Рабочая программа по географии для 9 класса

Муниципальноебюджетноеобщеобразовательноеучреждение
«Емельяновскаясредняяобщеобразовательнаяшкола»
НижнегорскогорайонаРеспубликиКрым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол №1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.
30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор
Петренко С.Н.

от 30.08. 2023 г.
Приказ № 266

Рабочая программа
учебного предмета
«География»
для 9 класса
основного общего образования
Уровень: базовый

Количество часов:
68 часов в год, 2 часа в неделю.
Учитель: Петренко Евгения Витальевна
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с
изменениями).
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Срок реализации: 1год

с. Емельяновка, 2023 г.

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, авторской программы В. В.
Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной, соответствует Федеральной образовательной
программе основного общего образования, утверждённой приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371. и ориентирована на работу по
УМК «Полярная звезда»,
В 9 классе на изучение географии по данной программе выделяется 68 часов (2 часа в
неделю).
Планируемые результаты обучения
В ходе реализации данной рабочей программы к концу 9 класса учащимися
должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные:
1)

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и

уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее
многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3)

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развитию науки и общественной практики, а также
культурному,

языковому

и

духовному

многообразию

социальному,

современному

мира;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами

и

техническими

средствами

информационных

технологий;

5) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ
социально-критического

мышления;

6) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей
среде;
2

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных
ситуациях;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий

и

средств

их

достижения;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения
понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически
рассуждать,

делать

умозаключения

и

выводы,

выполнять

практические

и

познавательные задания;
4) умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы;
5) формирование и развитие компетентности в области использования технических
средств ИКТ;
6)

умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно

пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;7) умение работать в
группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
8)

умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения,

прогнозирования;
9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия;
10) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной
деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих
3

одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность
результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели
определённой сложности.
Предметные:
1)

формирование географических знаний и их использование для решения

современных практических задач своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей
2)

среды

и

рационального

природопользования;

формирование навыков использования территориального подхода как основы

географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;3) формирование
представлений и основополагающих теоретических знаний о географии России, об
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах страны;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5)

овладение

основами

картографической

грамотности

и

использования

географической карты как одного из языков международного общения;
6)

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации

географической

информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для

формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических
знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик в 9 классе должен
1. Знать/понимать:

Понятия «район» и «районирование»;

4

Особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной
России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала,
Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
Этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных
городов;
Особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
Особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
Основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
Современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
2. Уметь:

-Определять географическое положение района;
-Давать характеристику района по плану;
-Давать сравнительную характеристику районов по плану;
-Читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических
маршрутов;
-Работать с материалами периодической печати;
-Определять специализацию района на основе географических карт и статистических
данных;
Определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
3. Оценивать:

-Изменения в развитии районов России;
-Уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и
культурного наследия;
-Положительные

и

отрицательные изменения природных объектов,

явлений,

процессов под воздействием хозяйственной деятельности.
Содержание учебного курса
Регионы России (13 ч)
Понятия «район» и «районирование». Подходы

к районированию. Вклад

П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение
районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного
освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы
России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Особенности природных регионов
России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной
Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

5

Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические
проблемы. Экологическая безопасность России.
ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (34 ч)
Тема 1. Центральная Россия (9 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического
положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная
Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень
заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города
Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и
культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства.
Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки.
Проблемы сельской местности.Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва —
столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. ЦентральноЧерноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Тема 2. Северо-Запад (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка
природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города СевероЗапада. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности
сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области.
Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные
отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука,
культура. Экологические проблемы города.
Тема 3. Европейский Север (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного
потенциала.Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск,
Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация
района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Тема 4. Европейский Юг (6 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и
ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность.
Выход к морям.Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и
религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные
6

города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.Особенности современного хозяйства. АПК —
главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи,
Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Республика Крым
Тема 5. Поволжье (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы.
Волга — главная хозяйственная ось района.Освоение территории и население. Этническое
разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские городамиллионеры.Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические
проблемы и перспективы развития Поволжья.
Тема 6. Урал (5 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в
обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и
ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский
заповедник.Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший
горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство
Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города
Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (17 ч)
Тема 7. Сибирь (7 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные
условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение и
освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное
развитие. Отрасли специализации.Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная
база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории —
одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы
развития.
Тема 8. Дальний Восток (5 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая
«молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные
контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира.
Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.Освоение
территории.

Исследователи

Дальнего

Востока.

Население.

Коренные

народы.

Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации.
7

Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Заключение (5 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные,
торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими
государствами.Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 13
и 14). Готовим реферат. Изучаем свой край.
Тематическое планирование
№

Название тем

Общее
часов

кол-во Количество
практическ
их работ
2

1

Регионы России

13

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

34

2

Центральная Россия

9

1

3

Северо-Запад

5

-

4

Европейский Север

4

1

5

Европейский Юг

6

1

6

Поволжье

5

1

7

Урал

5

1

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

17

8

Сибирь

7

1

9

Дальний Восток

5

-

10

Россия в современном мире

5

1

11

Всего

68 (из них
резерв- 4 ч)

8

8

Обязательные практические работы: всего 13
Географическое
положение России
как фактор развития
хозяйства
Природнохозяйственное
районирование

темы практических работ

1. Работа с картографическими источниками информации:
нанесение экономических районов и федеральных округов
России
2. Составление комплексной физико-географической
характеристики крупных природных регионов России.

Центральная Россия

3 Сравнение двух экономических районов Центральной России
по заданным характеристикам

Европейский Север
Европейский Юг

4 Создание презентационных материалов об одном из субъектов
Европейского Юга на основе различных источников информации

Поволжье

5 Составление характеристики одной из отраслей
промышленности Поволжья.

Урал

6. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на
экологическую ситуацию в районе.

Западная и Восточная 7. Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и
Сибирь
Восточной Сибири.(итоговая)
Россия в мире

8 Составление картосхемы, отражающей экономические,
политические и культурные взаимосвязи России с другими
государствами

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».