Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (МБОУ «Емельяновская СОШ») Приложение № 2 к ООП НОО, утверждённой приказом от 04.07.2023г. №205 РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 25.08.2023 Руководитель МО Миронюк Л.В. СОГЛАСОВАНА заместитель директора Предко С.И. 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор Петренко С.Н. от 30.08. 2023 г. Приказ № 266 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса начального общего образования Количество часов за год – 34 (1 час в неделю): Учитель : Миронюк Людмила Владимировна Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 Срок реализации: 1 год с. Емельяновка, 2023 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебно-методический комплект, который также включает следующие издания: • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 1; • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 2; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–3 классы; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–3 классы. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2–3 классов в сфере экономики семьи. Программа курса «Основы финансовой грамотности» реализуется по направлению «Учение с увлечением!». Цели изучения курса «Финансовая грамотность»: развитие у детей экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия: • возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей; 2 • недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного; • актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками. Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и изучении курса «Финансовая грамотность» является инициативности создание при развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА) Часть 1 ( 16 ч.) Темы занятий: Что такое деньги. Откуда взялись деньги. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. Какие деньги были раньше в России. Современные деньги России и других стран. Учимся обращаться с деньгами. Что мы узнали о деньгах? Часть 2 ( 17 ч.) Темы занятий: Откуда в семье берутся деньги. На что тратятся деньги. Как с умом управлять своими деньгами. Как считать доходы и расходы семьи. Как делать сбережения. Учимся делать сбережения. Учимся считать доходы и расходы семьи. Что мы узнали о доходах и расходах семьи? Резерв 1 час Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • осознание себя как члена семьи и общества; • овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений; • познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач; • осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере; • ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих; • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег); • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами; • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях. 3 Ученик младших классов также получит возможность для формирования: • понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; • положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника; • эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благ. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные: • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации; • использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям; • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач; • владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера. Ученик младших классов также получит возможность научиться: • представлять финансовую информацию с помощью ИКТ; • осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: • определение личных целей по изучению финансовой грамотности; • постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; 4 • выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата; • оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач • корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок; • корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей; • использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи. Ученик младших классов также получит возможность научиться: • преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости. Коммуникативные: • умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме; • умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре; • умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих. Ученик младших классов также получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений; • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 5 • оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад); • понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена; • понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить; • умение приводить примеры товарных денег; • умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо; • понимание того, что деньги зарабатываются трудом; • умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта; • умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи; • умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы; • умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах; • умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи; • понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты; • знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий; • умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют. Ученик младших классов также получит возможность научиться: • распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма); • объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы. Формы организации – факультатив Формы контроля – тест, решение задач 6 Тематическое планирование № Тема п/п Часть 1 Кол-во Электронные часов образовательные ресурсы 16 1. Что такое деньги 2 2. Откуда взялись деньги 2 3. Рассмотрим деньги поближе 2 4. Защита денег от подделок 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 5. Какие деньги были раньше в России 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 6. Современные деньги России и других стран 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 7. Учимся обращаться с деньгами 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 8. Что мы узнали о деньгах? 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru Часть 2 Откуда в семье берутся деньги http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 17 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 10. На что тратятся деньги 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 11. Как с умом управлять своими деньгами 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 12. Как считать доходы и расходы семьи 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru 9. 7 http://infourok.ru 13. Как делать сбережения 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 14. Учимся делать сбережения 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 15. Учимся считать доходы и расходы семьи 2 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 16. Что мы узнали о доходах и расходах семьи? 3 http://urok.1sept.ru http://zanimatika.narod.ru http://www.azbukafinansov.ru http://infourok.ru 17. Резерв 1 8