Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (МБОУ «Емельяновская СОШ») Приложение № 2 к ООП НОО, утверждённой приказом от 04.07.2023г. №205 РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 25.08.2023 Руководитель МО Миронюк Л.В. СОГЛАСОВАНА заместитель директора Предко С.И. 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор Петренко С.Н. от 30.08. 2023 г. Приказ № 266 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Крымоведение» для 3-4 классов начального общего образования Количество часов за год – 34 (1 час в неделю): Учитель : Миронюк Людмила Владимировна Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 Срок реализации: 1 год с. Емельяновка, 2023 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Крымоведение» разработана на основании авторской программой А.Н. Рудякова, Л.В. Наумовой, А.В. Супрычевым «Крымоведение» (Крымоведение, Примерная образовательная программа учебного курса для начальной школы, 2-4 классы, Симферополь, 2017 г.). Программа курса «Крымоведение» реализуется по проектно-исследовательской деятельности. Актуальность и обоснованность курса «Крымоведение» в начальной школе предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы патриотизма и экологической культуры. Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Основное природоведческой, назначение реализации обществоведческой и программы состоит исторической в формировании компетенций младшего школьника, экологической культуры, воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю. Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода. Задачи: сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова; раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края; развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи; 2 формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА) Введение (2 часа) Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.«Крымчане – это звучит гордо!». «Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…». «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!». Цели и задачи курса. Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (3 часа) Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (16 часов) «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные 3 полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»( 4 часа) Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» ( 5 часов) Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»(3 часа) Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. Резерв 1 час Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности Личностные результаты: 4 формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма; формирование целостного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма. Метапредметные результаты: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме. Предметные результаты: формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; воспитание любви к крымской природе, ее уникальности; 5 формирование литературу, умений пользоваться самостоятельно справочными выбирать источниками интересующую для получения дополнительной информации о Крыме; воспитание чувства гордости за Республику Крым. Формы организации обучения – факультатив Формы контроля – проект, работа с контурной картой. Тематическое планирование № Тема п/п Кол-во Электронные часов образовательные ресурсы 2-3 класс 1. Введение. «Прекрасны Вы – брега 2 http://www.fgosreestr.ru http://www.prosv.ru https://resh.edu.ru http://infourok.ru 3 http://www.fgosreestr.ru http://www.prosv.ru https://resh.edu.ru http://infourok.ru 16 http://www.fgosreestr.ru http://www.prosv.ru https://resh.edu.ru http://infourok.ru 4 http://www.fgosreestr.ru http://www.prosv.ru https://resh.edu.ru http://infourok.ru 5 http://www.fgosreestr.ru http://www.prosv.ru https://resh.edu.ru http://infourok.ru 3 http://www.fgosreestr.ru http://www.prosv.ru https://resh.edu.ru http://infourok.ru Тавриды…» 2. Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» 3. Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» 4. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» 5. Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» 6. Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» 7. Резерв 1 Итого 34 6