Становлюсь грамотным читателем

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

Приложение № 2к ООПНОО,
утверждённой приказом от
04.07.2023г. №205
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Миронюк Л.В.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
____________Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор_______________
Петренко С.Н.

«___»__________2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем»
для 2 класса
начального общего образования
Количество часов за год – 34 (1 час в неделю)
Учитель : Гумен Ольга Васильевна
Рабочая

программа

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответствует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372

Срок реализации: 1 год
с. Емельяновка, 2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответствует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372;
Программы курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому
чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор: Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020
г.),
Программа

способствует

расширению

читательского

пространства,

реализации

дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, воспитанию ученика- вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи
эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а
также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд,
и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Содержание курса данной программы направлено на формирование общеучебного навыка
чтения и умения работать с текстом; способствует общему развитию ребенка, его
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых
технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь
учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать
грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий
значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Цель: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового
чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной
теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное
чтение».
Задачи:
Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на
основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев
(их

внешность,

речевая

характеристика,

поступки,

их

мотивы),

определение

последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с
опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа
над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности:
как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Программа рассчитана на учащихся 2 классов, 1 час в неделю, 34часа в год.
Основные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа.
Промежуточная аттестация проходит в виде работы по оценке сформированности
читательской грамотности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа ориентирована на овладение учащимися технологией продуктивного
чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом,
приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к
чтению.
Этапы продуктивного чтения:
– подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения,
определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение
его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей
тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с
особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся,
выявление первичного восприятия,
фиксации

первичных

впечатлений.

Выявление

совпадений

первоначальных

предположений учащихся с содержанием, эмоциональной
окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста
(приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по
прочитанному, выделение ключевых слов и др.);
– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное
обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с
авторской

позицией,выявление

и

формулирование

основной

идеи

текста

или
3

совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на
какую-либо

сферу

читательской

деятельности

учащихся

(эмоции,

воображение,

осмысление содержания, художественной формы).
Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки.
Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа)
Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное
чтение.
Практическая работа с текстами.
Раздел 3. Технология продуктивного чтения (28 ч)
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского
языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
Планируемые результаты освоения направления внеурочной деятельности
Личностные результаты:


эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;



умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;



чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно
относиться ко

всему живому; чувствовать красоту художественного слова,

стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;



понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;



интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;



наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;



ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих

и

окружающих людей;


этические чувства –

совести, вины, стыда –

как регуляторы морального

поведения.

4



Средством

достижения

этих

результатов

служат

тексты

литературных

произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно
действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:


самостоятельно формулировать тему и цели занятий;



составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;



Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
чтения и технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:


извлекать информацию, представленную в разных формах



(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);



перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);



пользоваться словарями, справочниками;



осуществлять анализ и синтез;



устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного
чтения.
Коммуникативные УУД:


оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;



адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.


высказывать и обосновывать свою точку зрения;



слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



задавать вопросы.

Предметные результаты:
5



воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;



осознанно, правильно, выразительно читать вслух;



самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;



самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;



делить текст на части, составлять простой план;



самостоятельно формулировать главную мысль текста;



находить в тексте материал для характеристики героя;



подробно и выборочно пересказывать текст;



составлять рассказ-характеристику героя;



составлять устные и письменные описания;



по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;



высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);



относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым
признакам;



различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;



видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;



соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Тематическое планирование
№
1

Наименование разделов

Всего
часов

Электронные образовательные
ресурсы

2

http://school-collection.edu.ru

Раздел № 1 Настоящий читатель
http://fcior.ru

2

3

Раздел № 2 Виды смыслового чтения

Раздел №3 Технология продуктивного
чтения.

proekt@videouroki.net

4

http://school-collection.edu.ru

28

http://nachalka.schoolclub.ru/about/193/
proekt@videouroki.net

Итого

34

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».