Финансовая грамотность 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол №1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н..
от 30.08. 2023 г.
Приказ № 266

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 7 класса
основного общего образования
Количество часов за год – 34 (1 час в неделю)
Учитель : Хилинич В.А.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), соответсвует требованиям
Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 № 370.
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), соответсвует требованиям
Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 № 370.
Рабочая

программа

курса

общеинтеллектуального

внеурочной

направления

деятельности

разработана

на

«Финансовая
основе

грамотность»

нормативно-правовых

документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897.
3. Авторская программа Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая
грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.
Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.).
4. Учебный план МБОУ Емельяновская СОШ на 2023-2024 учебный год.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 7 классов,
предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся
отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и
компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых
институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная
система.
Задачи: усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания
процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических
данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей
анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на
этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия
принимаемых решений;
2

развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
Формы организации внеурочной деятельности:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, миниисследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетноролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая
игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение
практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами,
аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсия.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися
образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и
оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
Виды и методы контроля знаний
Оценивание

результатов

обучения

осуществляется

в

трёх

формах:

• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При
текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень
активности в поиске информации и отработке практических способов действий в
финансовой

сфере,

а

также

участие

в

групповом

и

общем

обсуждении;

• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль
помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по
значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить
то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать сумму доходов и
3

расходов

семьи,

выполнении

разных

арифметических

операций

);

• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести
итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.
Учет освоения программы курса внеурочной деятельности не предусматривает
выставление оценки. Система оценивания результатов освоения курса « Финансовой
грамотности» основана на критериальном оценивании и предполагает вовлечение учащихся
в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат
универсальные учебные действия.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
•осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
•развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых иреальных
экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
•формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задачв
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
•овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
•понимание цели своих действий;
4

•планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
•проявление познавательной и творческой инициативы;
•оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
•адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
родителей.
Коммуникативные:
•готовность слушать собеседника и вести диалог;
•готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
•умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
•определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:
•понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
•формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в
материальных благах;
•понимание и правильное использование экономических терминов;
•освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение
простых финансовых расчѐтов
 приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и
 умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
 развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем
в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в
области экономической жизни обществ и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
Место курса в учебном плане.
По учебному плану школы на изучение курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа
5

Содержание курса внеурочной деятельности
РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Деньги Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за
несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен,
но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются
товарными

деньгами. Металлические монеты

сложно

изготавливать и опасно

перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги
представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный
банк. Основные понятия Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги.
Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.
Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. Компетенции: • Объяснять
проблемы

бартерного

(товарного)

обмена.

•

Описывать

свойства

предмета,

выполняющего роль денег. • Перечислять виды денег. • Приводить примеры товарных
денег. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять задачи
с денежными расчётами. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. •
Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк. • Объяснять, почему
изготовление фальшивых денег — преступление • Описывать и сравнивать источники
доходов семьи. • Описывать виды заработной платы. • Сравнивать условия труда
совершеннолетних и несовершеннолетних. • Объяснять, как связаны профессии и
образование. • Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. •
Объяснять причины различий в заработной плате. • Приводить примеры кредитов.
Расходы семьи Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на
три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны
оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять.
Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же
товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами
или воспользовавшись скидками. Основные понятия Предметы первой необходимости.
Товары

текущего

потребления.

Товары

длительного

пользования.

Услуги.

Коммунальные услуги. Компетенции: • Объяснять причины, по которым люди делают
покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Классифицировать виды благ. •
Рассчитывать расходы семьи на условных примерах. • Сравнивать и оценивать виды
рекламы. • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о
покупке. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Семейный бюджет
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется
бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения.
6

Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает
сбережения или приводит к образованию долгов. Основные понятия Кредит. Проценты
по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. Компетенции: •
Составлять семейный бюджет на условных примерах. • Сравнивать доходы и расходы и
принимать решения. • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. •
Описывать формы сбережений. • Описывать последствия превышения расходов над
доходами. • Сравнивать потребительский и банковский кредиты. • Объяснять, при каких
условиях можно одалживать и занимать деньги.
РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ
ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия
непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы,
связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы
работы страховой компании. Основные понятия Аварии. Болезни. Несчастные случаи.
Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Компетенции: •
Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка,
внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). • Определять последствия
таких событий для бюджета семьи. • Различать обязательное и добровольное
страхование. • Объяснять, почему существует обязательное страхование. • Объяснять,
почему государство платит заболевшему человеку. • Сравнивать различные виды
страхования. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».
РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Налоги

—

обязательные

платежи,

собираемые

государством.

Направления

государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные
понятия Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на
прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость.
Акциз. Компетенции: • Объяснять, почему государство собирает налоги. • Приводить
примеры налогов. • Описывать, как и когда платятся налоги. • Рассчитывать величину
подоходного налога и НДС. • Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. • Описывать
последствия невыплаты налогов для граждан. • Приводить примеры выплаты налогов в
семье. Социальные пособия Государство поддерживает некоторые категории людей:
инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Основные понятия Пособие. Пенсия.
Пенсионный

фонд.

Стипендия.

Больничный

лист.

Пособие

по

безработице.

Компетенции: • Объяснять, почему существуют социальные выплаты. Описывать
7

ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. •
Находить информацию о социальных выплатах. Итоговая работа по разделу 3: миниисследование в группах «Государство — это мы!».
РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ
Банковские услуги Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка
по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка
вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше
процентной ставки по вкладам. Основные понятия Банки. Вклады (депозиты).
Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит.
Залог. Компетенции: • Приводить примеры банковских услуг. • Описывать условия
вкладов и кредитов. • Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. • Объяснять,
почему и как страхуются вклады. • Находить информацию о вкладах и кредитах. •
Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита. • Объяснять условия
кредита, приводить примеры. • Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. •
Объяснять принцип работы пластиковой карты. Собственный бизнес Организация
бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке
малого бизнеса. Основные понятия. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Компетенции: • Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.
Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый
бизнес. • Объяснять, что такое бизнес-план. • Приводить примеры бизнеса, которым
занимаются подростки. Валюта в современном мире Валюта — денежная единица
страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой
валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам
отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. Основные понятия.Валюта.
Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад. Компетенции: • Приводить
примеры валют разных стран. • Объяснять, что такое валютный курс. • Находить
информацию о валютных курсах. • Проводить расчёты с валютными курсами.
РАЗДЕЛ 5. Что такое финансовая грамотность
Итоговый модуль.

Повторение. Практикум по курсу. Итоговая работа по курсу

«Финансовая грамотность». В основе реализации рабочей программы лежит системнодеятельностный подход

8

тематическое планирование
№ Тема
п\п

Кол-во
часов

1 Введение

1

2 Деньги

1

Содержание

Основные виды учебной
деятельности

1.Доходы и расходы семьи ( 9часов)
Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Интерактивная беседа
Семейный бюджет.
Валюта и обмен валюты в современном мире Познавательная беседа с
Эмиссия
денег,
денежная
масса, элементами викторины.
покупательная
способность
денег,
Центральный банк, Валюта — денежная
единица страны. Разные страны имеют
разные валюты. Цена одной валюты,
выраженная в другой валюте, называется
валютным курсом. Процентные ставки по
валютным вкладам отличаются от ставок по
вкладам в национальной валюте.

3-4 Доходы семьи

2

Доходами семьи являются: заработная плата, Практикум. Составление
доходы от владения собственностью, семейного бюджета. Ролевая
социальные выплаты и заёмные средства. игра.
Размер заработной платы зависит от
образования, профессии, квалификации.
Владение
недвижимостью
(квартирой,
домом, гаражом, участком земли) может
приносить
арендную
плату.
Деньги,
положенные в банк, приносят проценты..

5-6 Расходы семьи

2

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Практикум. Решение задач.
Расходы можно разделить на три группы: Защита мини-проекта
9

7-8 Семейный бюджет

2

9 Доходы и расходы
семьи

1

10- Особые жизненные
11 ситуации и как с
ними справиться

2

обязательные, желательные и лишние.
Коммунальные услуги должны оплачиваться
ежемесячно. На крупные покупки деньги
можно накопить или занять. Долги надо
отдавать в назначенный срок. В разных
магазинах цены на одни и те же товары
различаются. Расходы можно сократить,
выбрав магазин с более низкими ценами или
воспользовавшись скидками
Финансовый бизнес: чем он может помочь
семье.
Доходы
и
расходы
следует
планировать. План доходов и расходов
называется бюджетом. Превышение доходов
над расходами позволяет делать сбережения.
Сбережения обычно хранятся в банке.
Превышение
расходов
над
доходами
сокращает сбережения или приводит к
образованию долгов.

«Рационально ли мы
используем семейные
денежные средства

Решение практических задач. Определение
платежеспособности семьи. Пополнение
семейного
бюджета.
Регулирование
расходов. Способы экономии
Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться. Страхование Особые жизненные
ситуации; социальные пособия; форсмажор; страхование; виды страхования и
страховых продуктов; финансовые риски;
виды рисков. Знание видов различных
особых
жизненных
ситуаций; способов
государственной поддержки в случаях
природных и техногенных катастроф и

Круглый стол. Решение
задач

Решение практических и
проблемных ситуаций
Составление финансового
плана, мини-проект.

Ток-шоу. Презентация минипроектов. Аналитическая
работа в группах.

10

других форс-мажорных случаях; видов
страхования; видов финансовых рисков:
инфляция,
девальвация,
банкротство
финансовых компаний,
управляющих
семейными
сбережениями,
финансовое
мошенничество; представление о способах
сокращения финансовых рисков
12- Страхование
13

2

Экономические последствия непредвиденных Сюжетно-ролевая
событий: болезней, аварий, природных Кроссворд .
катаклизмов.
Расходы,
связанные
с
рождением детей. Страхование имущества,
здоровья,
жизни.
Принципы
работы
страховой компании.

14- Кредит
15

2

16- Налоги
17

2

Кредит и проценты по кредиту. Риски.
Ипотечные займы. Сравнение
потребительского и ипотечного кредита.
Формы сбережений. Последствия
превышения расходов над доходами
Налоги; прямые и косвенные налоги;
пошлины;
сборы;
пенсия; пенсионная
система;
пенсионные
фонды. Знание
основных видов налогов, взимаемых с
физических и юридических лиц . Налоги —
обязательные
платежи,
собираемые
государством. Направления государственных
расходов. Виды налогов. Организация сбора
налогов.

18- Социальные пособия

2

Государство

поддерживает

игра

Проектная работа по теме
«Рационально
ли
мы
используем
семейные
денежные средства?»
Ролевая игра. Решение
экономических задач.

некоторые Практикум. Эссе «Почему
11

категории людей: инвалидов, стариков, семьи государство
с
детьми,
безработных.
Государство платит пособия?»
выплачивает пенсии, стипендии,

19

20- Государство-это мы
21

2

Банк; коммерческий банк; Центральный
банк; бизнес; бизнес-план; источники
финансирования; валюта; мировой валютный
рынок; курс валюты. Знание видов операций,
осуществляемых банками; необходимость
наличия у банка лицензии для осуществления
банковских операций;

Мини – исследование в
группах. Проект
«Государство – это мы!»
Просмотр фидеофильмов.

22- Как спасти деньги от
23 инфляции

2

Как спасти деньги от инфляции. способы
накопления. Понятие недвижимость. Ценные
бумаги.
Банковские услуги. Банковские карты и их
виды Мошенничество. Банки принимают
вклады и выдают кредиты. Процентная
ставка по вкладам зависит от размера вклада
и его срока. При прекращении деятельности
банка вкладчикам гарантируется возврат
средств. Процентная ставка по кредитам
выше процентной ставки по вкладам.

Мини-исследование. Ролевая
игра

Банковские услуги

2

Собственный бизнес

2

2425

2627

Составление личного
финансового плана.
Публичное выступление с
отчетом.

Финансовый бизнес: чем он может помочь Тестирование. Эссе
семье.
Расчет
бизнеса.
Домашний «Бизнесмен- человек,
калькулятор. какие бывают источники для который…»
создания бизнеса и способы защиты от
банкротства;
иметь
представление
о
структуре
бизнес-плана:
иметь
12

представление об основных финансовых
правилах ведения бизнеса; знать типы валют;
иметь представление о том, как мировой
валютный рынок влияет на валютный рынок
России; знать, как определяются курсы валют
в экономике России.
2829

Валюта в
современном мире

2

Валюта и обмен валюты в современном мире

Урок-игра. Виртуальное
путешествие

3031

Благотворительность

2

Способы оказывать материальную помощь.
Меценаты России. Исторические лица
нашего региона. Что мы о них знаем

Экскурсия. Посещение
музея.

3233

Личный финансовый
план

2

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана.
Стартовый капитал. Организации по поддержке
малого бизнеса.

Ролевая игра. Составление
финансового плана, минипроект

34

Содержание
финансовой
грамотности

Итоговый урок. Итоговая работа по курсу
«Финансовая грамотность»

Подведение итогов курса
«Финансовая грамотность»
Защита проектов .Игра
"Поле чудес"

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».