Финансовая грамотность 5-6 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

заместитель директора

учителей старших классов

Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н..

Протокол №1 от 25.08.2023
Руководитель МО

от 30.08. 2023 г.

Воронова И.Н.

Приказ № 266

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 5-6 класса
основного общего образования
Количество часов за год – 34 (1 час в неделю)
Учитель : Хилинич В.А.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), соответсвует требованиям
Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370.
Срок реализации: 1 год
с. Емельяновка, 2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), соответсвует требованиям
Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370.
Для 5-6 классов предусматривается за год 34 часа для изучения курса «Финансовая
грамотность», в неделю – 1час
Нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения,
необходимые для экономически грамотного поведения.
В ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не
только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы
самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой
жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях
финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является
способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант
решения материальных проблем семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной

позиции,

развитие

экономического

образа

мышления,

воспитание

ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:


показать

реальные

возможности

по

повышению

личной

финансовой

защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;


способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего
установки

на

активное

экономическое

поведение,

соответствующее

их

финансовым возможностям;


научить

школьников

основам

личного

финансового

планирования

и

формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать
свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе
2

оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного
потребления.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
•

овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
3

• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать

необходимые

выводы

и

давать

обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
4

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Ученик научится:


различать виды денег;



понимать функции денег;



понимать, из чего формируется доход семьи;



пониманию происхождения доходов, пониманию того, что деньги зарабатываются
трудом, а не берутся из ниоткуда.



понимать виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и
деревенских семей.



различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата,
прибыль, процент, рента; социальные пособия.



понимать, как составляется семейный бюджет;



пониманию полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов.



понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями.



рассчитывать расходы.



составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного
удовлетворения своих потребностей.



понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;



осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций
(рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации),
которые могут привести к снижению благосостояния.



понимать основные задачи и принципы страхования.



понимать,

что

такое

кредит,

права

и

обязанности

кредитополучателя,

преимущества и недостатки использования кредита;


понимать суть налога и его роли в жизни общества;



различать прямые и косвенные налоги;



понимать, что социальные пособия – это помощь государства гражданам в
определенных сложных жизненных ситуациях.



понимать, как работают банки;



понимать рискованность занятия бизнесом.



понимать причины существования различных валют.



различать российские деньги и иностранную валюту
5

Ученик получит возможность научиться:


соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход;
рассчитывать личные доходы и доходы семьи.



различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные
источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и
технологической безопасности при пользовании деньгами.



анализировать структуру личных затрат.



понимать, как и почему меняется стоимость денег;



решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни
семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;



оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в
соответствии с прожиточным уровнем.



представлению о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений.



пониманию возможных рисков при сбережении и инвестировании.



отличать инвестиции от сбережений



находить актуальную информацию в сети интернет.



как действовать в случаях финансового мошенничества;



сосчитать сумму налога (например подоходного);



проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов
семьи.



устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом.



анализировать информацию в системе государство и личность.



понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше
риск.



отличать инвестирование от сбережения и кредитования



анализировать информацию о валютах разных стран.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Доходы и расходы семьи
1.1. Деньги и их функции
Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция
1.2. Доходы семьи
Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства,
социальные пособия, личные доходы
6

1.3. Расходы семьи
Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги,
инфляция
1.4. Семейный бюджет
Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум
Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум
1.6. Планирование семейного бюджета
Финансовые

цели и определение их в порядке приоритета, составление личного

финансового плана достижения этих целей.
Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения
1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи
Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Базовые понятия: Особая жизненная ситуация
2.2. Вклады. Страхование вкладов
Базовые понятия: Страхование
2.3. Инвестиции
Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и
долгосрочные последствия различных денежных вложений.
Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д
2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки
использования кредита, кредитная история.
Юридические

и

финансовые

обязательства

возникающие

в

случае

покупки,

обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о
денежных затратах, связанных покупкой в кредит
Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов,
факторы

производства,

социальные

пособия,

личные

доходы,

Расходы

семьи,

потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного
бюджета, сбережения, долги
Раздел 3. Взаимодействие человека и государства
7

3.1. Понятие о налогах и их типах.
Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков
Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага
3.2. Социальные услуги государства.
Базовые понятия: Социальное пособие
3.3. Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4. Финансовый бизнес
4.1. Банковские услуги
Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие
наличных и использование онлайн-банкинга
Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения
4.2. Собственный бизнес
Базовые понятия: Бизнес
4.3. Валюта в современном мире
Базовые понятия: Валюта, валютный курс
Итоговое занятие

Тематическое планирование
№
п/п

1

КолРаздел

Электронные образовательные ресурсы

во
часов

Введение

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5454/start/299232/
1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti

8

2

Доходы

и

расходы

семьи
3

12

Риски потери денег и
имущества и как
человек может от этого

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/index.php
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html

10

защититься
4

Взаимодействие
человека и государства

5.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6466/start/30734/
6

Финансовый бизнес

5

Итого

34

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».