Разговоры о важном 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол №1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н..
от 30.08. 2023 г.
Приказ № 266

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для 10 класса
основного среднего образования

Количество часов за год – 36 (1 час в неделю)
Учитель: Петренко Евгения Витальевна

РабочаяпрограммаразработананаосновеФедеральногогосударственногообразовательногос
тандартасреднегообщегообразования, утвержденногоприказомМинистерстваобразования
и
наукиРоссийскойФедерацииот
17.05.2012
г.
413
(в
редакцииприказаМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот 12.08.2022 года
№732) и соответствует требованиям Федеральной образовательной программе среднего
общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372.
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана
в

соответствии

с требованиями Федеральных государственных образовательных

стандартов основного общего образования.
Программа разработана на основе проекта примерной рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» и письма Министерства просвещения
Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению
цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» в 10 классе составляют следующие документы.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российс-кой Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российс-кой Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. №
24480)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесе-нии изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Феде-рации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.09.2022 № 70034).
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении
методичес-ких рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»» от 15.08.2022 № 03–1190. № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.07.2023 № 74228).
Программа курса «Разговоры о важном» реализуется по духовно-нравственному
направлению.
Цель программы:
Развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
2

Формирование

соответствующей

внутренней

позиции

личности

обучающегося,

необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Задачи программы:
- воспитание

активной

гражданской позиции, духовно-нравственное

и

патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и
сохранению истории и культуры родного края, России;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Формы организации: разговор и (или) беседа с обучающимися
Формы промежуточной аттестации: публичное выступление, подбор
иллюстративного материала к выступлению (рисунки, фото, плакаты).
Программа направлена на:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию;
− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности;
− развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− осознание своего места в обществе;
− познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
− формирование готовности к личностному самоопределению.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 10 класса. В 2023–2024 учебном году
запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
3

личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися.

Занятия

позволяют

обучающемуся

вырабатывать

собственную

мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной
России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответ ственным отношением к собственным поступкам.
Планируемые

результаты

освоения

курса

внеурочной

деятельности

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следую-щих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные

результаты

должны

отражать:

• российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России,уважение государственных символов
(герб,

флаг,

гимн);

• гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осоз-нающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,

обладающего

чувством

собственного

достоинства,

осознанно

принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические
•

ценности;

готовность

к

служению

Отечеству,

его

защите;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•

сформированность

основ

саморазвития

и

самовоспитания

в

соответствии

с

общечеловечес кими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность

к

самостоятельной,

творческой

и

ответственной

деятельности;

• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотруд ничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
4

национализ ма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным

признакам

и

другим

негативным

социальным

явлениям;

• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образова тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах

деятельности;

• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной

профессиональной

и

общественной

деятельности;

• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества,

спорта,

общественных

отношений;

• приятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом

самосовершенствовании,

деятельностью,

неприятие

вредных

занятиях
привычек:

спортивно-

курения,

оздоровительной

употребления

алкоголя,

наркотиков;
• бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизнен-ных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
•

сформированность

экологического

мышления,

понимания влияния

социально-

экономичес ких процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение

опыта

эколого-направленной

деятельности;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной

жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно

осуществлять,контролировать

и

корректировать

деятельность;

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов
•

деятельности;

умение

продуктивно

выбирать

успешные

общаться и

стратегии

взаимодействовать

в
в

различных

ситуациях;

процессе

совместной
5

деятельности,

учитывать

позиции

других

участников

деятельности,

разрешать
•

эффективно
конфликты;

владение

навыками

деятельности,

познавательной,

навыками

разрешения

учебно-исследовательской
проблем;

способность

и

и

проектной

готовность

к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов
•

познания;

готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-познавательной

деятельнос-ти, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением

требований

эргономики,

техники

безопасности,

гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения,

с

учетом

гражданских

и

нравственных

ценностей;

• владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения,

использовать

адекватные

языковые

средства;

• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования представлены
с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе участия в
программе

«Разговоры

о

важном»:

Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского литературного
языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и
самооценки

на основе наблюдений

за собственной

речью;

владение

умением

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информа-ции; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефера-тов, сочинений различных жанров; знание содержания
произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного

влияния

на
6

формирование

национальной

и

изобразите-льно-выразительных

мировой;

сформированность

возможностях

русского

языка;

представлений

об

сформированность

умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя

в

процессе

анализа

художественного

произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях.
Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран
изучае мого языка и умение; умение выделять общее и различное в культуре родной
страны и страны/стран изучаемого языка; сформированность умения использовать
иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в
образовательных

и

самообразовательных

целях.

История: сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфи-ке, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития Росс-ии в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и
человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе; сформированность умений применять исторические знания в профессиональной
и обществе нной деятельности, поликультурном общении; сформированность умений
вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение
умениями выявлять причинно-следственные,функциональные, иерархические и другие
связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной
информации,

умений

поиска

информации

в

источниках

различного

типа

для

реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного развития.
География: владение представлениями о современной географической науке, ее участии в
решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
7

определения

географических

экологичес-ких

процессов

и

аспектов

природных,

проблем;

социально-

сформированность

экономических

системы

и

комплексных

социально ориентиро-ванных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населе-ния и хозяйства, о динамике и территориальных
особенностях процессов, протекающих в
географическом

пространстве;

владение

умениями

проведения

наблюдений

за

отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природ ных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать
карты разного содер-жания для выявления закономерностей и тенденций, получения
нового географического знания о природных социально-экономических и экологических
процессах и явлениях;
владение

умениями

географического

анализа

и

интерпретации

разнообразной

информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообраз-ных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; сформированность
представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни
общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; понимание значения этических
норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; владение
навыками поиска актуальной
экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение
различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,преобразовывать и
использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни; понимание места и роли России в современной мировой
экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в
мире.
Право: сформированность представлений о понятии государства, его функциях,
механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права,
законности,

правоотношениях;

сформированность

представлений

о

Конституции

Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах
8

правового статуса личнос-ти в Российской Федерации; сформированность умений
применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их
соответствия законодательству
Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного поиска правовой
информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире; сформированность базовых навыков и умений по
соблюде-нию требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средст-вами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе,
ее

уровневой

организации

и

эволюции;

уверенное

пользование

биологической

терминологией и символикой; владение основными методами научного познания;
сформированность собст-венной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
Естествознание: сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека,
природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной; владение
знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания,
повлияв-ших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения
окружаю-щих

явлений,

жизнедеятельности,бережно
природопользования,

а

сохранения

здоровья,

го

отношения

также

выполнения

к
роли

обеспечения
природе,
грамотного

безопасности
рационального
потребителя;

сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах
изучения мегамира, макромира и микромира; сформированность умений понимать
значимость естественнонаучного знания для каждого человека,независимо от его
профессиональной деятельности,различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой
ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции
звезд

и

Вселенной,

пространственно-временных

масштабах

Вселенной;
9

сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии; осознание роли отечественной
науки

в

освоении

и

использовании

космического

пространства

и

развитии

международного сотрудничества в этой области.
Экология: сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об
экологических связях в системе "человек - общество - природа";сформированность
экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности; владение умениями применять экологические
знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических
императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в
интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; сформирован
ность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за
экологические последствия своих действий в окружающей среде; сформированность
способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной
деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем
людей и
повышением их экологической культуры.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность представлений о культуре
безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как
о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве,
повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних
угроз,

включая

отрицательное

влияние

человеческого

фактора;

знание

основ

государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту
населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного
характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом
образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности; знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
Взаимосвязь с программой воспитания

10

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом

федеральных

образовательных программ среднего общего образования. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это
проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность
в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в
текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно
(государственные и профессиональные праздники, даты исторических

событий).

Например, «День народного единства», «День защитника Отечества»,«Новогодние
семейные

традиции

разных

народов

России»,«День

учителя

(советники

по

воспитанию)»,«День российской науки» и т.д
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»,«215-летие со дня
рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.
С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с
текущи ми датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К
примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день
психического здоровья, профилактика буллинга)» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и

содержание должны

обеспечить реализацию их назначения и целей:становление у обучающихся гражданскопатриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария
11

внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом
обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить
достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
– историческая память есть культура целого народа, которая складывается из
объединения индивидуальных переживаний, и включает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия.
Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических
фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
– каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает,
воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о
предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в
гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема:
каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей,
средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества,
которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к
родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
– патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому,
малой родине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве
гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров
о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой
жизни.
12

4. Доброта, добрые дела
− доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь
без ожидания благодарности;
− благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые
времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
– семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими
делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой,
традициями и т. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь
другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
– обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее
делах, помогать родителям;
– семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности
представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на
занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День матери)»,
«Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
– культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на
протяжении его истории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
– культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника,
предметы

быта

и

др.),

в

духовной

сфере

(народное

творчество,

литература,

изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре
взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,подробно и
разнос торонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии
построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и
музыки: «По ту сторо-ну экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к
Международному дню цирка)».
13

7. Наука на службе Родины
– наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
– в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою
деятельность;
– в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить
современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе
обсуж - дения тем: «190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я
вижу Землю! Это так красиво».
Содержание программы внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»

День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание».
Возможности, которые предоставляют проекты общества «Знание» для обучающихся
различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –чем гордимся,
о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и
стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви
к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской Федерации
каж дому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и благополучие граждан
является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции, желание
участвовать в развитии своего города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей,
которые создало государство для каждого ребенка в стране, наставник и «старший
товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду, так и
выстроить личную траекторию развития каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших отношений с
окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем обществе. В условиях
информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической
нестабильности, стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Они
приводят к депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может привести к
проблемам

физического

здоровья,

конфликтам

с

близкими,

неуверенности,

озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое
14

психическое здоровье, как смотреть на мир позитив но, как не стать жертвой «травли», и
самому
Давние

не

опуститься

культурные

до

традиции

«травли»

России

других,

получают

необходимы

отражение

в

всем.

произведениях

кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой фонд», признанный во
всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое
культурно-историческое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию.
Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и
моделирует образ ее будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку
увидеть

себя,

как

в

«зеркале»,

соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей, с
историей

и

культурой

страны.

Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую значимость,
они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа,

беспримерное

самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие
спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральным качествами,
являются
Единство

достойным
нации

–

примером

основа

существования

настоящего
российского

мужчины.

государства.

Единство

многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех народов
является

главным

в

жизни

страны.

Пока

мы

едины

–

мы

непобедимы.

Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как границы
государства,

это

основа

и

залог

существования

современной

страны.

Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего,
профессии

в

этой

сфере

очень

перспективны

и

востребованы.

Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения
энергии,

продовольственной

независимости,

транспортной

связности.

Логика развития экономики предполагает защиту и формирование высокотехнологичных
отраслей

с

высокой

долей

интеллектуальных

вложений.

Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к
технологическому

суверенитету.

Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые создают и
поддер-живают

отношения

уважения,

заботы

и

взаимной

поддержки.

Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные
15

многодетные

семьи.

Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья,
род-ной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине человек
несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это не просто территория,
это,

прежде

Волонтерство

в

всего

то,

что

мы

России.

Особенности

любим

волонтерской

и

готовы

защищать.

деятельности.

Исторически

сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно помогали друг другу,
оказывали всестороннюю поддержку. Даша Севастопольская, сёстры милосердия –
история

и

современность.

Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?
Россия

начинается

с

меня?

Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей.
Ответственность

—

это

осознанное

поведение.

Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные новогодние
семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних праздников в нашей
стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой и букварем. «Азбука»,
напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к
чтению,

бережное

отношение

к

книге

начались

450

лет

назад.

Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том числе
налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают для граждан? Выплата
налогов

–

обязанность

каждого

гражданина

Российской

Федерации.

Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. О
провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой Ленинград был полностью
освобожден

от

фашистской

блокады.

Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами?
Что дает заключение союзного договора для государств? Союзники России – государства,
которые разделяют и поддерживают наши общие традиционные ценности, уважают
культуру,

стремятся

к

укреплению

союзных

государств

и

поддерживают

их.

Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в нашей
стране. 190-летие великого русского учёного-химика, специалиста во многих областях
науки и искусства Д.И. Менделеева. День первооткрывателя. Россия является не только
16

самой большой страной в мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом
исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей
страны
сегодня

может

открыть

для

себя

любой

школьник.

День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского флотово
дца, командующего Черноморским флотом (1790—1798); командующего русско-турецкой
эскадрой

в

Средиземном

море (1798—1800),

адмирала

(1799)

Ф.Ф.

Ушакова.

Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в жизни? Что
нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?Примеры настоящей
дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим
семьянином. Поддержка семьи в России.
Что нужно,чтобы найти свое призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка
профессионального самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют
подростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля.
Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фестивали,
которые

проходили

в

нашей

стране.

Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской авиации.
Героизм

конструкторов,

самолетов.

инженеров и

Мировые рекорды

Профессии,

летчиков-испытателей

российских летчиков.

связанные

первых российских

Современное
с

авиастроение.
авиацией.

Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение
Крыма.

Достопримечательности

Крыма.

Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье населения играют
важную роль в укреплении экономического потенциала и социальной стабильности
страны,

повышают

качество

жизни

каждого

человека.

Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка, цирковые
династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты,
клоуны,
Главные

фокусники.
события

рекордсмены.

в

истории

Подготовка

Цирковые
покорения
к

космоса.

полету

—

профессии.

Отечественные
многолетний

космонавтыпроцесс.
17

Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор знаменитых «Мертвых
душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из
произведений

Николая

Гоголя

актуальны

по

сей

день.

Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты. Экологические
проблемы как следствия безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила
—

не

так

сложно.

История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека? Работа мечты.
Жизненно

важные

навыки.

История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила
Неизвестного

Солдата.

Семейные

традиции

празднования

Дня

Победы.

19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее создания и деятельность.

Причины,

по

которым

дети

объединяются.

Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина
в формирование современного литературного русского языка.
Тематическое планирование
темы
День
знаний

Там, где
Россия

Зоя.
К 100летию со
дня
рождения
Зои
Космодем
ьянской
Избирате
льная
система

10 класс (1 час в неделю)

основное содержание
Знакомство с проектами
Российского общества «Знание».
Возможности, которые
предоставляют проекты
общества «Знание» для
обучающихся
различных возрастов.
Родина — не только место
рождения. История, культура,
научные достижения: чем мы
можем гордиться?

деятельность школьников
Участие во вступительной беседе.
Просмотр ролика о необходимости знаний
для жизненного успеха. Участие в
мотивационной беседе о чертах характера,
которые присущи людям с активной
жизненной позицией, о мечтах и о том,
как можно их достигнуть.
Участие во вступительной беседе о России.
Просмотр ролика о России. Интерактивная
викторина. Чем полезны фенологические
наблюдения. Их роль в жизни
человека.
Зоя Космодемьянская – её подвиг Участие во вступительной беседе.
бессмертен, её имя стало
Просмотр видеоролика о жизни и подвиге
символом
Зои. Участие в беседе о том, как
мужества и стойкости, а жизнь
воспитываются черты личности героя.
служит примером беззаветной
Подвиг Зои был подвигом ради жизни
преданности Отечеству, истиной будущих поколений. В защиту всего, что
любви к своей Родине
любила эта молодая девушка. Просмотр
интерактивной карты, беседа о сохранении
памятников героям.
Право избирать и быть избранУчастие во вступительной беседе.
ным гарантировано Конституци- Просмотр видеоролика об истории
ей Российской Федерации кажЦентральной избирательной комиссии.
18

России
(30 лет
ЦИК)

дому гражданину нашей страны.
Жизнь, свобода, права и
благополучие граждан является
одной из главных ценностей, а
проявление гражданской
позиции, желание участвовать в
развитии своего города, региона,
страны –достойно уважения.
День
Ценность профессии учителя.
учителя
Советник по воспитанию –
(советник проводник в мир возможностей,
и по
которые создало государство для
воспитакаждого ребенка в стране,
нию)
наставник и «старший товарищ»,
помогающий как объединить
школьный коллектив в дружную
команду, так и выстроить
личную траекторию развития
каждому ребенку.
О
В условиях информационных
взаимоотн перегрузок, разно-образия
ошениях
быстро решаемых задач,
в коллек- экономической
тиве
нестабильности, стрессы стали
(Всемир- неотъемлемой составляющей
ный день жизни человека. Они приводят к
психическ депрессивному состоянию, котоого
рое,в свою очередь, может приве
здоровья, сти к проблемам физического
профилак здоровья, конфликтам с
тика
близкими, неуверенности,
буллинга) озлобленности.
Знания о том, как наладить
отношения в коллективе,
сохранить свое психическое
здоровье, как смотреть на мир
позитивно, как не стать жертвой
«травли», и самому не
опуститься до «травли» других,
необходимы всем.
По ту
Развитие отечественного кино
сторону
отражает не только основные
экрана.
вехи развития страны, но и
115 лет
моделирует образ ее будущего.
кино в
Кино, наряду с литературой и
России
театром, позволяет человеку
увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с посту
пками героев, анализировать и
рефлексировать, приобретать

Обсуждение ситуаций, возникающих в
связи с голосованием и выборами.
Выполнение интерактивного задания
«Избирательная система в России

Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким должен быть современный Учитель? (создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими
качествами обладал…, как относился бы к
ученикам…, как готовился к занятиям…,
какие вспомогательные средства
использовал для проведения уроков?»;
«Чем может помочь советник по
воспитанию?»
Мотивационная беседа о взаимосвязи
физического и психического здоровья. Игра
«Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и здорового образа жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и
фильмов, обсуждение их.
Беседа о буллинге, его причинах и вреде,
который он причиняет человеку. Мастеркласс «Магия игры», в ходе которого
школьники участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и психоло
гическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции.Мозговой штурм «Мои правила
благополучия», в ходе которого школьники
составляют список лайфхаков класса о том,
как подростку справляться со стрессами,
излишним давлением взрослых. Итоговая
рефлексивная беседа, в ходе которой
школьн ики обсуждают характеристики
идеального коллектива, в котором им было
бы комфортно находиться. .
Мотивационная беседа о любимых
мультфильмах и кинофильмах,
жанрах кино. Просмотр видеоролика об
истории российского игрового кино.
Обсуждение ролика. Беседа о будущем
кинематографа в цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники называют мультфильм или
фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в
19

новые знания, знакомиться с
миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей и
культурой страны.
День
Деятельность школьников.
спецназа
Подразделения специального
назначения (спецназ) в России
имеют особую значимость, они
олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа, беспри
мерное самопожертвование,
готовность мгновенно прийти на
помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми
профессиональными, физиче кими и моральным качествами,
являются достойным примером
настоящего мужчины.
День
Смутное время в истории нашей
народного страны. Самозванцы — одна из
единства
причин продолжавшейся Смуты.
Ополчение во главе с князем
Дмитрием Пожарским и земским
старостой Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне

Россия:
взгляд в
будущее.
Технолог
ичес-кий
суверенит
ет /
цифровая
экономик
а / новые
професси
и

роли актеров немого
кино. Итоговая беседа о возможности
создания собственного фильма о классе,
сделанного руками школьников.
Участие во вступительной беседе, просмотр
видеоролика о видах
подразделений специального назначения в
России.
Участие в обсуждении: «Качества личности
бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания «Что
важнее для
спецназовца – ум или сила?»

Участие во вступительной беседе о
появлении праздника День
народного единства. Знакомство с
исторической справкой о событиях
Смутного времени. Работа в группах: если
бы вы жили в Смутное время, в чем вы бы
увидели причины появления народных
ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о
том, что 4 ноября 1612 года воины
народного ополчения продемонстрировали
образец героизма и сплоченности всего
народа вне зависимости от проис-хождения,
вероисповедания и положения в обществе.
Дискуссия о том, когда еще люди
чувствуют что им надо объединяться
Технологический суверенитет
Беседа о сущности понятий «суверенитет»,
решает задачи обеспечения
«технологический суверенитет», «цифровая
безопасности, получения
экономика». Просмотр видеоролика о
энергии, продовольственной
цифровых технологиях, вошедших в
независимости, транспортной
современную жизнь многих россиян, в
связности. Логика развития
экономику, образование и культуру страны.
экономики предполагает защиту Дискуссия, в ходе которой школьники
и формирование
высказывают свои мнения о возможнос тях
высокотехнологичных отраслей с и рисках, которые появляются в связи с
высокой долей интеллектуальпроникновением искус ственного
ных вложений. Развитие
интеллекта во многие сферы не только
цифровой экономики
экономики, но и культуры, образования,
предполагает выстраивание
спорта.Игра-викторина «Язык не для всех»,
системы экономических,
в ходе которой школьники знакомятся с
социальных и культурных
новыми понятиями в области цифровых
отношений, основанных на
технологий и с профессиями будущего.
использовании цифровых
Интерактивное путешествие по городу про20

информационнокоммуникационных
технологий. Появление новых
профессий связано с
цифровизацией экономики,
движением к
технологическому суверенитету.

фессий будущего, в ходе которого школьни
ки знакомятся с двенадцатью направлениями профессиональной деятельности, которые охватывают 50 перспективных профессий. Рефлексивная беседа, в ходе которой
педагог просит школьников завершить
некоторые из предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я
сделал на этом занятии – это …»; «Все
говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь
просто невозможна, я с этим утверждением
…»; «Если у меня спросят, готов ли я
учится всю свою жизнь, то я отвечу …»
О
Мама — важный человек в
Участие в игре «Незаконченное предложевзаимоотн жизни каждого. Материнская
ние», во время которой каждый школьник
ошениях
любовь — простая и
продолжает предложение «Первое, что
в семье
безоговорочная.
приходит в голову, когда я слышу слово
(День
Легко ли быть мамой?
«мама» …»Участие в групповом
матери)
обсуждении случаев недопонимания мам и
детей. Поиск причин этого в процессе
групповой работы.Участие в беседе о том,
что делает наших мам счастливыми
Что такое Что для каждого человека означа Участие в беседе о том, когда каждый из
Родина?
ет слово «Родина»?Это родители, нас чувствовал гордость при виде государ(регионал семья, дом, друзья, родной город, ственных символов нашей страны. Какова
ьный и
регион, вся наша страна и народ. региональная символика? Что означают
местный
Чувство любви к своей Родине
элементы герба, флага? Знакомство с
компочеловек несет в себе всю жизнь,
традициями народов, живущих на территонент)
это его опора и поддержка.
рии России.
Родина – это не просто территоУчастие в дискуссии о том, что объединяет
рия, это, прежде всего то, что мы людей разных национальностей в одной
любим и готовы защищать.
стране, что им в этом помогает?
Мы
Особенности волонтерской
Участие в обсуждении вопроса:
вместе
деятельности.
действительно ли создание именно этой
История
Волонтёрство в России
организации можно считать началом
создания
Знакомство школьников с
волонтерского движения? Работа в группах
Красного информацией о создании в
по составлению списка особенностей
Креста
Международного Комитета
волонтерской деятельности.
Красного Креста.
Обмен историями из жизни о волонтёрской
деятельности
Главный
Значение Конституции для
Участие во вступительной беседе о
закон
граждан страны. Знание прав и
значении слова «конституция» и о жизни
страны
выполнение обязанностей.
без конституции. Участие в обсуждении
Ответственность — это
ситуаций, в которых было нарушение прав
осознанное
или невыполнение обязанностей.Участие в
поведение
игре «Незаконченное предложение», во
время которой каждый школьник продолжа
ет предложение «Нужно знать
Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном
21

поведении и личной ответственность
Герои
Россия — страна с героическим
Участие во вступительной беседе о
нашего
прошлым. Современные герои — непростой судьбе нашей страны, о войнах,
времени
кто
которые выпали на долю народа и о
они? Россия начинается с меня?
героизме тех, кто вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место
героизму сегодня? Обсуждение мнений
школьников. Участие в игре «Качества
современного героя»
Новогодн Новый год — праздник всей
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете
ие
семьи. Новогодние семейные
о Новом годе?) Участие в дискуссии
семейные традиции. Новогодние приметы. «Поделись новогодней традицией, которая
традиции Различные традиции встречи
объединяет народы нашей страны».
разных
Нового года у разных народов
Участие в беседе о том, что чаще всего мы
народов
России.
мечтаем о материальных подарках, но есть
России
ли что-то, что мы хотели бы изменить в
себе в Новом году? Участие в разговоре о
новогодних приметах, подарках.
От А до
Способы передачи информации
Беседа о разных способах передачи
Я.
до появления письменности.
информации. Блиц-опрос «Интересные
450 лет
Разница между азбукой и
факты об Азбуке».
"Азбуке" букварем. «Азбука», напечатанЭвристическая беседа «Первая печатная
Ивана
ная Иваном Федоровым:
«Азбука»: в чем особенности».
Фёдорова «Ради скорого младенческого
Интерактивные задания, связанные с
научения».
содержанием «Азбуки».
Налоговая Современный человек должен
Беседа о том, что такое налоговая система.
грамотобладать функциональной
Блиц-опрос «Для чего государству
ность
грамотностью, в том числе
необходим бюджет?».
налоговой. Для чего собирают
Беседа «Права и обязанности
налоги? Что они обеспечивают
налогоплательщика».
для граждан? Выплата налогов – Интерактивное задание «Создай и
обязанность каждого гражданина распредели бюджет».
Российской Федерации.
Непокоре Голод, морозы, бомбардировки
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о
нные.
— тяготы блокадного
блокаде Ленинграда;каким образом город
80 лет со
Ленинграда.
попал в кольцо; зачем Гитлер хотел
дня
Блокадный паек. Способы
захватить город; почему Ладожское озеро
полного
выживания ленинградцев.
называют дорогой жизни; чем стало
освобожд О провале планов немецких
полное освобождение Ленинграда от
ения
войск.
фашистской блокады для всей страны, для
Ленингра О героизме советских воинов,
хода Великой Отечественной войны?»
да от
освободивших город на Неве.
Беседа о том, что помогало людям выстоять
фашистсв осажденном городе.
кой
Работа в парах с дальнейшим обобщением:
блокады
почему планам Гитлера
не суждено было сбыться?
Союзники Кто такой союзник? Какие
Беседа о государствах-союзниках
России
обязанности он на себя приниРоссийской Федерации.
мает,какими обладает правами?
Блиц-опрос: «Какие традиционные
Что дает заключение союзного
ценности разделяют
22

договора для государств?
Союзники России –государства,
которые разделяют и поддерживают наши общие традицион-ные
ценности, уважают культуру,
стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают
их.
190 лет со Цивилизация без научных
дня
достижений. Научные и
рождения технические
Д.
достижения в нашей стране.
Менделее Вклад российских ученых в
ва.
мировую науку.
День
Д.И. Менделеев и роль его
российско достижений для науки.
й
Достижения науки в
науки
повседневной жизни.
Плюсы и минусы научнотехнического прогресса
День
Россия является не только самой
первооткр большой страной в мире,
ывателя
которую за ее продолжительную
историю шаг за шагом
исследовали, изучали,
открывали русские
землепроходцы.
Удивительные уголки нашей
страны сегодня может открыть
для себя любой школьник

День
защитника
Отечества
280 лет со
дня
рождения
Федора
Ушакова

союзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных
государств.
В чем заключается союзническая
поддержка? Что Россия делает
для союзников?

Участие во вступительной беседе о том,
какой была бы жизнь человека без научных
достижений.Участие в беседе об основных
научных и технических достижениях в
нашей стране.Участие в интерактивном
задании «Д.И. Менделеев: не только
химия». Участие в блиц – опросе «Примеры
использования достижений
науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим
обобщением: «Плюсы и минусы
научно-технического прогресса
Мотивационная беседа о первооткрывате
лях, открытиях и удивительных местах
России. Мозговой штурм, в ходе которого
школьники за 1 минуту должны назвать 15
российских городов; за вторую минуту - 15
российских рек; за третью – 15 названий
деревьев, кустарников и цветов, которые
растут в их регионе. Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического
общества о русских землепроходцах. Игра
«Своя игра», в которой разыгрываются
вопросы об уникальных местах России и их
первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в
процессе которой они продолжают
предложения, начало которых произносит
педагог: «Яникогда не знал, что …»; «Если
бы я делал пост в социальных сетях
по итогам нашего сегодняшнего разговора,
то я назвал бы его …»; «Каждый может
стать первооткрывателем, потому что …».
День защитника Отечества:исто- Участие в интеллектуальной разминке «Что
рические традиции. Профессия
вы знаете о Днезащитника Отечества».
военного: кто её выбирает
Участие в дискуссии о причинах выбора
сегодня.Смекалка в военном
профессии военного.
деле. 280-летие со дня рождения Участие в работе в парах: знакомство с
великого русского флотоводца,
примерами военных
командующего Черноморским
действий, в которых выручала смекалка.
флотом (1790—1798);командую- История и современность: уроки адмирала
щего русско-турецкой эскадрой в Ушакова.
23

Как найти
свое
место
в
обществе

Всемирный
фестиваль
молодежи

«Первым
делом
самолеты».
О
гражданс
кой
авиации

Средиземном море(1798—1800),
адмирала (1799) Ф.Ф.Ушакова.
Что нужно для того, чтобы найти
друзей и самому быть хорошим
другом?
Примеры настоящей
дружбы. Что нужно для того,
чтобы создать хорошую семью и
самому быть хорошим
семьянином.
Поддержка семьи в России. Что
нужно, чтобы найти свое
призвание и стать настоящим
профессионалом.
Поддержка профессионального
самоопределения школьников в
России.

Всемирный фестиваль молодежи
–2024. Сириус – федеральная
площадка фестиваля.
Исторические факты появления
всемирного фестиваля молодежи
и студентов.
Фестивали, которые проходили в
нашей стране
Легендарная история развития
российской гражданской
авиации.Героизм конструкторов,
инженеров и летчиков-испытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды
российских летчиков.
Современное авиастроение.
Профессии, связанные с
авиацией.

Участие в беседе о том, как жители России
выражают свою благодарность Родине
Проблематизирующая беседа о трех
слагаемых успешной самореализации
человека в обществе: дружбе, семье и
профессии.Выступление федерального
спикера (о примерах и способах самореали
зации человека в различных сферах общественной жизни).Рефлексивная беседа «Мое
будущее», в ходе которой школьники
обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти спутника/спутницу
жизни, чем руководствоваться в выборе
профессии.Групповая работа «Что я возьму
с собой во взрослую жизнь?», в ходе которой школьники в каждой группе из набора
карточек выбирают 5 и аргументируют
всему классу свой выбор. В набор могут
входить, например, карточки «умение готовить», «умение дружить», «умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и т.д.
Групповая работа по созданию кластера
«Всемирный фестиваль молодежи».
Историческая справка об истории
возникновения Всемирного фестиваля
молодежи. Беседа «Эмблемы и символы
фестивалей».Дискуссия «Всемирный
фестиваль молодежи – 2024 в
подробностях»
Проблематизирующая беседа «Почему
человек всегда хотел подняться в небо?», в
ходе которой обсуждаются события,
связанные с первыми попытками человека
«обрести крылья». Видеоролик об истории
российской авиации, от первого полета в
1913 году на первом в мире четырехмотор
ном самолете «Русский витязь» до совреме
нных авиалайнеров "Суперджет", МС-21,
Ил-114- 300, Ту-214, Ил-96, "Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо»,
в ходе которой школьники знакомятся с
легендарными российскими пилотами,
испытателями, конструкторами. Мастеркласс «Тренажер летчика», в ходе которого
школьники выполняют некоторые упражнения и задания (например, «Компас»,«Часы»
и др.) которые предлагают современным
пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем
захочу, или уже нет?», в ходе которой
24

Крым.
Путь
домой

Россия здоровая
держава

Цирк!
Цирк!
Цирк!
(К
Междуна
родному
дню
цирка)

«Я вижу
Землю!
Это так
красиво».

подростки рассуждают об ограничениях,
которые накладывает профессия пилота, о
том, как может реализоваться мечта
о небе, даже если нельзя стать летчиком.
Красивейший полуостров с
Участие в беседе о географическом
богатой историей.
положении Крыма с использованием карты.
История
Самостоятельная работа по изучению
Крымского полуострова.
информации по историиКрыма. Работа в
Значение
группах с обобщением: что с древних
Крыма. Достопримечательности времен привлекало разные народы в
Крыма
Крымском полуострове?Обмен мнениями:
что бы вы рекомендовали посетить в Крыму
Здоровый образ жизни –
Дискуссия «Основные правила здорового
приоритетное направление в
образа жизни».Групповая работа:
большинстве государств мира.
составление памятки о ЗОЖ.
Основные составляющие
Дискуссия «Следуешь модее – вредишь
здоровья.Современные проекты, здоровью» (о тату,
связанные со здоровьем.
пирсинге, энергетиках и т.д.
Цирк как фантазийное и
Просмотр видеоролика об истории цирка в
сказочное искусство.
России, начиная с первого стационарного
Цирк в России, История цирка,
цирка, построенного в Петербурге в 1877
цирковые династии России.
году.Беседа о современном цирке, причинах
Знаменитые на весь мир
его популярности у детейи взрослых, о
российские силачи,
видах циркового искусства (клоунаде,
дрессировщики, акробаты,
акробатике,эквилибристике, гимнастике,
клоуны, фокусники. Цирковые
жонглировании, эксцентрике,иллюзионипрофессии.
зме, пантомиме, дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в
ходе которого школьникиразучивают
несколько простых фокусов.Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники
знакомятся великими российскими
клоунами (Юрий Никулин, Олег Попов,
Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно
уметь поддерживать оптимизм в себе и в
окружающих.
Главные события в истории
Участие во вступительной беседе об
покорения космоса.
основных исторических событиях в
Отечественные
космонавтике. Самостоятельная работа в
космонавты-рекордсмены.
группах: найти в интернете информацию о
Подготовка к полёту —
космонавте и сделать сообщение для
многолетний процесс.
одноклассников (Герман Титов, Валентина
Художественный фильм «Вызов» Терешкова, Алексей Леонов, Светлана
- героизм персонажей и реальных Савицкая, Валерий Поляков, Елена
людей.
Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий
Падалка, Анатолий Соловьев). Участие в
беседе о трудном процессе подготовки к
полёту. Обсуждение фильма «Вызов» - в
чем заключался героизм главных действую
25

215-летие
со дня
рождения
Н. В.
Гоголя

Николай Гоголь – признанный
классик русской литературы,
автор знаменитых «Мертвых
душ», «Ревизора», «Вечеров на
хуторе близ Диканьки».
Сюжеты, герои, ситуации
из произведений Николая Гоголя
актуальны по сей день.

Экологич
ное
потребление

Экологичное потребление —
способ позаботиться о
сохранности планеты.
Экологические проблемы
как следствия безответственного
поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так
сложно
История Праздника труда.
Труд — это право или
обязанность человека?
Работа мечты.
Жизненно важные
навыки

Труд
крут!

Урок
памяти

История появления праздника
День Победы. Поисковое
движение России. Могила
Неизвестного Солдата.
Семейные традиции
празднования Дня Победы.
Бессмертный полк

Будь
готов!
Ко дню
детских
обществе
нных
организаций

19 мая 1922 года — день
рождения пионерской
организации.
Цель её создания и деятельность.
Распад пионерской организации.
Причины,
по которым дети объединяются

щих лиц и актрисы и режиссера фильма
Проблематизирующая беседа «Классик есть
классик», в ходе которой школьники обсуж
дают, какие сюжеты, герои, ситуации из
произведений Гоголя можно было назвать
современными. Игра «Закончи фразу,
ставшую крылатой», в ходе которой
школьники продолжают знаменитые фразы
из произведений Н. Гоголя.Интерактивная
игра, в ходе которой школьники по отрывкам из телеспектаклей, кинофильмов, иллю
страций, созданных по произведениям
Николая Гоголя, называют произведение и
его главных героев. Дискуссия, в ходе
которой школьники обсуждают фразу И.А.
Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо
плакал…».
Участие во вступительной беседе об
экологическом потреблении.
Обсуждение экологических проблем,
существующих в России, и роли
людей в их появлении, поиски решений.
Работа в группах по составлению общего
списка эко-правил,
которые легко может соблюдать каждый
Вступительная беседа об истории
Праздника труда. Участие в дискуссии:
«Труд — это право или обязанность
человека?» Мозговой штурм — обсуждение
критериев работы мечты. Блиц-опрос
«Владеете ли вы элементарными
трудовыми навыками?»
Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Победы.
Участие в беседе о том, что заставляет
тысячи человек заниматься поиском и
захоронением останков погибших
защитников Отечества? Обмен мнениями:
есть ли в вашей семье традиция отмечать
День Победы? Участвует ли семья в
шествиях Бессмертного полка?
Участие во вступительной беседе о
пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое должно
быть детское общественное объединение,
чтобы вам захотелось в него вступить.
Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в беседе о том, какие бывают
детские общественные объединения
26

Русский
язык.
Великий
и
могучий.
225 со дня
рождения
А. С.
Пушкина

Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина объединяет
поколения. Вклад А. С. Пушкина
в формирование современного
литературного русского языка.
Брейн- ринг «Узнай
произведение по иллюстрации».
Историческая справка
«Малоизвестные факты из жизни
А. С. Пушкина».

Брейн- ринг
«Узнай произведение по иллюстрации».
Историческая справка «Малоизвестные
факты из жизни А. С. Пушкина»
Эвристическая беседа «Мы говорим на
языке Пушкина».
Интерактивные задания на знание русского
языка

Тематическое планирование
№
1

Тема

День знаний

Количество часов

1

Электронныеобразовательныересурсы

http://razgovor.edsoo.ru/
http://infourok.ru

2

Там, где Россия

1

http://razgovor.edsoo.ru/
http://infourok.ru

3

Зоя. К 100-летию со дня

1

рождения Зои

http://razgovor.edsoo.ru/
http://infourok.ru

Космодемьянской
4

Избирательная система

1

http://razgovor.edsoo.ru/

России (30 лет ЦИК)
5

День учителя

1

http://razgovor.edsoo.ru/

6

О взаимоотношениях в

1

http://razgovor.edsoo.ru/

коллективе (Всемирный

http://infourok.ru

день психического
здоровья, профилактика
буллинга)
7

По ту сторону экрана.

1

http://razgovor.edsoo.ru/

115 лет кино в России
8

День спецназа

1

http://razgovor.edsoo.ru/

9

День народного единства

1

http://razgovor.edsoo.ru/

10

Россия: взгляд в

1

http://razgovor.edsoo.ru/

будущее.
Технологический
27

суверенитет / цифровая
экономика / новые
профессии
11

О взаимоотношениях в

1

http://razgovor.edsoo.ru/

семье (День матери)
12

Что такое Родина?

1

http://razgovor.edsoo.ru/

13

Мы вместе

1

http://razgovor.edsoo.ru/http://infourok.ru

14

Главный закон страны

1

http://razgovor.edsoo.ru/

15

Герои нашего времени

1

16

Новогодние семейные

1

http://infourok.ru
http://razgovor.edsoo.ru/
http://infourok.ru

традиции разных
народов России
17

От А до Я. 450 лет

1

http://razgovor.edsoo.ru/

"Азбуке" Ивана
Фёдорова
18

Налоговая грамотность

1

http://razgovor.edsoo.ru/

19

Непокоренные. 80 лет

1

http://razgovor.edsoo.ru/

со дня полного

http://infourok.ru

освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады
20

Союзники России

1

http://razgovor.edsoo.ru/
http://infourok.ru

21

190 лет со дня рождения

1

http://razgovor.edsoo.ru/

Д. Менделеева. День
российской науки
22

День первооткрывателя

1

http://razgovor.edsoo.ru/

23

День защитника

1

http://razgovor.edsoo.ru/

1

http://razgovor.edsoo.ru/

Отечества. 280 лет со дня
рождения Федора
Ушакова
24

Как найти свое место в

28

обществе
25

Всемирный фестиваль

1

http://razgovor.edsoo.ru/

1

http://razgovor.edsoo.ru/

молодежи
26

«Первым делом
самолеты».

http://infourok.ru

О гражданской авиации
27

Крым. Путь домой

1

http://razgovor.edsoo.ru/
http://infourok.ru

28

Россия - здоровая

1

http://razgovor.edsoo.ru/

1

http://razgovor.edsoo.ru/

держава
29

Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню

http://infourok.ru

цирка)
30

«Я вижу Землю!

1

Это так красиво».
31

215-летие со дня

http://razgovor.edsoo.ru/
http://infourok.ru

1

http://razgovor.edsoo.ru/

1

http://razgovor.edsoo.ru/

1

http://razgovor.edsoo.ru/

рождения Н. В. Гоголя
32

Экологичное
потребление

33

Труд крут

http://infourok.ru
34

Урок памяти

1

http://razgovor.edsoo.ru/
http://infourok.ru

35

Будь готов! Ко дню

1

http://razgovor.edsoo.ru/

1

http://razgovor.edsoo.ru/

детских общественных
организаций
36

Русский язык. Великий и
могучий. 225 со дня
рождения А. С. Пушкина

Итого:

36

29

Муниципальноебюджетноеобщеобразовательноеучреждение
«Емельяновскаясредняяобщеобразовательнаяшкола»
НижнегорскогорайонаРеспубликиКрым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол №1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н..
от 30.08. 2023 г.
Приказ № 266

Календарно – тематическоепланирование
курса внеурочной деятельности
духовно - нравственного направления
«Разговоры о важном»
для 10 класса
основного среднего образования

Количество часов за год – 36 (1 час в неделю)
Учитель : Петренко Евгения Витальевна

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с
изменениями).исоответсвует требованиям Федеральной образовательной программы
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 371.
Срок реализации: 1 год
с. Емельяновка, 2023 г.
30

Календарно–тематическоепланирование
№п/п
дата
план факт план факт
1.
04.09

Содержание

Колвочасов
1

День знаний

2.

11.09

Там, где Россия

1

3.

18.09

Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои

1

Космодемьянской
4.

25.09

Избирательная система России (30 лет ЦИК)

1

5.

02.10

День учителя

1

6.

09.10

О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный

1

день психического здоровья, профилактика
буллинга)
7.

16.10

По ту сторону экрана. 115 лет кино в России

1

8.

23.10

День спецназа

1

9.

13.11

День народного единства

1

10.

20.11

Россия: взгляд в будущее. Технологический

1

суверенитет / цифровая экономика / новые
профессии
11.

27.11

О взаимоотношениях в семье (День матери)

1

12.

04.12

Что такое Родина?

1

13.

11.12

Мы вместе

1

14.

18.12

Главный закон страны

1

15.

25.12

Герои нашего времени

1

16.

29.12

Новогодние семейные традиции разных народов

1

России
17.

15.01

От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана Фёдорова

1

18.

22.01

Налоговая грамотность

1

19.

29.01

Непокоренные. 80 лет со дня полного

1

освобождения Ленинграда от фашистской
блокады
20.

05.02

Союзники России

1
31

21.

12.02

190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День

1

российской науки
22.

19.02

День первооткрывателя

1

23.

26.02

День защитника Отечества. 280 лет со дня

1

рождения Федора Ушакова
24.

04.03

Как найти свое место в обществе

1

25.

11.03

Всемирный фестиваль молодежи

1

26.

01.04

«Первым делом самолеты».

1

О гражданскойавиации
27.

08.04

Крым. Путь домой

1

28.

15.04

Россия - здоровая держава

1

29.

22.04

Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню

1

цирка)
30.

27.04

«Я вижу Землю!

1

Это так красиво».
31.

07.05

215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя

1

32.

13.05

Экологичное потребление

1

33.

20.05

Труд крут

1

34.

Урок памяти

1

35.

Будь готов! Ко дню детских общественных

1

организаций
36.

Русский язык. Великий и могучий. 225 со дня

1

рождения А. С. Пушкина

32

Лист-корректировкикалендарно-тематическогопланированиярабочейпрограммы
№уро №уро
капоп капо
лану факту

Датау
рокап
оплан
у

Датаур
окапоф
акту

Темаурока

Причинак
орректировки

Корректирующи
емероприятия

33

34

Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

факт

дата

факт

тема

кол-во
часов

День знаний
Там, где Россия
Зоя. К 100-летию со дня рождения
Зои Космодемьянской
Избирательная система России (30 лет ЦИК)
День учителя (советники по воспитанию)
О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического здоровья,
профилактика буллинга)
По ту сторону экрана. 115 лет кино в России
День спецназа
День народного единства
Россия: взгляд в будущее. Технологический
суверенитет /цифровая экономика / новые профессии
О взаимоотношениях в семье (День матери)
Что такое Родина? (региональный и местный компонент)
Мы вместе История создания Красного Креста
Главный закон страны
Герои нашего времени
Новогодние семейные традиции разных
народов России
От А до Я. 450 лет "Азбуке"Ивана Фёдорова
Налоговая грамотность
Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады
Союзники России
190 лет со дня рождения Д. Менделеева.
День российской науки
День первооткрывателя
День защитника Отечества.
280 лет со дня рождения Федора Ушакова
Как найти свое место в обществе
Всемирный фестиваль молодежи
«Первым делом самолеты». О гражданской авиации
Крым. Путь домой
Россия – здоровая держава
Цирк! Цирк! Цирк!(К Международному дню цирка)
«Я вижу Землю! Это так красиво».
215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя
Экологичное потребление
Труд крут!
Урок памяти
Будь готов! Ко дню детских общественных организаций
Русский язык. Великий и могучий.
225 со дня рождения А. С. Пушкина
35

Лист корректировки
календарно – тематического планирования рабочей программы
№
№
Дата
Дата
Тема урока
Причина Корректирующие
урока урока урока
урока
корректимероприятия
по
по
по
по
ровки
плану факту плану
факту

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».