Финансовая грамотность 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя
общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н.,
приказ
от 30.08.2023 г. №267

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 10-11 классов
среднего общего образования

Количество часов за год – 34 (1 час в неделю)
Учитель : Цапко Наталья Дмитриевна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в
редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года
№732) и соответствует требованиям Федеральной образовательной программе среднего
общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371.
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений
формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации.
Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована
развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных
финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению
которых они не всегда готовы. Поэтому введение курса «Основы финансовой
грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к
обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а
также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами
финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и
успешно социализироваться в обществе.
Обеспечивая

выполнение

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся
всех категорий, н создаются условия для получения дополнительного экономического
образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ
потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной

особенностью

программы

предмета

«Основы

финансовой

грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к
обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У
них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые
умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего
поколения.

2

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для
принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:
- создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных
компетенций;
- формировать положительное мотивационное отношение к экономике через
развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;
- изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению
уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
-

овладеть

умением

получать

и

критически

осмысливать

экономическую

информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.

Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому можно
добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения
применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся –
осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться
в повседневной жизни. Экономическое мышление формируется на основе знаний по
3

истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным
предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с
обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы
экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности,
рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с
учётом типовых заданий экзамена. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует
необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека
в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ
повышения финансовой грамотности. Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых
вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с
ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми
институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк,
инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др.
Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами,
налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений,
получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе
организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на
сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом
анализе

полученной

информации

различного

типа, деятельностные технологии,

проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На

занятиях

деятельности,

учащиеся
учатся

занимаются
творчески

различными

видами

мыслить

и

познавательной

решать практико-

ориентированные экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности
учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности
учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
 Деловые игры.
 Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
 Работа с источниками экономической информации.
 Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на

отдельных рынках и в регионе.
 Интерактивные технологии.

4

 Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
 Экскурсии.

Описание места учебного предмета в учебном плане.
Настоящая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов и рассчитана
на 34 часа в год
Предметные, метапредметные и личностные результаты
изучения курса.
Предметные результаты изучения данного предмета:
- приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности,
которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную
банковскую и финансовую среды;
- формирование навыков

принятия грамотных и обоснованных финансовых

решений, что в конечном итоге поможет старшеклассникам добиться финансовой
самостоятельности и успешности в бизнесе;
- владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками
финансовых отношений;
- владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в
процессе своей жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе
сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования
будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента;
- умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по
достижению, осознавая приоритетные м второстепенные задачи;
- умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых
целей;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
финансовых проблем;
- умение ориентироваться в различных источниках информации финансового
характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5

- умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их
использования;
- умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий
по финансовой грамотности.
Личностными результатами изучения курса являются:
- способность к самостоятельным решениям в области управления личными
финансами;
- сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на
финансовом

рынке:

поведения

личности,

уважающей

закон, осознающей

свою

ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми
институтами;
- понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
- готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых
инститиутов

по

вопросам

управления

личными

финансами,

достигать

в

нем

взаимопонимания;
- готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во
взрослой жизни;
- сознательное отношение к непрерывному финансовому образованию как условию
достижения финансового благополучия;
- способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со
сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Содержание учебного предмета.
Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование
понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого
капитала.
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни. Базовые понятия и
знания : Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов,
кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование,
потребительское кредитование.

6

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и
сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды
кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. Фондовый
рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд,
общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок
FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов
банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы
валютных сделок.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. Налоговая
система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая
декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами,
необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо
заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых
вычетов.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование,
страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и
добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая
премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития
страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления
различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев,
особенности выбора страховой компании.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять. Бизнес, уставный
капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский
учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и
среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и
расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта,
функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты
налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения. Инвестиции,
инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный
7

инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность,
срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых
мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.
Пенсия,

пенсионная

система,

пенсионный

фонд,

управляющая

компания,

негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в
старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах
пенсионного обеспечения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п
/п

Количе
Назван

ство часов

Электронные

(цифровые)

образовательные ресурсы

ие модулей
Банки:

1
чем

5

они

могут

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-pofinansovoi-gramotnosti-bankovskai.html

быть

вам полезны
в жизни
2

Фондов

ый

рынок:

как

его

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4882/conspect/2
27295/

использовать
для

роста

доходов
3

Налоги:

почему

их

надо платить
и чем грозит
неуплата

4

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti/8-klass/bankovskaia-i-nalogovaia-sistemy6843697/chto-takoe-nalogi-i-pochemu-ikh-nuzhnoplatit-127382/re-444f58a7-a2f8-4f60-b55ea7c6dcac4c85

8

4

Страхов

4

ание: что и
как

https://multiurok.ru/files/slaid-lektsiiastrakhovanie.html

надо

страховать,
чтобы

не

попасть

в

беду
5

5
Собстве

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti/7-klass/organizatciia-i-vedenie-

нный бизнес:

sobstvennogo-biznesa-160888/osnovnye-etapy-

как создать и

sozdaniia-sobstvennogo-biznesa-160890/re-9fae0837-

не потерять

c542-4a36-bd02-c7c8ce3c2ba2

6

Риски в

мире

5

gramotnosti/10-klass/riski-i-finansovaia-bezopasnost-

денег:

159624/chto-takoe-finansovye-riski-i-kakimi-oni-

как

byvaiut-159625/re-d62711b6-36eb-4f8a-b2be-

защититься

383854bd466c

от разорения
7

Обеспеч

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-

4

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-

енная

gramotnosti/7-klass/vozmozhnosti-pensionnogo-

старость:

nakopleniia-160166/chto-takoe-pensiia-i-dlia-chego-

возможности

ona-nuzhna-160167/re-9710f083-de82-4de5-9c36-

пенсионного

e63ed6932c58

накопления
8

Итогов

2

ый контроль
по курсу
Итого

34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».