Становлюсь грамотным читателем 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя
общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение № 2 к ООП НОО,
утверждённой приказом от
04.07.2023 г. №205

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Миронюк Л.В.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н.

«___»__________2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
для 1 класса
начального общего образования

Количество часов за год – 33 часа (1 час в неделю):
Учитель: Дёмина Оксана Викторовна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответствует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответствует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372. Содержание курса данной программы направлено на формирование общеучебного
навыкачтения и умения работать с текстом; способствует общему развитию ребенка, его
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Программа способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, воспитанию ученика - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи
эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а
также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд,
и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем:
читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных
знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с
книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими
книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других
изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и
заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию
культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами
самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой
развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и
любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и
удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.
Цель: совершенствование читательской грамотности обучающихся,
формирование

текстовой

деятельности

с

необычными

формами

представления

информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий;
2

объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты.
Форма организации: лаборатория текстов (система практических занятий).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа ориентирована на овладение учащимися технологией продуктивного
чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом,приобретут
читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению.
Этапы продуктивного чтения:
подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения,
определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение
его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей
тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с
особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся,
выявление
Выявление

первичного

восприятия, фиксации

совпадений первоначальных

первичных

впечатлений.

предположений учащихся с содержанием,

эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное
чтение, анализ текста (приёмы: диалог

с

комментированное чтение,

по прочитанному, выделение ключевых

беседа

автором

через

текст,

слов и др.);
работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное
обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с
авторской позицией,

выявление и формулирование основной идеи текста или

совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на
какую-либо

сферу

читательской

деятельности

учащихся

(эмоции,

воображение,

осмысление содержания, художественной формы).
Раздел 1. - Настоящий

читатель - 2 ч.

Введение. Кого можно считать настоящим читателем? Почему читающему человеку легко
общаться с окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга.
Раздел 2. - Виды смыслового чтения - 4 ч.
Г.Скребицкий «Маленький лесовод». М.Пришвин «Ёж проснулся». М.Пришвин «Умные
птицы». Э.Шим «Как распускается мак?», «Какой будет день?»
Раздел 3. - Технология продуктивного чтения –27 ч.

3

Б. Заходер «Чья корзинка тяжелей?». В.П. Катаев «Старый пень». С Алексеев «Всюду
известный». В. Л. Дуров «Наша

Жучка». Г. Скребицкий и В.Чаплина «Кто как зимует».

Ю.И.Ермолаев «Проговорился». В. Драгунский « Третье место в
В.Голявкин «Коньки купили не

стиле баттерфляй».

напрасно». А.Л. Барто «В театре». Наталья Орлова

«Ребятам про глаза». Л. Толстой «Один

раз…». М.Садовский «Космическая

одежда».

Особенности чтения текстов математических задач. Нахождение нужной информации в
различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение

воспринимать

красоту

природы, бережно

относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
-понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих
людей;
-этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений,
вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев;
технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной
проблемы совместно с учителем;
-работать

по

плану, сверяя свои

действия

с

целью,корректировать

своюдеятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивногочтения
и технология оценивания учебных успехов.
4

Познавательные УУД:
-извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую(составлять
план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного
чтения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно

использовать речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать

и

слышать

других,

пытаться

принимать

иную точку

зрения,быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
--самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
-делить текст на части, составлять простой план;
-самостоятельно формулировать главную мысль текста;
-находить в тексте материал для характеристики героя;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-составлять рассказ-характеристику героя;
-составлять устные и письменные описания;
-по ходу чтения представлять картины, устно

выражать (рисовать)

то, что

представили;
5

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела

№

1

2

3

Настоящий

читатель

Количество часов

Электронные
образовательные
ресурсы

2

http://infourok.ru

Виды смыслового чтения

4

http://infourok.ru

Технология продуктивного
чтения
Итого:

27

http://infourok.ru

33

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».