Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (МБОУ «Емельяновская СОШ») Приложение № 2 к ООП ООО, утверждённой приказом от 30.08.2023г. №264 РАССМОТРЕНА На заседании МО Учителей старших классов Протокол №1от 25.08.2023 Руководитель МО Воронова И.Н. СОГЛАСОВАНА Заместитель директора Предко С.И. «___»__________2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор Петренко С.Н. от 30.08. 2023 г. Приказ № 266 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 7 класса основного общего образования Количество часов за год –34 (1 час в неделю) Учитель: Хилинич Валентина Александровна Рабочая программа разработана на основе Федеральногого государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от31.05.2021 №287 и соответсвует требованиям Федеральной образовательной программы основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370. Срок реализации: 1 год с. Емельяновка, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. Программа направлена на: - формирование российской гражданской идентичности обучающихся; - формирование интереса к познанию; - формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других; - выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; - создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности; - развитие у школьников общекультурной компетентности; - развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор; - осознание своего места в обществе; - познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; - формирование готовности к личностному самоопределению. Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы. 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 № 273-ФЗ 2 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России17.08.2022 № 69675). 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480) 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034). 9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190. 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229). 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основногообщего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223). 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228). Варианты реализации программы и формы проведения занятий 3 Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11 классов. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой емудля конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. Ценностное наполнение внеурочных занятий 4 В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа: 1) соответствие датам календаря; 2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году. Даты календаря можно объединить в две группы: 1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, «День народного единства», «День защитника Отечества», «Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя (советники по воспитанию)», «День российской науки» и т. д. 2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225лет со дня рождения А. С. Пушкина». В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и др. Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданскопатриотических чувств. Исходя из этого, в планируемыхрезультатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом. 1. Историческая память – историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина; – историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить ипродолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений; – историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидульных переживаний, и включает важнейшие нравственныекачества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков. 5 Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г. 2. Преемственность поколений – каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции; – семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям. Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству. 3. Патриотизм — любовь к Родине – патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина; – любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине; – патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни. 4. Доброта, добрые дела доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности; благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания. Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема 6 волонтерства. 5. Семья и семейные ценности – семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.; – каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу; – обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвоватьво всех ее делах, помогать родителям; – семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (Деньматери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др. 6. Культура России – культура общества — это достижения человеческого общества, созданныена протяжении его истории; – российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире; – культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей. Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)». 7. Наука на службе Родины 7 – наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека; – в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность; – в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво». Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужитпостепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи. Содержание программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание». Возможности, которые предоставляют проекты общества «Знание» для обучающихся различных возрастов. Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –чем гордимся, о чем помним, что бережем? Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви к своей Родине. Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и благополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции, желание 8 участвовать в развитии своего города, региона, страны – достойно уважения. Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране, наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития каждому ребенку. Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших отношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем обществе. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не опуститьсядо «травли» других, необходимы всем. Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой фонд», признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое культурноисторическое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, нарядус литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой страны. Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными,физическими и моральным качествами, являются достойным примеромнастоящего мужчины. Единство нации – основа существования российского государства. Единство многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех народов является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы непобедимы. Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как границы государства, это основа и залог существования современной страны. Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы. Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения энергии, продовольственной независимости, транспортной связности. Логика развития экономики предполагает защиту и 9 формирование высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений. Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому суверенитету. Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые создают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки. Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценныемногодетные семьи. Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своейРодине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это непросто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать. Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности. Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно помогали друг другу, оказывали всестороннюю поддержку. Даша Севастопольская, сёстры милосердия – история и современность. Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинется с меня? Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение. Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних праздников в нашей стране. Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой и букварем. «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к чтению, бережное отношение к книге начались 450 лет назад. Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают дляграждан? Выплата налогов – обязанность каждого гражданина Российской Федерации. Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами? Что дает заключение союзного договора для государств? Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общие традиционные ценности, 10 уважают культуру, стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их. Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в нашей стране. 190-летие великого русского учёного-химика, специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева. День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной вмире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой школьник. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790— 1798); командующего русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в жизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка профессионального самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют подростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения. Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране. Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма. Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье населения играют важную роль в укреплении экономического потенциала и социальной стабильности страны, повышают качество жизни каждого человека. Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, 11 фокусники. Цирковые профессии. Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты- рекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс. Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день. Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.Соблюдать эко-правила — не так сложно. История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки. История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы. 19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее создания и деятельность. Причины, по которым дети объединяются. Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина в формирование современного литературного русского языка. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметныхобразовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различныхсоциальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах 12 межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлениеинтереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в 13 области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической исоциальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективногоблагополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыкии компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний икомпетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или 14 опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды вдостижение результатов, разделять сферу ответственности. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность 15 контролировать все вокруг. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации втексте; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею. Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа РФ; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: умение сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран. Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационнокоммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с 16 приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX - начала XXI вв.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России. Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в РФ, правовом статусе гражданина РФ (в т.ч. несовершеннолетнего); о системе образования в РФ; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в РФ, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в т.ч. защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в т.ч. устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи 17 социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия социальным нормам, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России. География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. 18 Тематическое планирование Темы День знаний Основное содержание Знакомство с проектамиРоссийского общества «Знание». Возможности, которые предоставляют проекты Там, где Россия К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянс кой Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о необходимости знаний для жизненного успеха. Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые общества. «Знание» для обучающихся различных присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, возрастов. как можно их достигнуть. Родина — не только место рождения. История, Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о культура, научные достижения: чем мы можем России. Интерактивная викторина. Чем полезны фенологические гордиться? Зоя. Деятельность школьников Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, наблюдения. Их роль в жизничеловека. Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о её имя стало символом мужества и стойкости, а жизни и подвиге Зои. жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви к своей Родине. Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности героя. Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В защиту всего, что любила эта молодая девушка. Просмотр интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям. 19 Избирательная Право избирать и быть избранным Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об система гарантировано КонституциейРФ каждому России (30 лет гражданину нашей страны. ЦИК) истории Центральной избирательной комиссии. Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием и Жизнь, свобода, права и благополучие граждан выборами. является одной из главных ценностей, а проявление Выполнение интерактивного задания «Избирательная система в гражданской позиции, желание участвовать в России». развитии своего города, региона, страны – достойно уважения. День учителя Ценность профессии учителя. Советник по (советники по воспитанию – проводник в мир возможностей, воспитанию) которые создало государство для каждого ребенка Учитель? (создание кластера). в стране, наставник и «старший товарищ», Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким должен быть современный Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я помогающий как объединить школьный коллектив был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к в дружную команду, так и выстроить личную ученикам…, как готовился к занятиям…, какие вспомогательные траекторию развития каждому ребенку. средства использовал для проведения уроков?»; «Чем может помочь советник по воспитанию?» О взаимоотноше ниях в В условиях разнообразия информационных быстро перегрузок, решаемых экономической нестабильности, стрессы Мотивационная беседа стали (Всемирный приводят к депрессивному состоянию, которое, в здоровья, физического и Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и неотъемлемой составляющей жизни человека. Они здорового образа жизни. психического взаимосвязи задач, психического здоровья. коллективе день о Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение их. свою очередь, может привести к проблемам Беседа о буллинге, его причинах и вреде, который он причиняет физического здоровья, конфликтам сблизкими, человеку. неуверенности, озлобленности. Знания о том, как Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники 20 профилактика буллинга) наладить отношения в коллективе, сохранить свое участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и психическое здоровье, как смотреть на мир психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции. позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе которого опуститься до «травли» других, школьники составляют список лайфхаков класса о том, как необходимы всем. подростку справляться со стрессами, излишним давлением взрослых. Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором им было бы комфортно находиться. По ту Развитие отечественного кино отражает не Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и сторону только основные вехи развития страны, но и кинофильмах, жанрах кино. экрана.115 моделирует образ ее будущего. Кино, наряду с лет кино в литературой и театром, позволяет человеку увидеть Обсуждение ролика. России себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху. поступкамигероев, анализировать Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют рефлексировать, приобретать и новые Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино. знания, мультфильм или фильм по его отрывку. знакомиться с миром профессий, с творчеством Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров талантливых людей, с историей и культурой немого кино. страны. Итоговая беседа о возможности создания собственного фильма о классе, сделанного руками школьников. День спецназа Подразделения специального назначения Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о (спецназ) в России имеют особую значимость, они видах подразделений специального назначения в России. олицетворяют служение Отечеству, мужество и Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа». силу Выполнение духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. интерактивного задания «Что важнее дляспецназовца – ум или сила?» 21 Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральным качествами, являются достойным примером настоящего мужчины. День народного единства Смутное время в истории нашей страны. Участие во вступительной беседе о появлении праздника День Самозванцы — одна из причин продолжавшейся народного единства. Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного Кузьмой времени. Мининым. Примеры единения народа не только в войне Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы бы увидели причины появления народных ополчений? Обменмнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют, что им надо объединяться? Россия: взгляд вбудущее. Технологический суверенитетрешает задачи обеспечениябезопасности, получения энергии, Беседа о сущности понятий «суверенитет», «технологический суверенитет», «цифровая экономика». Технологическ продовольственной независимости,транспортной ий связности. Логика развития экономики современную жизнь многих россиян, в экономику, образование и предполагает защиту и формирование культуру высокотехнологичных отраслей свысокой долей высказывают свои мнения о возможностях и рисках, которые интеллектуальныхвложений. Развитие цифровой появляются в связи с проникновением искусственного интеллекта во экономики предполагает выстраивание системы многие сферы не только экономики, но и культуры, образования, суверенитет / цифровая экономика новые / Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в страны. Дискуссия, в ходе которой школьники 22 профессии экономических, социальных икультурных отношений, основанныхна использовании спорта. Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой школьники цифровых информационно- коммуникационных знакомятся с новыми понятиями в области цифровых технологий и с технологий. Появление новых профессий связано профессиями будущего. с цифровизациейэкономики, движением к технологическому суверенитету. Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, в ходе которого школьники знакомятся с двенадцатью направлениями профессиональной деятельности, которые охватывают 50 перспективных профессий. Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит школьников завершить некоторые из предложений, например: «Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии – это …»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с этим утверждением …»; «Если у меня спросят, готов ли я учится всю свою жизнь, то я отвечу …» О Мама — важный человек в жизни каждого. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой взаимоотношен Материнская любовь —простая и безоговорочная. каждый школьник продолжает предложение «Первое, что приходит иях всемье в голову, когда я слышу слово «мама» …» (День матери) Легко ли быть мамой? Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей. Поиск причин этого в процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми 23 Что такое Родина? (региональ ный и местный компонент) Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, при виде государственных символов нашей страны. Какова родной город, регион, вся наша страна и народ. региональная символика? Что означают элементы герба, флага? Чувство любви ксвоей Родине человек несет в себе Знакомство с традициями народов, живущих на территории всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – России. это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать. Мы вместе Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость История Особенности создания национальностей в одной стране, что им в этом помогает? Красного волонтерской Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных Креста. Знакомство школьников с информацией о создании в деятельности. Международного Комитета Красного Креста. Волонтерство в России Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание именно этой организации можно считать началом волонтерского движения? Работа в группах по составлению списка особенностей волонтерской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности Главный закон страны Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и о жизни без конституции. Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав или невыполнение обязанностей. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности 24 Герои нашего времени Россия — страна с героическим прошлым. Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей Современные герои — кто они? Россия начинается страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, с меня? кто вставал на ее защиту. Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Качества современного героя» Новогодние семейные традиции разных Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции.Новогодние приметы. Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?) Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, Различные традиции встречи Нового года у которая объединяет народы нашей страны». разных народов России. Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о народов материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы России изменить в себе в Новом году? Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках. От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана Фёдорова Способы передачи информации до появления Беседа о разных способах передачи информации.Блиц-опрос письменности. Разница между азбукой и букварем. «Интересные факты об Азбуке». «Азбука», Эвристическая беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». особенности». Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки». Налоговая грамотность Современный человек должен функциональной грамотностью, в обладать том числе Беседа о том, что такое налоговая система. Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?». налоговой. Для чего собирают налоги? Что они Беседа «Права и обязанности налогоплательщика». обеспечивают для граждан? Выплата налогов – Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет». обязанность каждого гражданина РФ. 25 Непокоренные . 80 лет со дня полного освобождения Голод, морозы, бомбардировки — тяготы Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; блокадного Ленинграда. Блокадный паек. Способы каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить выживания ленинградцев. город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни; чем стало О провале планов немецких войск. О героизме полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады для всей советских воинов, освободивших город на Неве. Ленинграда от страны, для хода ВеликойОтечественной войны?» Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном фашистской городе. блокады Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было сбыться? Союзники России Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами? Что дает заключение союзного договора Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации. Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности разделяют для союзники?». Дискуссия: права и обязанности союзных государств. государств? Союзники России – государства, В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия делает которые разделяют и поддерживают наши общие для союзников? традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их. 190 лет со дня рождения Цивилизация без научныхдостижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Вклад человека без научных достижений. Д. Менделеева. российских ученых в мировую науку. День российской науки Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь Участие в беседе об основных научных и технических Д.И. Менделеев и роль его достижений для достижениях в нашей стране. науки. Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только Достижения науки в повседневной жизни. химия». Плюсы и минусы научно- технического прогресса Участие в блиц – опросе «Примеры использования достижений 26 науки в повседневной жизни». Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы иминусы научно-технического прогресса» День Россия является не только самой большой Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и первооткрывате страной в мире, которую за ее продолжительную удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого ля историю шаг за шагом исследовали, изучали, школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов; за открывали русские землепроходцы. Удивительные вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий уголки нашей страны сегодня может открыть для деревьев, кустарников и цветов, которые растут в их регионе. себя любойшкольник. Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического общества о русских землепроходцах. Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об уникальных местах России и их первооткрывателях. Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они продолжают предложения, начало которых произносит педагог: «Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в социальных сетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы его …»; «Каждый может стать первооткрывателем, потому что …». День День защитника Отечества: исторические Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника традиции. Профессия военного: кто её выбирает защитника Отечества». Отечества. сегодня. 280 лет со дня рождения Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных флотоводца, действий, в которых выручала смекалка. 27 Федора командующего Черноморским флотом Ушакова 1798); командующего русско-турецкой эскадрой в (1790— История и современность: уроки адмирала Ушакова. Участие в беседе о том, как жители России выражают свою Средиземном море (1798— 1800), адмирала (1799) благодарность защитникам Отечества Ф.Ф. Ушакова. Как найти свое место в обществе Что нужно для того, чтобы найти друзей и Проблематизирующая самому быть хорошимдругом? Примеры беседа о трех слагаемых успешной самореализации человека в обществе: дружбе, семье и профессии. настоящей дружбы.Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому бытьхорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что Выступление федерального спикера (о примерах и способах самореализации человека в различных сферах общественной жизни). Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой школьники нужно, чтобы найти свое призвание и стать обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти настоящим профессионалом. спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться в выборе Поддержка профессионального самоопределения профессии. школьников в России. Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?», в ходе которой школьники в каждой группе из набора карточек выбирают 5 и аргументируют всему классу свой выбор. В набор могут входить, например, карточки «умение готовить», «умение дружить», «умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и т.д. Всемирный Всемирный фестиваль Сириус – молодежи Исторические фестиваль федеральная факты молодежи – 2024. Групповая площадка фестиваля. появления всемирного работа по созданию кластера «Всемирныйфестиваль молодежи». Историческая справка об истории возникновения Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фестивали, фестиваля молодежи. которые проходили в нашей стране. Беседа «Эмблемы и символы фестивалей». Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи – 2024 в 28 подробностях». «Первым делом самолеты». О гражданской авиации Легендарная история развития российской Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел гражданской авиации. Героизм конструкторов, подняться в небо?», в ходе которой обсуждаются события, связанные инженеров и летчиков-испытателей российских самолетов. первых Мировые российских летчиков. Современное рекорды с первыми попытками человека «обрести крылья». Видеоролик об истории российской авиации, от первого полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном самолете «Русский авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. витязь» до современных авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114300, Ту-214, Ил-96, "Байкал". Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами, испытателями, конструкторами. Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого школьники выполняют некоторые упражнения и задания (например, «Компас», «Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам при профотборе. Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?», в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях, которые накладывает профессия пилота, о том, как может реализоваться мечта о небе, даже если нельзя стать летчиком. 29 Крым. Путь домой Красивейший полуостров с богатой историей. Участие в беседе о географическом положении Крыма с История Крымского полуострова. Значение Крыма. использованием карты. Достопримечательности Крыма Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времен привлекало разные народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму Россия - Здоровый образ жизни – приоритетное Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни». здоровая направление в большинстве государств мира. Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ. держава Основные составляющие здоровья. Современные Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату, проекты, связанные со здоровьем. Цирк! Цирк! Цирк! (К Международн Цирк как фантазийное и сказочное искусство. пирсинге, энергетиках и т.д.). Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с Цирк в России, История цирка, цирковые династии первого стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877 России. Знаменитые на весь мир российскиесилачи, году. омудню дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Беседа о современном цирке, причинах его популярности удетей и цирка) Цирковые профессии. взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде,акробатике, эквилибристике, гимнастике, жонглировании, эксцентрике, иллюзионизме, патомиме, дрессировке животных). Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого школьники разучивают несколько простых фокусов. Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники знакомятся великими российскими клоунами (Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин). Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать оптимизм в себе и в окружающих. 30 «Я вижу Землю! Это так красиво». Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах:найти в Подготовка к полёту — многолетний процесс. интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для Художественный фильм «Вызов» - героизм одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей персонажей и реальных людей. Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий Падалка,Анатолий Соловьев). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных действующих лиц и актрисы и режиссера фильма. 215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, авторзнаменитых «Мертвых душ», Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе которой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». произведений Гоголя можно было назвать современными. Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголяактуальны по сей день. Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н. Гоголя. Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по произведениям Николая Гоголя, называют произведение и его главных героев. Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…». Экологичное потребление Экологичное позаботиться Экологические потребление о — сохранности проблемы как способ Участие во вступительной беседе об экологическом потреблении. планеты. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и следствия роли людей в их появлении, поиски решений. 31 безответственного поведения человека. Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый Соблюдать эко-правила — не таксложно Труд крут История Праздника труда. Вступительная беседа об истории Праздника труда. Труд — это право или обязанностьчеловека? Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность Работа мечты. Жизненно важныенавыки человека?» Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?» Урок памяти История появления праздника День Победы. Участие во вступительной беседе об истории появления Поисковое движение России. Могила Неизвестного праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет Солдата. Семейные традиции празднования Дня тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков Победы. Бессмертный полк погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного полка? Будь готов! 19 мая 1922 года — день рождения пионерской Участие во вступительной беседе о пионерской организации. Ко дню организации. Цель её создания и деятельность. детских Распад пионерской организации. Причины, по общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить. обществе нных организац ий которым дети объединяются. Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения 32 Русский язык. Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации». объединяетпоколения. Вклад А. С. Пушкина в Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А. С. могучий. формирование современного Пушкина». 225 со дня литературного русского языка. Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина». Великий и рождения Интерактивные задания на знание русского языка. А. С. Пушкина 33 34