Крымоведение 5-7 классы

Муниципальноебюджетноеобщеобразовательноеучреждение«Емельяновскаясредняяобще
образовательнаяшкола»НижнегорскогорайонаРеспубликиКрым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение № 2
к ООП ООО, утверждённой приказом
от30.08.2023г. №264

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Крымоведение»
для 5-7 классов
основного общего образования

Количество часов за год
в 5 классе-–34 (1 час в неделю),
в 6 классе--34 (1 час в неделю),
в 7 классе--34 (1 час в неделю)
Учитель : Петренко Сергей Николаевич
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370.
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.

Пояснительная записка
Преподавание курса определяется следующими нормативными документами:
Федеральный уровень:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (с изменениями).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от31.05.2021г. №286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (с изменениями).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г.
№372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»

(Зарегистрировано

в

Минюсте

России

12.07.2023

N

74229).

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407284408/
4. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской

Федерации

от

12.05.2011г.

№03-296

«Об

организации

внеурочной

деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования».
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»).
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020г. №ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием

дистанционных

образовательных технологий».
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2022г. №ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в
рамках реализации обновленных федеральных государственных стандартов начального
общего и основного общего образования».
Региональный уровень
1. Закон Республики Крым от 06.07.2015г. №131-ЗРК/2015 «Об образовании в
Республике Крым» (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от
27.03.2023 № 565 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования,
науки и молодёжи Республики Крым от 11.06.2021 № 1018» (МР по ведению деловой
документации в государственных и муниципальных дошкольных образовательных и
общеобразовательных

организациях

Республики

Крым).

Режим

доступа:

https://www.krippo.ru/files/metod2024/24.pdf.
3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
13.04.2023 №1988/01-15 (об

учебных планах общеобразовательных организаций

Республики Крым на 2023/2024 учебный год).
Учебная программа по «Крымоведению» для 5-7 классов составлена на основе Рабочей
программы предмета «Крымоведение» для 5-9 классов, разработанной Республиканским
Институтом Последипломного Педагогического образования. (Авторы: Рудяков А.Н. доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО. Супрычев А.В. - кандидат
педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования
КРИППО. Утверждена Коллегией МОН РК. Протокол № 2/7от 22.04.15.)
В

5-7 классах на изучение курса внеурочной деятельночти выделяется 34 часа (по 1

часу в неделю). Форма организации внеурочной деятельности курса «Крымоведение» в 57 классах—факультатив. Форма промежуточной аттестации—проект. Срок реализации
программы 1 год.
Актуальность и обоснованность курса «Крымоведение» предопределена его
практической направленностью на реализацию органического единства интересов
личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о
своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал
учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную
жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы,
права и обязанности.
Цель курса — заложить основы навыков исследования своей местности и родного
края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей
географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие
знания. Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое,
население, куль тура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его
территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе
курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать
окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и

результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и
социально- культурным окружением придает практическую направленность курсу
«Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие учащимся
навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и
народнохозяйственными проблемами.
Являясь комплексной учебной дисциплиной, осуществляющей тесные межпредмет
ные

связи, «Крымоведение». Таким образом, изучение особенностей природных и социа

льно-культурных явлений Крымского полуострова значительно поможет в дальнейшем
правильно сформировать представления о предметах и явлениях географической
оболочки более крупных пространственных моделей - территории родного государства,
отдельных материков и мира в целом.
Содержание учебного предмета «Крымоведение» 5 класс (34 часа)
Введение в «Крымоведение» (7 часов).
Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными
дисциплинами. Источники краеведческой информации
Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики
Крым. История исследования Крымского полуострова.
Особенности географического положения Крымского полуострова.
Административные районы и города. Мой населенный пункт.
Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма».
Подготовка презентаций и сообщений.
Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего
района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики
Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.
Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» (28 часов)
Тема 1. «По горам, по долам…».
Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова (8 часов)
Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности.
Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические
памятники.
Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и
горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые
Крымского полуострова.
Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа
Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.

Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными
породами (минералами) своей местности».
Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» (5 часов).
Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.
Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.
Признаки и народные приметы изменения погоды.
Стихийные погодные явления.
Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за
месяц.
Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (5 часов).
Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.
Реки Крыма. Гидрологические памятники.
Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.
Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов
Крыма.
Тема4. Почвы (3 часа)
Почва. Значение почв в природе и жизни людей.
Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования.
Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.
Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (5 часов).
Роль растений в природе и жизни человека.
Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.
Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.
Животный мир Крыма и своей местности
Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?»
(1 час)

Содержание учебного предмета «Крымоведение» 6 класс (34 часов)
Раздел I.«От древности – к современности: через годы, через расстояния..»
Исторические страницы Крыма (13 часов)
Тема 1. История древнего человека в Крыму (2 часа).
Археологические памятники: стоянки первобытного человека.
Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.
Тема 2. РаннесредневековаяТаврика(до IV в. н.э.)

(1 час).

Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес
Тема 3. СредневековаяТаврика (IV-XII вв.) (2 часа)
Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские
фактории и крепости. Княжество Феодоро.
Тема 4. Крымское ханство (XIII-XVIII вв.)

(2 часа).

Образование Крымского ханства. Особенности социально-политической жизни Крымского
ханства.
Тема 5. Присоединение Крыма к России (вторая половина XVIII в.) (1 час).
Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России.
Тема 6. Таврическая губерния (XIX в.) (1 час).
Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя
Тема 7. Крым в XX в. (2 часа)
Советский период развития Крыма.
Великая Отечественная война. Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы –
Феодосия. Крымские партизаны.
Тема 8. Крым на рубеже веков (конец XX в. – начало XXI в.) (1 час).
Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.
Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией.
Экскурсия в краеведческий музей или на близлежащие исторические (археологические)
памятники.
РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства (12 часов)
Тема 1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». (2 часа)
Численность

населения

Крыма,

своего

района,

населенного

пункта.

Основные

демографические показатели и их динамика. Своеобразие этнического состава крымского
населения.

Тема 2. Особенности культуры и быта народов Крыма (5 часов)
Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма.
Национальные костюмы, национальная кухня.
Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма.
Тема 3. Социокультурный обзор (5 часов).
Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся
поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму.
«Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и
режиссёры. Музыканты, композиторы и артисты. Театры, музеи, библиотеки и другие объекты
культуры.
Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия.
Экскурсия в этнографический музей.
Подготовка творческих проектов и презентаций
РАЗДЕЛ III. Хозяйственно-экологический обзор (10 часов)
Тема 1. Виды и приоритетные направления современной хозяйственной деятельности
человека в Крыму (6 часов)
Экономический и природно-ресурсный потенциал Республики Крым.
Приоритетные отрасли промышленности Крыма.
Специализация сельского хозяйства Крыма. Основные отрасли.
Рекреационный потенциал Крыма. Рекреационное хозяйство Крыма. «Зеленый туризм».
Виды транспорта. Основные транспортные магистрали. Аэропорты, вокзалы, морские порты
Предприятия и учреждения – «визитные карточки Крыма». Крупнейшие предприятия и
учреждения своего района. Наиболее распространенные профессии.
Представление знаменитых людей своего района, населенного пункта (подготовка сообщений
и презентаций).
Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной
системы Крыма (путей сообщения, морских портов, аэропортов, трубопроводов и др.).
Тема 2. Природоохранная деятельность (4 часа).
Негативные последствия хозяйственной деятельности человека для природы Крыма.
Необходимость охраны окружающей среды. Природоохранные объекты Крыма. Красная
книга.
Практическая работа №2 Нанесение на контурную карту крупных природоохранных
объектов Крымского полуострова.
Практическая работа №3. Разработка правил природоохранного поведения.

Содержание учебного предмета «Крымоведение» 7-ой класс (34 часа)
«Крымская мозаика регионов»
Введение (2 часа)
Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и
величина территории

(района, города, села). Статус и значение населенных пунктов

(административные,

экономические,

научные,

туристические,

рекреационные,

культурные, культурно-исторические, духовные центры). Комплексное географическое
районирование.
Практикум. Нанесение на контурную карту административных районов, городов, своего
населенного пункта.
Работа с картами и знакомство с основами туризма (2 часа):
Виды

карт, используемых в

краеведении, основы ориентирования,

компас,

определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности
способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки. Основы
туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды
переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила
безопасности во время экскурсии.
Тема 1. Центральный Крым. (5 часов)
Симферополь - столица Республики Крым, административный, промышленный,
строительный,

транспортный,

научно-технический,

центр.История образования и развития

культурный,

инновационный

города. Природные условия. Архитектура и

памятники истории. Крупнейшие предприятия и ВУЗы города. Объекты культуры.
Выдающиеся люди города. Памятники природы. Святыни Симферополя.
Симферопольский район, Красногвардейский район и Белогорский район – край
живописных плодородных полей. Сельское хозяйство – основа экономики районов.
Полезные ископаемые. Горный карст. Стоянки древних людей. Санаторно-курортный
комплекс. Памятники природы и истории. Топонимика.
Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района)
и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление
таблицы «Этапы освоения, заселения и развития региона (города)». 3. Сообщения
учащихся «Улицы города говорят…».
Тема 2. Северный Крым( 4 часа)

Состав региона: г. Красноперекопск, г. Армянск,

Красноперекопский район,

Первомайский район, г. Джанкой и Джанкойский район. Географическое положение.
Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы.
Залив Сиваш. Памятники культуры и природы. Джанкой – «исторические ворота» Крыма.
Красноперекопск, Армянск - центры химической промышленности. Крупнейшие
предприятия региона. Топонимика.
Практикум.1. Составление буклета «История основания города (района)». 2.
Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на
природу и хозяйственную деятельность населения.
Тема 3.Северо-Восточный Крым – крупнейший сельскохозяйственный регион( 2 часа)
Географическое положение. Состав региона. Краткая история заселения, освоения
и развития территории. Особенности природы. Сельскохозяйственная специализация.
Историческое и культурное наследие Нижнегорского, Советского и Кировского района.
Топонимика. Практикум. Презентация. Историческое наследие региона.
Тема 4. Восточный Крым (2 часа)
Ленинский район Республики Крым – район двух морей. Природные условия и
ресурсы. Грязевые вулканы. История заселения, освоения и развития территории.
Особенности природы. Санаторно-курортный комплекс. Топонимика.
Керчь – город-герой, один из древнейших городов полуострова, транспортный
узел. Уникальность географического положения. Природные условия и ресурсы.
Крупнейшие предприятия. Перспективы развития
Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района)
и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление
таблицы «Этапы освоения, заселения и развития города». 3. Презентация. Историческое
наследие региона.
Тема 5. Юго-Восточный Крым (2 часа)
Географическое положение. Состав региона. История заселения, освоения и
развития территории.
Феодосия - курортный и промышленный центр, город воинской славы.
Уникальность и неповторимость территории: выровненные степные равнины, горы,.
Древний потухший вулкан Кара-Даг. Феодосийский залив. Крупнейшие предприятия
города. Санаторно-курортный комплекс. Активные виды туризма. Памятники природы,
культуры, истории.

Судакский регион – традиционный центр виноградарства и виноделия.. Судак одно из самых популярных мест отдыха и оздоровления.

Окаменевшие древние

коралловые рифы Исторические и природные достопримечательности. Топонимика.
Тема 6. Южный Берег Крыма – центр туризма (2 часа)
Географическое положение. История заселения, освоения и развития территории.
Уникальность природы региона. Заповедные территории и памятники природы. Большая
Ялта и Алушта - крупнейшие курортно-рекреационные регионы Крыма. Памятники
садово-паркового искусства. Крупнейшие предприятия. Выдающие деятели. Топонимика.
Тема 7. Юго-Западный Крым (2 часа)
Географическое положение Бахчисарайского района. История заселения, освоения
территории.

Природные

условия

и

ресурсы.

Уникальные

природные

объекты.

Хозяйственная деятельность населения. Активные виды туризма. Пещерные города и
монастыри. Топонимика.
Тема 8. Западный Крым (2 часа)
Состав региона. Географическое положение. История заселения, развития
территории Сакского района. Саки – древнейший курорт мирового значения. Богатство
региона. Памятники культуры.
Евпатория – отражение крупнейших исторических эпох. Природные условия и ресурсы.
Евпатория – курортный, промышленный центр и транспортный узел.
Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района) и его
влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление таблицы
«Этапы освоения, заселения и развития города (района)».
Тема 9. Северо-Западный Крым (2 часа)
Состав региона: Черноморский и Раздольненский районы. Географическое
положение. Природные условия и ресурсы. Особенности хозяйственной деятельности.
Достопримечательности региона: филиал Крымского государственного заповедноохотничьего

хозяйства

«Лебяжьи

острова»,

региональный

ландшафтный

парк

«Бакальская коса», месторождение поваренной соли - озеро Бакал. Топонимика.
Тема 10. Севастополь как субъект Российской Федерации. ( 2 час)
Севастополь – город-герой. Географическое положение. История возникновения,
освоения и развития. Особенности природы. Незамерзающий морской торговый и рыбный
порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический
центр. Хозяйственная деятельность населения.
Итоговый урок. Защита проекта экскурсионного маршрута (1 час)
Резерв – 4 часа (углубленное изучение своего региона / населенного пункта)

Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностным результатом обучения географическому краеведению является
формирова-ние всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных
и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению
Крымского полуострова:
-

ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции

учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин
России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой
части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического
пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем
человечества готовность к их решению;
- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное
отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального
использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде
всего задания, нацеленные на:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
- умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и
навыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике,

оценивать

достигнутые

результаты:

самостоятельно

обнаруживать

и

формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать
тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного
диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее

преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять
сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных
включающее

логических

операций.

установление

Строить

логически

причинно-следственных

грамотные

связей.

утверждения,

Составлять

тезисы,

различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации,
производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить
информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
прежде всего продуктивные задания:
- осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
- освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве
Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социальных и природных проблем;
- использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их
фактов, понимание позиции другого в дискуссии.
Средством

формирования

коммуникативных

УУД

служат

технология

проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в
малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного
чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
- понимать роль различных источников краеведческой информации;
- знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
- формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и
антропогенных факторов;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений.
- определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на
нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате
хозяйственной деятельности человека;
- понимать связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством Республики Крым;
-

определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических

проблем;
-

оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного

потенциала, демографической ситуации в регионе;
- приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики
Крым;
- находить в различных источниках и анализировать информацию по географии
Крыма;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников информации;
- определять на карте местоположение объектов;
- работать со статистическими данными;
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменений, происходящих в окружающей среде;
- использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.

Тематическое планирование курса 5 класс
№
1

тема
Введение в
«Крымоведе
ние» (7
часов).

практикум
Практическая работа№1.
Заполнение таблицы
«Выдающиеся
исследователи Крыма».
Подготовка презентаций и
сообщений.
Практическая работа №2.
Определение особенностей
географического положения
своего района, населенного
пункта. Нанесение на
контурную карту границ и
столицы Республики Крым,
омывающих морей и их
заливов, своего района и
населенного пункта.

ЦОР/ЭОР

Путеводители по Крыму. – Режим
доступа: http://ru-krymotdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. –
Режим доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.

Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» (27 часов)
2

Тема 1. «По
горам, по
долам…».
Рельеф и
полезные
ископаемые
Крымского
полуострова
(8 часов)

Практическая работа
№3. Нанесение на
контурную карту
крупных форм
рельефа Крымского
полуострова.
Описание рельефа
своего района.

Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель
для учреждений образования Республики Крым)
– Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Крымоведение (библиографический указатель
для учреждений образования Республики Крым)
– Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.

3

Тема 2. «У
природы нет
плохой
погоды…» (5
часов).

Практическая работа
№4. Наблюдение за
изменениями погоды.
Описание погоды за
месяц

Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель
для учреждений образования Республики Крым)
– Режим доступа:

https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Крымоведение (библиографический указатель
для учреждений образования Республики Крым)
– Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
4

Тема 3. «Вода
– важнейший
минерал на
Земле» (5
часов).

Практическая работа
№5. Нанесение на
контурную карту
крупных водных
объектов Крыма.

Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель
для учреждений образования Республики Крым)
– Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Крымоведение (библиографический указатель
для учреждений образования Республики Крым)
– Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.

5

Тема4. Почвы
(3 часа)

Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

6

Тема 5.
«Жизнь
вокруг нас»
(5 часов).

Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Красная книга Республики Крым: Животные /
отв. ред. С. П. Иванов, А. В. Фатерыга. –
Симферополь: ООО «ИТ «АРИАЛ», 2015. –
440 с., ил. – Режим доступа:
https://meco.rk.gov.ru/file/Krasnaja_kniga_Respubliki_K
rym_Zhivotnye_2015.pdf
Красная книга Республики Крым: Растения,
водоросли и грибы / отв. ред. А. В. Ена, А. В.
Фатерыга. – Симферополь: ООО «ИТ «АРИАЛ»,
2015. – 480 с., ил. – Режим доступа:
https://ecoportal.info/wpcontent/uploads/2019/01/Krasnaja_kniga_Respubliki_Kr
ym_2015.pdf.

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель
для учреждений образования Республики Крым)
– Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Крымоведение (библиографический указатель
для учреждений образования Республики Крым)
– Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.

Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?» (1 час)

Тематическое планирование курса 6 класс
№

тема

кол-во
ЦОР/ЭОР
часов
Раздел I.«От древности – к современности: через годы, через расстояния..»
Исторические страницы Крыма 13ч

1

Тема 1. История

2

Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму». –
Режим доступа: http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

1

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму». –
Режим доступа: http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим

древнего человека в
Крыму (2 часа).

2

Тема 2.
Раннесредневековая
Таврика(до IV в. н.э.)

3

Тема 3.

2

СредневековаяТаврик
а (IV-XII вв

4

Тема 4. Крымское
ханство (XIII-XVIII
вв.)

2

доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

5

Тема 5.

1

Присоединение
Крыма к России

6

Тема 7. Крым в XX в.

2

7

Тема 8. Крым на

1

рубеже веков

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму». –
Режим доступа: http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства (12 часов)
8

Тема 1. «Я, ты, он,

2

Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму». –
Режим доступа: http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

5

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

5

Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму». –
Режим доступа: http://www.krimoved-library.ru/books/.

она – вместе дружная
семья!».

9

Тема 2. Особенности
культуры и быта
народов Крыма

10 Тема 3.

Социокультурный

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

обзор

РАЗДЕЛ III. Хозяйственно-экологический обзор (10 часов, из них 1 час резервный)
11 Тема 1. Виды и

6

Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму». –
Режим доступа: http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

4, из

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

приоритетные
направления
современной
хозяйственной
деятельности
человека в Крыму (6
часов)
Практическая работа
№1
12 Тема 2.
Природоохранная

них 1ч

деятельность

резерв

Практическая работа

ный

№2,3

13 итого

34 ч

Тематическое планирование курса 7 класс
№№

Тема

Колво
часов
2

1

Введение

2

Работа с картами 2
и знакомство с
основами
туризма
Центральный
5

3

бесе

Практи

да

ка

1

1

1

1

3

2

1

Крым

4

Северный Крым

4

3

5

Северо-

2

2

Восточный
Крым

ЦОР/ЭОР
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. –
Режим доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. –
Режим
доступа:
http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html.

6

Восточный

2

1

2

2

Берег 2

2

1

Крым

7

Юго-Восточный
Крым

8

Южный
Крыма

9

Юго-Западный

2

1

1

2

1

1

Крым

10

Западный Крым

Электронная библиотека книг о Крыме. –
Режим
доступа:
http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html. Электронная библиотека книг о
Крыме. – Режим доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html. Электронная библиотека книг о
Крыме. – Режим доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html. Электронная библиотека книг о
Крыме. – Режим доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html. Электронная библиотека книг о
Крыме. – Режим доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:

11

Северо-

2

2

1

Западный Крым

12

Севастополь

2

13

Защита проекта

1

14

Резерв

на 4

1

1
3

1

23

11

изучение своего
региона
Итого

34

https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. –
Режим
доступа:
http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html. Электронная библиотека книг о
Крыме. – Режим доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический
указатель для учреждений образования
Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа:
http://ru-krym-otdyh.ru/service/knigi-okryme.html. Электронная библиотека книг о
Крыме. – Режим доступа: http://www.neizvcrimea.ru/E_bib/E_bib.html.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».