Программа по родному языку 11класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА

«30» августа 2023 г.

от 30.08. 2023 г.
Приказ № 267

Директор
Петренко С.Н.

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
для 11 класса
среднего общего образования
Количество часов за год - 68:
в 11 классе – 68 часа (2 часа в неделю).
Учитель: Воронова Ирина Николаевна
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в
редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года
№732)
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 371.
Срок реализации: 1 года

с. Емельяновка, 2023 г.

Пояснительная записка
Программа

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в
редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года
№732)
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 372.

Настоящая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным
планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня
обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты:

–

российская

идентичность,

способность

к

осознанию

российской

идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность
к служению Отечеству, его защите;

–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,

гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;

–

формирование уважения к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;

–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.

–

ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив,

инициативность,

креативность,

готовность

и

способность

к

личностному

самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

–

готовность

и

способность

обучающихся

к

отстаиванию

личного

достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
2

собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;

–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию

в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;

–

приверженность

идеям

интернационализма,

дружбы,

равенства,

взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

–

принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты:

1.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по

которым можно определить, что цель достигнута;

–

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;

–

ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;

–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;

–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
3

поставленной цели;

–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее

целью.
Познавательные универсальные учебные действия

2.

Выпускник научится:

–

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;

–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–

использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;

–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и

суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;

–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный

поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия

3.

Выпускник научится:

–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со

взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать

партнеров

для

деловой

коммуникации

исходя из соображений

результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и

членом команды

в разных ролях (генератор идей,

критик,

исполнитель,

выступающий, эксперт и т.д.);

–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;

4

–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;

–

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их

активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты:
Выпускник научится:

–

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой

ситуации;

–

использовать знания о формах русского языка (литературный язык,

просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)
при создании текстов;

–

создавать

устные

и

письменные

высказывания,

монологические

и

диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание,

повествование,

рассуждение)

и

определенных

жанров

(тезисы,

конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты,
доклады, сочинения);

–

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных

элементах;

–

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и

выбранного профиля обучения;

–

правильно использовать лексические и грамматические средства связи

предложений при построении текста;

–

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языкапри

создании текста;

–

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,

просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

–

извлекать

необходимую

информацию

из

различных

источников

и

переводить ее в текстовый формат;

–

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
5

–

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного

выступления;

–

соблюдать культуру публичной речи;

–

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,

грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;

–

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым

нормам;

–

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки

устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:

–

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии
с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известнуюи
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;

6

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;

–

использовать
основные
нормативные
словари
и
справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых
языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык
и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении. Формы существования
русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском
языке

на

современном

этапе.

Взаимообогащение

языков

как

результат

взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической

речи.

Создание

устных

и

письменных

монологических

и

диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в
официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения.
Функциональная

стилистика

как

учение

о

функционально-стилистической

дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
7

выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк,
отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность
и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений.
Литературный

язык

и

язык

художественной

литературы.

Отличия

языка

художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды

чтения.

Использование

различных

видов

чтения

в

зависимости

от

коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных
качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за
собственной речью.
Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.
Орфографические

нормы,

пунктуационные

нормы.

Совершенствование

орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники;
их использование.

8

4. Тематическое планирование
№

Наименование темы

Всего
часов

Язык как знаковая
система и
общественное явление.
Язык и общество.

4

3.

Язык и речь.
Культура речи.

26

4.

Речь. Речевое общение.

5

5.

Текст. Виды его
преобразования.

8

6.

Функциональная
стилистика и культура
речи.
Повторение

17

Итого

68

п/п
1.

2.

7.

Р/р

Проверочные
работы,
проект

Эор

http://mega.km.ru/ojigov

5
3

1

http://mega.km.ru/ojigov

2

http://www.gramota.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://slovari.gramota.ru

2

http://schoolcollection.edu.ru

2

4

http://www.gramota.ru
http://slovari.gramota.ru

3
5

9

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».