Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО
_____________Воронова И.Н.
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
__________Предко С.И.
«___»__________ 2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор
___________Петренко С.Н.,
приказ от 30.08.2023 г.
№267
Рабочая программа
факультативного курса
«Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики»
для 11 класса
среднего общего образования
Количество часов за год – 34 (1 час в неделю)
Учитель : Кравченя Лидия Юрьевна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в
редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года
№732) и соответствует требованиям Федеральной образовательной программе среднего
общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371.
Срок реализации: 1 год
с. Емельяновка, 2023 г
Пояснительная записка
Программа факультатива «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики»
разработан
для учащихся 11 класса и имеет естественно - научную направленность.
Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания
по
биологии
и
направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения
биологических задач.
Факультативный курс «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики»
разработан с учётом требований федерального государственного образовательного
стандарта
среднего общего образования,
утвержденного приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в редакции приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года №732) и
соответствует требованиям Федеральной образовательной программе среднего общего
образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 № 371.
Содержание
подхода,
курса
при
направлено на
котором
реализацию
максимально
способности старшеклассников.
Основной
личностно
-ориентированного
учитываются интересы, склонности, и
акцент курса
ставится
на
развитие
предметных и межпредметных компетенций.
Курс
тесно связан с уроками общей биологии и соответствует
Государственного стандарта. Огромную
приобретают вопросы
самостоятельной
самостоятельно
находить
индивидуальной
и
и
групповой
важность в
работы
непрерывном
учащихся,
решение. Создаются
форм
слабых
учащихся
и
дает возможность
воспитанию взаимопомощи
обучения
учащихся
и
материалов
умение мыслить
для
учащихся.
Такое
на уроках активизирует
дифференцировать помощь, способствует
коллективизма, создает
также
условия для
самоконтролю и самооценке. Это формирует
отношение к труду важное для человека
условием
образовании
условия
деятельности
сочетаниедвух форм организации самостоятельной работы
требованиям
любой
профессии и является
творческое
важным
успешного, качественного выполнения им своих обязанностей. Подбор
для
занятий
осуществляется
ориентированных заданий, направленных на
репродуктивного, прикладного и творческого.
Структура программы.
на
основе
компетентностно
-
развитие трѐх уровней обученности:
Курс опирается на знания, полученные при изучении курса биологии
Содержание программы включает 3
молекулярной биологии, решение
основные
раздела:
10 классов.
решение
задач
по
задач по цитологии, решение задач по генетике,
данные разделы делятся на темы, и каждая тема курса является продолжением курса
биологии. Основной тип занятий -практикум. Для наиболее успешного усвоения
материала
планируются различные формы работы с
учащимися: разнообразные
формы работы с текстом, выполнение практических и творческих заданий
На изучение факультативного курса отводится 1 час в недели ( 34 часа в год).
Цель программы:
Содействовать
формированию прочных
знаний
по общей
биологии, умений и
навыков решения задач.
Обобщить,
систематизировать,
расширить
и
сформировать/актуализировать навыки решения
углубить
знания
биологических
учащихся
задач
различных типов.
Дать
ученику
возможность
реализовать
свои
интеллектуальные
и творческие
способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при
выполнении проектной работы.
Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области
знания.
Задачи:
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам общей биологии.
2.Совершенствовать умение
решать
биологические
задачи
репродуктивного, прикладного и творческого характера
3.Развивать ключевые компетенции : учебно
- познавательные, информационные,
коммуникативные, социальные.
4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику.
5. создавать условия для формирования предметной и учебно-исследовательской
компетентностей обучающихся;
6.обеспечить усвоение обучающимися знаний основ биохимической науки: важнейших
факторов,
понятий,
законов
и
теорий,
языка
науки,
доступных
обобщений
мировоззренческого характера в соответствии со стандартом биологического и
химического образования;
7.Способствовать формированию предметных умений и навыков: умения работать с
химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их,
ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных,
практических работ;
Благодаря факультативному курсу
по
биологии
выполняется
несколько
функций:
1.Поддерживается
изучение
биологии
на
заданном
стандартном
уровне.
Факультативный курс «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетике »
помогает закрепить и углубить уровень
знаний
по
биологии,
применить
эти
знания путѐм решения биологических задач.
2.Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении, т.е. учитываются
индивидуальные склонности и
способности учащихся и создаются условия для
обучения их в соответствии с профессиональными интересами.
Планируемые результаты освоения факультативного курса
Личностные:
- реализация
позитивных
жизненных перспектив,
инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное
и
компетентное отношение
психологическому здоровью;
к
собственному
физическому
и
неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков.
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в образовательной,
общественно
полезной,
учебно -исследовательской,
проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Метапредметные:
- самостоятельно осваивать знания о биологических системах (клетка, организм, вид,
экосистема); истории развития современных представлений о живой природе (в
преломлении знаний на молекулярном уровне); выдающихся открытиях в биологической
науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира; методах научного познания;
- овладевать умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий;
-проводить анализ фактического материала при решении задач по молекулярной биологии
и генетике;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в
процессе изучения выдающихся достижений биологии; сложных и противоречивых путей
развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в
ходе работы с различными источниками информации;
- воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей ср еде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.
- развивать интерес к изучению общих закономерностей живых систем различной
иерархичной структуры;
-
овладевать
приѐмами
самостоятельного
поиска,
анализа,
систематизации
дополнительной информации (навыки самообразования), в т.ч. с использованием
современных информационных технологий, что способствует развитию мыслительной
деятельности;
-
развивать
коммуникативные
кооперационной
способности
деятельности
при
планировании
(аналитические
беседы,
и
организации
викторины,
информационнопоисковые и творческие проекты, разнообразная работа в команде);
- развивать ситуативные умения (ориентирование в нестандартной ситуации) в поисковой
деятельности учащихся при решении практических биологических вопросов проблемного
содержания.
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные результаты
знать/понимать:
-основные положения биологических теорий о наследовании признаков у организмов;
-формулировки и выводы основных законов и правил генетики;
-теоретические основы молекулярной биологии;
-сущность биологических процессов и явлений;
-генетическую терминологию и символику;
уметь:
-объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения;
-решать задачи разной сложности по молекулярной биологии и генетике;
-составлять схемы скрещивания;
-проводить анализ родословных;
-проводить картирование хромосом;
-анализировать фактический материал;
-владеть приѐмами логических рассуждений;
-сравнивать биологические объекты) и делать выводы на основе сравнения; -осуществлять
самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах).
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ)
на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках,
а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
– решать
генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного
скрещивания,
применяя
законы
наследственности
и
используя
биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности.
Содержание программы
Введение в общую биологию-3 ч.
Основы общей биологии. Великие открытия в области генетики и цитологии
Уровни организации биологических систем в живой природе. Биохимия. Химический
состав клетки
Белки- 3 ч.
Белки. Состав, классификация. Физико-химические свойства и функции белков.
Пептиды. Природные пептиды (глутатион, вазопрессин, энкефалины, эндорфины и др.),
их физиологическое значение и использование в качестве медицинских пре¬паратов
Практическая работа
№1 «Приготовление раствора белка (яичного альбумина).
Разделение белков куриного яйца по их растворимости. Денатурация белков (обратимая и
необратимая).»
Ферменты – 2ч.
Ферменты. Свойства ферментов. Сущность ферментативного катализа. Применение в
медицине, механизм действия. Значение ферментов в обмене веществ в организме
Практическая
работа
№2:
«Сравнительный
анализ
продуктов
кислотного
ферментативного гидролиза ди- и полисахаридов (на примере сахарозы и крахмала)
Витамины и некоторые другие биологически активные соединения -2ч.
Витамины. Классификация витаминов. Участие витаминов в обмене веществ.
Практическая работа №3: «Качественные реакции на витамины»
Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка-6 ч.
и
Нуклеиновые кислоты. Классификация. Состав и строение. АТФ. ДНК. РНК .Код
белкового синтеза. Особенности генетического кода митохондрий и хлоропластов.
Решение задач по молекулярной биологии «Биосинтез белка»
Углеводы и их обмен – 3ч.
Классификация углеводов. Полисахариды, их структура и представители (гликоген,
крахмал, клетчатка, хитин). Функции углеводов. Обмен углеводов. Гликолиз. Спиртовое
брожение. Действие этанола на организм человека.
Практическая работа №4: «Качественные реакции на углеводы.
Определение
водорастворимых углеводов по методу Бертрана»
Липиды и их обмен - 2 ч .
Липиды. Физико-химические свойства липидов. Воски, их строение, функции и
представители. Биологическая роль фосфолипидов. Обмен жиров. Нарушения в обмене
жиров. Ожирение и его причины.
Гормоны и их роль в обмене веществ -2 ч.
Классификация гормонов. Механизм действия стероидных гормонов. Характеристика
инсулина, гормона роста.Сахарный диабет и его виды. Рилизинг-факторы гормонов
Применение гормонов в меидицине и сельском хозяйстве.
Клетка – как структурно-функциональная единица живого – 5ч.
«Цитология как наука. Клеточная теория». Строение клетки и еѐ органоиды. Деление
клеток: митоз и мейоз. Решение задач по теме: «Типы деления клеток». Онтогенез.
Жизненные циклы многоклеточных организмов
Генетика: закономерности наследственности и изменчивости -6 ч.
Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков». Взаимодействие генов.
Решение задач по теме: «Хромосомная теория наследственности». Решение задач по теме:
«Генетика пола». Закономерности изменчивости»
Тематический план факультативного курса «Основы молекулярной биологии,
цитологии, генетики»
№
п/п
Тема занятия
Количест
во часов
Практич
еские
работы
1.
Введение в общую биологию
3
2.
Белки
3
1
3.
Ферменты
2
1
4.
Витамины и некоторые другие биологически активные
2
1
соединения
5.
Нуклеиновые кислоты . Биосинтез белка
6
6.
Углеводы и их обмен
3
7.
Липиды и их обмен
2
8.
Гормоны и их роль в обмене веществ
2
9.
Клетка – как структурно-функциональная единица
5
живого
10.
Генетика: закономерности наследственности и
6
изменчивости
итого:
34
1