Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (МБОУ «Емельяновская СОШ») РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей старших классов Протокол № 1 от 25.08.2023 Руководитель МО СОГЛАСОВАНА Заместитель директора Предко С.И. УТВЕРЖДЕНА Директор Петренко С.Н. 30. 08. 2023 г. Воронова И.Н. от 30.08.2023г. Приказ №266 Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 9класса основного общего образования Уровень: базовый Количество часов: 136 в год,4часа в неделю. Учитель: Цапко Наталья Дмитриевна Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями). Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370. Срок реализации: 1год с.Емельяновка,2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА ПрограммаразработананаосновеФедеральногогосударственногообразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями). Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371. Алгебра является одним из опорных курсов основного общего образования: она обеспечивает изучение другихдисциплин, как естественно-научного, таки гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач является реализацией деятельностного принципа обучения. В структуре программы основное место занимают содержательно-методические линии:«Числаивычисления», «Алгебраические выражения»,«Уравнения инеравенства», «Функции». В ходе изучения обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим в программу включены некоторые основы логики, представленные во всех основных разделах математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Содержательной и структурной особенностью учебного предмета «Алгебра»являетсяегоинтегрированныйхарактер. Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированиюуменияпользоватьсяалгоритмами,атакжеприобретениюпрактических 2 навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе на уровне основного общего образования связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к среднему общему образованию. Содержаниедвухалгебраическихлиний–«Алгебраическиевыражения»и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихсяматематического аппарата, необходимого для решения задач математики, смежных предметов и практикоориентированных задач. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм способствует развитию воображения, способностей к математическому творчеству. Содержание функционально-графической линии нацелено на получение обучающимися знаний о функциях как важнейшей математической модели для описанияи исследования разнообразных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики – словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизациии культуры. Согласно учебному плану на изучение учебного предмета отводится 136 часов, 4 часа в неделю. 3 СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯ 9 КЛАСС Числаивычисления Рациональные числа, иррациональные числа, конечные и бесконечные десятичные дроби. Множество действительных чисел, действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Взаимно однозначное соответствие между множеством действительных чисел и координатной прямой. Сравнение действительных чисел, арифметические действия с действительными числами. Размерыобъектовокружающегомира,длительностьпроцессоввокружающем мире. Приближённоезначениевеличины,точностьприближения.Округлениечисел. Прикидкаиоценкарезультатоввычислений. Уравненияинеравенства Линейноеуравнение.Решениеуравнений,сводящихсяклинейным. Квадратное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратное уравнение. Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней разложением на множители. Решение дробно-рациональных уравнений. Решение текстовых задач алгебраическим методом. Уравнение с двумя переменными и его график. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем двух уравнений, одно из которых линейное, а другое – второй степени. Графическая интерпретация системы уравнений с двумя переменными. Решениетекстовыхзадачалгебраическимспособом. Числовые неравенства и их свойства. Решение линейных неравенств с одной переменной. Решение систем линейных неравенств с одной переменной. Квадратные неравенства. Графическая интерпретация неравенств и систем неравенств с двумя переменными. Функции Квадратичнаяфункция,еёграфикисвойства.Парабола,координатывершиныпараболы, ось симметрии параболы. Графикифункций:y=kx,y=kx+b,y=k/x,y=x3,y=√x,y=|x| ,иихсвойства. 4 Числовыепоследовательностиипрогрессии Понятиечисловойпоследовательности.Заданиепоследовательностирекуррентной формулой и формулой n-го члена. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов. Изображениечленоварифметическойигеометрическойпрогрессийточкаминакоординатн ой плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты. Вероятностьи статистика Комбинаторноеправилоумножения.Перестановки,размещения,сочетания. Относительнаячастотаивероятностьслучайногособытия. Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и.подсчитатьихчисло. Разъясняется комбинаторноеправило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий«размещение»и«сочетание», сформироватьуних умениеопределять,о каком виде комбинаций идет речь в задаче. В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей.Вводятсяпонятия«случайноесобытие»,«относительнаячастота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять толькок таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Алгебра» характеризуются: 1) патриотическоевоспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, киспользованию этихдостижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданскоеидуховно-нравственноевоспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовоевоспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическоевоспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов,задач,решений,рассуждений,умениювидетьматематическиезакономерностив искусстве; 5) ценностинаучногопознания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическоевоспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптациякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Познавательныеуниверсальныеучебныедействия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлятьматематическиезакономерности, взаимосвязиипротиворечиявфактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; 7 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства противного), математических проводить утверждений самостоятельно несложные (прямые и от доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовыеисследовательскиедействия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозироватьвозможное развитиепроцесса,а такжевыдвигатьпредположения о его развитии в новых условиях. Работасинформацией: выявлятьнедостаточностьиизбыточностьинформации,данных,необходимых для решения задачи; выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформацию различных видов и форм представления; выбирать формупредставления информации ииллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 8 Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существуобсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения,сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс ирезультат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль,эмоциональныйинтеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; 9 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Кконцуобученияв9классеобучающийсяполучитследующиепредметные результаты: Числаивычисления Сравниватьиупорядочиватьрациональныеииррациональныечисла. Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы, выполнять вычисления с иррациональными числами. Находить значения степеней с целыми показателями и корней, вычислять значения числовых выражений. Округлятьдействительныечисла,выполнятьприкидкурезультатавычислений, оценку числовых выражений. Уравненияинеравенства Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно-рациональные уравнения. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными и системы двух уравнений, в которых одно уравнение не является линейным. Решать текстовые задачи алгебраическим способом с помощью составления уравнения или системы двух уравнений с двумя переменными. Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение илисистема уравнений решения, если имеет, то сколько, и прочее). Решать линейные неравенства, квадратные неравенства, изображать решение неравенств на числовой прямой, записывать решение с помощью символов. Решать системы линейных неравенств, системы неравенств, включающие квадратное неравенство, изображать решение системы неравенств на числовой прямой, записывать решение с помощью символов. Использоватьнеравенстваприрешенииразличныхзадач. 10 Функции Распознаватьфункцииизученныхвидов.Показыватьсхематическирасположениена координатной плоскостиграфиков функций вида: y = kx, y= kx + b, y= k/x, y= ax2 + bx+ c, y = x3, y = √x, y = |x|, в зависимости от значений коэффициентов, описывать свойства функций. Строить и изображать схематически графики квадратичных функций, описывать свойства квадратичных функций по их графикам. Распознавать квадратичную функцию по формуле, приводить примеры квадратичных функций из реальной жизни, физики, геометрии. Числовыепоследовательностиипрогрессии Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания. Выполнять вычисления с использованием формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов. Изображатьчленыпоследовательноститочкаминакоординатной плоскости. Решать задачи, связанные с числовыми последовательностями, в том числе задачииз реальной жизни (с использованием калькулятора, цифровых технологий). 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС Количество часов 1 2 № Наименованиеразделов п/п и тем программы Повторение,обобщение, систематизациязнаний Числаивычисления. Действительныечисла Всего 4 Контрольные работы Уравнениясодной 5 6 7 8 9 Уравнения инеравенства. Системыуравнений Уравнения инеравенства. Неравенства Функции Числовые последовательности Вероятностьистатистика Повторение,обобщение, систематизациязнаний ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ресурсы https://m.edsoo.ru/7f419d08 14 1 14 1 16 1 16 1 15 1 34 2 14 1 136 образовательные БиблиотекаЦОК 9 переменной 4 (цифровые) 1 Уравнения инеравенства. 3 Электронные БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419d08 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419d08 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419d08 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419d08 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419d08 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419d08 9 12