Юнармия

Рецензент: _______________

_______________________Ф.И.О.

(должность)

(подпись)

«__»__________20__г.
Согласовано: заместитель директора ____________ Кравченя Л.Ю.
(должность)

.

(подпись)

«__»__________20__г.

2

1.Комплекс основных характеристик Программы
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработанана основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» № 273 от
29.12.2012 г. (в действующей редакции);
- Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020);
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
- Национального проекта «Образование» - Паспорт утверждён президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);
- Приказа Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р ;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение к протоколу заседания проектного
комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3 ;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
- Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике
Крым" (с изменениями на 10.09.2019);
- Методических рекомендаций для педагогических работников и руководителей образовательных
организаций
Республики
Крым,
реализующих дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы различной направленности (ГБОУ ДПО РК КРИППО 24 мая 2021
г);
- Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения» Емельяновская средняя
общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (далее
–
МБОУ«Емельяновская СОШ»)»
типовой примерной программы дополнительного образования военно-патриотического кружка
«Юнармия» для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей и
молодёжи
авторы Костылев Е.А., Криворученко О.Н. в соответствии с:Государственной
программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020 годы»,
утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №
1493.
Направленность : туристско- краеведческое
3

В рамках осуществления деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи
особое внимание уделяется взаимодействию с институтами гражданского общества и
общественными некоммерческими организациями.
Одной из форм вовлечения детей и молодежи в активную социальную практику в Российской
Федерации является участие детей и молодежи в деятельности Всероссийского детско-юношеского
военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ».
Актуальность программы:
в соответствии с уставом организации основные задачи в которые входит воспитание у
молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям
интернационализма, противодействия идеологии экстремизма; изучение истории страны и военноисторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и
выдающихся людях «малой» Родины; развитие в молодежной среде ответственности, принципов
коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому
обществу системы ценностей; формирование положительной мотивации у молодых людей к
прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской
Федерации; укрепление физической закалки и физической выносливости; активное приобщение
молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству соответствуют основным
направлениям воспитательной работы проводимой в образовательных организациях общего
среднего образования и дополнительного образования.
Новизна
курса заключается в изучении и совершенствовании действий, реально используемых в
мероприятиях, связанных с историческим наследием наших предков, великих полководцев России,
воинов – освободителей от фашизма, а также воспитании морально-волевых, физических качеств,
необходимых для защиты и обороны Отечества.
Отличительные особенности программы :
В настоящее время, в связи с первоначальным этапом становления юнармейского движения,
подобных программ фактически не существует, поэтому данная программа в этом аспекте является
эксклюзивной.
Программа также обладает отличительными чертами по форме организации учебного
процесса:
1) Особенность, которая касается участников:
- Участниками юнармейских отрядов могут быть обучающиеся от 5 по 11 класс;
- Участие юнармейских отрядах и выход из него является добровольным.
Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного
заявления гражданина с согласием его законных представителей
2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:
Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или
упрощены.
Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно
возрастным особенностям юнармейцев. Программа может быть адаптирована для учеников 1-4
классов. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и
практические занятия, тренировки, тактические учения. Основными методами здесь выступают
4

показ и упражнение (тренировка).
Педагогическая целесообразность–
педагогические приемы, форм и методы обучения, определенные педагогом, направленны на
формирование у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной
функции в коллективном процессе (команда), с одной стороны, и формировании самодостаточного
проявления всего военно-спортивного потенциала при выполнении индивидуальных приемов
обучающегося, в соревновательной деятельности формирования тактического мышления.
Адресат Программы –
обучающиеся от 5-11 классов (11-17 лет). В группу принимаются все желающие, достигшие
указанного возраста. Основание для зачисления: заявление одного из родителей (законных
представителей), согласие на обработку персональных данных, отсутствие медицинских
противопоказаний для занятий по физкультурно-спортивной деятельности. В этом возрасте
учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он
уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции,
существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная
работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются
нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие,
действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и
дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной
деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности.
Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью
характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности.
Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности,
темперамента, характера.
Объем и срок освоения программы: 36 часов, 1 год.
Уровень программы - стартовый.
Формы обучения по программе: очная.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в разновозрастной
группе постоянного состава, которые могут проводится в форме бесед, лекций, экскурсий,
тренировок строевой подготовки, семинаров, практикумов, конференций; просмотра учебных
кинофильмов и видеоматериалов; практических занятий по допризывной физической подготовке и
военно-спортивным дисциплинам.
Режим занятий:36 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу, занятия по 45 минут;

Уровень
освоения
Год обучения
Стартовый
уровень

Количество
рабочих
Дней
недель

36

1

Количество
год

Количество в неделю
Число
и Часов
продолжительность
занятий в день
1по 45 мин

1

в

Занятий Часов

36

36

1год
5

1.2.Цель и задачи Программы:
Цель: всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании; повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; сохранение и
приумножение патриотических традиций; формирование у молодежи готовности и практической
способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
Отечества.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания по истории и географии Российской Федерации и Республики Крым;
приобрести знания о военной истории Отечества;
сформировать у подрастающего поколения мотивацию к военной службе и воспитать
уважение к Российской армии;
выработка
профессионально
значимых
качеств
и
умений, верности
конституционному и военному долгу.
Развивающие:
формирование потребности воспитанников в постоянном пополнении своих знаний в
укреплении своего здоровья;
формирование навыков самообслуживания;
формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации и
выработке адекватной самооценки;
развитие у воспитанников чувства уважения к российской армии и желание служить в ней,
защищая свое Отечество;
развитие памяти, логического мышления.
Воспитательные:
воспитание морально-волевых качеств личности;
воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
воспитание ответственности за порученное дело;
формирование чувств взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки, чувства
коллективизма;
формирование устойчиво-позитивного отношения к окружающему миру;
воспитание у подростков готовности к защите Отечества, действиям в экстремальных
ситуациях;
воспитать у подростков способности к лидерству, способности в критической ситуации взять
на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива.
Обучение участников Движения, как один из способов, осуществляется в туристскокраеведческом кружке при образовательном учреждении. К занятиям в кружке на добровольной
основе привлекаются учащиеся в возрасте 11-17 лет, что соответствует Уставу Движения.
Формы работы:
- теоретические занятия;
- семинары, практикумы, конференции;
- просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
- изучение художественной и специальной литературы;
- практические занятия по допризывной физической подготовке и военно-спортивным
дисциплинам, подготовка к сдаче норм ГТО по стрельбе;
- туристические походы (полевые выходы) и экскурсии;
- участие в школьных и районных военно-спортивных соревнованиях;
- участие в вахтах памяти, поисковой работе, уход за памятными местами и т.п.
1.3. Воспитательный потенциал программы:
6

Воспитательная работа в рамках программы «Юнармия» направлена на знакомство
учащихся с мировой культурой в части спортивных и прикладных единоборств;на формирование у
подростков уважения к культуре, истории и традициям своей страны и Республики Крым; на
воспитание чувства гордости, уважения и почитания символов Российской Федерации и
Республики Крым: Герба, Флага и другой российской символики; развитие доброжелательности в
оценке спортивных достижений товарищей и критическое отношение к своим достижениям.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию в различных акциях МБОУ «Емельяновская СОШ»
спортивных и патриотических мероприятиях, соревнованиях, проводимых к знаменательным и
историческим датам. Обучающиеся участвуют в просмотре в видеоматериалов патриотической
тематики.
В результате проведения воспитательных мероприятий у обучающихся творческого
объединения будет сформировано понимание: чтобы стать настоящим юнармейцем, недостаточно
просто ходить на занятия кружка, ты должен заняться собой, воспитать в себе следующий комплекс
умений: быть ответственным, ибо результат занятий зависит от тебя самого; быть
дисциплинированным, выполнять режим занятий ;быть упорным во время тренировок, стремиться
преодолеть трудности для достижения победы; проявлять уважение ко всем и во всем: быть
честным и уважать командиров и начальников, внимательным к замечаниям старших, товарищам
по группе. На примерах советских и российских военнослужащих у воспитанников будет
сформировано чувство патриотизма и гордости за свою страну, стремление не сдаваться, не жалеть
сил для достижения цели.
1.4.Содержание программы
Учебный план:
Наименование раздела, темы

№

Всего
1

Введение. Вводное занятие.

1

Раздел
1.
Основные
виды 30
подготовки юнармейцев
2 Специальная и тактическая подготовка
6
3 Строевая подготовка
12
4
Специальная физическая подготовка
9
5
Допризывная огневая и стрелковая
3
подготовка
Раздел 2. История родного
6
Отечества.
6
5
Великая Отечественная Война.
7
Воссоединение Крыма с Россией в 2014 1
году.
Итого
36

Учебные часов

Форма
Теория Практика аттестации/
контроля
1
14

15
5
4
2
3

1
8
7
-

6

-

Тестирование
Смотр строя
Тестирование
Опросный лист

Фронтальный
опрос
Итоговое
тестирование

5
1
21

15

.
Содержание учебно-тематического плана
Введение -1 ч.
7

Теория- 1 ч. Практика -0 ч.
Введение. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Знакомство с программой, задачами,
расписанием.
Раздел 1. Основные виды подготовки юнармейцев- 29 ч.
Специальная и тактическая подготовка».( 6 ч.)
Теория:5 ч
План и карта. Картографические проекции. Параллель. Меридиан. Топография. Геодезия.
Системы географических координат. Условные обозначения на топографической карте. Карта как
средство военного управления. Ориентирование на пересеченной, горной местности и в лесу. Виды
вооруженных сил Российской Федерации. Первая медицинская помощь. Переноска пострадавшего.
Раны. Переломы. Отравления. Методы выживания в условиях дикой природы. Полевой походный
лагерь. Питание в походе. Способы устройства бивуака. Обязанности в пешем походе. Типы
туристических узлов.
Практика -1 ч.
Практические занятия. 1 ч. Вязка туристических узлов.
Первичная аттестация: тестирование
1.
Образовательный модуль «Строевая подготовка». ( 12 ч.)
Теория : 4 ч.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выполнение воинского
приветствия с оружием. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить». Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход
от него. Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. Движение с оружием в
положении «на ремень», «на грудь», «за спину». Движение строевым шагом, повороты в движении.
Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Изменение скорости движения. Изменение
темпа движения. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте..
Практические занятия. Практика : 8 ч. Отработка строевых приемов.
Промежуточная аттестация: смотр-строя
Специальная физическая подготовка.( 8 ч.)
Теория :2 ч.
Военно-прикладные виды спорта в Российской Федерации. Армейский рукопашный бой.
Военно-спортивное многоборье.
Практические занятия. 6 ч.
Общая физическая подготовка. Легкая атлетика. Игровые виды спорта. Метание гранаты.
Самбо. Дзюдо. Сдача нормативов комплекса ГТО.
Промежуточная аттестация: тестирование
Допризывная огневая и стрелковая подготовка». (3 ч.)
Теория :3 ч.
Законодательство о поведении с оружием. Техника безопасности при использовании оружия.
Стрелковое оружие. Материальная часть стрелкового оружия. Основы стрельбы. Способы
стрельбы.
Практика – 0 ч.
Промежуточная аттестация: опросный лист
8

Раздел 2. «История родного Отечества».(6 ч )
Великая Отечественная война
Теория : 5 ч.
Причины, этапы Великой Отечественной Войны. Танк Т-34. Разгром немецко-фашистских
захватчиков под Сталинградом. Освобождение Отечества от немецко-фашистских захватчиков.
Полководцы Великой Отечественной Войны.
Практика -0 ч.
Промежуточная аттестация: фронтальный опрос
Воссоединение Крыма с Россией в 2014 году.- 1 ч.
Теория – 1 ч.
Воссоединение Крыма с Россией в 2014 году.
Практика -0 ч
Итоговая аттестация : итоговое тестирование
1.5.Планируемые результаты.
В результате изучения курса, обучающиеся научатся:
- основам военных знаний и воинской дисциплины;
- анализу современной военно-политической обстановки и распознавания угроз, оценке
достоверности получаемой информации, защите государственных и национальных интересов;
- использованию традиционных и современных средств ориентирования и навигации, ведению
радиосвязи;
- распознаванию видов наиболее распространенного стрелкового оружия,
- распознаванию видов оружия массового поражения и способам защиты от них;
- способам контроля параметров физического состояния;
- приемам психологического контроля и самоконтроля;
- основам поведения и самозащиты в экстремальных ситуациях;
- специальным навыкам выживания в условиях дикой природы и враждебного окружения;
- строевой подготовке.
Знать
- историю создания ВС РФ;
- Дни воннской славы России;
- положение о статусе военнослужащего;
- великих русских полководцев
- историю юнармейского движения в России;
- материальную часть АК-74,его разборку и сборку, разряжение и снаряжение магазина;
- обязанности каждого гражданина по защите своей Родины.
- государственные символы Российской Федерации;
- воинские звания.
Уметь
- правильно использовать материальную базу ВПО. во время занятия;
- правильно использовать общевоинские уставы в повседневной жизни;
- правильно выполнять комплекс силовых упражнений;
- правильно выполнять комплекс упражнений на растяжку и гибкость;
- наложить жгут и повязку на верхние и нижние конечности;
- правильно выполнять строевые приемы на месте;
- выполнять команды строевой подготовки.
- владеть на начальном уровне приемами единоборств
- выполнять основные строевые движения согласно устава строевой подготовки
9

-

будут иметь:
навыки оказания доврачебной помощи;
навыки обращения с оружием АК-74;
навыки выполнения команд при строевой подготовке;
навыки в использовании своей физической подготовленности в бою.
УУД
Регулятивные УУД:






понимать задачи, поставленные командиром и начальником;
знать технологическую последовательность выполнения работы;
правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:





научиться проявлять творческие способности;
развивать сенсорные и моторные навыки
Коммуникативные УУД:




учиться работать в коллективе;
проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Юнармеец это личность, обладающая:
- позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным,
историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;
- важнейшими духовно-нравственными, деятельностными качествами, такими, как любовь к
Родине, уважение к ее историческому прошлому, способность защитить свое Отечество;
- способностью понимания своей роли и места в служении Отечеству;
- сформированностью основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для
успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы;
- наличием

знаний и способностью их эффективно и самостоятельно применять в жизни;

- восприятием
состояния;

патриотизма, преданности своему Отечеству как естественного духовного

- самоотверженностью и способностью к преодолению трудностей и лишений;
- гуманизмом и нравственностью, чувством собственного достоинства;
- социальной активностью, ответственностью.

10

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНА
протокол заседания
педагогического совета
МБОУ«Емельяновская СОШ»
от ________ № __

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
МБОУ «Емельяновская СОШ»
«____»_________20__г.
_______Л.Ю.Кравченя

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Емельяновская СОШ»
__________С.Н.Петренко
Приказ № ___ от ________

Календарный учебный график
творческого объединения « ЮНАРМИЯ»
2022/2023 учебного года

11

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
сентябрь

Аттестация/ формы Кол-во часов в Кол-во часов в Недели
контроля
месяц (групп) неделю (групп) обучени
я

Месяц

1

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

2 3

4

5 6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

2
24
3

25

26

2
28
7

29

30

31

32

33

34

35

36

1 1

1

1 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 1

1

1

1 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
5

3

4

Итоговое
тестирование

3

Фронтальный опрос

3

Опросный лист

5

тестирование

3

Смотр строя

4

тестирование

5

Всего Объём в 2022-2023 учебном году – 36 учебных часа

12

2.2.Условия реализации программы:
материально-техническое обеспечение
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим
оборудованием
для
демонстрации
видеоматериалов;
специальная
библиотека
учебно-популярной
и
энциклопедической
литературы;
наглядный
и
дидактический
материал
(схемы,
плакаты,
муляжи
и
т.д);
- наличие проектора и мультимедийной доски , возможность выхода в Интернет.
- информационное обеспечение
- Видеофильмы о истории Великой Отечественной Войны и современных локальных войнах, а
также истории Ичкинского партизанского отряда;
- Методические пособия для проведения занятий (см. список литературы).
- кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования , прошедший курсы повышения квалификации по
программе
Актуальные вопросы организации учебно-воспитательного процесса в
образовательных организациях по дополнительной программе «Юнармия».
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс осуществляется посредством следующих методов обучения:
•репродуктивный(воспроизводящий);.
• иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
• проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
• эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).. В
проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективной работы.
Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказа, лекций с использованием иллюстративного
материала
и
подкрепляется
практическим
освоением
тем.
На практических занятиях учащиеся используют разнообразные методики , отрабатывая навыки
метания гранаты,
выполнения команд, оказания первой медицинской помощи, умение
ориентироваться на местности и т.п.
Формы организации учебных занятий
Качественная организация занятия и продуктивная деятельность детей невозможна без знания
педагогом форм и методов проведения занятия в детском объединении.
Ведущей формой работы является групповая форма обучения, которая способствует:
- вовлечению каждого ученика в активный познавательный процесс, что развивает умение думать
самостоятельно, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся
жизненной ситуации;
- развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с другими людьми, так как
ученик поочередно выполняет различные социальные роли: лидера, организатора, исполнителя и
т.д.;
- испытанию интеллектуальных, нравственных сил участников группы при решении проблем
безопасности;
- желание помочь друг другу, что исключает соперничество, высокомерие, грубость,
авторитарность.
- сочетание обзорных бесед и установочных лекций;
- занятия-презентации, занятия вопросов и ответов;
1

- занятия по физической подготовке:
- военизированный кросс, военно-прикладная полоса препятствий;
- занятия-тренировки: строевая подготовка, огневая подготовка,
- практические занятия в тире;
- экскурсии
- медицинская подготовка для оказания первой доврачебной помощи.
- занятия по спортивно-прикладному туризму;
- встречи с представителями ГИБДД, государственной противопожарной службы МЧС России,
МВД, ГО и ЧС район, комитета по здравоохранению;
- соревнования;
- походы;
- взаимосотрудничество старших и младших ребят.
В курсе обучения применяются следующие методы:
Методы работы рассчитаны как на индивидуальный подход, так и на
групповой:
- частично-поисковый метод (реализация через решение творческих задач);
- алгоритмический метод (обучение по схемам ориентировочной деятельности);
- наглядный метод (использование в процессе обучение ТСО, наглядной агитационной
литературы);
- творческий метод (решение задач практической и теоретической направленности, учебных
ситуаций, тренингов, участие в интеллектуальных и творческих играх и т.д.)
В рамках данного раздела «Практико – ориентированная деятельность» обучающиеся ведут
исследовательскую деятельность, поисковую работу по местам Славы Слободо – Туринского края,
участвуют в социальных и патриотических акциях, движениях, занимаются волонтёрской
деятельностью. Помимо этого готовятся к соревнованиям разного уровня (районным, окружным,
областным, всероссийским). Содержание подготовки определяется Положениями о
соревнованиях.

Формы аттестации /контроля
Первичная аттестация уровня знаний учащихся проводится в форме входного тестирования. Для
текущего контроля и результатов отслеживания программа используются система методов
наблюдения. Для отслеживания результативности на уровне мотивации и эмоционального
состояния применяются методики социометрического исследования, мотивации прихода в
коллектив.
Проверка достигаемых учащимися образовательных результатов производится по форме: тесты и
опросные листы, фронтальный опрос, сдача нормативов, спортивные соревнования. Итоговая
аттестация проводится в форме итогового тестирования
Также формами подведения итогов могут быть смотр-строя и песни, участие в муниципальных,
республиканских, всероссийских и международных конкурсных программах.
Оценочные материалы : Фронтальный опрос, тестирование, смотры строя и песни, спортивные
соревнования, тестовые упражнения , участие в муниципальных мероприятиях несения почётной караульной
службы.
2

2.4. Список литературы:
Список литературы и интернет – ресурсы, используемые педагогом при создании и
реализации программы
1. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне».
2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе».
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
4. Закон Российской Федерации «Об обороне».
5. Закон российской федерации «О воинской обязанности и военной службе».
6. Устав
Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественногодвижения «ЮНАРМИЯ», утвержден 28 мая 2016 г.
7. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации.
8. Строевой устав Вооружённых сил Российской Федерации.
9. Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых сил Российской Федерации.
10. Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации.
11. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: РИПОЛ классик;
Издательство «Омега-Л», 2017. – 493 с.: ил., табл.
12. «Основы безопасности жизнедеятельности» 10, 11 классы. Учебники под редакцией А.Т.
Смирнова, Б. И. Мишина, В. А. Васнева, Москва, «Просвещение» ОАО «Московские
учебники», 2008г.
13. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы,
кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
– 122 с.
14. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под
ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000.
15. Комплексная программа физического воспитания учащих­ся 1-11-х классов
общеобразовательной школы, Лях В. И., Зданевич А.А. 2005г.
16. Методические рекомендации для учителей: Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова,
2002г.
17. Методическое пособие по организации работы в сфере патриотического воспитания –
ред. Аппарата Совета министров Республики Крым, 2015.
18. Настольная книга учителя физической культуры Г.И. Погадаев, Л.Б. Кофман, 1998г.
19. Организация работы спортивных секций в школе. Каинов А.Н. 2009г.
20. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам
безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,
В. Н.Латчук, В.
В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.
21. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,
разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №1441-ПП
«Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной
службе».
23. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные
технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебнометодические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А.
Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.
24. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные
технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебнометодические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А.
Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.

3

25. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные
технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебнометодические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А.
Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.
26. Современная начальная военная подготовка, Учебно-методические материалы, Даурцев
К.В. (руководитель проекта) и др. – учебный центр «Вымпел-Каскад», М, 2016.
27. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс,
2002.
28. Андреев С. Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989.
29. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416
с.
30. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.:
ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
31. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство
социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
32. Борсаков В.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Организация учебных сборов.
10 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций – 2-е изд. – М.: Просвещение,
2016 – 126 с.
33. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н.
П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
34. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
35. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспи­тания и спорта. - М.:
АСАDЕМIА, 2000.
36. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. -Москва, «Физкультура и
спорт», 1987 г.
37. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнитель­ное образование детей:
Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.-изд. центр
ВЛАДОС, 2002.
38. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.
Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
39. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.
Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
40. Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
41. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
42. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. –
М.: Просвещение, 1990. – 237 с.
43. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных
объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2004. – 134с.
44. Смирнов
А.Т.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
10
класс:
учеб.дляобщеобразоват. организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014 – 351 с.
: ил.
45. Смирнов
А.Т.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
11
класс:
учеб.дляобщеобразоват. организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014 – 320 с.
: ил.
46. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11
классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014
– 222 с.
47. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. 10-11
классы: учеб.пособие для учителей общеобразоват. организаций – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2016 – 95 с.
48. Современная начальная военная подготовка, Учебно-методические материалы, Даурцев
К.В. (руководитель проекта) и др. – учебный центр «Вымпел-Каскад», М, 2016.
4

49. Шапкин П.С. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в военных и
спортивных клубах – М.: ОМОО «Правовая Россия», 2015. – 48 с.
Список литературы, рекомендуемый обучающимся и родителям для успешного усвоения
данной программы
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966.
2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977.
5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.:
Воениздат, 1997.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000.
10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего
командира).
11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО
«Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с.
12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.: ОАО
«Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с.

5

Приложение 1.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Высокий уровень:



знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объѐма программного
материала;

умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

отсутствия ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
педагога;

соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Достаточный уровень:




знания всего изученного материала;
умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, применять полученные знания на практике;
 наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала;
 соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Средний уровень:



знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы,
затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи
учителя;

умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменѐнные вопросы;

наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материла;

незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Низкий уровень:



знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований
программы;

отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы;

наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала;

значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.

6

Приложение 2

План воспитательной работы
Название объединения

№
1

2
3

4

1
2

1
2

3

1

2
3

«Юнармия»

Наименование
Период проведения
Форма проведения
мероприятия
Гражданско-патриотическая воспитание
Октябрь
Конкурс
Муниципальный этап
Апрель
конкурса «Вахта памяти.
Пост № 1»
День Республики Крым
Январь
Фотоконкурс «Природа
родного Крыма»
февраль
Смотр-строя и песни
Смотр строя и песни,
посвященный «Дню
защитника отечества»
апрель
линейка
День освобождения
Крыма от фашистских
захватчиков
Культурологическая воспитание, личностно-волевое
Всероссийская акция
Январь-апрель
акция
«Письмо солдату»
Всероссийская акция
Апрель-май
Участие в он-лайн Эко«Георгиевская ленточка»
диктанте

Физическая воспитание, экологическая воспитание
Соревнования по ГТО
декабрь
Лекция «Пестициды и их
отрицательное влияние на
окружающую среду»
Операция «Памяник»
Октябрь
Операция по уборке,
май
благоустройству
памятников на территории
села.
Акция «Сады Победы
Первая неделя апреля
Акция по высадке
деревьев, кустарников,
цветов)
Духовно-нравственное воспитание
День добровольца
Декабрь- май
Беседа «Волонтеры
(волонтера) ( 05.12)
Победы» и их
Участие в мероприятиях
деятельность»
«Волонтеры Победы»
Возложение цветов у
март
Торжественное
памятных мемориалов ВОв
возложение цветов,
гирлянд
День Победы
9 мая
Участие в почетном
карауле на митинге,
посвященном Дню
Победы

7

Рецензия
на общеобразовательную общеразвивающую программу дополнительного образования
«ЮНАРМИЯ» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «ЮНАРМИЯ»
- программа физкультурно-спортивного направления. Программа предназначена для работы с
обучающимися среднего и старшего школьного возраста (11-17 лет). Программа рассчитана на 36
часов. Срок реализации программы – 1 год.
Данная программа соответствует требованиям дополнительного образования, является составной
частью общей системы привлечения обучающихся к физической активности и патриотизму. Цели,
задачи, результаты программы, ориентированы на возрастные особенности обучающихся. В
программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами.
Материал программы изложен грамотно, в соответствии с рекомендациями и требованиями к
содержанию и оформлению программ. Отмечается логика, последовательность овладения
знаниями, двигательными навыками и умениями. Программа «ЮНАРМИЯ»
содержит
следующие разделы:
-Пояснительная записка включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: обоснование
программы, в котором отражена актуальность, новизна, отличительные особенности программы;
цели и задачи, условия реализации программы, основные методы и формы занятий, планируемые
результаты, методическое обеспечение программы, формы аттестации / контроля.
-Содержание программы представленно на весь период реализации программы календарнотематическим планированием на год, с указанием распределением часов по разделам и темам
занятий, указанием общего количества часов, с разбивкой на теоретические и практические
занятия. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам в соответствии с тематическим
планом.
-Список литературы в помощь обучающимся для усвоения программы достаточно полный и
доступный.
Предложенная программа актуальна, цели и задачи являются социально и личностно значимыми.
Учитывая возрастную группу обучающихся, программа предполагает применение изученных
навыков и умений в реальных мероприятиях как школьной, так и внешкольной локациях.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты
представлены внутри частей, согласованы цели и задачи и способы их достижения.
Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа,
разработанная учителем МБОУ «Емельяновская СОШ» Подгибайловым С.Н. соответствует
требованиям и может быть реализована в системе дополнительного образования.

Рецензент:
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории_____________________ О.В.Дёмина

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».