Разговоры о важном 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя
общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение № 2 к ООП НОО,
утверждённой приказом от
04.07.2023 г. №205
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Миронюк Л.В.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н.

«___»__________2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для 1 класса
начального общего образования

Количество часов за год – 33 часа (1 час в неделю):
Учитель: Дёмина Оксана Викторовна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответствует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

Актуальность и назначение программы
разработана в соответствии с требованиями

федеральных

государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в
урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:



формирование российской гражданской идентичности обучающихся;



формирование интереса к познанию;



формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и

уважительного отношения к правам и свободам других;



выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых

норм;

1. создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
2. развитие у школьников общекультурной компетентности;
3. развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
4. осознание своего места в обществе;
5. познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
6. формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую
внеурочной

основу

деятельности

настоящей

«Разговоры

о

рабочей
важном»

программы

курса

составляют

следующие документы:
1. Федеральный

закон

"Об

образовании

в

Российской

Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 №
64100);
2

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт

начального

общего

образования»

(Зарегистрирован

Минюстом

России

17.08.2022 № 69676);
5. Письмо

Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении

методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»» от 15.08.2022 № 03–1190;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1-2, 3-4 классов. В 2023–2024
учебном году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1
раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или)
беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного
мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:



в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
3



в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной

деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;



в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их

вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
- соответствие датам календаря;
- значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в
текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:


Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно
(государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий).
Например,

«День

народного

единства»,

«День

защитника

Отечества»,

«Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя
(советники по воспитанию)», «День российской науки» и т. д.


Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например,
«190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»,

«215-

летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со
дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с
текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К
примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день
психического здоровья, профилактика буллинга)» и др.
Следует

отметить,

что

внеурочные

занятия

входят

в

общую

систему

воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание
должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся
гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого
сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются
предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.
Историческая память:
- историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
- историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить
достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;

4

- историческая память есть культура целого народа, которая складывается изобъединения
индивидуальных

переживаний,

и

включает

важнейшие

нравственные качества:

благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании
занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных
исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
Преемственность поколений:
-

каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт,

продолжает его достижения, традиции;
- семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих
поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к
старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается
проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой,
историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе
качества, которые были характерны для наших предков, людейдалёких поколений: любовь
к родной земле, малой родине, Отечеству.
Патриотизм — любовь к Родине:
- патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
- любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому,
малой родине;
-

патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве

гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой
жизни.
Доброта, добрые дела:
- доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь
без ожидания благодарности;
- благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые
времена и в настоящее время, тема волонтерства.
Семья и семейные ценности:

5

-

семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими

делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой,
традициями и т. д.;
-

каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь

другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
- обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее
делах, помогать родителям;
-

семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности

представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом
обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День
матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
Культура России:
-

культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на

протяжении его истории;
-

российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;

- культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника,
предметы

быта

и

др.),

в

духовной

сфере

(народное

творчество, литература,

изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре
взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,
подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие
сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений
живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк!
(к Международному дню цирка)».
Наука на службе Родины:
- наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
- в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою
деятельность;
- в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить
современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в
процессе обсуждения тем: «190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской
науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
6

добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения
нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как
неучебных формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и
социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к
обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их
принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие
задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов
обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников совместной и интересной
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя
разные

формы

работы;

устанавливая

во

время

занятий

доброжелательную,

поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие
педагогу грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках
реализации программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Учебный курс предназначен для обучающихся 1-4 классов; рассчитан на 1 час в
неделю в каждом классе, всего в 1 классе – 24 часа, во 2 – 4 классах – по 36 ч.

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая
книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края.
Ответственность гражданина за судьбу своей Отчизны. Историческая память народа и
каждого человека. Связь (преемственность) поколений – основа развития общества и
каждого человека. Историческая память – это стремление поколения, живущего в
настоящее время, принять и воспитывать в себе качества, которые отражают нравственные
ценности предыдущих поколений(«Там, где Россия», «Что такое Родина? (региональный
и местный компонент)», «День народного единства», «Урок памяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к
родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне.
Преемственность

поколений

в

готовности

защищать

родную

землю.

Великая

Отечественная война: герои, подвиги, самопожертвование. Непокоренный Ленинград:
страницы истории блокады города («Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои
Космодемьянской», «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады», «День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова», «Союзники России», «Урок памяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое
права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения
обязанностей членами общества. Избирательная система в России (общее представление)
(«Главный закон страны», «Избирательная система России (30 лет ЦИК)», «Налоговая
грамотность»).
Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление патриотических
чувств. Россия от края и до края: разнообразие природы, объекты природы, вошедшие в
список

мирового

достояния

ЮНЕСКО.

Природа

малой

достопримечательности Поволжья, Севера, Сибири, Дальнего

Родины.
Востока.

Природные
Крым

–

природная жемчужина. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма»
(«Крым. Путь домой», «Я вижу Землю! Это так красиво!», «Экологичное потребление»).
Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность россиян,
созидательный труд на благо Отчизны. Многообразие профессий, люди особых
профессий (спецназ, МЧС, полиция, гражданская авиация) («День спецназа», ««Первым
делом самолеты». О гражданской авиации»).

8

Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что будет
нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек.
Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь? («Труд
крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашего времени»).
Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество настоящего
человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе
дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в
прошлые времена: благотворительность граждан; пожертвование как одна из заповедей в
традиционных религиях. Деятельность добровольцев как социальное служение в военное
и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых
называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание. Как младший
школьник может проявить добрые чувства к другим людям? («Мы вместе», «О
взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика
буллинга)».
Детские общественные организации в России и их деятельность – мы вместе, и
мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым,
слабым («Будь готов! Ко дню детских общественных организаций»). Всемирный
фестиваль молодежи.
Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной деятельности.
Взаимоответственность членов учебного коллектива за успехи одноклассников, помощь,
поддержка в коллективе – залог его благополучия и отсутствияконфликтов.
Противостояние отрицательным влияниям («Всемирный день психического здоровья,
профилактика буллинга)», «Россия – здоровая держава»).
Государственные праздники Российской Федерации:
-

Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции празднования

Нового года в разных странах. История возникновения новогоднего праздника в России.
Рождество (7 января). История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции
в России. История создания новогодних игрушек («Новогодние семейные традиции
разных народов России»).
-

День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в России. Значение

научных открытий для прогресса общества и развития человека. Преемственность
поколений в научных достижениях. Выдающиеся ученые прошлых веков: М.В.
Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научные открытия российских учёных,
без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография,
радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце. Качества ученого:
9

талант, вдохновение, упорство, увлеченность. Проявление интереса к научным знаниям и
деятельности российских ученых. Желание расширять свои знания, участвовать в
школьной опытно-исследовательской деятельности. Что такое виртуальный мир и кто его
создаёт? «Плюсы» и «минусы» виртуального мира. Правила безопасного пользования
Интернет-ресурсами.

(«Россия:

взгляд

в

будущее»,

«Технологический

суверенитет/цифровая экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки»).
-

День защитника Отечества (23 февраля). История рождения праздника. Защита

Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной
земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место подвигу. Качество
российского воина: смелость, героизм, самопожертвование («День защитника Отечества.
280 лет со дня рождения Ф. Ушакова»).
-

Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности и любви к

женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России, прославившие свою Отчизну («О взаимоотношениях
в семье (День матери)»).
-

День космонавтики (12 апреля). Страницы истории российской космонавтики.

Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый полёт человека в космос –
Ю. А. Гагарин; первый выход в открытый космос

— А. А. Леонов; самый

длительный полёт в космосе — Валерий Поляков. Гордость россиян за успехи страны в
освоении космоса («Я вижу Землю! Это так красиво»).
-

Праздник Весны и Труда (1 мая). Истории праздника – 100 лет. Последний весенний

месяц связан с разнообразными работами в поле, в саду, в огороде. С давних времен люди
желали друг другу хорошего урожая, удачного лета. Традицияизменилась, когда женщиныработницы выступили на митинге с требованиями прекратить эксплуатировать детский
труд и повысить заработную плату женщинам («Труд крут!»).
-

День Победы (9 мая). Великая победа советской армии в Великой Отечественной

войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины? Вклад в
победу советских воинов, тыла, партизанского движения. Кто такие фашисты? Почему
они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь
как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. 11 апреля — день
освобождения узников концлагерей. Связь (преемственность) поколений: бессмертный
полк — помним, любим, гордимся («День памяти»).
-

День России (12 июня) – праздник всех, кто любит свою страну, заботиться о ее

процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского мира, согласия всех народов
10

Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том, что Россия – это мы,
живущие в больших и малых городах, на берегах Северного Ледовитого океана и на
склонах Кавказских гор, в Поволжье и за Уралом…. В этот день мы еще раз убеждаемся,
что все народы нашей страны – едины («Там, где Россия»).
-

День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с

6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая необходима не только каждому
человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и
общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний («День
Знаний»).
-

День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение

учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения.
Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.
Оценка учительского труда. Страницы истории развития образования. Первые школы,
первые учителя-монахи. Влияние книгопечатания на развитие образования. И. Федоров.
Великие педагоги прошлого. Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей.
Яснополянская школа Л. Н. Толстого («День учителя (советники по воспитанию)»).
-

День народного единства (4 ноября). Этот праздник – проявление гордости и

поклонения предшествующим поколениям, которые не раз проявляли патриотические
чувства, объединялись в те времена, когда Родина нуждалась в защите. Так было в 1612
году, когда Минин и Пожарский собрали народное ополчение для борьбы с иноземными
захватчиками. Так было в 1941-1945 годах во время Великой Отечественной войны с
фашистами. («День народного единства»).
Различные праздники, посвященные истории и культуре России:
Историческая память: Пётр и Феврония Муромские – символ любви и
взаимопонимания

в

семейной

жизни.

Ценности

российской

семьи:

любовь,

взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Семья – первый в
жизни ребенка коллектив. Традиции, обычаи, трудовая и досуговая деятельность;
взаимоотношения в семьях разных народов РФ. Поколения в семье. Семейное «древо».
Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания
к бабушкам и дедушкам, забота о них. Роль отца в семье, участие в хозяйственной
деятельности, досуге семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание
роли отца как родителя, участие ввоспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница
семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё
время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других
11

людей («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
Культура России. Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты,
художники,

композиторы,

артисты,

создатели

игрушек.

Примеры

народных

промыслов. Искусство в жизни человека. Страницы истории становления искусства в
России: от Древней Руси до современности (скоморохи, первые театры опера и балета,
драматические театры в России). Музыкальное, изобразительное, театральное, цирковое
искусства и его выдающиеся представители. К. С. Станиславский — великий деятель
театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. Значение российской
культуры для всего мира («По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк!
Цирк! (К Международному дню цирка)», «От «А» до «Я», 450 лет «Азбуке» Ивана
Федорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин – создатель
нового русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни памяти российских
писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич Гоголь – русский писатель,
внесший вклад в развитие отечественной литературы («215- летие со дня рождения Н. В.
Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»).

12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание: осознание своей этнокультурной и
российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности
гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим
миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие
действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого человека; проявление
сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине
мира;

познавательные

интересы,

активность,

инициативность, любознательность

и

самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои знания, способность к
поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты

Познавательные УУД: для решения предложенных учебных задач использовать
интеллектуальные операции (сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации
нравственного и безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов,
демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление нравственноэтических качеств. Работать с информацией, представленной в текстовом, иллюстративном,
графическом виде.
Коммуникативные УУД: проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать
свое мнение по поводу обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии; создавать устные и письменные высказывания, небольшие тексты (описание,
рассуждение); проявлять желание готовить небольшие публичные выступления.
Регулятивные УУД: признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно

и

аргументированно

высказывать

свое мнение. Принимать участие в

планировании действий и операций по решению учебной задачи, оценивать свое участие в
общей беседе (дискуссии, учебном диалоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач по освоению
предметных планируемых результатов.
Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании содержания учебных
предметов. Это позволяет совершенствовать функциональную грамотность младших
школьников: развивать умения использовать полученные знания в нестандартных
ситуациях; отбирать, анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной
задачей; строить высказывания и тексты с учетом правил русского языка.
Предметные

результаты

освоения

программы

внеурочной

деятельности

«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на
территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание
роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного
русского литературного языка и речевого этикета.

Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;овладение элементарными умениями анализа и
интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего
народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта
работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений
извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и
семейным традициям, организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе;
сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой
природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия
решений; первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях
населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия
в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего
России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие
умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание
простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале
о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной
информацией

(текстовой, графической,

аудиовизуальной) о

природе и

обществе,

безопасного использования электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения
информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения
в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и
финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта
соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов;
приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами
поведения.

Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,
отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры
как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития
личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния
религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками
общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей
другой веры есть нарушение нравственных нормповедения в обществе; понимание ценности
человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека,
общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание»,
«прощение», «дружелюбие»; умение находить образы, приводить примеры проявлений
любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;осуждение
любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском
обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях
гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием
различных художественных материалов и средств художественной выразительности
изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного
искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов
России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении
труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о физической
культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно
важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая
правила честной игры

Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных предметов
и способствуют развитию кругозора младшего школьника, его возрастной эрудиции и
общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности особенно важна и является после
решения воспитательных задач существенной и приоритетной.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

1 – 2 классы
Основное содержание

1. День знаний.

Знания – ценность, которая
необходима не только
каждому человеку, но и
всему обществу.
Наша страна предоставляет
любому ребёнку
возможность с 6,5 лет
учиться в школе.
Знания – основа успешного
развития человека и
общества.

2. Там, где Россия.

Любовь к Родине,
патриотизм – качества

Характеристика деятельности
обучающихся

Просмотр видеоролика о Дне знаний и о
традициях этого праздника.
Участие в эвристической беседе:
традиции нашей школы, обсуждение
вопросов: «Почему важно учиться? Как
быть, если что-то не знаешь или не
умеешь?» и др.
Рассматривание репродукций картин о
школе прошлых веков, сравнение с
современной школой. Например: В.
Маковский «В сельской школе»; Н.
Богданов-Бельский «Сельская школа»,
«Устный счет. Народная школа»; Б.
Кустодиев «Земская школа»; А.
Максимов «Книжное научение»; А.
Морозов «Сельская школа» (на выбор)
Участие в коллективной игрепутешествии (игре-соревновании),
разгадывании загадок.
Просмотр и обсуждение видеоматериалов
«Россия – от края до края»: природа

гражданина России. Любовь разных уголков страны.
к родному краю,
Работа с иллюстрациями: узнавание по
способность любоваться
фотографиям городов России.
природой, беречь её – часть Достопримечательности Москвы. Беседа:
любви к Отчизне.
«В каких местах России тебе хотелось бы
побывать?»
Интерактивная игра-соревнование:
«Знаем ли мы свой край» (с
использованием иллюстраций).
3. 100-летие со дня
Героизм советских людей в Рассматривание и описание портрета Зои
рождения Зои
годы Великой
– московской школьницы. Восприятие
Космодемьянской. Отечественной войны.
рассказа учителя и фотографий из
Участие молодежи в защите семейного альбома Космодемьянских.
Родины от фашизма. Зоя
Обсуждение рассказа учителя и
Космодемьянская – первая видеоматериалов о событиях в деревне
женщина – Герой
Петрищево.
Советского Союза за
Обсуждение значения пословиц:
подвиги во время ВОВ.
«Для родины своей ни сил, ни жизни не
Качества юной участницы жалей», «С родной земли - умри,не
диверсионной группы,
сходи»,
группы:«Чужой
бесстрашие,
землилюбовь
не хотим,
к Родине,
а своей
героизм.
не отдадим» (на выбор).
4. Избирательная
Избирательная система в
Просмотр и обсуждение отрывка из
система России.
России: значение выборов в видеофильма «О выборах детям».
жизни общества; право
Дискуссия: «Какое значение имеют
гражданина избирать и быть выборы для жизни общества».
избранным. Участие в
Чтение четверостиший о Родине.
выборах –проявление заботы Виртуальная экскурсия на избирательный
гражданина о процветании участок. Коллективное составление
общества.
сценария выступления детей на
Важнейшие особенности
избирательном участке в день выборов.
избирательной системы в
нашей стране: право
гражданина на выбор;
справедливость,
всеобщность, личное
участие гражданина.
5. День учителя
Учитель – важнейшая в
Обсуждение ценности важнейшей
(советники по
обществе профессия.
профессии. Участие в разыгрывании
воспитанию).
Назначение учителя –
сценок «Я – учитель», «Я и мои ученики».
социальное служение,
Участие в групповой, парной работе:
образование и воспитание создание рисунков «Наш класс»,
подрастающего поколения. «Мой учитель».
Учитель – советчик,
Работа с
текстами (пословицами,
помощник, участник
стихотворениями),связанными с
познавательной
профессией учителя.
деятельности школьников.
Оценка учительского труда.
6. О
Общая цель деятельности Анализ рисунков «Рукавички»: умеем ли
взаимоотношениях одноклассников.
мы вместе работать? Умеем ли
в коллективе.
Взаимопомощь, поддержка, договариваться?». Чтение и обсуждение
выручка – черты настоящего рассказа В. Осеевой «Три товарища?».
коллектива. Детский
Диалог: происходят ли в нашем классе

телефон доверия.

7. По ту сторону
экрана.

8. День спецназа.

9. День народного
единства.

похожие истории?
Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не
реагировать на обиду? Интерактивное
задание: рассматривание фотографий
нашего класса: «Мы вместе!»
Российскому
Слушание песни Буратино из фильма
кинематографу– 115 лет.
«Приключения Буратино» (композитор А.
Может ли сегодня человек Рыбников).
(общество) жить без
Просмотр видеоматериалов: кадры из
кинематографа?
немого кино. Беседа: Можно ли по
«Великий немой» – фильмы мимике, жестам, поведению артистов
без звука. 1908 год –
понять сюжет картины?
рождение детского кино в Интерактивное задание – викторина
России. Первые игровые
«Знаем ли мы эти известные детские
фильмы: «Дедушка Мороз», фильмы?» (отгадывание по отдельным
«Царевна-лягушка», «Песнь эпизодам и фото героев названия
о вещем Олеге». Создание фильмов). Например, «По щучьему
студии «Союздетфильм».
велению», «Королевство кривых зеркал»,
Известные первые игровые «Царевна-лягушка».
фильмы: «По щучьему
Ролевая игра: «Мы снимаем кино»
велению», «Морозко»,
(разыгрывание эпизода из сказки
«Королевство кривых
«Царевна-лягушка», разговор царевича с
зеркал» (режиссера
лягушкой).
Александра Роу).
Рассказы детей: «Мой любимый
кинофильм».
28 октября – День
Работа с иллюстративным материалом:
подразделений
описание внешнего вида бойцов
специального назначения. спецподразделения, примеры
Страна гордится важной
деятельности подразделений спецназа:
работой бойцов спецназа. освобождение заложников, захват
Легендарные подразделения: террористов.
«Альфа», - борьба с
Просмотр видеоматериалов о физической
террористами,
подготовке бойцов спецназа.
освобождение заложников, Интерактивное задание: восстановление
поиск особо опасных
пословиц о смелости (героизме),
преступников.
объяснение их значения. Например: «Тот
«Вымпел» – охрана
герой, кто за Родину горой!», «Не тот
экологически важных
герой кто награду ждет, а тот герой, что за
объектов; борьба с
народ встает!», «Один за всех, все – за
террористами; ведение
одного», «Сам погибай, а товарища
переговоров и проведение выручай» (по выбору).
разведки.
Качества бойцов спецназа,
спортивные тренировки.
Чему посвящен
Рассматривание плаката, посвященного
праздник «День народного Дню народного единства.Обсуждение:
единства»?
«Почему на плакате изображены эта два
Проявление любви к
человека? Какие события связаны с
Родине: объединение людей Мининым и Пожарским?».
в те времена, когда Родина Беседа с иллюстративным материалом:
нуждается в защите.
кем были Минин и Пожарский?
Чувство гордости за подвиги Интерактивное задание: рассмотрите

граждан земли русской в
1612 году.
Минин и Пожарский –
герои,создавшие народное
ополчение для борьбы с
иноземными захватчиками.
10. Россия – взгляд в
будущее. Цифровая
экономика сегодня.
«Умный дом».

Экономика как
управление хозяйством. Что
такое цифровая экономика.
Электронная система
«Умный дом»: «умное
освещение», команды
электроприборам
(кофеварка, чайник),
напоминания-сигналы
жителям квартиры.

11. День матери.

Мать, мама – главные в
жизни человека слова. Мать
– хозяйка в доме,
хранительница семейного
очага.
Как поздравить маму в ее
праздник – День матери?

12. Что такое Родина? Родина – это страна, где
человек родился и живет,
учится, работает, растит
детей. Родина – это отчий
дом, родная природа, люди,
населенные пункты – все,
что относится к стране,
государству. Человек всегда
проявляет чувства к своей
Родине, патриот честно
трудится, заботится о ее

портреты Минина и Пожарского,
опишите их внешний вид, одежду,
выражение лица.
Рассказ учителя о событиях 1612 года.
Беседа: Что такое ополчение?
Ополчение 1612 года и 1941 года (рассказ
учителя с иллюстративным материалом).
Просмотр и обсуждение видео: «Что
такое экономика страны? Откуда
произошло слово «экономика»?».
Интерактивное
страны:задание:
производство,
Составление
распреде
плаката-рисунка «Что такое
экономическая деятельность:
производство-распределение-обменпотребление».
Воображаемая ситуация: мы попали в
«умный дом». Что происходит в
«умном доме»? Какие команды мы можем
дать голосовому помощнику.
Слушание песни «О маме» из кинофильма
«Мама». Интерактивное задание:
расскажем о маме.
Мама заботится о ребенке:
рассматривание
очага,воспитательница
репродукции
детей.
картины
МатериС.героини
Ерошкина «У колыбели»; Б. Кустодиева
«Утро».
Мама помогает ребенку познать мир:
рассматривание репродукции картины А.
Аверина «Море».
Воображаемая ситуации: для девочек –
«Ты – мама. У тебя есть дочка. Она
капризничает. Как ты ее успокоишь?».
Для мальчиков – «Как ты думаешь, что
будет делать мама».
Беседа на основе рассматривания видео и
иллюстративного материала: материгероини.
Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму
с Днем матери. Как мы это сделаем?».
Рассматривание рисунков (плакатов)
детей - ровесников учащихся 1-2 класса.
Слушание песни «То березка, то
рябинка». Обсуждение: как понимает
автор песни, что такое «Родина»?
Интерактивное задание: соотнесение
иллюстрации с названием территории
России (тундра, тайга, Поволжье, Урал,
Кавказ, Камчатка).
Виртуальная экскурсия по городам
России: Москва, Санкт-Петербург,
Волгоград. Достопримечательности
родного края.

процветании, уважает ее
историю и культуру.
13. Мы вместе.

14. Главный закон
страны.

15. Герои нашего
времени.

Выставка рисунков детей «Наша Родина,
как я ее вижу». Дети рассказывают о
своих рисунках.
Память времен: каждое
Рассматривание рисунков детей
поколение связано с
«Семейное древо». Краткий рассказ о
предыдущими и
традициях в семье, которые остались от
последующими общей
бабушек-дедушек.
культурой, историей, средой Традиции, связанные с проводом зимы и
обитания. Связь
встречей весны у разных народов РФ:
(преемственность)
русской Веснянки, у татар и башкир
поколений – основа
праздник Каргатуй, у ханты и манси –
развития общества и
День Вороны. Работа с иллюстративным
каждого человека. Семейное материалом.
древо. Память о своих
Эвристическая беседа: «Какие
родных, которые
традиции будут у нашего класса?».
представляют
Выставка фотографий класса: «Мы
предшествующие
вместе».
поколения. Сохранение
традиций семьей, народом
Создание традиций
своего класса.
Конституция Российской
Рассматривание обложки и страницы
Федерации – главный закон Конституции РФ. Рассказ учителя: что
государства.
записано в главном законе страны.
Права ребенка в РФ.
который
Работа сзакрепляет
иллюстрациями:
права гражданина
описание прав
как отноше
гражданина РФ на свободное
передвижение, выбор места проживания,
право на свободный труд, отдых,
образование, медицинскую помощь.
Интерактивное задание: соотнесем
иллюстрацию с правом ребенка РФ.
Заполним таблицу: права ребенка РФ.
Героями в нашей стране
Просмотр видеоматериала «Герои
являются не только
мирного времени» о врачах г.
взрослые, но и дети.
Благовещенска. Беседа: «Можно ли
Проявление уважения к
назвать поступок врачей подвигом? О чем
героям, стремление
думали врачи, узнав о пожаре? Как они
воспитыватьу себя волевые вели себя?»
качества: смелость,
Интерактивное задание: проанализировав
решительность,стремление поступок подростка, составить его
прийти на помощь.
портрет. Например, героические поступки
Памятники героям мирного Вани Макарова, Максима Кобычева,
времени.
Лиды Пономарёвой, Марины
Плотниковой.
Рассматривание фотографий орденов
Героя России, Ордена мужества, медаль
«За отвагу».
Рассматривание и описание памятников
героям мирного времени. Например,
памятник пожарным и спасателям
(Новосибирск); памятник героям,
погибшим, спасая детей (Севастополь),

памятник морякам-подводникам,
погибшим в мирное время (Курск),
памятник пожарным и спасателям МЧС
(Тверь) – на выбор.
Воображаемая ситуация: представим, что
мы находимся около памятника героям
мирного времени. Какие цветы мы
возложим к памятнику, что напишем на
ленточке?
16. Новый год –
Новый год – любимый
Просмотр и обсуждение видео: «Москва
традиции праздника семейный праздник.
Новогодняя!». Беседа: как украшен к
разных народов
История возникновения
Новому году наш город (поселок, село).
России.
новогоднего праздника в
Как украшен ваш дом к встрече Нового
России. Участие детей в
года.
подготовке и встрече Нового Рассказы детей: «Моя любимая
года. Подарки и пожелания новогодняя игрушка».
на Новый год. История
Виртуальная экскурсия в музей «Фабрика
создания новогодних
елочных игрушек» (Москва).
игрушек.
Интерактивное задание: составление
Традиции Новогоднего
коллективного рассказа «История
праздника разных народовННовогоднего праздника в России» (на
России: якутов (праздник
основе иллюстративного материала)
"Ысыах"); бурятов День
Чтение детьми (или рассказывание)
Белого Месяца); осетинский коротких историй о традиции встречи
Новый Год Ногбон; татар Нового года народов России.
(«Навруз») – по
выбору.
17. От «А» до «Я». 450 Иван Федоров –
Рассматривание страниц «Азбуки» И.
лет «Азбуке» Ивана выдающийся первопечатник Федорова.
Федорова.
в России, не только
Сравнение иллюстраций, букв с
составитель и издатель
современным «Букварем». Беседа: «Как
первых книг, но и педагог, вы думаете, был ли интересен детям того
создатель методики
времени такой учебник? Мог ли создать
обучения грамоте.
такую книгу человек, который не понимал
Особенности построения
детей, не знал, как их учить грамоте?
«Азбуки».
Воображаемая ситуация: представим, что
мы находимся в Москве, у памятника И.
Федорову. Захотелось ли вам положить к
памятнику цветы? Какие?
18. Налоговая
Налог – денежные
иллюс
грамотность.
отношениямежду
Беседа: «На какие деньги строятся
организацией и любым
больницы, детские сады, школы;
работающим человеком,
благоустраиваются города,
необходимая обязательная ремонтируются дороги?»
плата государству с любых Дискуссия: «Может ли человек
доходов.
отказаться платить налоги? Почему
Для чего взимаются налоги? говорят, что уплата налогов - обязанность
Откуда государство берет гражданина?»
деньги для содержания
учреждений, армии,
объектов культуры,
строительства жилья,

детских садов и школ,
больниц, стадионов и др.?
19. Непокоренные
(блокада
Ленинграда).

Что такое блокада? 900 дней Просмотр видеофильма «Салют в
жизни под обстрелом, без Ленинграде в честь прорыва блокады».
продовольствия.
Беседа: почему
иэлектричества.
ленинградцы
Как жили
плачут
и овочёммечтали
Дорога жизни.
время салюта?
Посильная помощь
Послушаем звук метронома. О чем он
детей взрослым: уход за
подавал сигналы?
ранеными, дежурство на
Интерактивное задание: рассматривание
крыше.
фото рисунков детей блокадного
Ленинграда на тему «Ладога – дорога
жизни». Беседа: о чем рассказывают
рисунки детей? Можно ли сказать, что
авторы рисунков вспоминают историю
своей жизни?
Работа с фотографиями: особенности
учебного класса, чем он отличается от
класса мирного времени?
Воображаемая ситуация: представим, что
мы подошли к памятнику, посвященному
детям блокадного Ленинграда. Постоим
около него тихо, поклонимся героям
города, не сдавшимся врагу, положим
цветы.
20. Союзники России. Кого называют союзником? Интерактивное задание: «Сравним две
Договор о коллективной
фотографии (на одной люди со
безопасности – объединение сложенными на груди руками, на другой –
государств, которые
пожимающие друг другу руки)».Какую из
совместноборются с
них можно назвать «союзники»?
терроризмом.
Рассказ учителя: страны, которые
Экономическое
объединились (стали союзниками) в
Сотрудничество государств. борьбе с смеждународным
Россией: Китай, Белоруссия.
терроризмом.
Культурное сотрудничество Интерактивное задание: на основе
государств с Россией:
иллюстраций описать товары, которые
спортивные соревнования, получает Россия из стран (Китай,
художественные выставки, Белоруссия, Турция, Сирия).
фестивали и конкурсы,
Просмотр и оценка видео: выступления
выступления театров.
Большого театра за рубежом.
21. Менделеев. 190 лет Наука и ученые: научные
Просмотр видео: открытия человека,
со дня рождения.
открытия позволили
которые позволили развивать общество
изменить жизнь человека и (паровоз, радио, электричество,
развивать общество.
космическая ракета)
Лаборатория ученого. Что в Интерактивное задание: Нам нужно
ней происходит?
сравнить свойства каких-то веществ,
Менделеев
например, воды и молока, чая и сока. Что
выдающийся ученыйнам нужно сделать? Зачем ученый
химик и физик (изучал
проводит опыты, эксперименты?
свойства веществ),
Рассказ учителя: Д.И. Менделеев
создатель воздушногошара. проводит опыты с различными
Менделеев – педагог,
веществами, изучая их свойства и выделяя
профессор
химии похожиевсвойства
университете,
веществ.
автор учебниковпо хими

«чемоданных дел мастер»,
шахматист.

22. День
первооткрывателя.
Первооткрыватели:
мореплаватели и
космонавты.

Первооткрыватели первыми
открывают новые земли,
страны, изучают и
описывают их особенности.
Российские мореплаватели:
открывшие Антарктиду (Ф.
Беллинсгаузен и М.
Лазарев). Первые
открыватели космоса: Ю.
Гагарин, В. Терешкова, А.
Леонов.
Проявление интереса и
уважения к личности
первооткрывателя, его
чертам характера:
целеустремленности,
смелости, упорству.

23. День защитника
Отечества.

Благодарность армии за
мирную жизнь, за
проявление патриотических
чувств, защиту Родины,
охрану ее рубежей.
Преемственность
поколений.
Армия в годы войны и
мирное время: всегда есть
место подвигу. Памятник
советскому воину в
Берлине. Качество
российского воина:
смелость, героизм,
самопожертвование.

Работа с иллюстрациями и текстом:
Менделеев – полет на воздушном шаре.
Интерактивное задание: выбрать ответ на
вопрос: «С какой целью создал Менделеев
воздушный шар? Ответы: он хотел
показать своим детям Землю из космоса;
ему нравилось летать; он хотел изучать
атмосферу.
Рассматривание фото любимых занятий
ученого: создание чемоданов, шахматы,
рисование.
Дискуссия: Почему Менделеева называли
«чемоданных дел мастер»? Разве он не
мог купить себе чемодан в магазине?
Можно ли по свободным занятиям
ученого сказать, что он был
разносторонним, творческим и очень
интересным человеком?
Просмотр видео «Антарктида – шестой
континент.
Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный»,
история открытия Антарктиды.
Рассматривание портретов Ф.
Беллинсгаузена и М. Лазарева, а также
парусных кораблей.
Работа с иллюстрациями: рассматривание
и описание станций, работающих в
Антарктиде: «Мирный», «Лазаревская»,
«Прогресс». Беседа: «С какой целью
создаются станции в Антарктиде?»
Интерактивное задание: что ты знаешь о
первых космонавтах. Рассказы детей на
основе иллюстраций и картин о космосе
А. Леонова.
Интерактивное задание: сделаем первые
странички нашей классной книги
«Первопроходцы».
Просмотр видео: парад Победы 1945 г.
Беседа: с кем сражалась советская
армия? Что принесла победа в ВОВ нашей
стране и миру? Какие чувства
испытывают люди разных поколений,
освободившись от фашизма?
Интерактивное задание: краткие
суждения детей по иллюстрациям:
«Вспомним героев Советского Союза».
(Например, дважды Герои Советского
Союза: летчики – В. Алексеенко, Н.
Степанян, А. Ефимов; танкисты – С.
Хохряков, В. Архипов, С. Шутов; моряки
– В. Леонов (по выбору).
Рассказ учителя об истории памятника

советскому солдату в Берлине (о Н.
Масалове).
24. Как найти свое
Твое место в семейном
Просмотр видео: коллективный труд
место в обществе? Я коллективе. Твое
семьи. Беседа: нравится ли детям работать
в семейном и
равноправное участие в
вместе с родителями?
детском обществе. трудовой, досуговой жизни Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира
семьи. Проявление
поступает как равноправный член
активности, инициативности семейного коллектива: а) Она всегда
в делах семейных.
откликается на просьбу бабушки помочь
Классный коллектив – это ей; б) Оля всегда предлагает бабушке
твое детское общество. Твои свою помощь.
интересы, обязанности,
Интерактивное задание: оцени ситуации.
друзья в этом обществе.
Ответь на вопрос: «Кто из этих детей
нашел свое место в коллективе».
1) Петя хорошо рисует. Но на
предложение оформить классную газету
ответил: «Я не могу, некогда мне. Пусть
Мила рисует».
2) Первоклассники готовят концерт к
Дню учителя. Для выступления нужны
одинаковые платочки-галстучки. Где
их взять? Оля предлагает: «Меня мама
научила вязать. Я свяжу платочкигалстучки, будет красиво».
Интерактивное задание: проанализируй
пословицы и поговорки. Какие качества
характеризуют коллектив: соотнеси
слово-качество с соответствующей
пословицей.
«Берись дружно – не будет грузно»
(согласованность); «В коллективе чужой
работы не бывает» (взаимопомощь); «В
согласном стаде волк не страшен»
(согласие, единство); «Без командира нет
коллектива» (умение подчиняться).
25. Всемирный
Фестиваль молодежи и
Просмотр видео: открытие
фестиваль
студентов проходит под
Международного фестиваля молодежи и
молодежи.
лозунгом «За мир, дружбу, студентов в 2017 г. Беседа: для чего
солидарность,
проводятся
и Фестивали молодежи.
справедливость!».
Воображаемая ситуация: Представьте, что
Фестиваль – это
каждый из вас – участник Фестиваля. Вы
возможность молодых
изучили программу и хотите выбрать
людей общаться: поделиться мероприятие, на которое вам хочется
своими планами на будущее, пойти. Поделитесь своими планами с
рассказать о своей стране, о одноклассниками.
работе или учебе. На
Программа Фестиваля:
Фестивале проводятся
1) Образовательная программа – «Россия
различные мероприятия,
в советское время», «День Африки»,
собрания, диспуты,
«День Азии и Океании», «День Европы»,
дружеские соревнования,
«Неграмотность в мире и борьба с ней».
концерты. Россия принимает 2) Культурная программа

гостей со всего мира
дружелюбно и
гостеприимно.

26. Первым делом
самолеты… О
гражданской
авиации.

27. Крым – дорога
домой.

28. Россия – здоровая
держава.

– «Джазовый фестиваль», «Музыка
будущего», «Танцевальная академия».
Виртуальная экскурсия в
образовательный центр «Сириус» (работа
с иллюстративным материалом): что
увидят здесь гости Фестиваля.
Гражданской авиации
Просмотр видео: взлет самолета.
России 100 лет. Значение
Беседа: какое чувство у вас возникает,
авиации для жизни обществакогда вы смотрите, как в воздух
и каждого человека.
поднимается самолет? Летали ли вы на
Мечта человека летать
самолете? Ваши ощущения (страшно,
воплотилась в сказках,
удивительно, радостно).
легендах. Первый самолет Работа с иллюстрациями: на чем летают
гражданской авиации в
герои русских сказок (народных и
России. Типы современных авторских). Например, ступа Бабы-Яги,
самолетов.
ковер-самолет, Конек-Горбунок.
Рассматривание картины А. Дейнеко
«Никитка – первый русский летун».
Чтение учителем отрывка из легенды:
«Смерд Никитка, боярского сына
Лупатова холоп», якобы смастерил себе
из дерева и кожи крылья и
даже с успехом летал на них».
Интерактивное задание: сравните два
числа. В начале XIX века дорога из
Москвы в Санкт-Петербург на лошадях
занимала 4-5 дней. Сегодня от Москвы до
северной столицы – 1,5 часа полета.
Рассказ учителя: первый самолет
гражданской авиации в России – АНТ- 9.
Просмотр видео: новые самолеты сегодня.
Вспомним, что такое Крым? Видео: «Путешествие по Крыму». Работа с
Уникальные природные
иллюстрациями: уникальные места
места Крыма. Города
природы Крыма, столица – Симферополь.
Крыма, его столица.
Детский парк. Парк Салгирка, танкКак живет сегодня Крым.
памятник освободителям города от
фашистов, Крымский театр кукол.
Воображаемая ситуация: Представьте, что
вы – жители Крыма. Что бы вы
посоветовали посмотреть в Крыму
гостям?
Работа с иллюстрациями: чем занимаются
младшие школьники после уроков?
Фотографии, отражающие, к примеру,
игру в шашки и шахматы, танцы, занятие
лепкой или рисованием, театральной
деятельностью.
Человек должен быть
Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт».
здоров, жизнерадостен,
Беседа: «Как вы понимаете слова гимна:
закален. Это помогает ему «Дети – будущее страны!»
многое успевать, успешно Эвристическая беседа? «Почему человек
заниматься трудом, учебой, должен быть здоров, жизнерадостен и

домашними делами.
Здоровые люди активно
участвуют в жизни
общества.
Что такое здоровый образ
жизни, как человек должен
его организовывать.
Россия – спортивная страна.

активен?»
Интерактивное задание: сравните рисунки
двух детей, оцените, как они одеты, чем
они занимаются? Кто из них, по вашему
мнению, чаще болеет? Работа с текстами
стихотворений о здоровье и занятиями
физкультурой.
Например, «Зарядка» (А. Барто),
«Купить можно много» (А. Гришин),
«Солнце, воздух и вода» (А. Усачев).
Работа с иллюстрациями: назовем и
запишем слова, которые расскажут нам,
что человек должен делать, чтобы
сохранить и укрепить здоровье.
Интерактивное задание: рассмотреть фото
разных видов спорта, назвать каждый вид.
Рассказать, каким спортом ты
занимаешься или хочешь заниматься?
29. Цирк! Цирк! Цирк! Почему и дети, и взрослые Просмотр видео – цирковое представление
любят цирк? Цирковые
и «Песенки о цирке». Беседа:
профессии. Вспомним
«Любите ли вы цирк?»
великие семьи цирковых
Интерактивное задание: Назови цирковую
артистов: семья Запашных; профессию (соедини фото с названием
семья Кантемировых.
цирковых профессий). (Например,
Знаменитый «Уголок
воздушный гимнаст, клоун, укротитель,
Дурова» и его основатель. наездник, жонглёр, акробат) – по выбору.
Великий клоун Ю. Никулин. Работа с иллюстрациями: знакомство с
Первая женщинавеликими цирковыми семьями и
укротительница
тигров цирковыми артистами. Описание их
И. Бугримова.
цирковой деятельности.
Создадим плакат-аппликацию «Цирк!
Цирк! Цирк!»
30. «Вижу Землю».
Книга Ю.А. Гагарина
Видео: пуск корабля-спутника «Восток«Вижу Землю». Первые
1». Обсудим: какое слово, сказанное
впечатления космонавта о Юрием Алексеевичем во время взлета,
наблюдениях голубой
сейчас знает весь мир?
планеты «Земля».
Читаем, рассматриваем фотографии,
Страницы рассказа Ю.А.
обсуждаем страницы книги Ю.А.
Гагарина «Вижу Землю»:
Гагарина «Вижу Землю» (детство, первая
детство, участие в семейном профессия, желание стать летчиком).
труде, тяготы войны, первая Оцениваем качества характера Юрия,
профессия, желание и
которые помогли ему стать настоящим
стремление стать летчиком. летчиком, а потом и космонавтом
Первый полет.
(ответственность, настойчивость,
Как современный школьник трудолюбие, мечтательность).
может изучать планету
Виртуальная экскурсия в планетарий.
Земля?
31. 215 лет со дня
Н.В. Гоголь – великий
Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю
рождения Гоголя. русский писатель. Его
в Москве. Беседа: «Сравните изображение
произведения сатирически Гоголя на памятниках. Почему один
освещают жизнь общества называют «грустным», авторой
XIX века. Удивительные
«веселым»?

32. Экологичное
потребление.

33. Труд крут!

факты писателя: сочинение Интерактивное задание: работа с
стихов в 5 лет; загадочность иллюстрациями и текстом повести Гоголя
поведения, стеснительность; «Ночь перед Рождеством»: определите, к
суеверность.Увлечения
какому тексту относится иллюстрация.
Гоголя: любовь к
Рассматривание репродукции картины М.
рукоделию; умение и
Клодта «Пушкин у Гоголя».
интерес к приготовлению Беседа: «Чем занимаются герои
украинских блюд.
картины?»
Знакомство и дружба Гоголя Работа с иллюстрациями: оцените
и Пушкина.
сюжеты иллюстраций, определите по ним
увлечения писателя.
Экологичное потребление – Просмотр и обсуждение видео (фото) как использовать природу, «Как мусор становится седьмым
чтобы приносить ей как
континентом Земли». Беседа: вредит ли
можно меньше вреда. Что природе «седьмой континент»(мусорное
значит – жизнь без отходов: пятно в Тихом океане).
отказ отненужного,
Воображаемая ситуация.
продление жизни вещей,
1) Представим, что мальчик порвал
повторное использование,
брюки. Предложите способы
экономия природного
возможного использования этой вещи.
материала (воды, света).
2) Бабушка наварила огромную
кастрюлю каши. Никто уже не хочет ее
есть. Предложите способы, чтобы кашу
не выбрасывать.
Работа с иллюстративным материалом:
берегут ли природу жители этой
квартиры?
Обсудим: какие таблички-напоминания
можно сделать в доме, чтобы экономно
относиться к воде и электричеству.
Труд – основа жизни
Просмотр видео «Ежик-неумейка». Какое
человека и развития
качество ежика помогло емувыбраться из
общества. Любой труд
кастрюли?
имеет цель, результат.
Просмотр видео «Труд гончара». Беседа:
Качества труженика,
«Легко ли сделать вазу?»: быстро ли
которые определяют
лепится предмет из глины; почему гончар
успешность его трудовой
должен быть внимательным, аккуратным?
деятельности: наличие
Получится ли красивый предмет, если
знаний, умений, терпение, спешить, не обращать внимания на
старательность,
неровности, нарушение пропорций?
ответственность,
Дискуссия: вспомним Незнайку – героя
аккуратность и др.
книги Н. Носова. Незнайка был таким
любознательным! Он пытался играть на
трубе, рисовать, писать стихи, даже
управлять машиной. Почем же у него
ничего не получалось?
Интерактивное задание: соединим
иллюстрацию трудового действия с
важным условием его успешного
выполнения. Например, приготовить
пирог (знать рецепт его приготовления);
убрать квартиру (уметь включать

пылесос); помочь при порезе пальца
(уметь обрабатывать рану).
Обсудим вместе: определим значение
пословиц и поговорок о труде:
«Нужно наклониться, чтобы из ручья
напиться»; «Была бы охота, заладится
всякая работа», «Поспешишь – людей
насмешишь». Обратим внимание на
слова, которые очень важны для работы
(знания, умения, усердие, старание,
терпение, желание).
34. Урок памяти.
Что такое память человека? Встреча с выпускниками школы: что они
Память начинается с семьи, помнят о своей школьной жизни?
детства, школы. Что такое Эвристическая беседа: что может
память поколений?
рассказать семейный альбом?
Страницы прошлого,
Рассказы детей о своем семейном древе.
которые нельзя забывать.
Просмотр видео: вспомним героические
Преемственность в
страницы истории России. Назовем
трудовой деятельности:
историческое событие и его влияние на
декоративно-прикладное
жизнь общества и каждого его члена.
искусство народов России. Беседа: какое чувство объединяло граждан
Трудовые династии.
России, когда Родине грозила опасность?
Качества
россиянина, Ролевая игра на основе воображаемой
которые переходят из
ситуации: «мастера игрушки» описывают
поколения в поколение.
игрушку: как называется, для чего
предназначена, из чего сделана, где
производится (например, Хохломская,
Городецкая, Дымковская,
Филимоновская, матрешка из Сергиева
Посада – по выбору).
Обсуждение значения поговорки:
«Умелец да рукоделец себе и другим
радость приносит».
Работа с иллюстрациями. Трудовые
династии необычных профессий.
Например, Дуровы, Запашные.
35. Будь готов! Ко дню 19 мая – День детских
Просмотр видео: поздравление всех
общественных
общественных организаций. школьников с Днем детских
организаций.
Что такое общественная
общественных организаций.
организация? Чем
Работа с иллюстративным материалом:
занимаются общественные чем занимаются общественные
организации (общественное организации «Школа безопасности»,
движение) «Школа
«Зеленая планета».
безопасности», «Зеленая
Интерактивное задание на основе
планета»?
воображаемой ситуации: если бы мы
Как мы видим наше участие были членом одной из этих организаций,
в общественном движении чем мы мне хотелось заниматься?
детей и молодежи?
Коллективный диалог: составим
поздравление с Днем общественных
организаций.
36. Русский язык
А.С. Пушкин – великий
Просмотр видео – А.С. Пушкин «Няне».
великий и могучий. русский поэт. Детство Саши Беседа: «Какие строки стихотворения

К 225-летию со дня Пушкина – влияние
говорят об отношении поэта к своей няне?
рождения А.С.
бабушки и няни.
Рассматривание репродукции картины А.
Пушкина.
Темы сказок поэта, схожие с Непомнящего «Детство Пушкина».
народными сказками.
Разыгрывание сценки:
Народность языка в поэзии Саша: - Еще, нянюшка, еще!
А.С. Пушкина,
Няня: - Поздно, голубчик Александр
использование разговорной Сергеевич, спать пора… Ну да ладно,
речи.
слушай еще. У моря-лукоморья стоит дуб,
а на том дубу золотые цепи…
Интерактивное задание: соотнести
иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина со
строчками из текста сказки.
Чтение по ролям отрывков из сказок А.С.
Пушкина: диалог в сказке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».