Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым (МБОУ «Емельяновская СОШ») Приложение № 2 к ООП ООО, утверждённой приказом от 30.08.2023г. №264 РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей старших классов Протокол № 1 от 25.08.2023 Руководитель МО Воронова И.Н. СОГЛАСОВАНА заместитель директора Предко С.И. УТВЕРЖДЕНА Директор Петренко С.Н.. от 30.08. 2023 г. Приказ № 264 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» для 6 класса основного общего образования Количество часов за год – 34 (1 час в неделю) Учитель: Паращинец Анна Сергеевна Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 и соответсвует требованиям Федеральной образовательной программы основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370. Срок реализации: 1 год с. Емельяновка, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (также именуемый «Россия – мои горизонты», далее – Программа) составлена на основе: – Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации», – Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287, – Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, – Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370, – Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371, – Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05), – Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05). В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения осмысленного выбора профессии». детей к социально значимой деятельности для Цель программы: активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения). Задачи программы: – содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций; – формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; – информирование профессионального обучающихся образования о специфике (включая рынка знакомство с труда и системе перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ); – формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов самоопределения, самооценки осознанного конструирования территориальной среды успешности прохождения индивидуальной профессионального профессиональных проб, образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; – формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Формы организации: профориентационный курс Формы промежуточной аттестации: Проектная работа ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: – готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; – готовность к разнообразной взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: совместной деятельности, стремление к – осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; – ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. В сфере духовно-нравственного воспитания: – ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. В сфере эстетического воспитания: – восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; – осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; – стремление к творческому самовыражению в любой профессии; – стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: – осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; – ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; – способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; – сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: – осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; – установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; – интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; – осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; – готовность адаптироваться в профессиональной среде; – уважение к труду и результатам трудовой деятельности; – осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере экологического воспитания: – повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; – осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба; – осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: – овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; – овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: – выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; – предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: – воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – делать выбор и брать ответственность за решение; – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическое планирование № Тема Количество часов Электронные образовательные ресурсы 1 Вводный урок «Моя Россия – 1 мои горизонты» https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost 2 3 Тематический 1 https://bvb- профориентационный урок kb.ru/?section=vneurochnaya- «Открой своё будущее» deyatelnost Профориентационная 1 https://bvb- диагностика № 1 «Мой kb.ru/?section=vneurochnaya- профиль» и разбор deyatelnost результатов 4 5 6 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Система образования kb.ru/?section=vneurochnaya- России» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в сфере kb.ru/?section=vneurochnaya- науки и образования» deyatelnost Профориентационное занятие «Россия в деле» 1 https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost 7 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Россия промышленная: kb.ru/?section=vneurochnaya- узнаю достижения страны в deyatelnost сфере промышленности и производства» (часть 1) 8 9 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в сфере kb.ru/?section=vneurochnaya- промышленности» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Россия цифровая: узнаю kb.ru/?section=vneurochnaya- достижения страны в области deyatelnost цифровых технологий» 10 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в kb.ru/?section=vneurochnaya- области цифровых deyatelnost технологий» 11 Профориентационное занятие 1 «Россия в деле» (часть 2) https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost 12 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Россия инженерная: узнаю kb.ru/?section=vneurochnaya- достижения страны в области deyatelnost инженерного дела» 13 14 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в kb.ru/?section=vneurochnaya- инженерной сфере» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Государственное управление kb.ru/?section=vneurochnaya- и общественная deyatelnost безопасность» 15 16 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в сфере kb.ru/?section=vneurochnaya- управления и безопасности» deyatelnost Профориентационное 1 https://bvb- 17 занятие-рефлексия «Моё kb.ru/?section=vneurochnaya- будущее – моя страна» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Россия плодородная: узнаю о kb.ru/?section=vneurochnaya- достижениях deyatelnost агропромышленного комплекса страны» 18 19 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в kb.ru/?section=vneurochnaya- аграрной сфере» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Россия здоровая: узнаю kb.ru/?section=vneurochnaya- достижения страны в области deyatelnost медицины и здравоохранения» 20 21 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в kb.ru/?section=vneurochnaya- области медицины» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Россия добрая: узнаю о kb.ru/?section=vneurochnaya- профессиях на благо deyatelnost общества» 22 23 24 25 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию на благо kb.ru/?section=vneurochnaya- общества» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Россия креативная: узнаю kb.ru/?section=vneurochnaya- творческие профессии» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую творческую kb.ru/?section=vneurochnaya- профессию» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Один день в профессии» kb.ru/?section=vneurochnaya- (часть 1) deyatelnost 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Один день в профессии» kb.ru/?section=vneurochnaya- (часть 2) deyatelnost Профориентационный сериал 1 https://bvb- проекта «Билет в будущее» kb.ru/?section=vneurochnaya- (часть 1) deyatelnost Профориентационный сериал 1 https://bvb- проекта «Билет в будущее» kb.ru/?section=vneurochnaya- (часть 2) deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в kb.ru/?section=vneurochnaya- инженерной сфере» ( deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в kb.ru/?section=vneurochnaya- цифровой сфере» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в сфере kb.ru/?section=vneurochnaya- промышленности» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в сфере kb.ru/?section=vneurochnaya- медицины» deyatelnost Профориентационное занятие 1 https://bvb- «Пробую профессию в kb.ru/?section=vneurochnaya- креативной сфере» deyatelnost Профориентационное занятие 1 «Моё будущее – Моя страна» https://bvbkb.ru/?section=vneurochnayadeyatelnost Итого: 34