Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (МБОУ «Емельяновская СОШ») РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей старших классов Протокол № 1 от 25.08.2023 Руководитель МО Воронова И.Н. СОГЛАСОВАНА заместитель директора Предко С.И. УТВЕРЖДЕНА Директор Петренко С.Н. 30.08.2023 г. от 30.08. 2023 г. Приказ № 267 Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» для 11 класса среднего общего образования Уровень: базовый Количество часов за год - 34: (1 час в неделю), Учитель: Хилинич Валентина Александровна Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года №732) Срок реализации: 1 год с. Емельяновка, 2023 г Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10-11 класс «Просвещение» 2017г. Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 10 - 11 класс, В.М. Чаругин. - : Просвещение, 2022 г. В учебном плане для реализации программы отводится 34 часа, 1 час в неделю. Основной целью курса является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. задачи обучения: - Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневнойжизни; - Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей; - Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций. Планируемые результаты освоения курса Личностными результатами освоения астрономии являются: умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, деятельности; учебно-исследовательской, проектной и других видах сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм; положительное отношение к труду, целеустремлённость; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Метапредметными результатами освоения астрономии являются: освоение регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; определять несколько путей достижения поставленной цели; задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; освоение познавательных универсальных учебных действий: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщённые способы решения задач; приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); освоение коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением); представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии; осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области. Содержание учебного предмета 1.Введение в астрономию (1 ч) Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). 2. Астрометрия (5 ч) Вид звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена, видимое движение Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря. 3. Небесная механика (3 ч) Строение Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты 4. Строение Солнечной системы (7 ч) Строение Солнечной системы, физическая природа Земли и Луны, явления приливов и прецессии; физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; особенности природы и движения астероидов, общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; развитии взглядов на происхождение Солнечной системы. 5. Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) Разные типы оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды. 6. Млечный Путь - наша Галактика (3 ч) Наша Галактика — Млечный Путь, объекты её составляющих, распределение газа и пыли в ней, рассеянные и шаровые скопления, её спиральная структура; 7. Галактики (3 ч) Различные типы галактик, определение расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и закон Хаббла; вращение галактик и скрытой тёмной массы в них; активные галактики и квазары и о физических процессах, протекающих в них. 8. Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Вселенная в целом, конечность или бесконечность Вселенной, парадоксы, связанные с этим, радиус и возраст Вселенной, высокая температура вещества в начальные периоды жизни Вселенной, современные наблюдения ускоренного расширения Вселенной. 9. Современные проблемы астрономии (3 ч) Современные направления изучения Вселенной, возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд, открытие ускоренного расширения Вселенной, роль тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; экзопланеты и поиск экзопланет, благоприятных для жизни; возможное число высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, методы поиска жизни и внеземных цивилизаций и проблемы связи с ними Тематическое планирование № п/п Раздел Кол- Кол-во Электронные образовательные во контрол. ресурсы часов работ в https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye1 obrazovatelnye-resursy-po-astronomii/ 1 Введение астрономию 2 Астрометрия 5 http://www.astronet.ru 3 Небесная механика Строение Солнечной системы Астрофизика и звездная астрономия Млечный Путь Наша Галактика 3 http://college.ru/astronomy/ course/content/content.htm1 http://www.walkinspace.ru/ 4 5. 6. 7 1 7 1 3 http://www.astronet.ru http://www.galactic.name/ 7. Галактики 3 1 8. Строение и эволюция Вселенной 9. Современные проблемы астрономии Итого http://stars.chromeexperiments.com/ https://rosuchebnik.ru/material/elektronnyeobrazovatelnye-resursy-po-astronomii/ 2 http://www.astronet.ru 3 34 3