Занимательная математика 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя
общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение № 2 к ООП НОО,
утверждённой приказом от
04.07.2023г. №205
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол №1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Миронюк Л.В.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н.

«___»__________2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 4 класса
начального общего образования

Количество часов за год – 34 (1 час в неделю):
Учитель : Федорович Маргарита Маратовна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372
Срокреализации: 1 год
с.Емельяновка, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана
для учащихся 4 класса инаправлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Курс "Занимательная математика" предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием современных средств
обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах. Так внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления
«Занимательная математика» создает условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него
чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному
развитию детей.
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и
усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –
всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве
главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение
позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях
быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в
первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить
самостоятельно и творчески.

Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с
историейматематики, развитию представлений о её практическом применении.
Занятия в кружке направлены на отработку вычислительных навыков в пределах 100,
введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной
трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью
интерактивных тренажёров, тестов. Введение заданий олимпиадного характера
способствует подготовке учащихся к школьным олимпиадам по математике» и
решают следующие задачи:


повышение эрудиции и расширение кругозора;

2


формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и
планировать свои действия;

развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей,
умения аргументировать свои высказывания, строить умозаключения;

выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя
глазами окружающих.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на
детей 10-11 лет, срок реализации 1 года (4 класс). В 4 классе отводится 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебных недели
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Выпускник научится:
 проявлять любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
 внимательности, настойчивости, целеустремленности, преодолевать трудности –
качествам весьма важным в практической деятельности любого человека;
 справедливости, ответственности;
 развивать самостоятельность суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Выпускник получит возможность научиться:
 проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой частной задачи;
 понимать причины успеха в учебной деятельности;
 определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью
одноклассников, учителя;
 основным моральным нормам.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Выпускник научится:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий;
 высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 работать по предложенному учителем плану
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности
учебной деятельности;
 адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
 совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Выпускник получит возможность научиться:

3

 принимать и сохранять учебную задачу;
 планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей;
 осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством
учителя;
 анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
 различать способы и результат действия;
Познавательные
Выпускник научится:

анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства,
узнавать объекты по заданным признакам;
 находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения
объектов;
 классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия
полученных групп;
 отрабатывать вычислительные навыки;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
 строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
 выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
 формулировать проблему;
 устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и
явлениями.
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
 овладеть измерительными инструментами.
Коммуникативные
Выпускник научится:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
 овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной
задачи
 принимать участие в совместной работе коллектива;
 задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль совместных действий;
 совершенствовать математическую речь;
Выпускник получит возможность научиться:

4

 учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения оценки и самооценки и следовать им;
 допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
 координировать свои действия с действиями партнеров;
 корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
 высказывать
суждения, используя различные аналоги понятия; слова,
словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Предметные
Выпускник научится:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
 определять целое и часть;
 устанавливать общие признаки;
 находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
Выпускник получит возможность научиться:
 находить истинные и ложные высказывания;
 определять последовательность действий;
 наделять предметы новыми свойствами;
 переносить свойства с одних предметов на другие.
Раздел 3. Содержание учебного курса
(34 часа)
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в
условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных
математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные
интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные
математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий
представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов

5

базового предмета – математика. Занятия
должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики,
правильному применению математической терминологии и т.д.

№
1

2

3

4 класс
Содержание

Наименование
раздела
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
Числа.
Арифметические 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром:
число, которое читается одинаково слева направо и справа
действия.
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в
Величины.
таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания
с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса.
Единицы массы. Литр.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных
Мир
решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое
занимательных
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и
задач.
др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор
наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из
мозаика.
развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Формы контроля результатов по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная математика»: беседа; игровые занятия (КВН, интерактивные
математические игры,головоломки).
Формы работы: Логические игры, головоломки,
Занятия проходят в форме занимательных игр, бесед, практических занятий,
просмотра презентаций, самостоятельной работа, работа в парах, в группах

6

Тематическое планирование
№

Название темы

Кол-во

Электронные
образовательные ресурсы

часов
1

11 ч

http://infourok.ru

18 ч

https://urok.1sept.ru/primaryschool

Числа. Арифметические действия.
Величины
2
Мир занимательных задач.
3

Геометрическая мозаика.

5ч

Итого

34 ч

https://ya-uchitel.ru

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».