Крымоведение 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя
общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение № 2 к ООП НОО,
утверждённой приказом от
04.07.2023 г. №205
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Миронюк Л.В.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н.

«___»__________2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Крымоведение»
для 1 класса
начального общего образования

Количество часов за год – 33 часа (1 час в неделю):
Учитель: Дёмина Оксана Викторовна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372, авторской программой А.Н. Рудякова, Л.В. Наумовой, А.В. Супрычевым
«Крымоведение» (Крымоведение, Примерная образовательная программа учебного курса
для начальной школы, 1-4 классы, Симферополь, 2017 г.).
Основное

назначение

реализации

программы

состоит

в

формировании

природоведческой, обществоведческой и исторической компетенций младшего школьника,
экологической культуры, воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать
целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе
краеведческого подхода.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым
– орден на груди планеты Земля»,
«Природные особенности и богатства Крыма»,
«Учимся путешествовать и дружить с природой»,
«Историко-культурное наследие Крыма»,
«Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…». Визитная карточка уникальных
особенностей Крымского полуострова. Цели и задачи курса.
Раздел I. «Крым – орден на груди планеты Земля»
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн
Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического
положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова.
Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами
(город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II. «Природные особенности и богатства Крыма»
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны
овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные
2

крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные
ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории
Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила
безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана
вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и
других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических
растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя
«зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма.
Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные
полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с
земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.
Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный
мир. Экологические проблемы.
Раздел III. «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во
время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя
аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV. «Историко-культурное наследие Крыма»
Археологические и исторические памятники.

Важнейшие исторические объекты

полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские
святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели.
Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические
издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V. «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
3

Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей.
Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.
Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в
развитие Крымского полуострова.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических
ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов
(природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с
содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового
характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе,
истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

4

освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к
дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который
характеризуется как умения:
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять

поиск

необходимой

информации

в

литературных

произведениях,

периодических изданиях, сети Интернет;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
использовать полученные знания в жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов

Электронные

часов

образовательные
ресурсы

Введение.

«Прекрасны

Вы

–

брега

Тавриды…»
1

Количество

«Крым – орден на груди планеты Земля»

http://infourok.ru

1

http://www.prosv.ru

3

http://infourok.ru
http://www.prosv.ru

2

«Природные

3

Крыма»
«Учимся путешествовать и дружить с 16

http://www.prosv.ru
http://infourok.ru

природой»

http://www.prosv.ru

4

особенности

и

богатства 3

«Историко-культурное наследие Крыма»

http://infourok.ru

4

http://infourok.ru
http://www.prosv.ru

5

«Профессиональная деятельность Крыма и 5

http://infourok.ru

моего региона»

http://www.prosv.ru

Всего часов:

33

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».