Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение № 2к ООПНОО,
утверждённой приказом от
04.07.2023г. №205
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Миронюк Л.В.
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
____________Предко С.И.
УТВЕРЖДЕНА
Директор_______________
Петренко С.Н.
«___»__________2023 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем»
для 2 класса
начального общего образования
Количество часов за год – 34 (1 час в неделю)
Учитель : Гумен Ольга Васильевна
Рабочая
программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответствует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372
Срок реализации: 1 год
с. Емельяновка, 2023 г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответствует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372;
Программы курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому
чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор: Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020
г.),
Программа
способствует
расширению
читательского
пространства,
реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, воспитанию ученика- вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи
эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а
также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд,
и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Содержание курса данной программы направлено на формирование общеучебного навыка
чтения и умения работать с текстом; способствует общему развитию ребенка, его
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых
технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь
учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать
грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий
значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Цель: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового
чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной
теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное
чтение».
Задачи:
Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на
основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев
(их
внешность,
речевая
характеристика,
поступки,
их
мотивы),
определение
последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с
опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа
над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности:
как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Программа рассчитана на учащихся 2 классов, 1 час в неделю, 34часа в год.
Основные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа.
Промежуточная аттестация проходит в виде работы по оценке сформированности
читательской грамотности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа ориентирована на овладение учащимися технологией продуктивного
чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом,
приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к
чтению.
Этапы продуктивного чтения:
– подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения,
определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение
его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей
тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с
особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся,
выявление первичного восприятия,
фиксации
первичных
впечатлений.
Выявление
совпадений
первоначальных
предположений учащихся с содержанием, эмоциональной
окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста
(приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по
прочитанному, выделение ключевых слов и др.);
– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное
обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с
авторской
позицией,выявление
и
формулирование
основной
идеи
текста
или
3
совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на
какую-либо
сферу
читательской
деятельности
учащихся
(эмоции,
воображение,
осмысление содержания, художественной формы).
Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки.
Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа)
Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное
чтение.
Практическая работа с текстами.
Раздел 3. Технология продуктивного чтения (28 ч)
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского
языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
Планируемые результаты освоения направления внеурочной деятельности
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно
относиться ко
всему живому; чувствовать красоту художественного слова,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих
и
окружающих людей;
этические чувства –
совести, вины, стыда –
как регуляторы морального
поведения.
4
Средством
достижения
этих
результатов
служат
тексты
литературных
произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно
действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
чтения и технология оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного
чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
5
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым
признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Тематическое планирование
№
1
Наименование разделов
Всего
часов
Электронные образовательные
ресурсы
2
http://school-collection.edu.ru
Раздел № 1 Настоящий читатель
http://fcior.ru
2
3
Раздел № 2 Виды смыслового чтения
Раздел №3 Технология продуктивного
чтения.
proekt@videouroki.net
4
http://school-collection.edu.ru
28
http://nachalka.schoolclub.ru/about/193/
proekt@videouroki.net
Итого
34
6