Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (МБОУ «Емельяновская СОШ») РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей старших классов Протокол № 1 от 25.08.2023 Руководитель МО _____________Воронова И.Н. СОГЛАСОВАНА заместитель директора __________Предко С.И. «___»__________ 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор ___________Петренко С.Н., приказ от 30.08.2023 г. №267 Рабочая программа факультативного курса «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики» для 11 класса среднего общего образования Количество часов за год – 34 (1 час в неделю) Учитель : Кравченя Лидия Юрьевна Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года №732) и соответствует требованиям Федеральной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371. Срок реализации: 1 год с. Емельяновка, 2023 г Пояснительная записка Программа факультатива «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики» разработан для учащихся 11 класса и имеет естественно - научную направленность. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач. Факультативный курс «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики» разработан с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года №732) и соответствует требованиям Федеральной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371. Содержание подхода, курса при направлено на котором реализацию максимально способности старшеклассников. Основной личностно -ориентированного учитываются интересы, склонности, и акцент курса ставится на развитие предметных и межпредметных компетенций. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует Государственного стандарта. Огромную приобретают вопросы самостоятельной самостоятельно находить индивидуальной и и групповой важность в работы непрерывном учащихся, решение. Создаются форм слабых учащихся и дает возможность воспитанию взаимопомощи обучения учащихся и материалов умение мыслить для учащихся. Такое на уроках активизирует дифференцировать помощь, способствует коллективизма, создает также условия для самоконтролю и самооценке. Это формирует отношение к труду важное для человека условием образовании условия деятельности сочетаниедвух форм организации самостоятельной работы требованиям любой профессии и является творческое важным успешного, качественного выполнения им своих обязанностей. Подбор для занятий осуществляется ориентированных заданий, направленных на репродуктивного, прикладного и творческого. Структура программы. на основе компетентностно - развитие трѐх уровней обученности: Курс опирается на знания, полученные при изучении курса биологии Содержание программы включает 3 молекулярной биологии, решение основные раздела: 10 классов. решение задач по задач по цитологии, решение задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема курса является продолжением курса биологии. Основной тип занятий -практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, выполнение практических и творческих заданий На изучение факультативного курса отводится 1 час в недели ( 34 часа в год). Цель программы: Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач. Обобщить, систематизировать, расширить и сформировать/актуализировать навыки решения углубить знания биологических учащихся задач различных типов. Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы. Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания. Задачи: 1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам общей биологии. 2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера 3.Развивать ключевые компетенции : учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социальные. 4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику. 5. создавать условия для формирования предметной и учебно-исследовательской компетентностей обучающихся; 6.обеспечить усвоение обучающимися знаний основ биохимической науки: важнейших факторов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом биологического и химического образования; 7.Способствовать формированию предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ; Благодаря факультативному курсу по биологии выполняется несколько функций: 1.Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Факультативный курс «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетике » помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путѐм решения биологических задач. 2.Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении, т.е. учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами. Планируемые результаты освоения факультативного курса Личностные: - реализация позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение психологическому здоровью; к собственному физическому и неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно -исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Метапредметные: - самостоятельно осваивать знания о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе (в преломлении знаний на молекулярном уровне); выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; - овладевать умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; -проводить анализ фактического материала при решении задач по молекулярной биологии и генетике; - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации; - воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; - использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей ср еде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. - развивать интерес к изучению общих закономерностей живых систем различной иерархичной структуры; - овладевать приѐмами самостоятельного поиска, анализа, систематизации дополнительной информации (навыки самообразования), в т.ч. с использованием современных информационных технологий, что способствует развитию мыслительной деятельности; - развивать коммуникативные кооперационной способности деятельности при планировании (аналитические беседы, и организации викторины, информационнопоисковые и творческие проекты, разнообразная работа в команде); - развивать ситуативные умения (ориентирование в нестандартной ситуации) в поисковой деятельности учащихся при решении практических биологических вопросов проблемного содержания. – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения Предметные результаты знать/понимать: -основные положения биологических теорий о наследовании признаков у организмов; -формулировки и выводы основных законов и правил генетики; -теоретические основы молекулярной биологии; -сущность биологических процессов и явлений; -генетическую терминологию и символику; уметь: -объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; -решать задачи разной сложности по молекулярной биологии и генетике; -составлять схемы скрещивания; -проводить анализ родословных; -проводить картирование хромосом; -анализировать фактический материал; -владеть приѐмами логических рассуждений; -сравнивать биологические объекты) и делать выводы на основе сравнения; -осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах). - оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; – объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; – объяснять последствия влияния мутагенов; – объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; – решать задачи на определение количества хромосом – решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); – решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; – устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности. Содержание программы Введение в общую биологию-3 ч. Основы общей биологии. Великие открытия в области генетики и цитологии Уровни организации биологических систем в живой природе. Биохимия. Химический состав клетки Белки- 3 ч. Белки. Состав, классификация. Физико-химические свойства и функции белков. Пептиды. Природные пептиды (глутатион, вазопрессин, энкефалины, эндорфины и др.), их физиологическое значение и использование в качестве медицинских пре¬паратов Практическая работа №1 «Приготовление раствора белка (яичного альбумина). Разделение белков куриного яйца по их растворимости. Денатурация белков (обратимая и необратимая).» Ферменты – 2ч. Ферменты. Свойства ферментов. Сущность ферментативного катализа. Применение в медицине, механизм действия. Значение ферментов в обмене веществ в организме Практическая работа №2: «Сравнительный анализ продуктов кислотного ферментативного гидролиза ди- и полисахаридов (на примере сахарозы и крахмала) Витамины и некоторые другие биологически активные соединения -2ч. Витамины. Классификация витаминов. Участие витаминов в обмене веществ. Практическая работа №3: «Качественные реакции на витамины» Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка-6 ч. и Нуклеиновые кислоты. Классификация. Состав и строение. АТФ. ДНК. РНК .Код белкового синтеза. Особенности генетического кода митохондрий и хлоропластов. Решение задач по молекулярной биологии «Биосинтез белка» Углеводы и их обмен – 3ч. Классификация углеводов. Полисахариды, их структура и представители (гликоген, крахмал, клетчатка, хитин). Функции углеводов. Обмен углеводов. Гликолиз. Спиртовое брожение. Действие этанола на организм человека. Практическая работа №4: «Качественные реакции на углеводы. Определение водорастворимых углеводов по методу Бертрана» Липиды и их обмен - 2 ч . Липиды. Физико-химические свойства липидов. Воски, их строение, функции и представители. Биологическая роль фосфолипидов. Обмен жиров. Нарушения в обмене жиров. Ожирение и его причины. Гормоны и их роль в обмене веществ -2 ч. Классификация гормонов. Механизм действия стероидных гормонов. Характеристика инсулина, гормона роста.Сахарный диабет и его виды. Рилизинг-факторы гормонов Применение гормонов в меидицине и сельском хозяйстве. Клетка – как структурно-функциональная единица живого – 5ч. «Цитология как наука. Клеточная теория». Строение клетки и еѐ органоиды. Деление клеток: митоз и мейоз. Решение задач по теме: «Типы деления клеток». Онтогенез. Жизненные циклы многоклеточных организмов Генетика: закономерности наследственности и изменчивости -6 ч. Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков». Взаимодействие генов. Решение задач по теме: «Хромосомная теория наследственности». Решение задач по теме: «Генетика пола». Закономерности изменчивости» Тематический план факультативного курса «Основы молекулярной биологии, цитологии, генетики» № п/п Тема занятия Количест во часов Практич еские работы 1. Введение в общую биологию 3 2. Белки 3 1 3. Ферменты 2 1 4. Витамины и некоторые другие биологически активные 2 1 соединения 5. Нуклеиновые кислоты . Биосинтез белка 6 6. Углеводы и их обмен 3 7. Липиды и их обмен 2 8. Гормоны и их роль в обмене веществ 2 9. Клетка – как структурно-функциональная единица 5 живого 10. Генетика: закономерности наследственности и 6 изменчивости итого: 34 1