Крымоведение 8-9 класс

Муниципальноебюджетноеобщеобразовательноеучреждение
«Емельяновскаясредняяобщеобразовательнаяшкола»
НижнегорскогорайонаРеспубликиКрым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА
назаседании МО
учителейстаршихклассов
Протокол №1от 25.08.2023
Руководитель МО
Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместительдиректора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор
Петренко С.Н.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Крымоведение»
для 8-9 классов
основного общего образования

Количество часов:
в 8 классе—34 часа (1 час в неделю).
в 9 классе—34 часа (1 час в неделю).
Учитель: Петренко Сергей Николаевич
Количество часов за год – 34 (1 час в неделю)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с
изменениями).и соответствует требованиям Федеральной образовательной программы
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.

Срок реализации: 1 год
Емельяновка, 2023 г.

Пояснительная записка
Преподавание курса определяется следующими нормативными документами:
Федеральный уровень:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (с изменениями).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от31.05.2021г. №286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (с изменениями).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г.
№372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»

(Зарегистрировано

в

Минюсте

России

12.07.2023

N

74229).

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407284408/
4. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской

Федерации

от

12.05.2011г.

№03-296

«Об

организации

внеурочной

деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования».
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»).
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020г. №ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием

дистанционных

образовательных технологий».
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2022г. №ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в
рамках реализации обновленных федеральных государственных стандартов начального
общего и основного общего образования».
Региональный уровень
1. Закон Республики Крым от 06.07.2015г. №131-ЗРК/2015 «Об образовании в
Республике Крым» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от
27.03.2023 № 565 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования,
науки и молодёжи Республики Крым от 11.06.2021 № 1018» (МР по ведению деловой

документации в государственных и муниципальных дошкольных образовательных и
общеобразовательных

организациях

Республики

Крым).

Режим

доступа:

https://www.krippo.ru/files/metod2024/24.pdf.
3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
13.04.2023 №1988/01-15 (об

учебных планах общеобразовательных организаций

Республики Крым на 2023/2024 учебный год).
Учебная программа по «Крымоведению» для 5-7 классов составлена на основе Рабочей
программы предмета «Крымоведение» для 5-9 классов, разработанной Республиканским
Институтом Последипломного Педагогического образования. (Авторы: Рудяков А.Н. доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО. Супрычев А.В. - кандидат
педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования
КРИППО. Утверждена Коллегией МОН РК. Протокол № 2/7от 22.04.15.)
В

8-9 классах на изучение курса внеурочной деятельности выделяется 34 часа (по 1

часу в неделю). Форма организации внеурочной деятельности курса «Крымоведение» в 89 классах—факультатив. Форма промежуточной аттестации проводится в форме защиты
проекта. Срок реализации программы 1 год.
Актуальность и обоснованность курса «Крымоведение» предопределена его
практической направленностью на реализацию органического единства интересов
личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о
своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал
учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную
жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы,
права и обязанности.
Цель курса — заложить основы навыков исследования своей местности и родного
края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей
географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие
знания.
Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое,
население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его
территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе
курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать
окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты
наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социальнокультурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение»,

одной из основных задач которого является привитие учащимся навыков поведения в
природе,

наблюдательности,

заинтересованности

экологическими

и

народнохозяйственными проблемами.
Являясь

комплексной

учебной

дисциплиной,

осуществляющей

тесные

межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для
успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование
краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе
дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность
обучения: «от простого – к сложному, от близкого – к далекому». Таким образом,
изучение особенностей природных и социально-культурных явлений Крымского
полуострова значительно поможет в дальнейшем правильно сформировать представления
о предметах и явлениях географической оболочки более крупных пространственных
моделей – территории родного государства, отдельных материков и мира в целом.
Содержание учебного предмета «Крымоведение» 8 класс (34 часа)
Введение (2 часа).
Предмет, цели и задачи курса. Республика Крым – субъект Российской Федерации. Общие
сведения. План изучения региона (страноведческий комплексный подход).
Особенности физико-географического положения Крымского полуострова. Береговая линия.
Практическая работа №1.Нанесение на контурную карту крупных объектов береговой линии
(мысов, полуостровов, заливов), крайних точек, определение протяженности между ними.
РАЗДЕЛ I. Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова (22 часа)
Тема 1. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые (8 часов)
Геохронологическая таблица. Геологическая история и особенности тектонического строения
Крымского полуострова. Происхождение Крымских гор. Эффузивный и интрузивный
магматизм Крымского полуострова. Сейсмоопасные районы и неотектонические движения.
Минералы и горные породы Крыма. Минералогические эндемики Крыма.Рельеф Крымского
полуострова.

Общий

орографический

план

полуострова,

территориальные

различия.Современные экзогенные процессы и формы рельефа, создаваемые ими. Карст. Учет
воздействия экзогенных процессов при ведении хозяйственной деятельности.
Геологические памятники природы Крыма. Кара-Даг, Аю-Даг, Большой каньон Крыма и др.
Минеральные ресурсы Крыма. Экологические проблемы, связанные с их разработкой.
Практическая работа №2 (обучающая). Знакомство и определение минералов и горных пород
Крыма.
Практическая работа №3.Анализ тектонической и физической карт Крыма на установление
взаимосвязей. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа.

Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова (5 часов)
Климатообразующие факторы.Особенности климата Крымского полуострова. Территориальные
различия климата. Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и
хозяйственную деятельность населения.
Практическая работа №4. Сравнение и анализ основных климатических показателей
Крымского полуострова и других территорий мира, лежащих в тех же широтах.
Практическая работа №5. Построение и анализ столбчатой диаграммы осадков, графика
годового хода температур. Выявление и объяснение территориальных климатических
различий полуострова.
Тема 3. Внутренние воды (4 часа)
Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания.
Лиманы и соленые озера. Водохранилища. Подземные воды. Источники минеральных вод.
Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы. Гидрологические памятники Крыма.
Практическая работа №6. Сравнительная характеристика-описание двух-трех рек (по
выбору учителя).
Тема 4. Моря (3 часа). Черное и Азовское моря. Особенности географического положения и
рельефа дна. Гидрологический режим, климатические условия.
Флора и фауна. Эндемичные виды. Экологические проблемы.
Тема 5. Почвы (1 час)
Почвы Крыма. Факторы почвообразования. Распространение основных типов почв и
особенности условий их формирования. Рациональное использование земельных ресурсов.
Тема 6.Особенности растительного и животного мира (4 часа).
Разнообразие видового состава, географические закономерности распространения растений и
животных. Высотная поясность. Реликты.Эндемичные и исчезающие виды растений и
животных. Красная книга. Экологические проблемы крымской биосферы.
Практическая работа №7. Построение схемы высотной поясности северного и южного
макросклонов Главной гряды Крымских гор.
РАЗДЕЛ II. Ландшафтные комплексы Крыма (6 часов)
Тема 7. Физико-географическое районирование Крымского полуострова.
Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование
ландшафтных комплексов. Главная гряда Крымских гор. Крымское предгорье (Внутренняя и
Внешняя гряды).Крымское Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК)
Равнинно-степной Крым и Керченское мелкогорье.
Заповедный фонд Крымского полуострова. Охраняемые территории.

Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту крупных единиц физикогеографического районирования и заповедных территорий (на протяжении изучения раздела).
Резерв (1 час).
Содержание учебного предмета «Крымоведение» 9 класс 34 ч
Введение (5 часов)
Республика Крым – субъект административно-территориального устройства Российской
Федерации. «Крымская весна» 2014 года.
Общие сведения: административные границы, размеры территории, политическое устройство,
геральдика и атрибутика.
Современное административно-территориальное устройство Республики Крым.
Понятия «Экономико-географическое положение» и «Политико-географическое положение» как категории, изменяющиеся во времени. Особенности и своеобразие ЭГП и ПГП Крыма.
Особенности ЭГП своего района.
Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту субъектов административнотерриториального устройства Республики Крым.
Практическая

работа

№2.

Анализ

картографического

материала,

определение

положительных и отрицательных черт ЭГП и ПГП Крыма.
РАЗДЕЛ I. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (3 часа)
Минеральные ресурсы Крымского полуострова: топливные ресурсы, рудные полезные
ископаемые, нерудные полезные ископаемые: сырье для химической промышленности и
строительной индустрии. Основные месторождения и районы добычи.
Водные и земельные ресурсы. Рациональное природопользование.
Рекреационные ресурсы. Защита проектов.
Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту основных месторождений
минерального сырья Крымского полуострова.

РАЗДЕЛ II. Население и города Крыма (6 часов)
Население Крыма: динамика численности, основные демографические показатели на рубеже
XX – XXI столетий. Естественное движение населения. Механическое движение населения.
Поло-возрастная структура населения. Трудовые ресурсы.
Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма. «Процветание в
единстве!».

Система

достопримечательности,

расселения
музеи

городов.Защита проектов.

Крыма.
и

Города,

памятные

места.

их

функциональная

структура,

Города-побратимы

крымских

Практическая работа №4. Построение и анализ графика

изменения численности населения Крыма в XX в. - начале

XXI в.Творческий практикум.

Составление экскурсионного маршрута по достопримечательным местам одного или
нескольких городов Крыма.
РАЗДЕЛ III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА (17 часов)
История хозяйственного освоения территории Крыма.
Общая характеристика хозяйства Республики Крым. Основные экономические
показатели. Отраслевая структура. Ведущие отрасли хозяйства и факторы, влияющие на
их формирование и развитие. Основные тенденции модернизации отраслевой и
территориальной структуры хозяйства после воссоединения Крыма с РФ.
Характеристика топливно-энергетической базы и основных отраслей промышленности:
машиностроение, химическая, промышленность строительных материалов, пищевая,
производство товаров народного потребления. Принципы размещения. Крупные
предприятия. Экологические проблемы отраслей.
Сельскохозяйственное производство. Специализация растениеводства и животноводства.
Территориальные различия в специализации.
Рекреационное хозяйство. Проблемы и перспективы развития.
Транспортная система, ее модернизация. Транспортные «артерии» Крыма, морские порты,
аэропорты. Социальная инфраструктура, ее современная модернизация.
Крым – крупный научно-образовательный и культурный центр. Выдающиеся ученые,
работавшие в Крыму. Крупные научно-исследовательские институты, ВУЗы.
Практическая работа №5.Анализ и отражение на контурной карте отраслевой и
территориальной структуры промышленности Крыма.
Практическая работа №6.Анализ территориальных отличий специализации сельского
хозяйства. Работа с контурной картой.
Практическая работа №7.Нанесение основных объектов транспортной сети Крыма.
РАЗДЕЛ IV. Экономико-географическая характеристика своего региона (3 ч)
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностным результатом обучения географическому краеведению является
формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных
и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению
Крымского полуострова:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:

осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель
Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её
месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства
республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества
готовность к их решению;
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное
отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального
использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде
всего задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять
её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по
плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного
диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия,
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и
классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций.

Строить

логически

грамотные

утверждения,

включающее

установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов.
Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации,
анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде
конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики
Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их
фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и
антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей
территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате
хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами
и хозяйством Республики Крым;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала,
демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений,
происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.

№

темы

Тематическое планирование курса 8 класс
пра общее
ЦОР/ЭОР
тикум

количест
во часов

1

Введение

Виртуальная азбука Крым. – Режим доступа:
пр 2 ч
http://old.orlovka.org.ru/crimea_abc/index.html
№
1
РАЗДЕЛ I. Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова (22 ч)

2

тема 1
Геологическ
ая история,
рельеф и
полезные
ископаемые

пр
№
2,3

8ч

3

тема 2 .
Особенност
и климата
Крымского
полуострова

пр
№
4,5

5ч

4

тема 3
Внутренние
воды

пр
№
6

4ч

5

тема 4 Моря

3ч

6

тема 5
Почвы

1ч

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для учреждений
образования Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://ru-krymotdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим доступа:
http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для учреждений
образования Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://ru-krymotdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим доступа:
http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для учреждений
образования Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://ru-krymotdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим доступа:
http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для учреждений
образования Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://ru-krymotdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим доступа:
http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для учреждений
образования Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://ru-krymotdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим доступа:
http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

7

тема 6
Особенност
и
растительно
го и
животного
мира

пр
№
7

4ч

Красная книга Республики Крым: Животные / отв. ред. С. П.
Иванов, А. В. Фатерыга. – Симферополь: ООО «ИТ
«АРИАЛ», 2015. – 440 с., ил. – Режим доступа:
https://meco.rk.gov.ru/file/Krasnaja_kniga_Respubliki_Krym_Zhiv
otnye_2015.pdf
Красная книга Республики Крым: Растения, водоросли и
грибы / отв. ред. А. В. Ена, А. В. Фатерыга. – Симферополь:
ООО «ИТ «АРИАЛ», 2015. – 480 с., ил. – Режим доступа:
https://ecoportal.info/wpcontent/uploads/2019/01/Krasnaja_kniga_Respubliki_Krym_2015.
pdf.

Никитский ботанический сад. – Режим доступа:
http://nikitasad.ru/wpcontent/uploads/3d/Nikita_sad.html.
РАЗ Раздел II. Ландшафтные комплексы Крыма (7 часов)
8

.

Тема 7.
Физикогеографичес
кое
районирова
ние
Крымского
полуострова
.
резервные
часы
итого

пр.
№
8

6ч

Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для учреждений
образования Республики Крым) – Режим доступа:
https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://ru-krymotdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим доступа:
http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

1ч
34 ч

Тематическое планирование курса «КРЫМОВЕДЕНИЕ» 9 класс
№

колво
часов
5

ЦОР/ЭОР

1

Введение

2

РАЗДЕЛ I. Природно3
ресурсный потенциал
РАЗДЕЛ II. Население и
6
города Крыма 6 ч
РАЗДЕЛ III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА 17 ч
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
тема
Промышленность
Крыма
http://www.krimoved-library.ru/books/.

3

4

Содержание программы

5

тема
Сельскохозяйственное
производство.

6

тема
Рекреационное 1
хозяйство. Проблемы и
перспективы развития.

7

тема
Транспортная 1
система.
Транспортные
«артерии»
Крыма,
морские
порты,
аэропорты.

Виртуальная азбука Крым. – Режим доступа:
http://old.orlovka.org.ru/crimea_abc/index.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.

Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.
Крымоведение (библиографический указатель для
учреждений образования Республики Крым) – Режим
доступа: https://krippo.ru/files/bibilocrim.pdf.
Путеводители по Крыму. – Режим доступа: http://rukrym-otdyh.ru/service/knigi-o-kryme.html.
Электронная библиотека книг о Крыме. – Режим
доступа: http://www.neizv-crimea.ru/E_bib/E_bib.html.

тема
Социальная 1
инфраструктура,
ее
современная
модернизация.

тема Крым – крупный 1
научно-образовательный и
культурный
центр.
Выдающиеся
ученые,
работавшие в Крыму.
Крупные НИИ, ВУЗы.

8

9

РАЗДЕЛ IV. Экономикогеогр характеристика
своего региона

3

Виртуальная азбука Крым. – Режим доступа:
http://old.orlovka.org.ru/crimea_abc/index.html.
Исторические, культурные и архитектурные
памятники Крыма – Режим
доступа: https://fb.ru/article/325590/istoricheskiekulturnyie-i-arhitekturnyie-pamyatniki-kryima.
Виртуальная азбука Крым. – Режим доступа:
http://old.orlovka.org.ru/crimea_abc/index.html.
Исторические, культурные и архитектурные
памятники Крыма – Режим
доступа: https://fb.ru/article/325590/istoricheskiekulturnyie-i-arhitekturnyie-pamyatniki-kryima.
Крымовед. Библиотека. – Режим доступа:
http://www.krimoved-library.ru/books/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».