Физическая культура 10-11 классы

Аннотация к рабочей программе по физической культуре 10,11 класс (базовый
уровень)
2023-2024 учебный год
10 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (предметная область
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности») (далее соответственно - программа по
физической культуре, физическая культура) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по физической культуре.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного
изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по физической культуре включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Программа по физической культуре на уровне среднего общего образования разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа по физической культуре для 10-11 классов общеобразовательных организаций
представляет собой методически оформленную концепцию требований ФГОС СОО и раскрывает их
реализацию через конкретное содержание.
При создании программы по физической культуре учитывались потребности современного
российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно
включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической
культуры для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного творческого долголетия.
В программе по физической культуре нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии
современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных
организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания
общего образования, внедрение новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс.
При формировании основ программы по физической культуре использовались прогрессивные идеи
и теоретические положения ведущих педагогических концепций, определяющих современное развитие
отечественной системы образования:
концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации,
ориентирующая учебно-воспитательный процесс на формирование гуманистических и патриотических
качеств личности учащихся, ответственности за судьбу Родины;
концепция формирования универсальных учебных действий, определяющая основы становления
российской гражданской идентичности обучающихся, активное их включение в культурную и
общественную жизнь страны;
концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая основу саморазвития и
самоопределения личности в процессе непрерывного образования;
концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура», ориентирующая учебновоспитательный процесс на внедрение новых технологий и инновационных подходов в обучении
двигательным действиям, укреплении здоровья и развитии физических качеств; концепция структуры и
содержания учебного предмета «Физическая культура», обосновывающая направленность учебных
программ на формирование целостной личности учащихся, потребность в бережном отношении к своему
здоровью и ведению здорового образа жизни.
В своей социально-ценностной ориентации программа по физической культуре сохраняет
исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства
подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развитию жизненно важных физических
качеств.
Программа обеспечивает преемственность с федеральной образовательной программой основного
общего образования и предусматривает завершение полного курса обучения обучающихся в области
физической культуры.
Общей целью общего образования по физической культуре является формирование
разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической культуре для 10-11 классов
данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности учащихся в здоровом образе

жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по использованию современных систем
физической культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья,
особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в программе по
физической культуре по трём основным направлениям.
Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и
функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности, защитных и
адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение
обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности, готовности к
выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне».
Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и планирования
самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно - достиженческой и прикладно - ориентированной
физической культурой, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации содержания
физических упражнений разной функциональной направленности, совершенствования техникотактических действий в игровых видах спорта. Результатом этого направления предстают умения в
планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни,
навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения контролировать
состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность.
Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной социализации
обучающихся на основе формирования научных представлений о социальной сущности физической
культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально значимых и
личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной направленности можно
выделить приобщение учащихся к культурным ценностям физической культуры, приобретение способов
общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной
деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования программы по физической культуре и её планируемых
результатов на уровне среднего общего образования является воспитание целостной личности учащихся,
обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой
идеи становится возможной на основе системно-структурной организации учебного содержания, которое
представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о
физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационнопроцессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно
значимого смысла содержание программы по физической культуре представляется системой модулей,
которые структурными компонентами входят в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастики, лёгкой
атлетики, зимних видов спорта (на примере лыжной подготовки с учётом климатических условий, при этом
лыжная подготовка может быть заменена либо другим зимним видом спорта, либо видом спорта из
федеральной рабочей программы по физической культуре), спортивных игр, плавания и атлетических
единоборств. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю
физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений,
содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в программе по физической культуре модулем «Спортивная и
физическая подготовка», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе
федеральной рабочей программы по физической культуре для общеобразовательных организаций.
Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка учащихся к
выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне», активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации
модуль «Спортивная и физическая подготовка» может разрабатываться учителями физической культуры на
основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных
оздоровительных систем. В настоящей программе по физической культуре в помощь учителям физической
культуры в рамках данного модуля предлагается содержательное наполнение модуля «Базовая физическая
подготовка».
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры, - 204 часа: в 10 классе 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю)

.
11 класс
Рабочая программа включает следующие разделы:
личностные, предметные, метапредметные результаты освоения;
содержание учебного предмета, курса;
• тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Рабочая программа по физической культуре для 10 - 11 классов (базовый уровень) составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы, на основе программы для общеобразовательных учреждений Физическая культура. Рабочие
программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 10-11 классы, - М.: Просвещение,
2017Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Физическая культура. 10-11 классы:
учеб. Для общеобразоват. организаций / В.И. Лях.- и др.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016.- 256 с. Цель
школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В средней школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых
мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни, подготовкой к дальнейшему обучению и трудовой деятельности.
Образовательный процесс по физической культуры в средней школе строится так, чтобы были решены
следующие задачи:укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
•
•

•

•
•

•
•

формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями
с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами
базовых видов спорта ( футбол, баскетбол, волейбол);
закрепление знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни;
совершенствование навыков и умений в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной
деятельности,
самостоятельной
организации
занятий
физическими
упражнениями;
воспитание чувства патриотизма и других положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
создание ВФСК «ГТО» в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в
области физической культуры и спорта, создание эффективной системы физического воспитания,
направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения.

Рабочая программа разработана из расчета 102 часа в 10 классе (3 час ав неделю) и 102
часа в 11 классе (3 часа в неделю)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».