Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (МБОУ «Емельяновская СОШ») Приложение № 2 к ООП НОО, утверждённой приказом от 04.07.2023г. №205 РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 25.08.2023 Руководитель МО Миронюк Л.В. СОГЛАСОВАНА заместитель директора Предко С.И. УТВЕРЖДЕНА Директор Петренко С.Н. «___»__________2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4 класса начального общего образования Количество часов за год – 34 (1 час в неделю): Учитель : Федорович Маргарита Маратовна Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 Срокреализации: 1 год с.Емельяновка, 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 Программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для учащихся 4 класса инаправлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Курс "Занимательная математика" предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Так внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историейматематики, развитию представлений о её практическом применении. Занятия в кружке направлены на отработку вычислительных навыков в пределах 100, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным олимпиадам по математике» и решают следующие задачи: повышение эрудиции и расширение кругозора; 2 формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия; развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить умозаключения; выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на детей 10-11 лет, срок реализации 1 года (4 класс). В 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты Выпускник научится: проявлять любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; внимательности, настойчивости, целеустремленности, преодолевать трудности – качествам весьма важным в практической деятельности любого человека; справедливости, ответственности; развивать самостоятельность суждений, независимости и нестандартности мышления. Выпускник получит возможность научиться: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; понимать причины успеха в учебной деятельности; определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; основным моральным нормам. Метапредметные результаты Регулятивные Выпускник научится: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; работать по предложенному учителем плану отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Выпускник получит возможность научиться: 3 принимать и сохранять учебную задачу; планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; анализировать ошибки и определять пути их преодоления; различать способы и результат действия; Познавательные Выпускник научится: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; отрабатывать вычислительные навыки; осуществлять синтез как составление целого из частей; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; Выпускник получит возможность научиться: анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; формулировать проблему; устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; овладеть измерительными инструментами. Коммуникативные Выпускник научится: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи принимать участие в совместной работе коллектива; задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль совместных действий; совершенствовать математическую речь; Выпускник получит возможность научиться: 4 учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; координировать свои действия с действиями партнеров; корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. Предметные Выпускник научится: - сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; Выпускник получит возможность научиться: находить истинные и ложные высказывания; определять последовательность действий; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие. Раздел 3. Содержание учебного курса (34 часа) Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов 5 базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. № 1 2 3 4 класс Содержание Наименование раздела Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах Числа. Арифметические 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа действия. налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в Величины. таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных Мир решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое занимательных значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и задач. др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрическая Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из мозаика. развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Формы контроля результатов по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»: беседа; игровые занятия (КВН, интерактивные математические игры,головоломки). Формы работы: Логические игры, головоломки, Занятия проходят в форме занимательных игр, бесед, практических занятий, просмотра презентаций, самостоятельной работа, работа в парах, в группах 6 Тематическое планирование № Название темы Кол-во Электронные образовательные ресурсы часов 1 11 ч http://infourok.ru 18 ч https://urok.1sept.ru/primaryschool Числа. Арифметические действия. Величины 2 Мир занимательных задач. 3 Геометрическая мозаика. 5ч Итого 34 ч https://ya-uchitel.ru 7