Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя
общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение № 2 к ООП НОО,
утверждённой приказом от
04.07.2023 г. №205
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Миронюк Л.В.
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.
УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н.
«___»__________2023 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 1 класса
начального общего образования
Количество часов за год – 33 часа (1 час в неделю):
Учитель: Дёмина Оксана Викторовна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372
Срок реализации: 1 год
с. Емельяновка, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372, предназначена для развития математических способностей обучающихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными
путями
рассуждений,
овладение
элементарными
навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Внеурочная деятельность «Занимательная математика» направлена на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Программа курса «Занимательная математика» реализуется по
направлению
«Учение с увлечением!».
Целью курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» является
развитие логического
мышления,
внимания,
памяти,
творческого
воображения,
наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательность.
Форма организации: клуб любителей математики.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа. Арифметические действия. Величины (9 часов)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних
гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих
числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных
чисел и соответствующие случаи деления, числовые головоломки: соединение чисел
знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
2
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая
скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел.
Заполнение числовых кроссвордов .
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня
и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач (12 часов)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи.
Использование знаково-символических средств
для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов
решения.
Геометрическая мозаика (12 часов)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1→ 1↓, указывающие
3
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и
его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие
одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение
деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать:
основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
знать самого себя и свои возможности.
Учащиеся должны уметь:
овладеть способами исследовательской деятельности;
решать занимательные задачи;
оценивать себя;
оформлять математические газеты;
работать в парах, группах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
внеурочной деятельности:
4
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать
трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе
«Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Наименование разделов
Количество
Электронные
часов
образовательные
ресурсы
Числа. Арифметические действия.
9
Величины.
http://infourok.ru
http://www.prosv.ru
2
Мир занимательных задач
12
http://infourok.ru
3
Геометрическая мозаика
12
http://infourok.ru
Всего часов:
33
6