Рабочая программа по ОДНКНР 5-6 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

Приложение № 2
к ООП ООО, утверждённой приказом
от 30.08.2023г. №264

Рабочая программа
учебного предмета
«Основы духовно - нравственной культуры народов России»
для 5 - 6 классов
основного общего образования

Количество часов за год - 68
в 5 классе – 34 часов (1 час в неделю),
в 6 классе – 34 часов (1 час в неделю).

Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе основн
общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации
18.05.2023 № 370.
Подготовлена с использованием «Конструктора рабочих программ» https://www.edsoo.ru/
(ID _________________)
Срок реализации: 2 года

с. Емельяновка, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Рос
(далее

— ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответстви

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общ

образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федера
от 31 мая 2021 г. № 287);

требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностн
метапредметным, предметным);

основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД)
основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственны

образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,

необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данн

дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, ч

именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданск

идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейш
результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой ч

культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых националь

приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и разви
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена ука

Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российс

духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы челов

патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высо

нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальн
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,

историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традицион
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и

многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности
ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,

культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущ
ей на протяжении всей её истории.

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,

расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной

страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного

коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с

принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отб
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязя

между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современног

общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, е

специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенност
духовно-нравственного развития народов России.
Содержание

курса

направлено

на

формирование

нравственного

идеала,

гражданск

идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознан
себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими

духовно-нравственными

и

культурными

ценностями)

на

микроуро

(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиц
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а н
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности
содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важно

терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрен

культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементо
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор те

содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностя

социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-науч
учебных предметов.
Принцип

формирования

гражданского

самосознания

и

общероссийской

гражданс

идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включ

осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства наро
России как

основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип дол

быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России
культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Целями изучения учебного курса являются:
—

формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через

изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;

— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционны
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности
многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями друг
культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных но

для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будуще
отцовству и материнству;

— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовност
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании
сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание ро

личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданск
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительн
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовн

традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении осн

религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и друг
предметов начальной школы;

— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их ро
развитии современного общества;

— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурны

религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственны
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традиц

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культу

умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, чер
способствующие взаимному обогащению культур;

— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейс

преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительским
эгоистическими;

— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяю
светскость и духовность;
—

формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способно

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познан
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодейств

с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучен

социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, дава

нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовн
нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании

структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельно
познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6 клас
Всего часов по учебному плану: 34. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1час в недел
34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Росси
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценнос
ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язы
единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России
Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия
общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история. Что такое язык?

Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важно
коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов Рос

в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общен
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культу
его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, трансп

техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общес
Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценно

Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценнос
Тема 8. Культура и религия.
Религия

и

культура.

Что

такое

религия,

её

роль

в

жизни

общества

и

челов

Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как клю
социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культ
народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам
духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и сем
Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансля
ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семей
обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополу
семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семей
традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь ме

обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. 12 Примерная рабо
программа
Тема 18. Духовный мир человека.

Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственно

Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчес
Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда
творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, люб
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государс

человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственно
поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нуж
литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностны

установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общ
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечес

и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный т

приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективи
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Ма
Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народ
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура

память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектур
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей ме
людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусс

Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники раз
народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.

Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценнос

морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литерат

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занят

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразн
зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Рос
как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Об
история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов
6 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.

Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культур

социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогр
как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.

Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в общест

многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко в
культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные историчес

периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов Росси

Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение тр

Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологи
как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.

Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социаль

обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного м
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.

Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человек
гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традицион
религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).

Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общест
точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек?

Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культу

народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограниче

Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре наро
России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.

Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Пробл

одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность
ценность.

Тема 11. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственност

гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современ
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и

особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравствен
ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Поч
нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).

Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.

Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядс
Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?

Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное вр
Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.

Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Эт
предпринимательства. Социальная помощь.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственн
самосознания.

Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культ
общества.

Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие.

Взаимопомощь.

Социальное

служение.

Благотворительность.

Волонтёрс

Общественные блага.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры наро
России.

Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизм
историко-культурном наследии народов России.

Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного обл
общества.

Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духов
нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории.

Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, вр

учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности сам
мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России.

Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему ва

помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственност
науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданин
Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.

Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Т
27. Защита Родины: подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подв
Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша Родина.

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое за

Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российс
гражданская идентичность.

Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами дол
обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.

Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовно
и нравственность как важнейшие качества человека.
Тема32. Человек и культура (проект).
Тема 33-34. Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целев

установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательну
основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитатель
деятельности.
Личностные результаты освоения курса

включают

осознание российской гражданс

идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностн
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к

целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней пози
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего

народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основны

норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Росс

готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительн
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания

способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развит
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,

нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность

их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблени
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметны
понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключени
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументиров
и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:

— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новы
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных зада
(планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.
Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические
рекомендации/
Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.
3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред.
А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.
4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.
- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
5. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.
6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
2. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
3. https://uchi.ru/- Учи.ру —отечественная онлайн-платформа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебники
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер
Электронные пособия
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Рабочая тетрадь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».