Финансовая грамотность 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение № 2 к ООП НОО,
утверждённой приказом от
04.07.2023г. №205
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Миронюк Л.В.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.
30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н.
от 30.08. 2023 г.
Приказ № 266

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 3 класса
начального общего образования

Количество часов за год – 34 (1 час в неделю):
Учитель : Миронюк Людмила Владимировна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.

I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее –
ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное
общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебно-методический
комплект, который также включает следующие издания:
• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях.
Часть 1;
• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях.
Часть 2;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 2–3 классы;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–3
классы.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
учащихся 2–3 классов в сфере экономики семьи.
Программа курса «Основы финансовой грамотности» реализуется по направлению
«Учение с увлечением!».
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
развитие у детей экономического образа мышления; воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология,
литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования
детей важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за
последние десятилетия:
• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного
фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость
обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
2

• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов
учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно,
осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного;
• актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной
игровой и учебной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном
познании окружающего мира, познавательной активности и
изучении

курса

«Финансовая

грамотность»

является

инициативности

создание

при

развивающей

образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе:
наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)
Часть 1 ( 16 ч.)
Темы занятий: Что такое деньги. Откуда взялись деньги. Рассмотрим деньги поближе.
Защита денег от подделок. Какие деньги были раньше в России. Современные деньги
России и других стран. Учимся обращаться с деньгами. Что мы узнали о деньгах?
Часть 2 ( 17 ч.)
Темы занятий: Откуда в семье берутся деньги. На что тратятся деньги. Как с умом
управлять своими деньгами. Как считать доходы и расходы семьи.

Как

делать

сбережения. Учимся делать сбережения. Учимся считать доходы и расходы семьи. Что
мы узнали о доходах и расходах семьи?
Резерв 1 час
Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи и общества;
• овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных
финансовых задач;
• осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области
финансов, так и действий окружающих;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между
расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых
ситуациях.
3

Ученик младших классов также получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов;
• положительной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его
эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благ.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
простой финансовой информации;
• использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к
изученным финансовым понятиям;
• использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для
решения финансовых задач;
• владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его
реализации, демонстрировать готовый продукт;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
• определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
• постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в
соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
4

• выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка
результата;
• оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач
• корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта
выявленных ошибок;
• корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей,
родителей;
• использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении
учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
•

самостоятельно

оценивать

правильность

выполнения

учебного

действия

и

корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
• умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;
• умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь своё мнение;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
финансовых действий и решений;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное
финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в
обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
5

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка,
продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская
карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский
вклад);
• понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
• понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
• умение приводить примеры товарных денег;
• умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
• понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
• умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и
пластиковая карта;
• умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и
нерегулярных доходов семьи;
• умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры
обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и
непредвиденные расходы;
• умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных
примерах;
• умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
• знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить
примеры пособий;
• умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, диаграмма);
• объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при
проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
Формы организации – факультатив
Формы контроля – тест, решение задач

6

Тематическое планирование
№

Тема

п/п
Часть 1

Кол-во

Электронные

часов

образовательные ресурсы

16

1.

Что такое деньги

2

2.

Откуда взялись деньги

2

3.

Рассмотрим деньги поближе

2

4.

Защита денег от подделок

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

5.

Какие деньги были раньше в России

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

6.

Современные деньги России и других стран

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

7.

Учимся обращаться с деньгами

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

8.

Что мы узнали о деньгах?

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

Часть 2
Откуда в семье берутся деньги

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru
http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru
http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

17
2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

10. На что тратятся деньги

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

11. Как с умом управлять своими деньгами

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

12. Как считать доходы и расходы семьи

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru

9.

7

http://infourok.ru

13. Как делать сбережения

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

14. Учимся делать сбережения

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

15. Учимся считать доходы и расходы семьи

2

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

16. Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

3

http://urok.1sept.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://www.azbukafinansov.ru
http://infourok.ru

17. Резерв

1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».