Рабочая программа по физике для 8 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

заместитель директора

учителей старших классов

УТВЕРЖДЕНА
Директор

Предко С.И.

Протокол № 1 от 25.08.2023

Петренко С.Н.

Руководитель МО

30.08.2023 г.

Воронова И.Н.

от 30.08. 2023 г.
Приказ № 266

Рабочая программа
учебного предмета
«Физика»
для 8 класса
основного общего образования
Уровень: базовый
Количество часов:
68 в год, 2 часа в неделю.
Учитель: Хилинич В.А.
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с
изменениями).
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Срок реализации: 1год
с. Емельяновка, 2023 г.

Пояснительная записка.
Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на
основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного
предмета «Физика».
Содержание

программы

по

физике

направлено

на

формирование

естественно­научной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на
деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного
предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным

результатам

обучения,

а

также

межпредметные

связи

естественно­научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Физика является системообразующим для естественно­научных учебных предметов,
поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,
биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественно­научную
картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода
познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования
состоит в формировании естественно­научной грамотности и интереса к науке у
обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими
компетентностями, характеризующими естественно­научную грамотность:


научно объяснять явления;



оценивать и понимать особенности научного исследования;



интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов.

Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в
Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы,
утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации
(протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК­4вн).
Цели изучения физики:


приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению
природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
2



развитие

представлений

о

научном

методе

познания

и

формирование

исследовательского отношения к окружающим явлениям;


формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;



формирование представлений о роли физики для развития других естественных
наук, техники и технологий;



развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной
деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом
направлении.

Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего
образования обеспечивается решением следующих задач:


приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических,
тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;



приобретение

умений

описывать

и

объяснять

физические

явления

с

использованием полученных знаний;


освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием
физических моделей, творческих и практико­ориентированных задач;



развитие

умений

наблюдать

природные

явления

и

выполнять

опыты,

лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов;


освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая
информацию о современных достижениях физики, анализ и критическое
оценивание информации;



знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой,
и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.

На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего образования
отводится в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и опытов носит
рекомендательный характер, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и
опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных
заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по физике.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:


1) патриотического воспитания:



- проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;



- ценностное отношение к достижениям российских учёных-­физиков;



2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:



- готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;



- осознание важности морально-­этических принципов в деятельности учёного;



3) эстетического воспитания:



- восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности;



4) ценности научного познания:



- осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира,
основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;



- развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;



5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:



- осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с
электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;



- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права у другого человека;



6) трудового воспитания:



- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации,

города,

края)

технологической

и

социальной

направленности,

требующих в том числе и физических знаний;


- интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;



7) экологического воспитания:

4



- ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;



- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;



8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:



- потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;



- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;



- потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;



- осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;



- планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;



- стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики,
в том числе с использованием физических знаний;



- оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты,
включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:


выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);



устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения;



выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

5



выявлять причинно­-следственные связи при изучении физических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;



самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

физической

задачи

(сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:


использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;



проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

опыт,

несложный

физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;


оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;



самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам

проведённого наблюдения, опыта, исследования;


прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:


применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;



анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями.

Коммуникативные универсальные учебные действия:


в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и
проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;



сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;



выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;



публично

представлять

результаты

выполненного

физического

опыта

(эксперимента, исследования, проекта);

6



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной физической проблемы;



принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её
достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной
работы, обобщать мнения нескольких людей;



выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;



оценивать

качество

своего

вклада

в

общий

продукт

по

критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:


выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения
физических знаний;



ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);



самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;



делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:


давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов

деятельности,

давать оценку приобретённому опыту;


вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического
исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;



оценивать соответствие результата цели и условиям;



ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную
тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;



признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в
утверждениях на научные темы и такое же право другого.

7

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:


использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и
молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела,
насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, температура, внутренняя
энергия, тепловой двигатель, элементарный электрический заряд, электрическое
поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное
поле;



различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое
равновесие,

смачивание,

плавление,

капиллярные

кристаллизация

явления,

(отвердевание),

испарение,
кипение,

конденсация,
теплопередача

(теплопроводность, конвекция, излучение), электризация тел, взаимодействие
зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие
магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная
индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;


распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в
том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и
капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца,
замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега,
электрические

явления

в атмосфере,

электричество

живых

организмов,

магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на
Земле, полярное сияние, при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;


описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная
теплоёмкость

вещества,

удельная

теплота

плавления,

удельная

теплота

парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление

проводника,

удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока), при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие
8

данную физическую величину с другими величинами, строить графики
изученных зависимостей физических величин;


характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
основные положения молекулярно-­кинетической теории строения вещества,
принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения
заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения
энергии, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его
математическое выражение;



объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций

практико­ориентированного

характера:

выявлять

причинно­следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с
опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических законов или
закономерностей;


решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи,
выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и
сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;



распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов,

используя

описание

исследования,

выделять

проверяемое

предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования,
делать выводы;


проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств
тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма,
температуры, скорости процесса остывания и нагревания при излучении от цвета
излучающей

(поглощающей)

поверхности,

скорость

испарения

воды

от

температуры жидкости и площади её поверхности, электризация тел и
взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие постоянных магнитов,
визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия магнитного поля
на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя
постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать
установку

из

предложенного

оборудования,

описывать

ход

опыта

и

формулировать выводы;


выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха,
силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков
9

физических величин, сравнивать результаты измерений с учётом заданной
абсолютной погрешности;


проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от
его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества
проводника, силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике,
исследование последовательного и параллельного соединений проводников):
планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя
предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;



проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость
вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока):
планировать

измерения,

собирать

экспериментальную

установку,

следуя

предложенной инструкции, и вычислять значение величины;


соблюдать

правила

техники

безопасности при

работе

с лабораторным

оборудованием;


характеризовать принципы действия изученных приборов и технических
устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов,
гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической
энергии,

электроосветительные

приборы,

нагревательные

электроприборы

(примеры), электрические предохранители, электромагнит, электродвигатель
постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и
необходимые физические закономерности;


распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по
схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр,
гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат), составлять
схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;



приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения

здоровья

и

соблюдения

норм

экологического

поведения

в

окружающей среде;

10



осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, на
основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников
выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;



использовать при выполнении учебных заданий научно-­популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети

Интернет,

владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из
одной знаковой системы в другую;


создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая
информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе
публично

представлять

результаты

проектной

или

исследовательской

деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат
курса физики, сопровождать выступление презентацией;


при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов
распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами,
следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно
оценивать

собственный

вклад

в

деятельность

группы,

выстраивать

коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1.Электрические явления. Магнитные явления. (38 часов)
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон
сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор.
Энергия электрического поля.
Постоянный

электрический

ток.

Сила

тока.

Электрическое

сопротивление.

Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для
участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон ДжоуляЛенца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
Электризация тел.
Два вида электрических зарядов.
Устройство и принцип действия электроскопа.
Закон сохранения электрических зарядов.
11

Проводники и изоляторы.
Электростатическая индукция.
Устройство конденсатора.
Энергия электрического поля конденсатора.
Источники постоянного тока.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение напряжения вольтметром.
Реостат и магазин сопротивлений.
Свойства полупроводников.
Лабораторные работы и опыты
Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.
Изготовление и испытание гальванического элемента.
Измерение силы электрического тока.
Измерение электрического напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и материала.
Измерение электрического сопротивления проводника.
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Измерение мощности электрического тока.
Изучение работы полупроводникового диода.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
12

Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Лабораторные работы и опыты
Исследование явления магнитного взаимодействия тел.
Исследование явления намагничивания вещества.
Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение работы электрогенератора постоянного тока.
Получение переменного тока вращением катушки
Раздел 2. Электромагнитные колебания и волны. (12 часов)
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы. Принципы радиосвязи и телевидения.
Демонстрации
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Лабораторные работы и опыты
Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
Раздел 3. Оптические явления. (15 часов)
Свет - электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и
преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
Прямолинейное распространение света.
Отражение света.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Дисперсия белого света.
13

Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения света от угла падения.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Наблюдение явления дисперсии света.
Резерв - 3 ч
Тематическое планирование.
№

Тема раздела

Количество часов

п/п

Всего

Контр.

Электронные
Лаб. раб.

ресурсы

раб.
1.

Раздел

1.

Электрические 38

3

8

явления. Магнитные явления
2.

Раздел 2.

Электромагнитные 12

Раздел 3. Оптические явления.

http://schoolcollection.edu.ru

1

-

колебания и волны.
3.

образовательные

http://classfizika.narod.ru

15

1

3

http://fizikaclass.narod.ru

Резерв

3

-

-

Итого:

68

5

11

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».