Рабочая программа по астрономии для 11 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор
Петренко С.Н.

30.08.2023 г.
от 30.08. 2023 г.
Приказ № 267

Рабочая программа
учебного предмета
«Астрономия»
для 11 класса
среднего общего образования
Уровень: базовый
Количество часов за год - 34: (1 час в неделю),
Учитель: Хилинич Валентина Александровна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в редакции приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года №732)
Срок реализации: 1 год
с. Емельяновка, 2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта
среднего общего образования, программы курса астрономии для 10—11 классов
общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10-11
класс «Просвещение» 2017г.
Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового
учебника Астрономия 10 - 11 класс, В.М. Чаругин. - : Просвещение, 2022 г.
В учебном плане для реализации программы отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Основной целью курса является обновление требований к уровню подготовки
выпускников,

отражающее важнейшую

особенность

педагогической

концепции

государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть
образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к
межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой
обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных
предметов, а ступеней общего образования.
задачи обучения:
- Приобретение

знаний

и

умений

для

использования

в

практической

деятельности и повседневнойжизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и
рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной
компетенций.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения астрономии являются:


умение управлять своей познавательной деятельностью;



готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни;



сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной

и общественной

деятельности;

умение сотрудничать

с

взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;


умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в
образовательной,
деятельности;

учебно-исследовательской,

проектной

и

других

видах



сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность
к научно-техническому творчеству;



чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;



положительное отношение к труду, целеустремлённость;



экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным
богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние
природных ресурсов и разумное природопользование.

Метапредметными результатами освоения астрономии являются:
освоение регулятивных универсальных учебных действий:


самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;



оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;



сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели
ресурсы;



определять несколько путей достижения поставленной цели;



задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;



сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;



осознавать

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей;
освоение познавательных универсальных учебных действий:


критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;



распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;



использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;



осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;



искать и находить обобщённые способы решения задач;



приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и
в отношении действий и суждений другого человека;



анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;



выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;



выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;



занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные
функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

освоение коммуникативных универсальных учебных действий:


осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за её пределами);



при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.);



развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;



распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы;



согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом
(решением);



представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;



подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;



воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;



точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в
адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая
при этом личностных оценочных суждений.

Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются:


сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд
и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;



понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;



владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами
и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;



сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии;



осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развития международного сотрудничества в этой области.

Содержание учебного предмета
1.Введение в астрономию (1 ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии,
связь астрономии с другими науками, значение астрономии).
2. Астрометрия (5 ч)

Вид звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и
мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена, видимое движение
Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как
астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из
основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении
календаря.
3. Небесная механика (3 ч)

Строение Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира;
законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и
межпланетные перелёты
4. Строение Солнечной системы (7 ч)

Строение Солнечной системы, физическая природа Земли и Луны, явления приливов и
прецессии; физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и
планет-карликов; особенности природы и движения астероидов, общие представления о
кометах, метеорах и метеоритах; развитии взглядов на происхождение Солнечной
системы.
5. Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

Разные типы оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их
помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о
проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о
том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных
нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; об основных
характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов,

природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, о новых и сверхновых звёздах,
узнать, как живут и умирают звёзды.
6. Млечный Путь - наша Галактика (3 ч)

Наша Галактика — Млечный Путь, объекты её составляющих,

распределение газа и

пыли в ней, рассеянные и шаровые скопления, её спиральная структура;
7. Галактики (3 ч)

Различные типы галактик, определение расстояний до них по наблюдениям красного
смещения линий в их спектрах, и закон Хаббла; вращение галактик и скрытой тёмной
массы в них; активные галактики и квазары и о физических процессах, протекающих в
них.
8. Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Вселенная в целом, конечность или бесконечность Вселенной, парадоксы, связанные с
этим, радиус и возраст Вселенной, высокая температура вещества в начальные периоды
жизни Вселенной, современные наблюдения ускоренного расширения Вселенной.
9. Современные проблемы астрономии (3 ч)

Современные направления изучения Вселенной, возможности определения расстояний до
галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд, открытие ускоренного расширения
Вселенной, роль тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; экзопланеты и поиск
экзопланет, благоприятных для жизни; возможное число высокоразвитых цивилизаций в
нашей Галактике, методы поиска жизни и внеземных цивилизаций и проблемы связи с
ними
Тематическое планирование
№
п/п

Раздел

Кол- Кол-во
Электронные образовательные
во
контрол. ресурсы
часов работ
в
https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye1
obrazovatelnye-resursy-po-astronomii/

1

Введение
астрономию

2

Астрометрия

5

http://www.astronet.ru

3

Небесная
механика
Строение
Солнечной
системы
Астрофизика и
звездная
астрономия
Млечный Путь Наша Галактика

3

http://college.ru/astronomy/
course/content/content.htm1
http://www.walkinspace.ru/

4

5.

6.

7

1

7

1

3

http://www.astronet.ru

http://www.galactic.name/

7.

Галактики

3

1

8.
Строение и
эволюция
Вселенной
9.

Современные
проблемы
астрономии
Итого

http://stars.chromeexperiments.com/
https://rosuchebnik.ru/material/elektronnyeobrazovatelnye-resursy-po-astronomii/

2

http://www.astronet.ru

3
34

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».