Рабочая программа по ИЗО 5-7 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

Приложение № 2
к ООП ООО, утверждённой приказом
от 30.08.2023г. №264

Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 5 - 7 классов
основного общего образования

Количество часов за год - 340:
в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).
в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Подготовлена с использованием «Конструктора рабочих программ» https://www.edsoo.ru/

(ID 1703900)
Срок реализации: 3 года
с. Емельяновка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена
на основе требований к освоению программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основная цель изобразительного развития искусства – визуально-пространственного
мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения
мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Эффект искусства имеет интегративный характер и включает в себя основы разных
видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
текстуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографий, функций
художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами
программы по изобразительному искусству являются активные отношения к традициям
культуры как смысловой, эстетической и личностно-исторической ценности, воспитание
гражданственности и патриотизма, демократии и бережного отношения к истории культуры
России, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среде, в целях красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и
формирования к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные
особенности развития учащихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображений в зрелищных и
экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, условий, представленных на месте, и обоснования
художественной деятельности в жизни общества;
средства у обучающихся, представленных в отечественной и мировой художественной
культуре во всем многообразии ее видов;
позволяет обучающимся развивать навыки эстетического видения и преобразования
мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации,
фотографий, работ в синтетических искусствах. (театр и кино) (вариативно);
сохранение пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
владение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства
как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и
мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого мышления;
воспитание культуры и любви к культурному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;

Развитие художника в общении с произведениями изобразительного искусства,
сохраняет активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-старинной ценности.
Общее число часов для изучения изобразительного искусства, – 102: в 5 классе – 34 часа
(1 час в неделю), в 6 часовом классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне базового общего
образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные
модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля
может быть дополнительно реализовано инвариантным в одном или нескольких классах или во
внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная
фотография» (вариативный)
Каждая модульная программа по изобразительному искусству обладает содержательной
целостностью и организована в соответствии с принципом углубления знаний по ведению темы
и усложнения умений обучающихся. По итогам изучения определены психологические
возрастные особенности обучающихся, принцип системности обучения и опыта педагогической
работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство».
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и
предметная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы
народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.
Роль материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в
характере труда и жизнеобеспечения.
Образно-символический язык народно-прикладного искусства.
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы старинных узоров, деревянные резьбы, росписи по
дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической
творческой работы.
Убранство русских избы.
Конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и символического –
в ее постройке и украшениях.
Символическое значение образов и мотивов в узорном уранстве русских изб. Картина
мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков – эскизов декоративного домашнего крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.
Декоративные элементы жилой среды.
Определяющая роль материалов для дизайна и декоративных построек в традиционном
стиле жилых домов в любой природной среде. Мудрость соответствия характеру построек,
символики ее декора и уклада жизни для каждого народа.

Выполнение предметов народного быта, проявление мудрости их выразительной
формы и орнаментально-символического оформления.
Народный праздничный костюм.
Образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского.
Традиционные конструкции русского женского костюма – северорусский (сарафан) и
южнорусский (понёва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для разных
регионов.
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее
условие и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое
изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности
традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражения в форме,
цветового оформления, орнаментики костюма с чертами национальной своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного
творчества.
Создание сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного
панно на тему традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы.
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и
ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремёсел и определение художественных
промыслов народов России.
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным
бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён).
Традиционные
древние
образы
в
современных
игрушках
народных
промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи
филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы в разных регионах
страны.
Создание эскизов игрушек по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского
промысла. Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента. Связь с
природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. По выполнению
растительного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы
городской росписи предметов быта. Птица и конь – традиционные мотивы орнаментальных
композиций. Сюжетные мотивы, основные приемы и композиционные особенности
городской росписи.
Посуда
из
глины. Искусство
Гжели. Краткие
сведения
по
истории
промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового
декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание
пятен и линий.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие
форм подносов, цветов и композиционных решений росписей. Приёмы свободной кистевой
импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности
изображения.
Древние традиции художественной обработки металлов в разных регионах
страны. Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приемов работ с
металлом.

Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок,
ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в
России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении
и развитии традиций отечественной культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных
промыслов.
Отражение в произведениях народных промыслов многообразия исторических,
духовных и культурных традиций.
Народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные ценности,
являющиеся частью культурного наследия России.
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов.
Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и
ремесла, уклада жизни людей.
Характерные черты проявлены декоративно-прикладного искусства, основные мотивы
и символика орнаментов в культуре разных эпох.
Характерные особенности одежды для культур разных эпох и народов. Выражение
образа человека, его взглядов в обществе и характера деятельности в его костюме и его
украшениях. Украшение жизненного пространства: постройки, интерьеры, предметы быта – в
культуре разных эпох.
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по тканям, моделирование
одежды).
Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указывающий или
декоративный знак.
Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения
предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в блюдах образа человека, его
характера, самопонимания, установок и намерений.
Декор
на
улицах
и
декор
помещений. Декор
праздничный
и
повседневный. Праздничное оформление школы.
6 КЛАСС
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура».
Общие сведения о видах искусства.
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их
место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель: зрительские
навыки, знания и творчество.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства.
Художественные материалы для живописи, графики и скульптуры с их необычными
свойствами.
Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.
Навыки размещения рисунка на листе, выбор формы.
Начальные навыки рисунка с натуры. Зарисовка простых предметов.
Линейные графические рисунки и наброски. Тональные и тональные отношения: тёмное
– светлое.
Ритм и ритмическая организация плоскости листа.

Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, основа
изображения, цветной круг цвета, основные и составные цвета, дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и теплый
цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптур и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая
скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура.
Производство мелкой пластики. Виды рельефа.
Жанры изобразительного искусства.
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа
превратилась в изобразительное искусство.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
Натюрморт.
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра
натюрморта в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на
плоскости.
Линейное построение объекта в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка
схода, правила перспективных сокращений.
Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линий выглядит.
Сложная пространственная форма и проявление ее конструкции.
Рисунок формирует предмет как расположение простых геометрических фигур.
Линейный рисунок из нескольких геометрических тел.
Освещение как средство ограничения объема объекта. Понятия «свет», «блик»,
«полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по
свету» и «против света».
Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения выступления художников-графиков.
Особенности графических техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и
отечественных художников. Опыт создания живописного натюрморта.
Портрет.
Портрет как определенно образного реального человека. Изображение портрета
человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека
и мировоззренческих идеалов эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие
портретисты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в. – отечественном и
европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, расположение лицевой и
черепной частей головы.
Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических
средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или по
памяти.
Роль освещения головы при создании портретного образа.
Свет и тень в изображении головы человека.
Портрет в скульптуре.

Выражение характера человека, его характерного облика и образа эпохи в скульптурном
портрете.
Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.
Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в
произведениях выдающихся художников.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Пейзаж.
Особенности изображения пространств в эпоху Древнего мира, в средневековом
искусстве и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейных перспектив в изображении пространства.
Правила воздушных перспектив, построение переднего, среднего и дальнего планов при
изображении пейзажа.
Особенности изображения разных видов природы и ее освещения. Романтический
пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности
изображения
природы
в
творчестве
импрессионистов
и
постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической
изменчивости изменения природы.
Живописное изображение различных видов природы. Пейзаж в истории русской
живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в
развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.
Вложение образа родной природы в произведениях А.Венецианова и его произведений:
А.Саврасова Станова, И.Шишкина. Пейзажная живопись И.Левитана и ее значение для
русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии
чувств Родины.
Творческий опыт создания композиционного живописного пейзажа своей Родины.
Наглядный образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства выразительности в
графических рисунках и многообразие графических техник.
Графические зарисовки и графические композиции на темы окружающей природы.
Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в облике города.
Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия.
Задачи охраны культурного наследия и исторического образа жизни современного города.
Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная высота и ритмическая
организация плоскости изображения.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
Образ труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение
художественного изображения бытовой жизни людей в изменении истории человечества и
современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет,
содержание в жанровой картине. Образовательных нравственных и ценностных смыслов в
жанровой картине и ролевых картин в их утверждении.
Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность организации
художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в
жизни общества.
Жанровые традиции исторических картин в зависимости от сюжета: мифологическая
картина, картина на азиатские темы, батальная картина и другие.
Историческая картина в русском искусстве XIX в. и ее особое место в развитии
отечественной культуры.

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В.
Сурикова и другие. Исторический образ России в картинах ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Это длительный период работы художника над
старинной картиной: идеи и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнение
композиции в эскизах, композиция на картоне, работа на холсте.
Разработка эскизной композиции на историческую тему с опорой на готовый материал
по продуманному сюжету.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Исторические картины на темы Европы: место и значение сюжетов Священной истории
в культуре региона.
Вечные темы и их моральное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось»,
соединяющие жизненные позиции разных народов.
Произведения ведения на континентальные темы Леонардо да Винчи, Рафаэля,
Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других. Библейские темы в
отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа», И. Крамской. «Христос в
войне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»). Иконопись как великое
уважение русской культуры. Язык изображения в иконе – его религиозный и символический
смысл.
Великие русские иконописцы: духовный свет икона Андрея Рублёва, Феофана Грека,
Дионисия.
Работа над эскизом сюжетной композиции.
Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в
изобразительном искусстве.
7 КЛАСС
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн – художественная художественная постройка – конструктивные
искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметно-пространственной
среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ее
мировосприятии, духовно-ценностных позициях общества.
Материальная культура возникла как уникальная информация о жизни людей в разные
исторические эпохи.
Роль определения в определении идентичности человека. Задачи по сохранению
культурного наследия и природного ландшафта.
Создание структур и проектирование на разных этапах общественного
развития. Единство функционального и художественного – лидерсти и красоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы
формальной композиции в конструктивных школах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и
изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе геометрических
фигур, без предметного содержания.
Основные свойства состава: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия,
динамическая и статичная композиция, контрастность, нюанс, акцент, замкнутость или
открытость композиции.
Практические исследования по созданию композиции с вариативным ритмическим
расположением геометрических фигур на плоскости.

Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи
цвета в конструктивных школах.
Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм
цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма как буквы
изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемент плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква – изобразительный
элемент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический
символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетов в графическом дизайне при соединении текста и
изображений.
Искусство
плаката. Синтез
слов
и
изображений. Изобразительный
язык
плаката. Композиционный монтаж изображений и текста на плакатах, рекламе,
поздравительных открытках.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книг и журналов. Элементы,
элементы освещения и художественное оформление книг, журналов.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе
компьютерных программ.
Макетирование объемно-пространственных композиций.
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация
пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его
изображения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных
композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в реакторном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: проявление простых
объемов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на
образный характер построек.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной
конструкции и логики конструктивного обоснования его частей.
Роль строительных материалов и строительных конструкций в фасадах архитектурных
конструкций (перекрытия и опоры – стоечно-балочные конструкции – архитектурные своды,
каркасная каменная архитектура, металлический каркас, железо, обетон и язык современной
конструкции).
Многообразие предметного мира, созданного человеком. назначение вещей и их
форма. Образец времени в предметах, созданных людьми.
Дизайн предметов как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через
выявление сочетающихся объемов. Красота – наиболее полное проявление функции
предмета. Исследование развития технологий и материалов по изменению формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок формы одежды.
Творческое проектирование предметов быта с определением их свойств и материала
изготовления.
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное формообразующее значение цвета в
дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов, конструкции и
дизайна.
Конструирование объектов или макетирование электрических объектов с
использованием цвета.

Социальное значение проектирования и построения среды жизни человека.
Образец и стиль материальной культуры прошлого. Смена стиля как отражение
эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных
возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка,
построения как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и
эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметнопространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде
аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим
видам изображений.
Пути развития современного строительства и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Ее технологические и
эстетические предпочтения и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение с учётом нового уровня материально-строительной
техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и
агрессивности современной среды города.
Пространство городской среды. Исторические формы планирования городской среды и
их связи с образом жизни людей.
Роль цвета в закрытых помещениях. Схема-планировка и реальность.
Современный поиск новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических
работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа
или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и
значение культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн
городской
среды. Малые
архитектурные
формы. Роль
маленьких
архитектурных форм и аппаратного проектирования в городской среде и индивидуальном
образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в
городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и прочего), киосков,
информационных блоков, блоков локального озеленения и другое.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов
городской среды» в виде создания коллажнографической композиции или дизайн-проекта
оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Выбор помещения и построение его
интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как
отражение стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные
материалы, введение фактур и цветов в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещей в образностилевом положении интерьера» в виде создания коллажной композиции.
Организация акусто-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтнопарковой формой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной
территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка
ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории паркового или приусадебного участка в виде
схемы-чертежа.

Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации
среды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение строгого порядка и
индивидуальности человека, его вкуса, настроения и возможностей.
Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частных домов, комнат и садов. Дизайн
предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания
собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в облике. Соответствие материи и
формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в жизни, бизнесе и
манипулировании массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и
подростковая мода. Унификация одежды и индивидуального стиля. Ансамбль в
костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и
карнавальный. Мрачный бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его речь с публичностью, соблюдение строгих правил поведения,
рекламой, публичностью.
Дизайн и архитектура – средства организации окружающей среды жизни людей и
строительства нового мира.
Вариативный модуль. Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах
искусства и художественная фотография »
Синтетические – пространственно-временные виды искусства. Роль изображения в
синтетических искусствах в соединении со словом, музыкой, движением.
Значение развития технологий в становлении новых видов искусства.
Мультимедиа и объединение общедоступных для восприятия человеком
информационных материалов на экранах искусства.
Художник и художественный театр.
Рождение театра в древнейших обрядах. История развития искусства театра.
Жанровое многообразие театральных представлений, шоу, праздников и их
визуального облика.
Роль художника и виды профессиональной деятельности художника в современном
театре.
Сценография и создание сценического образа. Сотворчество художника-постановщика
с драматургом, режиссёром и актёрами.
Роль освещения в визуальном облике театрального действия. Бутафорские,
пошивочные, декоративные и другие цеха в театре.
Сценический костюм, мрачная и маска. Стилистическое единство в формировании
образа зрелища. Выражение в костюме характера персонажа.
Творчество художников-постановщиков в истории отечественного искусства (К.
Коровин, И. Билибин, А. Головин и других художников-постановщиков). Школьный
спектакль и работа художника по его подготовке.
Художник в театре кукол и его ведущая роль в качестве соавтора режиссёра и актёра в
процессе создания образа персонажа.
Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская
интерпретация реальности.
Художественная фотография.

Рождение
фотографий
как
технологическая
революция
запечатления
реальности. Искусство и технологии. История фотографии: от дагеротипа до компьютерных
технологий.
Современные возможности художественной обработки цифровых фотографий.
Картина
мира
и
«Родиноведение»
в
фотографиях
С.М. ПрокудинаГорского. Сохранённая история и роль его фотографий в современной отечественной
культуре.
Фотография – искусство светописи. Роль света в определении формы и фактуры
предмета. Примеры художественной фотографии в творчестве профессиональных мастеров.
Композиция кадра, ракурс, планированность, графический ритм.
Умения наблюдают и выражают выразительность и красоту окружающей жизни с
помощью фотографий.
Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов.
Образные возможности чёрно-белой и цветной фотографии.
Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии
пейзажа.
Роль освещения в портретном образе. Фотография постановочная и документальная.
Фотопортрет в истории профессиональных фотографий и его связь с направлениями в
изобразительном искусстве.
Портрет в фотографиях, его общее и особенное по сравнению с живописным и
графическим портретом. Опыт выполнения портретных фотографий.
Фоторепортаж. Образец событий в кадре. Репортажный снимок – свидетельство
истории и его значение в сохранении памяти о событии.
Фоторепортаж
–
дневник
истории. Значение
работы
международных
фотографов. Спортивные фотографии. Образец современности в репортажных фотографиях.
«Работать для жизни…» фотографии – Александра Родченко, их значение и влияние на
эпоху стиля.
Возможна компьютерная обработка фотографий, задача преобразования фотографий и
границ достоверности.
Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных компьютерных
программ.
Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и влияние
фотообраза на жизнь людей.
Изображение и искусство кино.
Ожившее изображение. История кино и его эволюция как искусство.
Синтетическая пространственно-временного искусства кино и состав творческой
природы. Сценарист
– режиссёр
– художник – оператор в работе над
фильмом. Трудносоставной язык кино.
Монтаж композиционно строительных кадров – основа языка киноискусства.
Художник-постановщик и его команда художников в работе над созданием
фильма. Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка, чертежи и
воплощение в материале. Пространство и предметы, историческая конкретность и
художественный образ – видеорядного художественного игрового фильма.
Создание видеоролика – от замысла до съёмки. Разные жанры – разные задачи в работе
над видеороликом. Этапы создания видеоролика.
Искусство
анимации
и
художник-мультипликатор. Рисованные,
кукольные
мультфильмы и цифровая анимация. Уолт Дисней и его студия. Особое лицо отечественной
мультипликации, ее знаменитые создатели.
Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом мире.

Компьютерная анимация на занятиях в школе. Техническое оборудование и его
возможности для создания анимации. Коллективный характер деятельности по созданию
анимационного фильма. Выбор технологии: пластилиновые мультфильмы, бумажная
перекладка, сыпучая анимация.
Этапы создания анимационного фильма. Требования и критерии художественности.
Активное искусство на телевидении.
Телевидение – экранное искусство: уничтожение информации, художественного и
научного просвещения, организации развлечений и досуга.
Искусство и технологии. Создатель телевидения – русский инженер Владимир
Козьмич Зворыкин.
Роль телевидения в изменении мира в едином информационном пространстве. Картина
мира, созданная телевидением. Прямой эфир и его значение.
Деятельность художника на телевидении: художники по свету, костюму, гриму,
сценографическому дизайну и компьютерной графике.
Школьное телевидение и
студия мультмедиа. Построение видеоряда и
художественного оформления.
Художественные роли каждого человека в реальной бытийной жизни.
Роль искусства в жизни общества и его влияние на жизнь каждого человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования
по изобразительному искусству применяются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к
углублению духовных ценностей, социализации личности.
Программа целей обеспечения достижения обучающихся личностных результатов,
предусмотренных в ФГОС ООО: стимулирование у обучающихся основ российской
идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовнонравственное развитие обучающихся и обучающихся, отношение к культуре, мотивация к
познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному прогресс в социальной
инновационной деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществление через освоение обучающимися связано с традициями, историей и
современным развитием отечественной культуры, выраженной в ее архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения всей
и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства,
посвящённых различным обстоятельствам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотическое воспитание связано с изучением истории народного искусства, его
жизненной мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает
патриотизм
в
процессе
собственной
художественно-практической
деятельности
обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому
созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к сохранению духовно-нравственных ценностей. При этом реализуются задачи
социализации и образования обучающихся. Формируется чувство личной причастности к
жизни общества. Искусство развития как особого языка, развитие коммуникативных
навыков. В рамках изобразительного искусства происходит изучение художественной

культуры и мировой истории искусства, ослабляются интернациональные чувства
обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию жизни разных народов и красоты
эстетических идеалов различных стран. Коллективные творческие работы, а также участие в
созданных художественных проектах макетах условий для разнообразной совместной
деятельности, для понимания других,
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощения духовной жизни человечества, концентрируясь в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть физики предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие
творческих возможностей способствовать росту самосознания обучающегося, осознанию себя
как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность
на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей –
формированию отношений к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовнобогатому обществу и важному условию ощущения человека в полноте проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aistethikos – чувственный, чувственный) – это воспитание
чувственной сферы обучающихся на основе всего рассмотрения эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, ущербное, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается
как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного
поиска идеалов, вер, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является
важнейшим компонентом и условием развития общества значимых отношений
обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в
отношении к людям, стремлению к их пониманию, интересу к семье, к мирской жизни как
главному принципу человеческого общества, к самому себе как самореализующейся и
ответственной личности, способности к позитивному проявлению в условиях
соревновательной конкуренции.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставится задача воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со
специальными установками, наблюдающими за окружающим миром. Воспитывается
эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности
развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при
выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня культуры, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, причинение вреда окружающей среде, установка
морально-эстетического отношения к природе воспитывается в процессе художественноэстетического наблюдения за природой, ее образ в произведениях искусства и личной
художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и спецификаций каждым из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, позволяет умений преобразовать устойчивое жизненное
пространство и его создание, исходя из реального практического продукта. Воспитываются
качества упорства, стремления к результату, понимания эстетики трудовой деятельности. А
также навыки сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде –
обязательные требования к определенным заданиям программы.

























8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания учащихся имеет значение
организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом
обучающиеся должны быть активными участниками (не только потребителями) их созданием
и организацией пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации,
средой, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и
сама образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает
активное воспитательное воздействие и воздействует на стойки позитивных ценностных
ориентаций и восприятия жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Владение универсальными познавательными действиями
У обучающихся формируются следующие пространственные представления и
сенсорные способности как часть универсальных познавательных действий:
сравнивать предметные и территориальные объекты по заданным основаниям;
охарактеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, формы, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставляет внешние связи внутри целого предмета и между собой;
Абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции.
У обучающегося формируются следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть универсальных познавательных действий:
выявлять и характеризовать отдельные признаки художественной культуры;
сопоставляет, анализирует, сравнивает и оценивает позиции эстетических категорий
искусства и обработки;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению
в жизни людей;
ставить и использовать вопросы исследователя как инструмент познания;
ведущую исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или
исследования, аргументированно опровергая свою позицию.
У обучающихся формируются следующие методы работы с информацией как часть
универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и
отбора информации на основе образовательных задач и заданных источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
Самостоятельно подготовить информацию на заданную или выбранную тему в
различных видах ее представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах,
электронных презентациях.
Владение универсальными коммуникативными действиями
У обучающихся формируются следующие навыки общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
понимать искусство как особый язык общения – межличностного (автор – зрение),
между поколениями, между народами;























воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и условиями общения, развивать способность к эмпатии и опираться на
восприятие окружающего;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
конфликтам, сопоставляя свои мнения с мнениями участников общения, выявляя и корректно,
доказательно увеличивая свою позицию в оценке и анализе обсуждаемых явлений, находить
общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учета интересов;
публичное выступление, объяснение и результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, вести цель совместной
деятельности и строить действия по ней, договариваться, обеспечить готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно управлять задачами, своей ролью в
достижении результата.
Владение универсальными регулятивными действиями
У обучающихся формируются следующие методы самоорганизации как части
универсальных регулятивных учебных действий :
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных
задач, осознанно подчинять поставленной цели реализуемые технологические действия,
вырабатывать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритмы действий,
осознанно выбирать наиболее эффективные методы решения научных, познавательных,
художественно-творческих задач;
Уметь организовывать свое рабочее место для практической работы, поддерживая
порядок на прилегающей территории и бережно относясь к используемым материалам.
У обучающегося формируются следующие приемы самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
соотнести свои действия с приведенными результатами, изучить контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих
действий.
У обучающихся формируются следующие методы эмоционального интеллекта как
часть универсальных регулятивных учебных действий:
умение управлять своими эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как опору для художественного восприятия искусства и
собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать и
помогать своим и другим;
признавать свое и чужое право по ошибке;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в образовательном
государстве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и в межвозрастном
окружении.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе учащийся получает следующие предметные результаты по
остальным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
знать о многих образах видов декоративно-прикладного искусства: народного,
классического, современного, искусства, промыслов;

понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей,
необходимостью присутствия в предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и
магическом воплощении орнаментального оформления жилой среды в древнейшей истории
человечества, о создании в древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративноприкладного искусства;
уметь объяснить коммуникативное значение декоративного образа в организации
межличностных отношений, в обозначении социального ролика человека, в оформлении
предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево,
металл, керамика, изделия, стекло, камень, кость, другие материалы), уметь характеризовать
неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть технику проявления декоративно-прикладного искусства в
разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, другая техника;
знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаки природы,
орнаментальности, стилизации изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов
ленточных, сетчатых, центрических;
знать о объяснении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении
орнамента и уметь применять эти знания в реальных творческих декоративных работах;
владеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного
изображения деталей природы, стилизованного обённого изображения представителей
животного мира, сказочных и мифологических персонажей, опирающихся на традиционные
образы мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостности мира, в
предметной среде, в которой выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу,
к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного
крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изобразить свет традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство, уметь объяснить функциональное, декоративное и символическое
единство его деталей, объяснить крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни
и архитектуры памятника;
практически иметь опыт изображения характерных традиционных предметов
крестьянского быта;
освоить освещение народного праздничного костюма, его образную стройку и
символическое значение его декора, знать о разнообразии форм и украшений народного
праздничного костюма в различных регионах, уметь изобразить или смоделировать круги
народного костюма;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие,
хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь рисовать или конструировать устройство традиционных жилищ разных
народов, например, юрты, сакли, хаты-мазанки, объяснять смысловое значение деталей
конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
Уметь
представлять
и
распознавать
формы
декоративного
оформления
жизнедеятельности – быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний
Египет, Древний Китай, античная Греция и Рим, Европейское Средневековье), понимать

разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для
каждого конкретного случая. культуры, авторитетные соображения и положение дел;
объяснить значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в
современной жизни;
история о происхождении народных художественных промыслов, о достижениях
Ремесла и искусства;
характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных
художественных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных
народных промыслов;
уметь перечислять материалы, использовать в народных художественных промыслах:
дерево, глина, металл, стекло;
разнообразие изделий народных художественных промыслов по материалу изготовления
и механической обработке декора;
объяснить связь между взаимодействием, формой и оборудованием декора в
произведениях народных промыслов;
иметь представление о приемах и последовательности работ при создании некоторых
художественных промыслов;
уметь рисовать фрагменты орнаментов, создавать сюжеты, детали или общие виды
изделий ряда отечественных художественных промыслов;
охарактеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема,
логотип, указывающий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы
или логотипа;
понимать и объяснять государственные значения символов, представлять олицетворение
и содержание геральдики;
уметь определять и вести декоративно-прикладной художественной деятельности в
предметно-пространственной среде, обычной рабочей работе и характеризовать их образное
назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного
искусства, различаться по материалам, технике изготовления художественного стекла,
керамики, ковку, литё, гобелена и прочего;
иметь навыки коллективной практической творческой работы по оформлению
помещений школы и школьных праздников.
К концу обучения в 6 классе учащийся получает следующие предметные результаты по
остальным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
охарактеризовать различие между пространственными и временными величинами
искусства и их значением в жизни людей;
объяснение причины создания пространственных искусств по видам;
знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснить их назначение в
жизни людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
определять и характеризовать традиционные художественные материалы для графики,
живописи, скульптуры;
осознавать значение материала при создании художественного образа, уметь различать и
объяснять роль художественного материала в произведениях искусства;
Практические навыки владения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём,
пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать
возможности применять другие доступные художественные материалы;

иметь представление о различных художественных техниках в использовании
художественных материалов;
понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
иметь опыт физического рисунка – светотеневого изображения объемных форм;
Знать основы прямых перспектив и уметь рисовать объемные геометрические тела на
двухмерной плоскости;
знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик»,
«полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь применять их в рисунке рисунка;
понять содержание понятий «тон», «тональные отношения» и испытать их визуального
анализа;
обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации
плоскостных и объемных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри
целого;
иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линий;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу
или самостоятельно творческое действие;
Знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета,
дополнительные цвета – и значения этих знаний для художественной живописи;
определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой
контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
иметь опыт объемного изображения (лепки) и начальные представления о пластической
выразительности скульптур, пропорций в изображении предметов или животных.
Жанры изобразительного искусства:
объяснить концепцию «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
Объяснить разницу между обнаружением изображения, сюжетом и добавлением
произведений искусства.
Натюрморт:
охарактеризовать изображение предметного мира в разные эпохи истории человечества
и привести образцы натюрморта в царственной живописи Нового времени;
история о натюрморте в истории русского искусства и ролики натюрморта в
отечественном искусстве ХХ в., на основе отдельных произведений отечественных
художников;
Знать и уметь применять на рисунках правила линейных перспектив и изображения
объемного предмета в двухмерном пространстве листа;
Знать об основаниях как объем объема предмета, иметь опыт построения композиции
натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделение доминант и
целостность всех применяемых средств выразительности;
иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.
Портрет:
иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как
последовательность изменений представления о человеке;
уметь сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпох
Возрождения и Нового времени;
Понимаю, что в художественном портрете присутствуют также выражения идеалов
эпохи и авторская позиция художника;
выявить произведения и назвать имена нескольких великих портретистов европейского
искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и другие портретисты);
уметь создавать историю портрета на английском изобразительном искусстве, с
именами великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О.

Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и другие
авторы);
знать и претворять в пример основные положения, формы головы человека, пропорции
лица, расположение лицевой и черепной частей головы;
иметь представление о способах объёма изображения головы человека, создавать
зарисовки объёмной конструкции головы, понимать термин «ракурс» и определять его на
примере;
иметь изображение скульптурного портрета в искусстве, или вы современного характера
человека и образа эпохи в скульптурном портрете;
иметь начальный опыт лепки головы человека;
иметь опыт графического портретного изображения как нового для себя видения
индивидуальности человека;
иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии
графических средств в изображении образа человека;
уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании
художественного образа;
иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в изображении
портретного образа как средство выражения настроения, характера, индивидуальности героя
портрета;
иметь представление жанрового портрета в искусстве ХХ в. – западном и
отечественном.
Пейзаж:
иметь представление и уметь сравнивать пространства изображений в эпоху Древнего
мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;
знать правила построения линий и уметь применять их на рисунках;
Уметь определять содержание понятий: линия горизонта, точка смещения, низкий и
высокий горизонт, широкие широкие, центральная и угловая высота;
знать правила воздушных наблюдений и уметь их применять на практике;
охарактеризовать особенности изображения разных состояний природы в
романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;
иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической
изменчивости природы;
Знать и уметь создавать историю пейзажа в русской живописи, характеризовать
особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и
художники ХХ в. (по выбору);
умел объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и
каково его значение в развитии чувства Родины;
иметь опыт живописных изображений различных активно выраженных изображений
природы;
иметь опыт пейзажных зарисовок, графических изображений природы по памяти и
представлению;
иметь опыт художественной наблюдения за развитием интереса к окружающему миру и
его художественно-поэтическому видению;
иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению;
иметь навыки восприятия образности городского пространства как выражения
самобытного лица культуры и истории народа;
понимать и объяснять роль культурного наследия на городской территории, задачи его
охраны и сохранения.
Бытовой жанр:

характеризовать роль изобразительного искусства в изменении представлений о жизни
людей разных эпох и народов;
знать понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная
живопись», перечислять жанры основных тематических картин;
различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине, выражать образы
нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как организации в художественных выразительных
средствах, взаимосвязи всех компонентов художественных произведений;
уметь объяснять значение художественного изображения повседневной жизни людей в
описании истории человечества и современной жизни;
осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единства
мира людей;
иметь изображение изображения труда и повседневных занятий человека в искусстве
разных эпох и народов, различать произведения разных культур по их стилистическим
признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и другие);
иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в традиционных традициях их
искусства;
охарактеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько
представителей европейского и отечественного искусства;
иметь опыт создания композиции сюжетов, изображающих повседневную жизнь, обучая
художественной наблюдательности и образному виду постоянной обработки.
Исторический жанр:
характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснить его значение для
жизни общества, владеющего объяснением, почему историческая школа стала самым
высоким жанром, сохранившимся изобразительного искусства;
Знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний
день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на
Волге» И. Репина;
иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных
художников ХХ в.;
уметь объяснить, почему произведения на Европу, мифологические темы, сюжеты об
античных политиках принято относить к историческому жанру;
Узнать и назвать авторов таких ярких событий, как «Давид» Микеланджело, «Весна»
С. Боттичелли;
Знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной:
период эскизов, период сбора материала и работы над этюдами, уточнение эскизов, этапы
работы над основным холстом;
Иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему
(художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве:
знать о понимании континентальных сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты
Священной истории в произведениях искусства;
объяснить значение великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов высказываний
как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных стран;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников
на континентальную тематику, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и
другие произведения, в скульптуре «Пьета». Микеланджело и другие скульптуры;
Знать о проблемах Европы в истории русского искусства;

Уметь создавать о содержании знаменитых русских картин на восточноевропейские
темы, такие как «Явление церковного народа» А. Иванова, «Христос в войне» И. Крамского,
«Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и другие картины;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картинкой на проблематие
темы;
иметь знания о русских иконописях, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве,
Феофане Греке, Дионисии;
воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое
достижение отечественной культуры;
объяснить творческий и деятельный характер восприятия проявленного искусства на
основе художественной культуры зрителя;
рассуждать о месте и объяснять изобразительное искусство в культуре, в жизни
общества, в жизни человека.
К концу обучения в 7 классе учащийся получает следующие предметные результаты по
остальным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, то есть
искусство художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснить роль конструкции и проектирования в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и
поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда деятельности человека и
представления о себе;
Объясняется важность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре,
предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснение концепции формального состава и ее значения как основ языка
конструктивных искусств;
объяснить основные средства – требования к составу;
уметь перечислять и объяснять основные типы формального состава;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от
поставленных задач;
популярная при творческом строительстве композиция листа композиционной
доминанты;
составлять формальные композиции в выражениях в движении и статике;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать способы использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;
объяснить выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях в качестве акцента или доминанты,
объединённые одним стилем;
определение шрифта как графический рисунок начертания букв, объединённых общими
стилями, согласно законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержания текста, различать
«архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитуров, иметь опыт творческой
воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую надпись в качестве элементов графической
композиции;

объяснять функции логотипа, такие как представительский знак, эмблемы, торговые
марки, различать шрифтовые и знаковые виды логотипа, иметь практический опыт разработки
логотипа на выбранную;
иметь творческий опыт создания композиции плаката, поздравительных открыток или
рекламы на основе соединений текста и изображения;
иметь представление об искусственном конструировании книг, дизайне журналов, иметь
практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворота в
качестве графических композиций.
Социальное значение проектирования и построения среды жизни человека:
иметь опыт построения объемно-пространственной композиции как макета
акустического пространства в реальных условиях жизни;
уметь выполнить построение макета пространственно-объёмной композиции по его
чертежу;
выявлять особенности различных типов зданий и характеризовать влияние объемов и их
сочетаний на образный характер построек и их влияние на организацию жизнедеятельности
людей;
Знать о роли строительного материала в архитектурных сооружениях эволюции и
сохранять внешний вид архитектурных сооружений;
иметь представление, как в архитектуре происходят мировоззренческие изменения в
жизни общества и как изменение структуры воздействует на характер организации и
жизнедеятельность людей;
иметь знания и опыт работы источников энергии и художественных стилей разных эпох,
выраженных в постройках зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве,
организации в городской среде;
характеристика архитектурных и градостроительных изменений в культуре новейшего
времени, современный уровень развития технологий и материалов, исследование
социокультурных противоречий в организации современной городской среды и поиск путей
их разрешения;
знание о сохранении исторического облика города для современной жизни, сохранении
сохранения памятников как важнейшего фактора исторической памяти и понимании своей
идентичности;
определение понятия «городская среда»; рассматривать и объяснять планирование
города как способ организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки построения городских
пространств в виде макетной или графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и
конструкции, дать представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах
ландшафтного дизайна;
объяснена роль малой конструкции и архитектурного проектирования в установках
связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городских пространств;
иметь представление о задачах функционального и образного построения форм
предметов, созданных людьми, видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека
в предметах его быта;
объяснить, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении
предметного мира, объяснить характер цвета на восприятии человеком формы конструкции и
дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных
задач жизнедеятельности человека;
объяснять, как в поведении проявляются характер человека, его ценностные позиции и
конкретные намерения действий, объяснять, что такое стиль в языке;

иметь представление об истории костюма в истории разных эпох, характеризовать
взгляды на моду в одежде;
объяснить, как в дальнейшем проявляются социальный статус человека, его ценностные
ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представление о дизайне костюма и использовать радиоактивную композицию
при проектировании одежды, одежды в костюме;
Уметь анализировать характерные особенности современной моды, сравнивать
основные особенности современной одежды с устойчивостью особенностей одежды прошлых
эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной
спортивной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач
(праздничных, повседневных и других);
Выполнять задачи театрального грима и бытового макияжа, иметь представление об
имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании, иметь опыт создания эскизов для
макияжа театральных образов и опыт макияжа, определять эстетические и этические границы
применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС. МОДУЛЬ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

1
2
3
4
5

Введение
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор - человек, общество, время
Декоративное искусство в современном
мире
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего КР
ПР

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1
7
8
10
8
34

6 КЛАСС. МОДУЛЬ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Виды изобразительного искусства и
основы образного языка
2 Мир наших вещей. Натюрморт
3 Вглядываясь в человека. Портрет
4 Пространство и время в изобразительном
искусстве. Пейзаж и тематическая
картина
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
1

Количество часов
Всего
КР
ПР

8
8
10
8

1
1

1

34

2

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего
КР
ПР

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПРОГРАММЕ

7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№
п/п

1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем
программы
Архитектура и дизайн – конструктивные
виды искусства
Графический дизайн
Макетирование объемнопространственных композиций
Дизайн и архитектура как среда жизни
человека
Образ человека и индивидуальное
проектирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего КР
ПР

1
7
8

1

10
8

1

1

34

2

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Программа - Изобразительное искусство 5 - 9 классы. Под
редакцией Б. М.
Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С.
Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., Просвещение, 2020
2. 6 класс Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни
человека. 6класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А.Неменская / под
ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2020. – 176 с; ил.
3. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»,
Москва, «Сфера»,2007год,
4. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2005.- 123 с.
5. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО
«Мир книги», 2005. – 124 с.
6. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2005. – 123 с.
7. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский
Дом «Литера», 2004. – 37 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское
педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
2. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
3. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
4. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
5. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и
контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
6. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,
1997.- 192 с.
7. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
8. О.В. Свиридова «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство»
(беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель», Волгоград,
2008
9. О.В. Свиридова,
«Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель»,
Волгоград, 2008 год.
10. Туманова
Е.С. «В
мире
красок
народного
творчества»
4-8
класс
(внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://www.youtube.com/watch?v=EmzKcy2fgWc
https://zanimatika.narod.ru/Book10.htm
https://multiurok.ru/files/material-predmetnoi-nedeli-muzyki-izo-i-tekhnologi.html
https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/nedelya-izo-v-shkole-meropriyatiya-dlya-5-7-klassov.html
https://infourok.ru/viktorina-po-izo-iskusstvu-4608462.html
http://www.artsait.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».