка». ( 12 ч.) Теория : 4 ч. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия с оружием. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить». Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. Движение с оружием в положении «на ремень», «на грудь», «за спину». Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Изменение скорости движения. Изменение темпа движения. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте.. Практические занятия. Практика : 8 ч. Отработка строевых приемов. Промежуточная аттестация: смотр-строя Специальная физическая подготовка.( 8 ч.) Теория :2 ч. Военно-прикладные виды спорта в Российской Федерации. Армейский рукопашный бой. Военно-спортивное многоборье. Практические занятия. 6 ч. Общая физическая подготовка. Легкая атлетика. Игровые виды спорта. Метание гранаты. Самбо. Дзюдо. Сдача нормативов комплекса ГТО. Промежуточная аттестация: тестирование Допризывная огневая и стрелковая подготовка». (3 ч.) Теория :3 ч. Законодательство о поведении с оружием. Техника безопасности при использовании оружия. Стрелковое оружие. Материальная часть стрелкового оружия. Основы стрельбы. Способы стрельбы. Практика – 0 ч. Промежуточная аттестация: опросный лист 8 Раздел 2. «История родного Отечества».(6 ч ) Великая Отечественная война Теория : 5 ч. Причины, этапы Великой Отечественной Войны. Танк Т-34. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Освобождение Отечества от немецко-фашистских захватчиков. Полководцы Великой Отечественной Войны. Практика -0 ч. Промежуточная аттестация: фронтальный опрос Воссоединение Крыма с Россией в 2014 году.- 1 ч. Теория – 1 ч. Воссоединение Крыма с Россией в 2014 году. Практика -0 ч Итоговая аттестация : итоговое тестирование 1.5.Планируемые результаты. В результате изучения курса, обучающиеся научатся: - основам военных знаний и воинской дисциплины; - анализу современной военно-политической обстановки и распознавания угроз, оценке достоверности получаемой информации, защите государственных и национальных интересов; - использованию традиционных и современных средств ориентирования и навигации, ведению радиосвязи; - распознаванию видов наиболее распространенного стрелкового оружия, - распознаванию видов оружия массового поражения и способам защиты от них; - способам контроля параметров физического состояния; - приемам психологического контроля и самоконтроля; - основам поведения и самозащиты в экстремальных ситуациях; - специальным навыкам выживания в условиях дикой природы и враждебного окружения; - строевой подготовке. Знать - историю создания ВС РФ; - Дни воннской славы России; - положение о статусе военнослужащего; - великих русских полководцев - историю юнармейского движения в России; - материальную часть АК-74,его разборку и сборку, разряжение и снаряжение магазина; - обязанности каждого гражданина по защите своей Родины. - государственные символы Российской Федерации; - воинские звания. Уметь - правильно использовать материальную базу ВПО. во время занятия; - правильно использовать общевоинские уставы в повседневной жизни; - правильно выполнять комплекс силовых упражнений; - правильно выполнять комплекс упражнений на растяжку и гибкость; - наложить жгут и повязку на верхние и нижние конечности; - правильно выполнять строевые приемы на месте; - выполнять команды строевой подготовки. - владеть на начальном уровне приемами единоборств - выполнять основные строевые движения согласно устава строевой подготовки 9 - будут иметь: навыки оказания доврачебной помощи; навыки обращения с оружием АК-74; навыки выполнения команд при строевой подготовке; навыки в использовании своей физической подготовленности в бою. УУД Регулятивные УУД: понимать задачи, поставленные командиром и начальником; знать технологическую последовательность выполнения работы; правильно оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД: научиться проявлять творческие способности; развивать сенсорные и моторные навыки Коммуникативные УУД: учиться работать в коллективе; проявлять индивидуальность и самостоятельность. Юнармеец это личность, обладающая: - позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; - важнейшими духовно-нравственными, деятельностными качествами, такими, как любовь к Родине, уважение к ее историческому прошлому, способность защитить свое Отечество; - способностью понимания своей роли и места в служении Отечеству; - сформированностью основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы; - наличием знаний и способностью их эффективно и самостоятельно применять в жизни; - восприятием состояния; патриотизма, преданности своему Отечеству как естественного духовного - самоотверженностью и способностью к преодолению трудностей и лишений; - гуманизмом и нравственностью, чувством собственного достоинства; - социальной активностью, ответственностью. 10 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНА протокол заседания педагогического совета МБОУ«Емельяновская СОШ» от ________ № __ СОГЛАСОВАНА заместитель директора МБОУ «Емельяновская СОШ» «____»_________20__г. _______Л.Ю.Кравченя УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Емельяновская СОШ» __________С.Н.Петренко Приказ № ___ от ________ Календарный учебный график творческого объединения « ЮНАРМИЯ» 2022/2023 учебного года 11 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график сентябрь Аттестация/ формы Кол-во часов в Кол-во часов в Недели контроля месяц (групп) неделю (групп) обучени я Месяц 1 октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 2 24 3 25 26 2 28 7 29 30 31 32 33 34 35 36 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 3 4 Итоговое тестирование 3 Фронтальный опрос 3 Опросный лист 5 тестирование 3 Смотр строя 4 тестирование 5 Всего Объём в 2022-2023 учебном году – 36 учебных часа 12 2.2.Условия реализации программы: материально-техническое обеспечение - наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов; специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы; наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи и т.д); - наличие проектора и мультимедийной доски , возможность выхода в Интернет. - информационное обеспечение - Видеофильмы о истории Великой Отечественной Войны и современных локальных войнах, а также истории Ичкинского партизанского отряда; - Методические пособия для проведения занятий (см. список литературы). - кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования , прошедший курсы повышения квалификации по программе Актуальные вопросы организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях по дополнительной программе «Юнармия». Методическое обеспечение программы Образовательный процесс осуществляется посредством следующих методов обучения: •репродуктивный(воспроизводящий);. • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективной работы. Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказа, лекций с использованием иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением тем. На практических занятиях учащиеся используют разнообразные методики , отрабатывая навыки метания гранаты, выполнения команд, оказания первой медицинской помощи, умение ориентироваться на местности и т.п. Формы организации учебных занятий Качественная организация занятия и продуктивная деятельность детей невозможна без знания педагогом форм и методов проведения занятия в детском объединении. Ведущей формой работы является групповая форма обучения, которая способствует: - вовлечению каждого ученика в активный познавательный процесс, что развивает умение думать самостоятельно, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации; - развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с другими людьми, так как ученик поочередно выполняет различные социальные роли: лидера, организатора, исполнителя и т.д.; - испытанию интеллектуальных, нравственных сил участников группы при решении проблем безопасности; - желание помочь друг другу, что исключает соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность. - сочетание обзорных бесед и установочных лекций; - занятия-презентации, занятия вопросов и ответов; 1 - занятия по физической подготовке: - военизированный кросс, военно-прикладная полоса препятствий; - занятия-тренировки: строевая подготовка, огневая подготовка, - практические занятия в тире; - экскурсии - медицинская подготовка для оказания первой доврачебной помощи. - занятия по спортивно-прикладному туризму; - встречи с представителями ГИБДД, государственной противопожарной службы МЧС России, МВД, ГО и ЧС район, комитета по здравоохранению; - соревнования; - походы; - взаимосотрудничество старших и младших ребят. В курсе обучения применяются следующие методы: Методы работы рассчитаны как на индивидуальный подход, так и на групповой: - частично-поисковый метод (реализация через решение творческих задач); - алгоритмический метод (обучение по схемам ориентировочной деятельности); - наглядный метод (использование в процессе обучение ТСО, наглядной агитационной литературы); - творческий метод (решение задач практической и теоретической направленности, учебных ситуаций, тренингов, участие в интеллектуальных и творческих играх и т.д.) В рамках данного раздела «Практико – ориентированная деятельность» обучающиеся ведут исследовательскую деятельность, поисковую работу по местам Славы Слободо – Туринского края, участвуют в социальных и патриотических акциях, движениях, занимаются волонтёрской деятельностью. Помимо этого готовятся к соревнованиям разного уровня (районным, окружным, областным, всероссийским). Содержание подготовки определяется Положениями о соревнованиях. Формы аттестации /контроля Первичная аттестация уровня знаний учащихся проводится в форме входного тестирования. Для текущего контроля и результатов отслеживания программа используются система методов наблюдения. Для отслеживания результативности на уровне мотивации и эмоционального состояния применяются методики социометрического исследования, мотивации прихода в коллектив. Проверка достигаемых учащимися образовательных результатов производится по форме: тесты и опросные листы, фронтальный опрос, сдача нормативов, спортивные соревнования. Итоговая аттестация проводится в форме итогового тестирования Также формами подведения итогов могут быть смотр-строя и песни, участие в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конкурсных программах. Оценочные материалы : Фронтальный опрос, тестирование, смотры строя и песни, спортивные соревнования, тестовые упражнения , участие в муниципальных мероприятиях несения почётной караульной службы. 2 2.4. Список литературы: Список литературы и интернет – ресурсы, используемые педагогом при создании и реализации программы 1. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне». 2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4. Закон Российской Федерации «Об обороне». 5. Закон российской федерации «О воинской обязанности и военной службе». 6. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественногодвижения «ЮНАРМИЯ», утвержден 28 мая 2016 г. 7. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации. 8. Строевой устав Вооружённых сил Российской Федерации. 9. Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых сил Российской Федерации. 10. Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации. 11. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: РИПОЛ классик; Издательство «Омега-Л», 2017. – 493 с.: ил., табл. 12. «Основы безопасности жизнедеятельности» 10, 11 классы. Учебники под редакцией А.Т. Смирнова, Б. И. Мишина, В. А. Васнева, Москва, «Просвещение» ОАО «Московские учебники», 2008г. 13. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с. 14. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. 15. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, Лях В. И., Зданевич А.А. 2005г. 16. Методические рекомендации для учителей: Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова, 2002г. 17. Методическое пособие по организации работы в сфере патриотического воспитания – ред. Аппарата Совета министров Республики Крым, 2015. 18. Настольная книга учителя физической культуры Г.И. Погадаев, Л.Б. Кофман, 1998г. 19. Организация работы спортивных секций в школе. Каинов А.Н. 2009г. 20. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий, В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с. 21. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с. 22. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №1441-ПП «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». 23. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебнометодические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с. 24. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебнометодические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с. 3 25. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебнометодические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с. 26. Современная начальная военная подготовка, Учебно-методические материалы, Даурцев К.В. (руководитель проекта) и др. – учебный центр «Вымпел-Каскад», М, 2016. 27. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. 28. Андреев С. Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989. 29. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с. 30. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с. 31. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. 32. Борсаков В.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Организация учебных сборов. 10 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016 – 126 с. 33. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с. 34. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с. 35. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2000. 36. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. -Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г. 37. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2002. 38. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с. 39. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с. 40. Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974. 41. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г. 42. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с. 43. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2004. – 134с. 44. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014 – 351 с. : ил. 45. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014 – 320 с. : ил. 46. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 – 222 с. 47. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. 10-11 классы: учеб.пособие для учителей общеобразоват. организаций – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016 – 95 с. 48. Современная начальная военная подготовка, Учебно-методические материалы, Даурцев К.В. (руководитель проекта) и др. – учебный центр «Вымпел-Каскад», М, 2016. 4 49. Шапкин П.С. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в военных и спортивных клубах – М.: ОМОО «Правовая Россия», 2015. – 48 с. Список литературы, рекомендуемый обучающимся и родителям для успешного усвоения данной программы 1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966. 2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с. 3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375. 4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977. 5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997. 6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с. 7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994. 9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000. 10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира). 11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с. 12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.: ОАО «Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с. 5 Приложение 1. Критерии оценки достижения планируемых результатов Высокий уровень: знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объѐма программного материала; умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; отсутствия ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога; соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Достаточный уровень: знания всего изученного материала; умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Средний уровень: знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя; умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменѐнные вопросы; наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Низкий уровень: знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы; отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы; наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала; значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 6 Приложение 2 План воспитательной работы Название объединения № 1 2 3 4 1 2 1 2 3 1 2 3 «Юнармия» Наименование Период проведения Форма проведения мероприятия Гражданско-патриотическая воспитание Октябрь Конкурс Муниципальный этап Апрель конкурса «Вахта памяти. Пост № 1» День Республики Крым Январь Фотоконкурс «Природа родного Крыма» февраль Смотр-строя и песни Смотр строя и песни, посвященный «Дню защитника отечества» апрель линейка День освобождения Крыма от фашистских захватчиков Культурологическая воспитание, личностно-волевое Всероссийская акция Январь-апрель акция «Письмо солдату» Всероссийская акция Апрель-май Участие в он-лайн Эко«Георгиевская ленточка» диктанте Физическая воспитание, экологическая воспитание Соревнования по ГТО декабрь Лекция «Пестициды и их отрицательное влияние на окружающую среду» Операция «Памяник» Октябрь Операция по уборке, май благоустройству памятников на территории села. Акция «Сады Победы Первая неделя апреля Акция по высадке деревьев, кустарников, цветов) Духовно-нравственное воспитание День добровольца Декабрь- май Беседа «Волонтеры (волонтера) ( 05.12) Победы» и их Участие в мероприятиях деятельность» «Волонтеры Победы» Возложение цветов у март Торжественное памятных мемориалов ВОв возложение цветов, гирлянд День Победы 9 мая Участие в почетном карауле на митинге, посвященном Дню Победы 7 Рецензия на общеобразовательную общеразвивающую программу дополнительного образования «ЮНАРМИЯ» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «ЮНАРМИЯ» - программа физкультурно-спортивного направления. Программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего школьного возраста (11-17 лет). Программа рассчитана на 36 часов. Срок реализации программы – 1 год. Данная программа соответствует требованиям дополнительного образования, является составной частью общей системы привлечения обучающихся к физической активности и патриотизму. Цели, задачи, результаты программы, ориентированы на возрастные особенности обучающихся. В программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами. Материал программы изложен грамотно, в соответствии с рекомендациями и требованиями к содержанию и оформлению программ. Отмечается логика, последовательность овладения знаниями, двигательными навыками и умениями. Программа «ЮНАРМИЯ» содержит следующие разделы: -Пояснительная записка включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: обоснование программы, в котором отражена актуальность, новизна, отличительные особенности программы; цели и задачи, условия реализации программы, основные методы и формы занятий, планируемые результаты, методическое обеспечение программы, формы аттестации / контроля. -Содержание программы представленно на весь период реализации программы календарнотематическим планированием на год, с указанием распределением часов по разделам и темам занятий, указанием общего количества часов, с разбивкой на теоретические и практические занятия. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам в соответствии с тематическим планом. -Список литературы в помощь обучающимся для усвоения программы достаточно полный и доступный. Предложенная программа актуальна, цели и задачи являются социально и личностно значимыми. Учитывая возрастную группу обучающихся, программа предполагает применение изученных навыков и умений в реальных мероприятиях как школьной, так и внешкольной локациях. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели и задачи и способы их достижения. Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, разработанная учителем МБОУ «Емельяновская СОШ» Подгибайловым С.Н. соответствует требованиям и может быть реализована в системе дополнительного образования. Рецензент: учитель начальных классов, высшей квалификационной категории_____________________ О.В.Дёмина 8 9