Рабочая программа по физической культуре для 5-7 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

Приложение № 2
к ООП ООО, утверждённой приказом
от 30.08.2023г. №264

Рабочая программа
учебного предмета
«Физкультура»
для 5 - 7 классов
основного общего образования

Количество часов за год - 204:
в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 370.
Подготовлена с использованием «Конструктора рабочих программ» https://www.edsoo.ru/
(ID 1520996 )
Срок реализации: 1год

с. Емельяновка, 2023 г.

Рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной программе воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 5-7 классов
общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную конкретизацию
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего среднего
образования и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского
общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно
включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности
физической культуры для самоопределения, саморазвития и самоактуализации.
В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного
социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных
организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию
содержания школьного образования, внедрению новых методик и технологий в учебновоспитательный процесс.
В своей социально-ценностной ориентации рабочая программа сохраняет исторически
сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки
учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных
и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств.
Программа обеспечивает преемственность с рабочей программой начального среднего общего
образования, предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению
нормативов «Президентских состязаний», «Президентских спортивных игр» и «Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса ГТО».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В рабочей программе для 5—7 классов данная цель
конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей школьников
в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и
нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации
здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность рабочей программы определяется вектором развития
физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся являющихся
основой укрепления их здоровья, повышения надежности и активности адаптивных процессов.
Существенным достижением ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в
организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной физической культурой, возможностью познания своих физических способностей и
их целенаправленного развития.
1

Воспитывающее значение рабочей программы заключается в содействии активной
социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и
российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и
современному развитию. В число практических результатов данного направления входит
формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и
учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов
образования в основной школе является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение
единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи
становится возможной на основе содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое
представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным
(знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и
мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придавая ей личностно
значимого смысла, содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые
входят структурными компонентами в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика,
лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры,
плавание. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на
всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и
физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Инвариантные и вариативные модули рабочей программы могут быть реализованы в форме
сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования, на спортивных
площадках и залах, находящихся в муниципальной и региональной собственности.
Для бесснежных районов Российской Федерации, а также при отсутствии должных условий
допускается заменять инвариантный модуль «Лыжные гонки» углублённым освоением содержания
других инвариантных модулей («Лёгкая атлетика», «Гимнастика», «Плавание» и «Спортивные
игры»). В свою очередь, модуль «Плавание», вводится в учебный процесс при наличии
соответствующих условий и материальной базы по решению муниципальных органов управления
образованием.
Данный модуль, также, как и модуль «Лыжные гонки», может быть заменён углублённым
изучением материала других инвариантных модулей.
Вариативные модули объединены в рабочей программе модулем «Спорт», содержание
которого разрабатывается образовательной организацией на основе модульных программ по
физической культуре для общеобразовательных организаций, рекомендуемых Министерством
просвещения Российской Федерации Основной содержательной направленностью вариативных
модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их в соревновательную
деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной
организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической культуры на основе
содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных
оздоровительных систем В настоящей рабочей программе в помощь учителям физической культуры
в рамках данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической подготовки»
Содержание рабочей программы изложено по годам обучения, где для каждого класса предусмотрен
раздел «Универсальные
учебные действия», в котором раскрывается вклад предмета в формирование
познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, соответствующих возможностям и
особенностям школьников данного возраста Личностные достижения непосредственно связаны с
конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия.
2

Содержание рабочей программы, раскрытие личностных и метапредметных результатов
обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают
ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают её значение для формирования
готовности учащихся к дальнейшему образованию в системе среднего полного или среднего
профессионального образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в
5-7 классах составляет 204 часа (два часа в неделю в каждом классе). 5 класс — 68 ч; 6 класс — 68
ч; 7 класс — 68 ч

При подготовке рабочей программы учитывались личностные и метапредметные результаты,
зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования и в «Универсальном кодификаторе элементов содержания и требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
5 КЛАСС
Знания о физической культуре. Физическая культура в основной школе: задачи, содержание и формы
организации занятий. Система дополнительного обучения физической культуре; организация
спортивной работы в общеобразовательной школе.
Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристика основных форм занятий физической
культурой, их связь с укреплением здоровья, организацией отдыха и досуга.
Исторические сведения об Олимпийских играх Древней Греции, характеристика их содержания и
правил спортивной борьбы. Расцвет и завершение истории Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и его значение для учащихся школы, связь с
умственной работоспособностью. Составление индивидуального режима дня; определение основных
индивидуальных видов деятельности, их временных диапазонов и последовательности в выполнении
Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения. Осанка как показатель
физического развития, правила предупреждения её нарушений в условиях учебной и бытовой
деятельности. Способы измерения и оценивания осанки.
Составление комплексов физических упражнений с коррекционной направленностью и правил их
самостоятельного проведения.
Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на открытых площадках и в
домашних условиях; подготовка мест занятий, выбор одежды и обуви; предупреждение травматизма.
Оценивание состояния организма в покое и после физической нагрузки в процессе самостоятельных
занятий физической культуры и спортом. Составление дневника физической культуры.
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Роль и значение
физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека.
Упражнения утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики в
процессе учебных занятий; закаливающие процедуры после занятий утренней зарядкой. Упражнения
на развитие гибкости и подвижности суставов; развитие координации; формирование телосложения
с использованием внешних отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль и значение спортивно-оздоровительной
деятельности в здоровом образе жизни современного человека.
Модуль «Гимнастика».

3

Упражнения на гимнастической лестнице: перелезание приставным шагом правым и левым боком;
лазанье разноимённым способом по диагонали и одноимённым способом вверх. Расхождение на
гимнастической скамейке правым и левым боком способом «удерживая за плечи».
Модуль «Лёгкая атлетика». Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с
высокого старта; бег на короткие дистанции с максимальной скоростью передвижения. Прыжки в
длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с прямого разбега. Метание малого мяча
с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча на дальность с трёх шагов
разбега.
Модуль «Спортивные игры».Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в
движении; ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в
корзину двумя руками от груди с места; ранее разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прямая нижняя подача мяча; приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху на месте
и в движении; ранее разученные технические действия с мячом.
Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега; остановка
катящегося мяча способом «наступания»; ведение мяча «по прямой», «по кругу» и «змейкой»;
обводка мячом ориентиров (конусов).
Совершенствование техники ранее разученных технических действий спортивных игр,
гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики,.
Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем
физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
6 КЛАСС
Знания о физической культуре. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения в
современном мире; роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Девиз, символика и
ритуалы современных Олимпийских игр. История организации и проведения первых Олимпийских
игр современности; первые олимпийские чемпионы.
Способы самостоятельной деятельности. Ведение дневника физической культуры. Физическая
подготовка и её влияние на развитие систем организма, связь с укреплением здоровья; физическая
подготовленность как результат физической подготовки.
Правила и способы самостоятельного развития физических качеств. Способы определения
индивидуальной физической нагрузки. Правила проведения измерительных процедур по
оценке физической подготовленности. Правила техники выполнения тестовых заданий и способы
регистрации их результатов. Правила и способы составления плана самостоятельных занятий
физической подготовкой.
Физическое
совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность.
Правила
самостоятельного закаливания организма с помощью воздушных и солнечных ванн,
купания в естественных водоёмах. Правила техники безопасности и гигиены мест занятий
физическими упражнениями. Оздоровительные комплексы: упражнения для коррекции
телосложения с использованием дополнительных отягощений; упражнения для профилактики
нарушения зрения во время учебных занятий и работы за компьютером; упражнения для
физкультпауз, направленных на поддержание оптимальной работоспособности мышц опорнодвигательного аппарата в режиме учебной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика». Акробатическая комбинация из общеразвивающих и сложно
координированных упражнений, стоек и кувырков, ранее разученных акробатических упражнений.
Комбинация из стилизованных общеразвивающих упражнений и сложно-координированных
упражнений ритмической гимнастики, разнообразных движений руками и ногами с разной
амплитудой
и
траекторией,
танцевальными
движениями
из
ранее
разученных
танцев.Гимнастические комбинации.
4

Модуль «Лёгкая атлетика». Старт с опорой на одну руку и
последующим ускорением; кроссовый бег по дистанции; спринтерский и гладкий равномерный бег
по учебной дистанции; ранее разученные беговые упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжок в длину; ранее разученные прыжковые упражнения в длину и
высоту; напрыгивание и спрыгивание.Метание малого (теннисного) мяча в подвижную
(раскачивающуюся) мишень.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Технические действия игрока без мяча: передвижение в стойке баскетболиста.
Технические действия игрока без мяча: передвижение в стойке баскетболиста; прыжки вверх
толчком одной ногой и приземлением на другую ногу. Технические действия игрока без мяча:
остановка двумя шагами и прыжком. Упражнения с мячом: ранее разученные упражнения в ведении
мяча в разных направлениях и по разной траектории. Упражнения с мячом: ранее разученные
упражнения, на передачу и броски мяча в корзину. Правила игры и игровая деятельность по
правилам с использованием разученных технических приёмов.
Волейбол. Приём и передача мяча двумя руками снизу в разные зоны площадки команды соперника.
Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием разученных технических
приёмов в подаче мяча, его приёме и передаче двумя руками снизу и сверху.
Футбол. Удары по катящемуся мячу с разбега. Правила игры и игровая деятельность по правилам с
использованием разученных технических приёмов в остановке и передаче мяча, его ведении и
обводке.
Совершенствование техники ранее разученных технических действий спортивных игр;
гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики.
Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем
физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
7 КЛАСС
Знания о физической культуре. Зарождение олимпийского движения в дореволюционной России;
роль А.Д. Бутовскогов развитии отечественной системы физического воспитания и спорта.
Олимпийское движение в СССР и современной России; характеристика основных этапов развития.
Выдающиеся советские и российские олимпийцы.
Влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности
современного человека.
Способы самостоятельной деятельности. Правила техники безопасности и гигиены мест занятий в
процессе выполнения физических упражнений на открытых площадках. Ведение дневника по
физической культуре.
Техническая подготовка и её значение для человека; основные правила технической подготовки.
Двигательные действия как основа технической подготовки; понятие двигательного умения и
двигательного навыка. Способы оценивания техники двигательных действий и организация
процедуры оценивания.Ошибки при разучивании техники выполнения двигательных действий,
причины и способы их предупреждения при самостоятельных занятиях технической
подготовкой.Планирование самостоятельных занятий технической подготовкой на учебный год и
учебную четверть. Составление плана учебного занятия по самостоятельной технической
подготовке.
Способы оценивания оздоровительного эффекта занятий физической культурой с помощью
«индекса Кетле», «ортостатической пробы», «функциональной пробы со стандартной нагрузкой».
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные
комплексы для самостоятельных занятий с добавлением ранее разученных упражнений: для
5

коррекции телосложения и профилактики нарушения осанки; дыхательной и зрительной гимнастики
в режиме учебного дня.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика». Акробатические комбинации из ранее разученных упражнений с
добавлением упражнений ритмической гимнастики (девочки). Простейшие акробатические
пирамиды в парах и тройках (девочки). Стойка на голове с опорой на руки; акробатическая
комбинация из разученных упражнений в равновесии, стойках, кувырках (мальчики).Комплекс
упражнений степ-аэробики, включающий упражнения в ходьбе, прыжках, спрыгивании и
запрыгивании с поворотами разведением рук и ног, выполняемых в среднем и высоком темпе
(девочки).Комбинация на гимнастическом бревне из ранее разученных упражнений с добавлением
упражнений на статическое и динамическое равновесие (девочки). Комбинация на низкой
гимнастической перекладине из ранее разученных упражнений в висах, упорах, переворотах
(мальчики).
Модуль «Лёгкая атлетика». Бег с преодолением препятствий способами «наступание» и
«прыжковый бег»; эстафетный бег. Ранее освоенные беговые упражнения с увеличением
скорости передвижения и продолжительности выполнения; прыжки в длину. Метание малого
(теннисного) мяча по движущейся (катящейся) с разной скоростью мишени.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача и ловля мяча после отскока от пола; бросок в корзину двумя руками
снизу и от груди после ведения. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее
разученных технических приёмов без мяча и с мячом: ведение, приёмы и передачи, броски в
корзину.
Волейбол. Верхняя прямая подача мяча в разные зоны площадки соперника; передача мяча через
сетку двумя руками сверху и перевод мяча за голову. Игровая деятельность по правилам с
использованием ранее разученных технических приёмов.
Футбол. Средние и длинные передачи мяча по прямой и диагонали; тактические действия при
выполнении углового удара и вбрасывании мяча из-за боковой линии. Игровая деятельность по
правилам с использованием ранее разученных технических приёмов.
Совершенствование техники ранее разученных технических действий спортивных игр и
гимнастических акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики .
Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем
физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в
Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменоволимпийцев;
 готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований,
уважать традиции и принципы современных Олимпийских игр и олимпийского движения;
 готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного
взаимодействия при организации, планировании и проведении совместных занятий
физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного
отдыха и досуга;
 готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий
физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях;
6

 готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать
правила техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и
спортом;
 стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и
телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
 готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе
научных представлений о закономерностях физического развития и физической
подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
 осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в
его укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и
спортом;
 осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики
пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье
человека;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические
мероприятия по регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению
организма после значительных умственных и физических нагрузок;
 готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и
спортом, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест
 занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
 готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских
походов, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде;
 освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при
выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной
деятельности;
 повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой,
планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов
и потребностей;
 формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и
спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической
деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
 проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и
современных Олимпийских игр, выявлять их общность и различия;
 осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного
олимпийского движения, приводить примеры её гуманистической направленности;
 анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание
положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных
привычек;
 характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевое
предназначение в сохранении и укреплении здоровья; руководствоваться требованиями
 техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака;
 устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и
изменениями показателей работоспособности;
 устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и
выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы
упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
7

 устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств,
состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма;
 устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой
физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
 устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых
площадках и правилами предупреждения травматизма.

Универсальные коммуникативные действия:
 выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об
образцах техники выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования
самостоятельных занятий физической и технической подготовкой;
 вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными
возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и
регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления;
 описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы
движений, подбирать подготовительные упражнения и планировать последовательность
решения задач обучения; оценивать эффективность обучения посредством сравнения с
эталонным образцом;
 наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений
другими учащимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать
способы их устранения;
 изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого
упражнения, рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные
причины их появления, выяснять способы их устранения.
Универсальные учебные регулятивные действия:
 составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной
функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние
организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и
функциональных проб;
 составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений,
самостоятельно разучивать сложно-координированные упражнения на спортивных снарядах;
 активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на
указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных
ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное
исправление;
 разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно
взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо
относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников;
 организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных
занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в
зависимости от характера и признаков полученной травмы.

8

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
 выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных
занятиях физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга;
 проводить измерение индивидуальной осанки и сравнивать её показатели со стандартами,
составлять комплексы упражнений по коррекции и профилактике её нарушения, планировать
их выполнение в режиме дня;
 составлять дневник физической культуры и вести в нём наблюдение за показателями
физического развития и физической подготовленности, планировать содержание и
регулярность проведения самостоятельных занятий;
 осуществлять профилактику утомления во время учебной деятельности, выполнять
комплексы упражнений физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики;
 выполнять комплексы упражнений оздоровительной физической культуры на развитие
гибкости, координации и формирование телосложения;
 выполнять упражнения в висах и упорах на низкой гимнастической перекладине (мальчики);
в передвижениях по гимнастической скамейке ходьбой и приставным шагом с поворотами,
подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением (девочки);
 передвигаться по гимнастической стенке приставным шагом, лазать разноимённым способом
вверх и по диагонали;
 выполнять бег с равномерной скоростью с высокого старта по учебной дистанции;
 демонстрировать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»;
 демонстрировать технические действия в спортивных играх:
 баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях; приём и передача
мяча двумя руками от груди с места и в движении);
 волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху с места и в движении, прямая
нижняя подача);
 футбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях, приём и передача
мяча, удар по неподвижному мячу с небольшого разбега);
 тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с
учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей.
6 класс
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
 характеризовать Олимпийские игры современности как международное культурное явление,
роль Пьера де Кубертена в их историческом возрождении; обсуждать историю возникновения
девиза, символики и ритуалов Игр;
 измерять индивидуальные показатели физических качеств, определять их соответствие
возрастным нормам и подбирать упражнения для их направленного развития;
 контролировать режимы физической нагрузки по частоте пульса и степени утомления
организма по внешним признакам во время самостоятельных занятий физической
подготовкой;
 готовить места для самостоятельных занятий физической культурой и спортом в соответствии
с правилами техники безопасности и гигиеническими требованиями;
 отбирать упражнения оздоровительной физической культуры и составлять из них комплексы
физкультминуток и физкультпауз для оптимизации работоспособности и снятия мышечного
утомления в режиме учебной деятельности;
9

 составлять и выполнять акробатические комбинации из разученных упражнений, наблюдать и
анализировать выполнение другими учащимися, выявлять ошибки и предлагать способы
устранения;
 выполнять беговые упражнения с максимальным ускорением, использовать их в
самостоятельных занятиях для развития быстроты и равномерный бег для развития общей
выносливости;
 выполнять прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», наблюдать и
анализировать его выполнение другими учащимися, сравнивая с заданным образцом,
выявлять ошибки и предлагать способы устранения;
 выполнять правила и демонстрировать технические действия в спортивных играх:
 баскетбол (технические действия без мяча; броски мяча двумя руками снизу и от груди с
места;
 использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);
 волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху в разные зоны площадки
соперника; использование разученных технических действий в условиях игровой
деятельности);
 футбол (ведение мяча с разной скоростью передвижения, с ускорением в разных
направлениях;
 удар по катящемуся мячу с разбега; использование разученных технических действий в
условиях игровой деятельности);
 тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с
учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей.
7 класс
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
 проводить анализ причин зарождения современного олимпийского движения, давать
характеристику основным этапам его развития в СССР и современной России;
 объяснять положительное влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание
личностных качеств современных школьников, приводить примеры из собственной жизни;
 объяснять понятие «техника физических упражнений», руководствоваться правилами
технической подготовки при самостоятельном обучении новым физическим упражнениям,
проводить процедуры оценивания техники их выполнения;
 составлять планы самостоятельных занятий физической и технической подготовкой,
распределять их в недельном и месячном циклах учебного года, оценивать их
оздоровительный эффект с помощью «индекса Кетле» и «ортостатической пробы» (по
образцу);
 составлять и самостоятельно разучивать комплекс степ-аэробики, включающий упражнения в
ходьбе, прыжках, спрыгивании и запрыгивании с поворотами, разведением рук и ног
(девушки);
 выполнять стойку на голове с опорой на руки и включать её в акробатическую комбинацию
из ранее освоенных упражнений (юноши);
 выполнять беговые упражнения с преодолением препятствий способами «наступание» и
«прыжковый бег», применять их в беге по пересечённой местности;
 выполнять метание малого мяча на точность в неподвижную, качающуюся и катящуюся с
разной скоростью мишень;
 выполнять переход с передвижения попеременным двухшажным ходом на передвижение
одновременным одношажным ходом и обратно во время прохождения учебной дистанции;
наблюдать и анализировать его выполнение другими учащимися, сравнивая с заданным
образцом, выявлять ошибки и предлагать способы устранения (для бесснежных районов —
имитация перехода);
10

 демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр: баскетбол (передача
и ловля мяча после отскока от пола; броски мяча двумя руками снизу и от груди в движении;
использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);
 волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку; использование
разученных технических действий в условиях игровой деятельности);
 футбол (средние и длинные передачи футбольного мяча; тактические действия при
выполнении углового удара и вбрасывании мяча из-за боковой линии; использование
разученных технических действий в условиях игровой деятельности);
 тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с
учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Коли

Вид программного
материала

Из них

Электронн
ые
образовате
Теоретически Практический Контрольн
льные
ые
й
ресурсы
материалы

чество
часов
(уроков)

классы
6
7

5
1.

2.

2.1
2.2
2.3

Знания о
5
физкультуре; способы
самостоятельной
деятельности;
физическое
совершенствование
Спортивнооздоровительная
деятельность
Модуль лёгкая
атлетика
Модуль кроссовая
подготовка
Модуль спортивные
игры

5

классы

5

6
3

6
3

классы

5

6

7

5

5

5

5

6

классы
7

5

6

7
http://www.
libsport.ru/

6
3

5

5

5

7

7

7

3

3

3

6

6

6

http://www.
infosport.ru
/sp/
http://www.
infosport.ru
/sp/
http://www.
teoriya.ru/f
kvot/http://
www.infosp
ort.ru/sp/

2.3.1

Футбол

14

14

14

14

14

14

2.3.2

Баскетбол

15

15

15

15

15

15

2.3.3

Волейбол

14

14

14

14

14

14

2.4

Модуль гимнастика

6

6

6

6

6

6

http://www.
infosport.ru
/sp/

2.5

Модуль спорт

6

6

6

6

6

6

Итого

68

68

63

63

63

http://www.
infosport.ru
/sp/

68 5

5

5

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физическая культура, 5-9 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура, 5-9 класс/Матвеев А.П.,Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и другие, Общество с
ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество
«Издательство Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/Гурьев С.В.; под редакцией Виленского М.Я., ООО «Русское словоучебник»;
Физическая культура. 5-9 класс/Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и другие; под
редакцией Виленского М.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru

13

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук учителя
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Стенка гимнастическая
Перекладина навесная
Скамья гимнастическая
Маты гимнастические
Мяч набивной (1 кг, 2
кг)
Мяч малый
(теннисный)
Скакалка
гимнастическая
Палка гимнастическая
Обруч
гимнастический
Сетка для переноса малых мячей
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и
сеткой
Мячи
баскетбольные для
мини-игры
Сетка для переноса и хранения
мячей
Жилетки
игровые
Стойки
волейбольные
универсальные
Сетка волейбольная
Мячи
волейбольные
Мячи футбольные
Насос для накачивания мячей
Аптечка медицинская
Спортивный зал игровой
Подсобное помещение для хранения инвентаря и
оборудования
Пришкольный стадион (площадка)
Сектор для прыжков в
длину
Игровое поле для футбола (минифутбола)

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».