Рабочая программа факультативного курса Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
_____________Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
__________Предко С.И.
«___»__________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор
___________Петренко С.Н.,
приказ от 30.08.2023 г.
№267

Рабочая программа
факультативного курса
«Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики»
для 11 класса
среднего общего образования

Количество часов за год – 34 (1 час в неделю)
Учитель : Кравченя Лидия Юрьевна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в
редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года
№732) и соответствует требованиям Федеральной образовательной программе среднего
общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371.
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г

Пояснительная записка
Программа факультатива «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики»
разработан

для учащихся 11 класса и имеет естественно - научную направленность.

Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания

по

биологии

и

направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения
биологических задач.
Факультативный курс «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики»
разработан с учётом требований федерального государственного образовательного
стандарта

среднего общего образования,

утвержденного приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в редакции приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года №732) и
соответствует требованиям Федеральной образовательной программе среднего общего
образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 № 371.
Содержание
подхода,

курса
при

направлено на
котором

реализацию

максимально

способности старшеклассников.

Основной

личностно

-ориентированного

учитываются интересы, склонности, и
акцент курса

ставится

на

развитие

предметных и межпредметных компетенций.
Курс

тесно связан с уроками общей биологии и соответствует

Государственного стандарта. Огромную
приобретают вопросы

самостоятельной

самостоятельно

находить

индивидуальной

и
и

групповой

важность в
работы

непрерывном
учащихся,

решение. Создаются
форм

слабых

учащихся

и

дает возможность

воспитанию взаимопомощи
обучения

учащихся

и

материалов

умение мыслить
для

учащихся.

Такое

на уроках активизирует

дифференцировать помощь, способствует

коллективизма, создает

также

условия для

самоконтролю и самооценке. Это формирует

отношение к труду важное для человека
условием

образовании

условия

деятельности

сочетаниедвух форм организации самостоятельной работы

требованиям

любой

профессии и является

творческое
важным

успешного, качественного выполнения им своих обязанностей. Подбор
для

занятий

осуществляется

ориентированных заданий, направленных на
репродуктивного, прикладного и творческого.
Структура программы.

на

основе

компетентностно

-

развитие трѐх уровней обученности:

Курс опирается на знания, полученные при изучении курса биологии
Содержание программы включает 3
молекулярной биологии, решение

основные

раздела:

10 классов.

решение

задач

по

задач по цитологии, решение задач по генетике,

данные разделы делятся на темы, и каждая тема курса является продолжением курса
биологии. Основной тип занятий -практикум. Для наиболее успешного усвоения
материала

планируются различные формы работы с

учащимися: разнообразные

формы работы с текстом, выполнение практических и творческих заданий
На изучение факультативного курса отводится 1 час в недели ( 34 часа в год).
Цель программы:
Содействовать

формированию прочных

знаний

по общей

биологии, умений и

навыков решения задач.
Обобщить,

систематизировать,

расширить

и

сформировать/актуализировать навыки решения

углубить

знания

биологических

учащихся

задач

различных типов.
Дать

ученику

возможность

реализовать

свои

интеллектуальные

и творческие

способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при
выполнении проектной работы.
Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области
знания.
Задачи:
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам общей биологии.
2.Совершенствовать умение

решать

биологические

задачи

репродуктивного, прикладного и творческого характера
3.Развивать ключевые компетенции : учебно

- познавательные, информационные,

коммуникативные, социальные.
4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику.
5. создавать условия для формирования предметной и учебно-исследовательской
компетентностей обучающихся;
6.обеспечить усвоение обучающимися знаний основ биохимической науки: важнейших
факторов,

понятий,

законов

и

теорий,

языка

науки,

доступных

обобщений

мировоззренческого характера в соответствии со стандартом биологического и
химического образования;
7.Способствовать формированию предметных умений и навыков: умения работать с
химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их,

ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных,
практических работ;

Благодаря факультативному курсу

по

биологии

выполняется

несколько

функций:
1.Поддерживается

изучение

биологии

на

заданном

стандартном

уровне.

Факультативный курс «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетике »
помогает закрепить и углубить уровень

знаний

по

биологии,

применить

эти

знания путѐм решения биологических задач.
2.Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении, т.е. учитываются
индивидуальные склонности и

способности учащихся и создаются условия для

обучения их в соответствии с профессиональными интересами.
Планируемые результаты освоения факультативного курса
Личностные:
- реализация

позитивных

жизненных перспектив,

инициативность, креативность,

готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное

и

компетентное отношение

психологическому здоровью;

к

собственному

физическому

и

неприятие вредных привычек: курения, употребления

алкоголя, наркотиков.
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в образовательной,

общественно

полезной,

учебно -исследовательской,

проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Метапредметные:
- самостоятельно осваивать знания о биологических системах (клетка, организм, вид,
экосистема); истории развития современных представлений о живой природе (в
преломлении знаний на молекулярном уровне); выдающихся открытиях в биологической
науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира; методах научного познания;
- овладевать умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий;
-проводить анализ фактического материала при решении задач по молекулярной биологии
и генетике;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в
процессе изучения выдающихся достижений биологии; сложных и противоречивых путей
развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в
ходе работы с различными источниками информации;
- воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей ср еде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.
- развивать интерес к изучению общих закономерностей живых систем различной
иерархичной структуры;
-

овладевать

приѐмами

самостоятельного

поиска,

анализа,

систематизации

дополнительной информации (навыки самообразования), в т.ч. с использованием
современных информационных технологий, что способствует развитию мыслительной
деятельности;
-

развивать

коммуникативные

кооперационной

способности

деятельности

при

планировании

(аналитические

беседы,

и

организации
викторины,

информационнопоисковые и творческие проекты, разнообразная работа в команде);

- развивать ситуативные умения (ориентирование в нестандартной ситуации) в поисковой
деятельности учащихся при решении практических биологических вопросов проблемного
содержания.
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные результаты
знать/понимать:
-основные положения биологических теорий о наследовании признаков у организмов;
-формулировки и выводы основных законов и правил генетики;
-теоретические основы молекулярной биологии;
-сущность биологических процессов и явлений;
-генетическую терминологию и символику;
уметь:
-объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения;
-решать задачи разной сложности по молекулярной биологии и генетике;
-составлять схемы скрещивания;
-проводить анализ родословных;
-проводить картирование хромосом;
-анализировать фактический материал;
-владеть приѐмами логических рассуждений;
-сравнивать биологические объекты) и делать выводы на основе сравнения; -осуществлять
самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах).
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ)
на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках,
а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
– решать

генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы

моногибридного

скрещивания,

применяя

законы

наследственности

и

используя

биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности.
Содержание программы
Введение в общую биологию-3 ч.
Основы общей биологии. Великие открытия в области генетики и цитологии
Уровни организации биологических систем в живой природе. Биохимия. Химический
состав клетки
Белки- 3 ч.
Белки. Состав, классификация. Физико-химические свойства и функции белков.
Пептиды. Природные пептиды (глутатион, вазопрессин, энкефалины, эндорфины и др.),
их физиологическое значение и использование в качестве медицинских пре¬паратов
Практическая работа

№1 «Приготовление раствора белка (яичного альбумина).

Разделение белков куриного яйца по их растворимости. Денатурация белков (обратимая и
необратимая).»
Ферменты – 2ч.
Ферменты. Свойства ферментов. Сущность ферментативного катализа. Применение в
медицине, механизм действия. Значение ферментов в обмене веществ в организме
Практическая

работа

№2:

«Сравнительный

анализ

продуктов

кислотного

ферментативного гидролиза ди- и полисахаридов (на примере сахарозы и крахмала)
Витамины и некоторые другие биологически активные соединения -2ч.
Витамины. Классификация витаминов. Участие витаминов в обмене веществ.
Практическая работа №3: «Качественные реакции на витамины»
Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка-6 ч.

и

Нуклеиновые кислоты. Классификация. Состав и строение. АТФ. ДНК. РНК .Код
белкового синтеза. Особенности генетического кода митохондрий и хлоропластов.
Решение задач по молекулярной биологии «Биосинтез белка»
Углеводы и их обмен – 3ч.
Классификация углеводов. Полисахариды, их структура и представители (гликоген,
крахмал, клетчатка, хитин). Функции углеводов. Обмен углеводов. Гликолиз. Спиртовое
брожение. Действие этанола на организм человека.
Практическая работа №4: «Качественные реакции на углеводы.

Определение

водорастворимых углеводов по методу Бертрана»
Липиды и их обмен - 2 ч .
Липиды. Физико-химические свойства липидов. Воски, их строение, функции и
представители. Биологическая роль фосфолипидов. Обмен жиров. Нарушения в обмене
жиров. Ожирение и его причины.
Гормоны и их роль в обмене веществ -2 ч.
Классификация гормонов. Механизм действия стероидных гормонов. Характеристика
инсулина, гормона роста.Сахарный диабет и его виды. Рилизинг-факторы гормонов
Применение гормонов в меидицине и сельском хозяйстве.
Клетка – как структурно-функциональная единица живого – 5ч.
«Цитология как наука. Клеточная теория». Строение клетки и еѐ органоиды. Деление
клеток: митоз и мейоз. Решение задач по теме: «Типы деления клеток». Онтогенез.
Жизненные циклы многоклеточных организмов
Генетика: закономерности наследственности и изменчивости -6 ч.
Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков». Взаимодействие генов.
Решение задач по теме: «Хромосомная теория наследственности». Решение задач по теме:
«Генетика пола». Закономерности изменчивости»
Тематический план факультативного курса «Основы молекулярной биологии,
цитологии, генетики»
№
п/п

Тема занятия

Количест
во часов

Практич
еские
работы

1.

Введение в общую биологию

3

2.

Белки

3

1

3.

Ферменты

2

1

4.

Витамины и некоторые другие биологически активные

2

1

соединения
5.

Нуклеиновые кислоты . Биосинтез белка

6

6.

Углеводы и их обмен

3

7.

Липиды и их обмен

2

8.

Гормоны и их роль в обмене веществ

2

9.

Клетка – как структурно-функциональная единица

5

живого
10.

Генетика: закономерности наследственности и

6

изменчивости
итого:

34

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».