Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновскаясредняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (МБОУ «Емельяновская СОШ») Приложение № 2 к ООП НОО, утверждённой приказом от 04.07.2023г. №205 РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 25.08.2023 Руководитель МО Миронюк Л.В. СОГЛАСОВАНА заместитель директора Предко С.И. 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор Петренко С.Н. от 30.08. 2023 г. Приказ № 266 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4 класса начального общего образования Количество часов за год – 34 (1 час в неделю): Учитель : Миронюк Людмила Владимировна Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 Срок реализации: 1 год с. Емельяновка, 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения начального общего образования. «Финансовая грамотность» является курсом, реализующим интересы обучающихся 4 классов в сфере экономики семьи. Программа курса «Основы финансовой грамотности» реализуется по направлению «Учение с увлечением!». Цели программы: развитие у детей экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи программы: Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег; Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности. Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Формы организации: факультатив Формы промежуточной аттестации: устный опрос; тестовое задание; решение задач; решение кроссвордов; викторины; творческая работа. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2 • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: понимание цели своих действий; составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательных и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • понимать и правильное использовать экономические термины; • иметь представление о роли денег в семье и обществе; • уметь характеризовать виды и функции денег; • знать источники доходов и направлений расходов семьи; • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проводить элементарные финансовые расчёты. Содержание учебного предмета Раздел 1. Как появились деньги и какими они бывают? - 13 ч. 3 Как появились деньги? История монет. История российских денег. Монеты Древней Руси. Какие бывают деньги. Бумажные деньги. Банки, банкоматы и банковские карты. Безналичные деньги и платежи. Как я умею пользоваться деньгами. Что такое валюта. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги. Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье – 6 ч. Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Посчитаем все доходы семьи. Как правильно планировать семейный бюджет? Раздел 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать – 4 часа На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал - 11 ч. Как планировать семейный бюджет. Как тратить деньги с умом? Творческий проект. Примерный бюджет школьника. Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Итоговая проверочная работа. Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» Тематическое планирование № 1 Тема Как появились деньги и Количество часов 13 ч. Электронные образовательные ресурсы http://www.7budget.ru http://infourok.ru какими они бывают? http://www.prosv.ru 2 Из чего складываются 6 ч. http://www.7budget.ru 4 ч. http://www.7budget.ru доходы в семье 3 Почему семье иногда не http://www.prosv.ru хватает денег на жизнь и как этого избежать 4 Деньги счёт любят, или как 11 ч. http://www.7budget.ru http://infourok.ru управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Итого: 34ч. 4