Рабочая программа по физике для 10-11 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение№2
к ООП СОО, утверждённой приказом
от 30.08.2023г. №265

Рабочая программа
учебного предмета
«Физика»
для10–11классов
среднего общего образования
Уровень: базовый
Количествочасовзагод-136:
в 10 классе – 68часов (2 часа в неделю),
в11классе–68часов(2часавнеделю).
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 371.
Подготовленасиспользованием«Конструкторарабочихпрограмм»https://www.edsoo.ru/
(ID1510882)
Срок реализации: 2 года

с.Емельяновка, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего образования
разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного
предмета

«Физика»

в

образовательных

организациях

Российской

Федерации,

реализующих основные образовательные программы.
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной картины мира обучающихся 10–11 классов при обучении их физике на базовом
уровне наоснове системно-деятельностного подхода. Программа по физике соответствует
требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных
связей физики с естественно-научными учебными предметами. В ней определяются
основные цели изучения физики на уровне среднего общего образования, планируемые
результаты освоения курса физики: личностные, метапредметные, предметные (набазовом
уровне).
Программапофизикевключает:


планируемые результаты освоения курса физики на базовом уровне, в том числе
предметные результаты по годам обучения;



содержаниеучебногопредмета«Физика»погодам обучения.

Физика какнаука о наиболееобщихзаконахприроды, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных
предметов, посколькуфизические законы лежат восновепроцессов и явлений, изучаемых
химией, биологией, физической географией и астрономией. Использование и активное
применение физических знаний определяет характер и развитие разнообразных
технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых
материалов с заданными свойствами и других. Изучение физики вносит основной вклад в
формирование естественно-научной картины мира обучающихся, в формирование умений
применять научный метод познания при выполнении ими учебных исследований.
В основу курса физики для уровня среднего общего образования положен ряд идей,
которые можно рассматривать как принципы его построения.

2

Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым, он
содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и
современной физики.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса физики объединён вокруг
физических теорий. Ведущим в курсе является формирование представлений о
структурных уровнях материи, веществе и поле.
Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного
потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества,а
также с мировоззренческими, нравственными и экологическими проблемами.
Идеяприкладнойнаправленности.Курсфизикипредполагаетзнакомство

сшироким

кругом технических и технологических приложений изученных теорий и законов.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов содержания,
посвящённых экологическим проблемам современности, которые связаны с развитием
техникиитехнологий,

атакжеобсужденияпроблемрациональногоприродопользованияи

экологической безопасности.
Стержневыми элементами курса физики на уровне среднего общего образования
являются физические теории (формирование представлений о структуре построения
физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в современных
представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественнонаучных явлений и процессов).
Системно-деятельностный подход в курсе физики реализуется прежде всего за счёт
организации экспериментальной деятельности обучающихся. Для базового уровня курса
физики – это использование системы фронтальных кратковременных экспериментов и
лабораторных работ, которые в программе по физике объединены в общий список
ученических практических работ. Выделение в указанном перечне лабораторных работ,
проводимых для контроля и оценки, осуществляется участниками образовательного
процесса исходя из особенностей планирования и оснащения кабинета физики. При этом
обеспечивается овладение обучающимися умениями проводить косвенные измерения,
исследования зависимостей физических величин и постановку опытов по проверке
предложенных гипотез.
Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных задач. При этом
для расчётных задач приоритетом являются задачи с явно заданной физической моделью,
позволяющие применять изученные законы и закономерности как из одного разделакурса,
так и интегрируя знания из разных разделов. Для качественных задач приоритетом
3

являются задания на объяснение протекания физических явлений и процессов в
окружающей жизни, требующие выбора физической модели для ситуации практикоориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому
обеспечению учебного процесса базовый уровень курса физики на уровне среднегообщего
образования должен изучаться в условиях предметного кабинета физики или в условиях
интегрированного кабинета предметов естественно-научного цикла. В кабинете физики
должнобытьнеобходимоелабораторноеоборудованиедлявыполненияуказанных

в

программе по физике ученических практических работ и демонстрационное оборудование.
Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с принципом
минимальной достаточности и обеспечивает постановку перечисленных в программе по
физике ключевых демонстраций для исследования изучаемых явлений и процессов,
эмпирических и фундаментальных законов, их технических применений.
Лабораторное оборудование для ученических практических работ формируется в
виде тематических комплектов и обеспечивается в расчёте одного комплекта на двух
обучающихся. Тематические комплекты лабораторного оборудования должны быть
построены на комплексном использовании аналоговых и цифровых приборов, а также
компьютерных измерительных систем в виде цифровых лабораторий.
Основнымицелямиизученияфизикивобщемобразованииявляются:


формированиеинтересаистремленияобучающихсякнаучномуизучению природы,
развитие их интеллектуальных и творческих способностей;



развитие

представлений

о

научном

методе

познания

и

формирование

исследовательского отношения к окружающим явлениям;


формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;



формированиеуменийобъяснятьявлениясиспользованиемфизическихзнанийи
научных доказательств;



формирование представлений о роли физики для развития других естественных
наук, техники и технологий.

Достижениеэтихцелейобеспечиваетсярешениемследующихзадачвпроцессеизучения
курса физики на уровне среднего общего образования:

4



приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах,
теориях,включаямеханику,молекулярнуюфизику,электродинамику,квантовую
физику и элементы астрофизики;



формирование умений применять теоретические знания для объяснения
физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;



освоение способов решения различных задач с явно заданной физической
моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической
модели, адекватной условиям задачи;



понимание физических основ и принципов действия технических устройств и
технологических процессов, их влияния на окружающую среду;



овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических
экспериментов,

анализа

и

интерпретации

информации,

определения

достоверности полученного результата;


создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой
деятельности.

На изучение физики (базовый уровень) на уровне среднего общего образования
отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2часа
в неделю).
Предлагаемый в программепо физике перечень лабораторныхипрактическихработ
является рекомендованным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и
опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

5

СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Раздел1.Физикаи методынаучногопознания
Физика–наукаоприроде.Научныеметодыпознанияокружающегомира.Роль
эксперимента и теории в процессе познания природы. Эксперимент в физике.
Моделированиефизическихявленийипроцессов.Научныегипотезы.Физические
законы и теории. Границы применимости физических законов. Принцип соответствия.
Рольиместофизикивформированиисовременнойнаучнойкартинымира,в
практической деятельности людей.
Демонстрации
Аналоговыеицифровыеизмерительныеприборы,компьютерныедатчики.
Раздел2.Механика
Тема 1.Кинематика
Механическое движение. Относительность механического движения. Система
отсчёта. Траектория.
Перемещение, скорость (средняя скорость, мгновенная скорость) и ускорение
материальной точки, их проекции на оси системы координат. Сложение перемещений и
сложение скоростей.
Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости
координат, скорости, ускорения, пути и перемещения материальной точки от времени.
Свободноепадение.Ускорениесвободногопадения.
Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности с
постоянной по модулю скоростью. Угловая скорость, линейная скорость. Период ичастота
обращения. Центростремительное ускорение.
Технические устройства и практическое применение: спидометр, движение
снарядов, цепные и ремённые передачи.
Демонстрации
Модельсистемыотсчёта,иллюстрациякинематическиххарактеристикдвижения.
Преобразование движений с использованием простых механизмов.
Падениетелввоздухеи вразреженном пространстве.
Наблюдениедвижениятела,брошенногоподугломкгоризонтуигоризонтально.
Измерение ускорения свободного падения.
Направлениескоростипридвижениипоокружности.
Ученическийэксперимент,лабораторныеработы
6

Изучениенеравномерногодвижениясцельюопределениямгновеннойскорости.
Исследование соотношения между путями, пройденными телом запоследовательные
равные промежутки времени при равноускоренном движении с начальной скоростью,
равной нулю.
Изучение движения шарика в вязкой жидкости.
Изучениедвижениятела,брошенногогоризонтально.
Тема 2. Динамика
Принципотносительности Галилея. Первый закон Ньютона. Инерциальныесистемы
отсчёта.
Массатела.Сила.Принципсуперпозициисил.ВторойзаконНьютонадля материальной
точки. Третий закон Ньютона для материальных точек.
Законвсемирноготяготения.Силатяжести.Перваякосмическаяскорость. Сила
упругости. Закон Гука. Вес тела.
Трение. Виды трения (покоя, скольжения, качения). Сила трения. Сухое трение.Сила
трения скольжения и сила трения покоя. Коэффициент трения. Сила сопротивления при
движении тела в жидкости или газе.
Поступательноеивращательноедвижениеабсолютнотвёрдоготела.
Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Условия равновесия
твёрдого тела.
Технические устройства и практическое применение: подшипники, движение
искусственных спутников.
Демонстрации
Явлениеинерции.
Сравнениемассвзаимодействующихтел.
Второй закон Ньютона.
Измерениесил.
Сложение сил.
Зависимостьсилыупругостиотдеформации.
Невесомость.Вестелаприускоренномподъёмеипадении. Сравнение
сил трения покоя, качения и скольжения.
Условияравновесиятвёрдоготела.Видыравновесия.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Изучение движения бруска по наклонной плоскости.
7

Исследованиезависимостисилупругости,возникающихвпружинеирезиновом образце,
от их деформации.
Исследованиеусловийравновесиятвёрдоготела,имеющегоосьвращения.
Тема3.Законы сохраненияв механике
Импульс материальной точки (тела), системы материальных точек. Импульс силы и
изменение импульса тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работасилы.Мощностьсилы.
Кинетическаяэнергияматериальнойточки.Теоремаобизменениикинетической энергии.
Потенциальнаяэнергия.Потенциальнаяэнергияупругодеформированнойпружины.
ПотенциальнаяэнергиятелавблизиповерхностиЗемли.
Потенциальныеинепотенциальныесилы.Связьработынепотенциальныхсилс
изменениеммеханической энергии системытел. Закон сохранения механической энергии.
Упругиеинеупругиестолкновения.
Техническиеустройстваипрактическоеприменение:водомёт,копёр,пружинный
пистолет, движение ракет.
Демонстрации
Законсохраненияимпульса.
Реактивное движение.
Переходпотенциальнойэнергиивкинетическуюиобратно.
Ученическийэксперимент,лабораторные работы
Изучениеабсолютнонеупругогоудараспомощьюдвуходинаковыхнитяных маятников.
Исследованиесвязиработысилысизменениеммеханическойэнергиителана примере
растяжения резинового жгута.
Раздел3.Молекулярнаяфизикаи термодинамика
Тема1.Основымолекулярно-кинетическойтеории
Основныеположения молекулярно-кинетической теории и ихопытноеобоснование.
Броуновское движение. Диффузия. Характер движения и взаимодействия частицвещества.
Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на
основе этих моделей. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная
Авогадро.
Тепловоеравновесие.Температураиеёизмерение.ШкалатемпературЦельсия.

8

Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии
теплового движения частиц газа. Шкала температур Кельвина. Газовые законы.Уравнение
Менделеева–Клапейрона. Закон Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным
количеством вещества. Графическое представление изопроцессов: изотерма, изохора,
изобара.
Техническиеустройстваипрактическоеприменение:термометр,барометр.
Демонстрации
Опыты, доказывающие дискретное строение вещества, фотографии молекул
органических соединений.
Опытыподиффузиижидкостейигазов. Модель
броуновского движения.
Модельопыта Штерна.
Опыты,доказывающиесуществованиемежмолекулярноговзаимодействия.
Модель, иллюстрирующая природу давления газа на стенки сосуда.
Опыты,иллюстрирующие уравнениесостоянияидеальногогаза,изопроцессы.
Ученическийэксперимент,лабораторныеработы
Определениемассывоздухавкласснойкомнатенаосновеизмеренийобъёма комнаты,
давления и температуры воздуха в ней.
Исследованиезависимостимеждупараметрами состоянияразреженногогаза.
Тема2.Основытермодинамики
Термодинамическая система. Внутренняя энергия термодинамической системы и
способы её изменения. Количество теплоты и работа. Внутренняя энергия одноатомного
идеальногогаза.Видытеплопередачи:теплопроводность,конвекция,излучение.Удельная
теплоёмкость вещества. Количество теплоты при теплопередаче.
Понятие об адиабатном процессе. Первый закон термодинамики. Применение
первого закона термодинамики к изопроцессам. Графическая интерпретация работы газа.
Второйзаконтермодинамики.Необратимостьпроцессоввприроде.
Тепловыемашины.Принципыдействиятепловыхмашин.Преобразованияэнергиив
тепловых машинах. Коэффициент полезного действия тепловой машины. Цикл Карно и
его коэффициент полезного действия. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Технические устройства и практическое применение: двигатель внутреннего
сгорания, бытовой холодильник, кондиционер.
Демонстрации
9

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы: вылет пробки из
бутылки под действием сжатого воздуха, нагревание эфира в латунной трубке путём
трения (видеодемонстрация).
Изменение внутренней энергии (температуры) тела при теплопередаче.
Опытпоадиабатномурасширениювоздуха(опытсвоздушнымогнивом).
Моделипаровойтурбины,двигателявнутреннегосгорания,реактивного двигателя.
Ученическийэксперимент,лабораторныеработы
Измерениеудельнойтеплоёмкости.
Тема3.Агрегатныесостояниявещества.Фазовые переходы
Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Абсолютная иотносительная
влажность воздуха. Насыщенный пар. Удельная теплота парообразования. Зависимость
температуры кипения от давления.
Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия свойств кристаллов.
Жидкие кристаллы. Современные материалы. Плавление и кристаллизация. Удельная
теплота плавления. Сублимация.
Уравнениетеплового баланса.
Технические устройства и практическое применение: гигрометр и психрометр,
калориметр, технологии получения современных материалов, в том численаноматериалов,
и нанотехнологии.
Демонстрации
Свойства насыщенных паров.
Кипениеприпониженномдавлении.
Способы измерения влажности.
Наблюдениенагреванияиплавлениякристаллическоговещества.
Демонстрация кристаллов.
Ученическийэксперимент,лабораторныеработы
Измерениеотносительнойвлажностивоздуха.
Раздел4.Электродинамика
Тема 1.Электростатика
Электризация

тел. Электрический

заряд. Два вида электрических зарядов.

Проводники,диэлектрикииполупроводники.Законсохраненияэлектрическогозаряда.

10

Взаимодействие

зарядов.

Закон

Кулона.

Точечный

электрический

заряд.

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции
электрических полей. Линии напряжённости электрического поля.
Работа

сил

электростатического

поля.

Потенциал.

Разность

потенциалов.

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость.
Электроёмкость. Конденсатор. Электроёмкость плоского конденсатора. Энергия
заряженного конденсатора.
Технические устройства и практическое применение: электроскоп, электрометр,
электростатическая защита, заземление электроприборов, конденсатор, копировальный
аппарат, струйный принтер.
Демонстрации
Устройствоипринципдействияэлектрометра.
Взаимодействие наэлектризованных тел.
Электрическое поле заряженных тел.
Проводникивэлектростатическомполе.
Электростатическая защита.
Диэлектрикивэлектростатическомполе.
Зависимость

электроёмкости

плоского

конденсатора

от

площади

пластин,

расстояния между ними и диэлектрической проницаемости.
Энергиязаряженногоконденсатора.
Ученическийэксперимент,лабораторныеработы
Измерениеэлектроёмкостиконденсатора.
Тема2.Постоянныйэлектрическийток.Токивразличныхсредах
Электрическийток.Условиясуществованияэлектрическоготока.Источникитока.
Силатока.Постоянный ток.
Напряжение.ЗаконОмадляучастка цепи.
Электрическое

сопротивление.

Удельное

сопротивление

вещества.

Последовательное,параллельное,смешанноесоединениепроводников.
Работаэлектрическоготока.ЗаконДжоуля–Ленца.Мощностьэлектрическоготока.
Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для
полной (замкнутой) электрической цепи. Короткое замыкание.
Электроннаяпроводимостьтвёрдыхметаллов.Зависимостьсопротивленияметаллов от
температуры. Сверхпроводимость.
Электрическийтокввакууме.Свойстваэлектронныхпучков.
11

Полупроводники.

Собственная и примесная проводимость

полупроводников.

Свойстваp–n-перехода.Полупроводниковыеприборы.
Электрическийтокврастворахирасплавахэлектролитов.Электролитическая
диссоциация. Электролиз.
Электрическийтоквгазах.Самостоятельныйинесамостоятельныйразряд.Молния.
Плазма.
Технические устройства и практическое применение: амперметр, вольтметр,реостат,
источники тока, электронагревательные приборы, электроосветительные приборы,
термометр

сопротивления,

вакуумный

диод,

термисторы

и

фоторезисторы,

полупроводниковый диод, гальваника.
Демонстрации
Измерениесилытока инапряжения.
Зависимостьсопротивленияцилиндрическихпроводниковотдлины,площади
поперечного сечения и материала.
Смешанноесоединениепроводников.
Прямоеизмерениеэлектродвижущейсилы.Короткоезамыканиегальванического
элемента и оценка внутреннего сопротивления.
Зависимостьсопротивленияметалловоттемпературы.
Проводимость электролитов.
Искровойразрядипроводимостьвоздуха. Односторонняя
проводимость диода.
Ученическийэксперимент,лабораторныеработы
Изучениесмешанногосоединениярезисторов.
Измерение

электродвижущей

силы

источника

тока

и

его

внутреннего

сопротивления.
Наблюдениеэлектролиза.
Межпредметныесвязи
Изучение курса физики базового уровня в 10 классе осуществляется с учётом
содержательных межпредметных связей с курсами математики, биологии, химии,
географии и технологии.
Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания:
явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение,
эксперимент, моделирование, модель, измерение.
12

Математика: решение системы уравнений, линейная функция, парабола,гипербола,
ихграфики исвойства, тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс,
основное тригонометрическое тождество, векторы и их проекции на оси координат,
сложение векторов.
Биология: механическое движение в живой природе, диффузия, осмос, теплообмен
живых организмов (виды теплопередачи, тепловое равновесие), электрические явления в
живой природе.
Химия: дискретное строение вещества, строение атомов и молекул, моль вещества,
молярная масса, тепловые свойства твёрдых тел, жидкостей и газов, электрические
свойства металлов, электролитическая диссоциация, гальваника.
География:влажностьвоздуха,ветры,барометр, термометр.
Технология: преобразование движений с использованием механизмов, учёт трения в
технике, подшипники, использование закона сохранения импульса в технике (ракета,
водомёт и другие), двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, бытовой
холодильник, кондиционер, технологии получения современных материалов, в том числе
наноматериалов,

и

нанотехнологии,

электроприборов,

ксерокс,

струйный

электростатическая
принтер,

защита,

электронагревательные

заземление
приборы,

электроосветительные приборы, гальваника.
11 КЛАСС
Раздел4.Электродинамика
Тема3.Магнитноеполе.Электромагнитнаяиндукция
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле.
Вектор магнитнойиндукции. Принцип суперпозициимагнитныхполей. Линии магнитной
индукции. Картина линий магнитной индукции поля постоянных магнитов.
Магнитное поле проводника с током. Картина линий индукции магнитного поля
длинного прямого проводника и замкнутого кольцевого проводника, катушки с током.
Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с током.
СилаАмпера, еёмодульи направление.
Сила Лоренца, её модуль и направление. Движение заряженной частицы в
однородном магнитном поле. Работа силы Лоренца.
Явлениеэлектромагнитнойиндукции.Потоквекторамагнитнойиндукции.
Электродвижущаясилаиндукции.ЗаконэлектромагнитнойиндукцииФарадея.
Вихревое электрическое поле. Электродвижущая сила индукции в проводнике,
движущемся поступательно в однородном магнитном поле.
13

ПравилоЛенца.
Индуктивность.Явлениесамоиндукции.Электродвижущаясиласамоиндукции. Энергия
магнитного поля катушки с током.
Электромагнитноеполе.
Технические

устройства

и практическое

применение:

постоянные

магниты,

электромагниты, электродвигатель, ускорители элементарныхчастиц,индукционнаяпечь.
Демонстрации
ОпытЭрстеда.
Отклонениеэлектронногопучкамагнитнымполем. Линии
индукции магнитного поля.
Взаимодействиедвухпроводниковстоком. Сила
Ампера.
ДействиесилыЛоренцанаионыэлектролита.
Явление электромагнитной индукции.
ПравилоЛенца.
Зависимостьэлектродвижущейсилыиндукцииотскоростиизменения магнитного
потока.
Явлениесамоиндукции.
Ученическийэксперимент,лабораторные работы
Изучениемагнитногополякатушкистоком.
Исследованиедействияпостоянногомагнитанарамкустоком. Исследование
явления электромагнитной индукции.
Раздел5. Колебанияиволны
Тема1.Механическиеиэлектромагнитныеколебания
Колебательная система. Свободные механические колебания. Гармонические
колебания. Период, частота, амплитуда и фаза колебаний. Пружинный маятник.
Математический маятник. Уравнение гармонических колебаний. Превращение энергии
при гармонических колебаниях.
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в идеальном
колебательном

контуре.

Аналогия

между

механическими

и

электромагнитными

колебаниями. Формула Томсона. Закон сохранения энергии в идеальном колебательном
контуре.
Представлениеозатухающихколебаниях.Вынужденныемеханическиеколебания.
Резонанс.Вынужденныеэлектромагнитныеколебания.
14

Переменныйток.Синусоидальныйпеременныйток.Мощностьпеременноготока.
Амплитудноеидействующеезначениесилытокаинапряжения.
Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Экологические риски при производстве электроэнергии. Культура использования
электроэнергии в повседневной жизни.
Технические устройства и практическое применение: электрический звонок,
генератор переменного тока, линии электропередач.
Демонстрации
Исследование параметров колебательной системы (пружинный или математический
маятник).
Наблюдениезатухающихколебаний.
Исследованиесвойстввынужденныхколебаний.
Наблюдение резонанса.
Свободныеэлектромагнитныеколебания.
Осциллограммы (зависимости силы тока и напряжения от времени) для
электромагнитных колебаний.
Резонанс при последовательном соединении резистора, катушки индуктивности и
конденсатора.
Модельлинииэлектропередачи.
Ученическийэксперимент, лабораторныеработы
Исследованиезависимости периодамалыхколебаний груза нанитиотдлины нитии
массы груза.
Исследование переменного тока в цепи из последовательно соединённых
конденсатора, катушки и резистора.
Тема2.Механическиеиэлектромагнитные волны
Механические волны, условия распространения. Период. Скорость распространения
и длина волны. Поперечные и продольные волны. Интерференция и дифракция
механических волн.
Звук.Скоростьзвука. Громкостьзвука.Высотатона.Тембрзвука.
Электромагнитные волны. Условия излучения электромагнитных волн. Взаимная
ориентация векторов E, B, V в электромагнитной волне. Свойства электромагнитныхволн:
отражение,

преломление,

поляризация,

дифракция,

интерференция.

Скорость

электромагнитных волн.
15

Шкалаэлектромагнитныхволн.Применениеэлектромагнитныхволнвтехникеи
быту.
Принципырадиосвязиителевидения.Радиолокация. Электромагнитное
загрязнение окружающей среды.
Техническиеустройстваипрактическоеприменение:музыкальныеинструменты,
ультразвуковаядиагностикавтехникеимедицине,радар,радиоприёмник,телевизор, антенна,
телефон, СВЧ-печь.
Демонстрации
Образованиеираспространениепоперечныхипродольныхволн.
Колеблющееся тело как источник звука.
Наблюдениеотраженияипреломлениямеханическихволн.
Наблюдениеинтерференцииидифракциимеханическихволн.
Звуковой резонанс.
Наблюдение связи громкости звука и высоты тона с амплитудой и частотой
колебаний.
Исследование

свойств

электромагнитных

волн:

отражение,

преломление,

поляризация, дифракция, интерференция.
Тема 3.Оптика
Геометрическаяоптика.Прямолинейноераспространениесветав однороднойсреде.
Лучсвета.Точечныйисточниксвета.
Отражение света. Законы отражения света. Построение изображений в плоском
зеркале.
Преломление

света.

Законы

преломления

света.

Абсолютный

показатель

преломления. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего
отражения.
Дисперсиясвета.Сложныйсоставбелогосвета. Цвет.
Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. Фокусное расстояние и
оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в собирающих и рассеивающих
линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой.
Пределыприменимостигеометрическойоптики.
Волновая оптика.

Интерференция света.

Когерентные источники.

Условия

наблюдения максимумов и минимумов в интерференционной картине от двух синфазных
когерентных источников.
16

Дифракция

света.

Дифракционная

решётка.

Условие

наблюдения

главных

максимумов при падении монохроматического света на дифракционную решётку.
Поляризация света.
Технические устройства и практическое применение: очки, лупа, фотоаппарат,
проекционный аппарат, микроскоп, телескоп, волоконная оптика, дифракционнаярешётка,
поляроид.
Демонстрации
Прямолинейноераспространение,отражениеипреломлениесвета.Оптические приборы.
Полноевнутреннееотражение.Модельсветовода.
Исследование свойств изображений в линзах.
Моделимикроскопа,телескопа.
Наблюдениеинтерференциисвета.
Наблюдение дифракции света.
Наблюдение дисперсии света.
Получениеспектраспомощьюпризмы.
Получениеспектраспомощьюдифракционнойрешётки. Наблюдение
поляризации света.
Ученическийэксперимент,лабораторныеработы
Измерение показателя преломления стекла.
Исследованиесвойствизображенийвлинзах. Наблюдение
дисперсии света.
Раздел6.Основы специальнойтеорииотносительности
Границы применимости классической механики. Постулаты специальной теории
относительности:

инвариантность

модуля

скорости

света

в

вакууме,

принцип

относительности Эйнштейна.
Относительностьодновременности.Замедлениевремениисокращениедлины.
Энергия и импульс релятивистской частицы.
Связьмассысэнергиейиимпульсомрелятивистскойчастицы.Энергияпокоя.
Раздел7.Квантоваяфизика
Тема1.Элементыквантовой оптики

17

Фотоны. Формула Планка связи энергии фотона с его частотой. Энергия и импульс
фотона.
Открытие и исследование фотоэффекта.

Опыты А. Г. Столетова.

Законы

фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. «Красная граница» фотоэффекта.
Давлениесвета.ОпытыП.Н.Лебедева.
Химическое действие света.
Техническиеустройстваипрактическоеприменение:фотоэлемент,фотодатчик,солнечна
я батарея, светодиод.
Демонстрации
Фотоэффектнаустановкесцинковойпластиной.
Исследование законов внешнего фотоэффекта.
Светодиод.
Солнечнаябатарея.
Тема2.Строение атома
Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α -частиц. Планетарная
модель атома. Постулаты Бора. Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с
одного уровня энергии на другой. Виды спектров. Спектр уровней энергии атомаводорода.
Волновыесвойствачастиц.ВолныдеБройля.Корпускулярно-волновойдуализм.
Спонтанное и вынужденное излучение.
Технические

устройства

и практическое

применение:

спектральный

анализ

(спектроскоп), лазер, квантовый компьютер.
Демонстрации
Модельопыта Резерфорда.
Определениедлиныволнылазера.
Наблюдениелинейчатыхспектровизлучения.
Лазер.
Ученическийэксперимент,лабораторныеработы
Наблюдениелинейчатогоспектра.
Тема3.Атомное ядро
Эксперименты,

доказывающие

сложность

строения

ядра.

Открытие

радиоактивности. Опыты Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения.
Свойства альфа-, бета-, гамма-излучения. Влияние радиоактивности на живые организмы.

18

Открытиепротонаинейтрона.НуклоннаямодельядраГейзенберга–Иваненко.
Зарядядра.Массовоечислоядра.Изотопы.
Альфа-распад.Электронныйипозитронныйбета-распад.Гамма-излучение.Закон
радиоактивного распада.
Энергиясвязинуклоноввядре.Ядерныесилы.Дефектмассыядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.
Ядерныйреактор.Термоядерныйсинтез.Проблемыиперспективыядерной энергетики.
Экологические аспекты ядерной энергетики.
Элементарныечастицы.Открытиепозитрона.
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
Фундаментальныевзаимодействия.Единствофизическойкартинымира.
Техническиеустройстваипрактическоеприменение:дозиметр,камераВильсона,
ядерный реактор, атомная бомба.
Демонстрации
Счётчикионизирующихчастиц.
Ученическийэксперимент,лабораторныеработы
Исследованиетрековчастиц(поготовымфотографиям).
Раздел8.Элементыастрономиииастрофизики
Этапы развития астрономии. Прикладное и мировоззренческое значениеастрономии.
Видзвёздногонеба.Созвездия,яркиезвёзды,планеты,ихвидимоедвижение.
Солнечная система.
Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд. Звёзды, их
основные характеристики. Диаграмма «спектральный класс – светимость». Звёздыглавной
последовательности.

Зависимость

последовательности.

Внутреннее

«масса
строение

–

светимость»

звёзд.

для

Современные

звёзд

главной

представления о

происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд.
МлечныйПуть

–нашаГалактика.

ПоложениеидвижениеСолнцавГалактике.Типы

галактик. Радиогалактики и квазары. Чёрные дыры в ядрах галактик.
Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Разбегание галактик. Теория
Большого взрыва. Реликтовое излучение.
МасштабнаяструктураВселенной.Метагалактика.
Нерешённые проблемы астрономии.
Ученическиенаблюдения
19

Наблюдения невооружённым глазом с использованием компьютерных приложений
для определения положения небесных объектов на конкретную дату: основные созвездия
Северного полушария и яркие звёзды.
НаблюдениявтелескопЛуны,планет,МлечногоПути.
Обобщающееповторение
Роль физики и астрономии в экономической, технологической, социальной и
этической сферах деятельности человека, роль и место физики и астрономии в
современной научной картине мира, роль физической теории в формировании
представлений о физической картинемира, место физической картинымиравобщем ряду
современных естественно-научных представлений о природе.
Межпредметныесвязи
Изучение курса физики базового уровня в 11 классе осуществляется с учётом
содержательных межпредметных связей с курсами математики, биологии, химии,
географии и технологии.
Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания:
явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение,
эксперимент, моделирование, модель, измерение.
Математика: решение системы уравнений, тригонометрические функции: синус,
косинус, тангенс, котангенс, основное тригонометрическое тождество, векторы и их
проекции на оси координат, сложение векторов, производные элементарных функций,
признаки подобия треугольников, определение площади плоских фигур и объёма тел.
Биология: электрические явления в живой природе, колебательные движения в
живой природе, оптические явления в живой природе, действие радиации на живые
организмы.
Химия: строение атомов и молекул, кристаллическая структура твёрдых тел,
механизмы образования кристаллической решётки, спектральный анализ.
География: магнитные полюса Земли, залежи магнитных руд, фотосъёмка земной
поверхности, предсказание землетрясений.
Технология: линии электропередач, генератор переменного тока, электродвигатель,
индукционная печь, радар, радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь,
проекционный аппарат, волоконная оптика, солнечная батарея.

20

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫПОФИЗИКЕНА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования
(базовый

уровень)

должно

обеспечить

достижение

следующих

личностных,

метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика» должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией

личности,

убеждений,

системой

соответствующих

ценностных

ориентаций,

традиционным

позитивных

ценностям

внутренних

российского

общества,

расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданскоговоспитания:
сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и

ответственного члена российского общества;
принятиетрадиционныхобщечеловеческихгуманистическихидемократических
ценностей;
готовностьвестисовместнуюдеятельностьвинтересахгражданскогообщества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умениевзаимодействоватьссоциальнымиинститутамивсоответствиисихфункциями и
назначением;
готовностькгуманитарнойи волонтёрской деятельности;
2) патриотическоговоспитания:
сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма;ценностноеотношениекгосударственнымсимволам,достижениямросси
йских
учёныхвобластифизикиитехники;
3) духовно-нравственноговоспитания:
сформированностьнравственногосознания,этическогоповедения;
способность оцениватьситуациюипринимать осознанныерешения,ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного;
осознаниеличноговкладавпостроениеустойчивогобудущего;
4) эстетическоговоспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего
21

физической науке;

22

5) трудовоговоспитания:
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе
связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на
протяжении всей жизни;
6) экологическоговоспитания:
сформированностьэкологическойкультуры,осознаниеглобального

характера

экологических проблем;
планированиеиосуществлениедействийвокружающейсреденаосновезнания целей
устойчивого развития человечества;
расширение

опыта

деятельности

экологической

направленности

на основе

имеющихся знаний по физике;
7) ценностинаучногопознания:
сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития физической науки;
осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Базовые логические действия:
самостоятельноформулироватьиактуализироватьпроблему,рассматриватьеё
всесторонне;
определятьцелидеятельности,задаватьпараметрыикритерииихдостижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных
инематериальныхресурсов;
вноситькоррективывдеятельность,оцениватьсоответствиерезультатовцелям,
оценивать риски последствий деятельности;
координироватьивыполнятьработувусловияхреального,виртуальногои
комбинированного взаимодействия;
развиватькреативноемышлениепри решениижизненныхпроблем.
Базовыеисследовательскиедействия:
23

владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической
науки;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области
физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач
физического содержания, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе присоздании
учебных проектов в области физики;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,задавать
параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критическиоценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, втом
числе при изучении физики;
даватьоценкуновымситуациям,оцениватьприобретённыйопыт;
уметьпереноситьзнанияпо физикевпрактическуюобластьжизнедеятельности; уметь
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигатьновыеидеи,предлагатьоригинальныеподходыирешения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работасинформацией:
владеть навыками получения информации физического содержания из источников
разных

типов,

самостоятельно

осуществлять

поиск,

анализ,

систематизацию

и

интерпретацию информации различных видов и форм представления;
оцениватьдостоверностьинформации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом
назначения

информации

и

целевой

аудитории,

выбирая

оптимальную

форму

представления и визуализации.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
осуществлятьобщениенаурокахфизикиивовне­урочной деятельности;
24

распознаватьпредпосылкиконфликтныхситуацийисмягчать конфликты;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбиратьтематикуиметодысовместныхдействийсучётомобщихинтересови
возможностейкаждогочленаколлектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и
астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;
самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план
выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
даватьоценкуновым ситуациям;
расширятьрамкиучебногопредметанаосновеличныхпредпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за
решение;
оцениватьприобретённыйопыт;
способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль,эмоциональныйинтеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
25

использоватьприёмырефлексиидляоценкиситуации,выбораверногорешения; уметь
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать
мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя,
понимая свои недостатки и достоинства;
приниматьмотивыиаргументыдругихприанализерезультатовдеятельности;
признавать своё право и право других на ошибки.
В процессе достиженияличностныхрезультатовосвоенияпрограммыпо физике для
уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,

включающего

самоконтроль,

умение

принимать

ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его приосуществлении общения, способность ксочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей;
учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная
точка, инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, модели
строения газов, жидкостей и твёрдых тел, точечный электрический заряд при решении
физических задач;
распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов
механики, молекулярно-кинетической теории строения вещества и электродинамики:
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел,
движениепоокружности,инерция,взаимодействиетел,диффузия,броуновское
26

движение, строение жидкостей и твёрдых тел, изменение объёма тел при нагревании
(охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, повышение давления газа при его нагревании в закрытом
сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, электризация тел,
взаимодействие зарядов;
описывать механическое движение, используя физические величины: координата,
путь, перемещение, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая
энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность; при
описании

правильно

трактовать

физический

смысл

используемых

величин,

их

обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величинус
другими величинами;
описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления, используя
физические величины: давление газа, температура, средняя кинетическая энергия
хаотического движения молекул, среднеквадратичная скорость молекул, количество
теплоты, внутренняя энергия, работа газа, коэффициент полезного действия теплового
двигателя;приописании правильно трактовать физический смыслиспользуемыхвеличин,
их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинам;
описывать изученные электрические свойства вещества и электрические явления
(процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле,
напряжённость поля, потенциал, разность потенциалов; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы;
указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и
принципы: закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип
равноправия инерциальных систем отсчёта, молекулярно-кинетическую теорию строения
вещества, газовые законы, связь средней кинетической энергии теплового движения
молекул с абсолютной температурой, первый закон термодинамики, закон сохранения
электрического заряда, закон Кулона, при этом различать словесную формулировку
закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости;
объяснятьосновные принципы действиямашин, приборов итехнических устройств;
различать условия их безопасного использования в повседневной жизни;
27

выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с
использованием

прямых

проблему/задачу

и

и

гипотезу

косвенных
учебного

измерений,

при

эксперимента,

этом

формулировать

собирать

установку

из

предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы;
осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом
выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки
погрешностей измерений;
исследовать зависимости между физическими величинами с использованиемпрямых
измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводыпо результатам
исследования;
соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках
учебного

эксперимента,

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности

с

использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую
модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения,
проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку
рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
использовать

при

решении

учебных

задач

современные

информационные

технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и
научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически
анализировать получаемую информацию;
приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие
науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для
обеспечениябезопасностиприобращениисприборамиитехническимиустройствами,для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
работатьвгруппе с выполнением различныхсоциальныхролей, планироватьработу
группы,

рационально

распределять

обязанности

и

планировать

деятельность

в

нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в
решение рассматриваемой проблемы.
28

К концу обучения в 11 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей, целостность и единство физической картины мира;
учитывать границы применения изученных физических моделей: точечный
электрический заряд, луч света, точечный источник света, ядерная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач;
распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов
электродинамики и квантовой физики: электрическая проводимость, тепловое, световое,
химическое, магнитное действия тока, взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд,
электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение,
преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света,
фотоэлектрический эффект (фотоэффект), световое давление, возникновение линейчатого
спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность;
описывать изученные свойства вещества (электрические, магнитные, оптические,
электрическую проводимость различных сред) и электромагнитные явления (процессы),
используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое
напряжение,электрическоесопротивление,разностьпотенциалов,электродвижущая

сила,

работа тока, индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность
катушки, энергия электрического и магнитного полей, период и частота колебаний в
колебательном контуре, заряд и сила тока в процессе гармонических электромагнитных
колебаний, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы,
указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
описывать изученные квантовые явления и процессы, используя физические
величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, энергия и
импульс фотона, период полураспада, энергия связи атомных ядер, при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и
принципы:законОма,законыпоследовательногоипараллельногосоединения
29

проводников,

закон

Джоуля–Ленца,

закон

электромагнитной

индукции,

закон

прямолинейного распространения света, законы отражения света, законы преломления
света, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, при этом различать
словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы,
области) применимости;
определять направление вектора индукции магнитного поля проводника с током,
силы Ампера и силы Лоренца;
строить и описывать изображение, создаваемое плоским зеркалом, тонкой линзой;
выполнятьэкспериментыпоисследованиюфизическихявленийипроцессовс
использованием

прямых

проблему/задачу

и

и

гипотезу

косвенных
учебного

измерений:

при

эксперимента,

этом

формулировать

собирать

установку

из

предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы;
осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом
выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки
погрешностей измерений;
исследоватьзависимостифизическихвеличинс

использованиемпрямыхизмерений:

при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости
физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках
учебного

эксперимента,

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности

с

использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую
модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения,
проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку
рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
использовать

при

решении

учебных

задач

современные

информационные

технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и
научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически
анализировать получаемую информацию;
30

объяснятьпринципыдействиямашин,приборовитехническихустройств,различать
условия их безопасного использования в повседневной жизни;
приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие
науки, в объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для
обеспечениябезопасностиприобращениисприборамиитехническимиустройствами,для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения вокружающей среде;
работать в группе с выполнением различныхсоциальныхролей, планировать работу
группы,

рационально

распределять

обязанности

и

планировать

деятельность

в

нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в
решение рассматриваемой проблемы.

31

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименованиеразделовитем
программы

Всего

Электронные

Контрольные

Практические

работы

работы

(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел1.ФИЗИКАИМЕТОДЫНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1

Физикаиметодынаучногопознания

Итого по разделу

БиблиотекаЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41bf72

2

Раздел2.МЕХАНИКА
2.1

Кинематика

2.2

Динамика

7

2.3

Законысохраненияв механике

6

Итого по разделу

БиблиотекаЦОК

5

https://m.edsoo.ru/7f41bf72
БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bf72
1

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bf72

18

Раздел3.МОЛЕКУЛЯРНАЯФИЗИКАИТЕРМОДИНАМИКА
32

3.1

3.2

3.3

Основымолекулярно-кинетической
теории
Основытермодинамики
Агрегатныесостояниявещества.
Фазовыепереходы

Итого по разделу

9

10

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bf72
БиблиотекаЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f41bf72
БиблиотекаЦОК

5

https://m.edsoo.ru/7f41bf72

24

Раздел4.ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
4.1

4.2

Электростатика
Постоянныйэлектрическийток.Токив
различныхсредах

10

12

Итого по разделу

22

Резервноевремя

2

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

https://m.edsoo.ru/7f41bf72
БиблиотекаЦОК

1

3

БиблиотекаЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bf72

3

33

11 КЛАСС

№ п/п

Наименованиеразделовитем
программы

Количество часов
Всего

Электронные

Контрольные

Практические

(цифровые)

работы

работы

образовательные
ресурсы

Раздел1.ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
1.1

Магнитноеполе. Электромагнитная
индукция

Итого по разделу

11

1

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

11

Раздел2.КОЛЕБАНИЯИВОЛНЫ
2.1

2.2

Механическиеи электромагнитные
колебания
Механическиеи электромагнитные
волны

9

5

Оптика

10

Итого по разделу

24

2.3

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
БиблиотекаЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f41c97c
3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

Раздел3.ОСНОВЫСПЕЦИАЛЬНОЙТЕОРИИОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
3.1

Основыспециальнойтеории
относительности

4

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
34

Итого по разделу

4

Раздел4.КВАНТОВАЯФИЗИКА
4.1

Элементыквантовойоптики

6

4.2

Строениеатома

4

4.3

Атомноеядро

5

Итого по разделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

15

Раздел5.ЭЛЕМЕНТЫАСТРОНОМИИИАСТРОФИЗИКИ
5.1

Элементыастрономиииастрофизики

Итого по разделу

7

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

7

Раздел6.ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
6.1

Обобщающее повторение

4

Итого по разделу

4

Резервноевремя

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

35

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

68

4

7

36

37

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».