Программа по родной (русской) литературе для 8 - 9 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
на
заседании
МО
заместитель директора
учителей старших классов
Предко С.И.
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
«30» августа 2023 г.
Воронова И.Н.

УТВЕРЖДЕНА
Директор
Петренко С.Н.

от 30.08. 2023 г.
Приказ № 266

Рабочая программа
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
для 8 - 9 класса
основного общего образования
Уровень: базовый

Количество часов за год - 34:
в 8 классе – 17 часов (1 час в неделю),
в 9 классе – 17 часов(1 час в неделю).
Учитель: Воронова Ирина Николаевна (9 класс)
Сазонова Ольга Ивановна (8 класс)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Срок реализации: 2 года
с. Емельяновка, 2023 г.

1. Пояснительная записка
Программа по родной (русской) литературе на уровне основного общего образования
составлена на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная
(русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература», а также федеральной рабочей программы воспитания с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и
духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской
литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
обучающихся, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурноисторическому опыту человечества. В поликультурной языковой среде родная (русская)
литература изучается на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской
литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как
средство воспитания обучающихся в духе уважительного отношения к языку и культуре
народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального
общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» программа по родной
(русской) литературе тесно связана с предметом «Родной (русский) язык». Изучение родной
(русской) литературы способствует обогащению речи обучающихся, развитию их речевой
культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Специфика курса родной (русской) литературы обусловлена:
отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений.
Содержание программы по родной (русской) литературе направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении русской литературы как особого, эстетического,
средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней.
Содержание программы по родной (русской) литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача - расширить литературный

и

культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными
2

произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко
воплотившими национальные особенности русской культуры.
В содержании курса родной (русской) литературы в программе выделяются три
содержательные линии (проблемно-тематических блока):
«Россия - Родина моя»;
«Русские традиции»;
«Русский характер - русская душа».
Программа по родной (русской) литературе для уровня основного общего образования
строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического
принципов. Содержание программы по родной (русской) литературе для каждого класса
включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями. Внутри проблемно-тематических блоков произведений
выделяются отдельные подтемы, связанные с национально - культурной спецификой русских
традиций, быта и нравов.
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения,
включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы,
отражённые средствами других видов искусства - живописи, музыки, кино, театра.
Программа по родной (русской) литературе ориентирована на сопровождение и поддержку
учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и
литература».
Изучение родной (русской) литературы обеспечивает достижение следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения

родной

(русской)

литературы

и

обладающей

гуманистическим

мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием,
чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу
Российской Федерации;
формирование познавательного интереса к родной (русской) литературе, воспитание
ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, приобщение
обучающегося к культурному наследию народа;
формирование причастности к свершениям и традициям народа и ответственности за
сохранение русской культуры;
3

развитие

у

обучающихся

интеллектуальных

и

творческих

способностей,

необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Программа по родной (русской) литературе направлена на решение следующих задач:
осознание роли родной (русской) литературы;
выявление взаимосвязи родной (русской) литературы с отечественной историей,
формирование

представлений

о

многообразии

национально-специфичных

форм

художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской
литературе;
получение знаний о родной (русской) литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной (русской)
литературе, создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки
по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной (русской) литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной (русской)
литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений

родной

(русской) литературы;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет и
другие.
Содержание обучения в 8 классе.
Россия - Родина моя.
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин.
Стихотворения (не менее одного). Например: С.Н. Марков «Сусанин», О.А. Ильина «Во
время грозного и злого поединка...» и другие.
П.Н. Полевой «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору).
Города земли русской.
4

По Золотому кольцу.
Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф.К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный...»,
М.А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке...», И.И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В.А.
Степанов «Золотое кольцо» и другие.
Родные

просторы.

Волга - русская река.
Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты, Волга-река, Волгаматушка!..», «Вниз по матушке по Волге...» и другие.
Стихотворения (не менее двух). Например: Н.А. Некрасов «Люблю я краткой той поры...»
(из поэмы «Горе старого Наума»), В.С. Высоцкий «Песня о Волге» и другие.
В.В. Розанов «Русский Нил» (один фрагмент по выбору).
Русские традиции.
Праздники русского мира.
Троица.
Стихотворения (не менее двух). Например: И.А. Бунин «Троица», С.А. Есенин «Троицыно
утро, утренний канон...», Н.И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов...» и другие.
И.А. Новиков «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома.
Родство душ.
Ф.А. Абрамов «Валенки».
Т.В. Михеева «Не предавай меня!» (две главы по выбору).
Русский характер - русская душа.
Не до ордена - была бы Родина.
Дети на войне.
Э.Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору).
Загадки русской души.
Сеятель твой и хранитель.
И.С. Тургенев «Сфинкс».
Ф.М. Достоевский «Мужик Марей».
О ваших ровесниках.
Пора взросления.
Б.Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору).
Г.Н. Щербакова «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору).
5

Лишь слову жизнь дана.
Язык поэзии.
Стихотворения (не менее одного). Например: И.Ф. Анненский «Третий мучительный
сонет» и другие.
Дон Аминадо «Наука стихосложения».
Содержание обучения в 9 классе.
Россия - Родина моя.
Преданья старины глубокой.
Гроза двенадцатого года.
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной). Например:
«Как не две тученьки не две грозныя...»
Стихотворения (не менее двух). Например: В.А. Жуковский «Певец во стане русских
воинов» (в сокращении), А.С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М.И.
Цветаева «Генералам двенадцатого года» и другие.
И.И. Лажечников «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору).
Города земли русской.
Петербург в русской литературе.
Стихотворения (не менее трёх). Например: А.С. Пушкин «Город пышный, город бедный...»,
О.Э. Мандельштам «Петербургские строфы», А.А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь
Исакий в облаченьи...»), Д.С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах...»)
и другие.
Л.В. Успенский «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например,
«Фонарики-сударики» и другие).
Родные просторы.
Степь раздольная.
Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например: «Уж ты, степь ли моя, степь
Моздокская...», «Ах ты, степь широкая...» и другие.
Стихотворения (не менее двух). Например: П.А. Вяземский «Степь», И.З. Суриков «В
степи» и другие.
А.П. Чехов «Степь» (один фрагмент по выбору).
Русские традиции.
Праздники русского мира.
Августовские Спасы.
Стихотворения (не менее трёх). Например: К.Д. Бальмонт «Первый спас», Б.А. Ахмадулина
«Ночь упаданья яблок», Е.А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес...» и другие.
Е.И. Носов «Яблочный спас». Тепло родного дома. Родительский дом.
6

A. П. Платонов «На заре туманной юности» (две главы по выбору).
B. П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Русский характер - русская душа.
Не до ордена - была бы Родина.
Великая Отечественная война.
Стихотворения (не менее двух). Например: Н.П. Майоров «Мы», М.В. Кульчицкий
«Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» и другие.
Ю.М. Нагибин «Ваганов».
Е.И. Носов «Переправа».
Загадки русской души.
Судьбы русских эмигрантов.
Б.К. Зайцев «Лёгкое бремя».
А.Т. Аверченко «Русское искусство».
О ваших ровесниках. Прощание с детством.Ю.И. Коваль «От Красных ворот» (не менее
одного фрагмента по выбору).
Лишь слову жизнь дана.
«Припадаю к великой реке...»
Стихотворения (не менее двух). Например: И.А. Бродский «Мой народ»,
С.А. Каргашин «Я - русский! Спасибо, Господи!..» и другие.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература
(русская)»
Изучение родной (русской) литературы на уровне основного общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы по родной (русской) литературе на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития.
Личностные результаты освоения программы по родной (русской) литературе на
уровне
основного
общего
образования
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
7

1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной
организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);

2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;

3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
8

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;

6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной среды;
9

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение

обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать
происходящие изменения и их последствия;

стрессовую

ситуацию,

оценивать

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения родной (русской) литературы на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия.
10

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов,
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
11

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять
исследования, проекта);

результаты

выполненного

опыта

(эксперимента,

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
12

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных
универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте; проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как часть регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку
ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие
результата цели и условиям.
У обучающегося будут сформированы умения эмоционального интеллекта как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
У обучающегося будут сформированы умения принимать себя и других как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и
другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы по родной (русской) литературе:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
13

и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать своё чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты освоения программы по родной литературе (русской) к концу
обучения в 8 классе:
выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о
легендарных героях земли Русской для развития представлений о нравственных идеалах
русского народа, осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и
нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке
Волге;
иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России, русских национальных традициях в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне, о
русском человеке как хранителе национального сознания, трудной поре взросления, о языке
русской поэзии;
проводить смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного
текста и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику
и потомку, создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос,
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств, самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и
основными способами её обработки и презентации.

14

Предметные результаты освоения программы по родной литературе (русской) к концу
обучения в 9 классе:
выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных
жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа, осознавать ключевые для русского национального
сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Петербурге и образе степи в
русской литературе;
понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской
литературы и культуры в контексте культур народов России, осознавать роль русских
национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме
как вечной ценности;
осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях
о Великой Отечественной войне, о судьбах русских эмигрантов в литературе русского
зарубежья, выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания, устанавливать читательские ассоциации, проводить самостоятельный, давать
самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста,
создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах, самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах, самостоятельно
формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную
цели чтения художественной литературы;
4. Тематический план предмета «Родная (русская) литература» 8класс
№ п/п Название раздела, темы
1
2.
3

Раздел 1. Россия — Родина
моя
Раздел 2. Русские традиции
Раздел 3. Русский характер —
русская душа
Итого

Количество
часов

Проверочные
работы

6

Проекты

1

4
7

1

1

17

2

1

Тематический план предмета «Родная (русская) литература» 9 класс
№

Наименование разделов

Всего часов

Проверочные работы

1.

Россия – Родина моя.

8

1

2.

Русские традиции.

5

1

3.

Русский характер – русская душа.

4

1

17 часов

3

Итого

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».