Рабочая программа по ОБЖ 8-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО_________

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
__________

УТВЕРЖДЕНА

«___»__________2023 г.

от 30.08. 2023 г.
Приказ № 266

Директор ________________
Петренко С.Н.

Рабочая программа
учебного предмета
«Основ безопасности жизнедеятельности»
для 8 -9 классов
основного общего образования
Уровень: базовый

Количество часов:
8 класс - 34 в год, 1 час в неделю.
9 класс - 34 в год, 1 час в неделю
Учитель: Марисюк Светлана Фёдоровна
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с
изменениями).
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ)
разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии Министерства
просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн),
требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее –
ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по модулям
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по учебному предмету ОБЖ, федеральной рабочей
программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного
поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено
десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения
предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса
на уровне среднего общего образования:
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности составлена на
основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования и примерной основной образовательной программы основного общего
образования, концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, с учетом авторских программ:
Основы безопасности жизнедеятельности: 8—9 классы: рабочая программа / Д.П.Рудаков.
— М.: Просвещение-Граф, 2020;
Модуль «Урочная деятельность» рабочей программы воспитания Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Емельяновская
средняя
общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым на 2021 – 2026гг.
реализуется через воспитательный потенциал урока, его различные виды и формы,
проведение предметных олимпиад и конкурсов
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
8 класс: Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы. В 2 частях. Часть 1.
Учебник для общеобразовательных организаций: учебник/ Рудаков Д.П. и другие; под
научной редакцией Шойгу Ю.С., М.: Просвещение, 2021;

2

9 класс: Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы. В 2 частях. Часть 1.
Учебник для общеобразовательных организаций: учебник/ Рудаков Д.П. и другие; под
научной редакцией Шойгу Ю.С., М.: Просвещение, 2021;
Программой предусмотрено проведение 2 контрольных теста.
Рабочая программа имеет цели:
-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-готовность и способность учащихся к нравственному самосавершенствованию
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции
и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

II.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
8 класс
Личностные результаты:
1. Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству,
истории, ценностям и культуре многонационального народа России, любовь к родному
языку, своему краю, идентификация себя в качестве
гражданина России), укрепление чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
гражданской позиции и культуре, развитие способности к конструктивному диалогу с
другими людьми, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
3. Духовно-нравственное воспитание:
развитие нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам и поступкам других людей, компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора
4. Эстетическое воспитание:
- формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни, развитие творческих способностей;
3

5. Ценности научного познания:
- формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения на
процесс взаимосвязанного развития человека, природы и общества, развитие способности
к эмоционально-ценностному освоению окружающей действительности;
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
- осознание ценности жизни, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, модели индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной
жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
7. Трудовое воспитание:
- укрепление ответственного отношения к учебе, способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности;
8. Экологическое воспитание:
- развитие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в повседневных жизненных
ситуациях.
Метапредметные результаты
1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
3) смысловое чтение:
- ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл, структурировать;
- выделять в тексте информацию, соответствующую учебным целям;
- определять и резюмировать главную идею текста;
4) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
2. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями:
6) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности:
4

- ясно представлять и формулировать свою учебную цель;
- анализировать собственные образовательные результаты (определять степень
достижения цели, находить проблемы и выдвигать версии их решения);
7) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач:
- определять необходимые действия для успешного решения учебной и познавательной
задачи и составлять последовательность их выполнения;
- аргументировать выбор методов решения учебных и познавательных задач, находить
(выбирать из предложенных учителем) необходимые ресурсы для их выполнения;
8) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
своей учебной деятельности;
- с использованием критериев осуществлять самоконтроль своей деятельности по
достижению планируемого результата;
9) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения:
- определять степень выполнения учебной задачи по заданным критериям;
- анализировать возможность решения учебной задачи имеющимися средствами;
10) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности:
- анализировать и определять степень успешности собственной учебной и познавательной
деятельности и деятельности других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- принимать обоснованное решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
11) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение:
- участвовать в совместной деятельности, выполняя определенную роль;
- строить позитивные взаимоотношения в процессе учебного сотрудничества;
12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью:
- отбирать и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(диалог в паре, в группе и т.д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
13) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции):
5

- целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и познавательных задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты :
Модуль 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
- объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чѐм их сходство
и различия;
- раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по
возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
- приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или
нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
Модуль 2 «Безопасность в быту»:
- объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
- классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы,
электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
- знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
Модуль 3 «Безопасность на транспорте»:
- классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
- соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира,
водителя велосипеда и иных средств передвижения;
- предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте;
Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»:
- характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том
числе техногенного происхождения;
- безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных
местах;
- эвакуироваться из общественных мест и зданий;
Модуль 5 «Безопасность в природной среде»:
- раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значения экологии для
устойчивого развития общества;
- помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке;
- безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического
происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций
метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического
происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров
(лесные, торфяные, степные);
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
- раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа
жизни;
- характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
6

- сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм,
наркомания, игровая зависимость);
9 класс
Личностные результаты:
1. Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству,
истории, ценностям и культуре многонационального народа России, любовь к родному
языку, своему краю, идентификация себя в качестве
гражданина России), укрепление чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
гражданской позиции и культуре, развитие способности к конструктивному диалогу с
другими людьми, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
3. Духовно-нравственное воспитание:
развитие нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам и поступкам других людей, компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора
4. Эстетическое воспитание:
- формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни, развитие творческих способностей;
5. Ценности научного познания:
- формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения на
процесс взаимосвязанного развития человека, природы и общества, развитие способности
к эмоционально-ценностному освоению окружающей действительности;
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
- осознание ценности жизни, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, модели индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной
жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
7. Трудовое воспитание:
- укрепление ответственного отношения к учебе, способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности;
8. Экологическое воспитание:
- развитие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в повседневных жизненных
ситуациях.
7

Метапредметные результаты
1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
3) смысловое чтение:
- ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл, структурировать;
- выделять в тексте информацию, соответствующую учебным целям;
- определять и резюмировать главную идею текста;
4) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
2. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями:
6) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности:
- ясно представлять и формулировать свою учебную цель;
- анализировать собственные образовательные результаты (определять степень
достижения цели, находить проблемы и выдвигать версии их решения);
7) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач:
- определять необходимые действия для успешного решения учебной и познавательной
задачи и составлять последовательность их выполнения;
- аргументировать выбор методов решения учебных и познавательных задач, находить
(выбирать из предложенных учителем) необходимые ресурсы для их выполнения;
8) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
своей учебной деятельности;
- с использованием критериев осуществлять самоконтроль своей деятельности по
достижению планируемого результата;
8

9) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения:
- определять степень выполнения учебной задачи по заданным критериям;
- анализировать возможность решения учебной задачи имеющимися средствами;
10) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности:
- анализировать и определять степень успешности собственной учебной и познавательной
деятельности и деятельности других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- принимать обоснованное решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
11) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение:
- участвовать в совместной деятельности, выполняя определенную роль;
- строить позитивные взаимоотношения в процессе учебного сотрудничества;
12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью:
- отбирать и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(диалог в паре, в группе и т.д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
13) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции):
- целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и познавательных задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты :
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
- раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа
жизни;
- характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
- сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм,
наркомания, игровая зависимость);
- раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок,
режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического
благополучия);
- приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемии, пандемии);
9

- характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций
биолого-социального характера;
- оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль 7 «Безопасность в социуме»
- приводить примеры межличностного и группового конфликта;
- характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
- характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг
(травля));
- приводить примеры манипуляций и способов противостоять манипуляциям (например,
вовлечение в преступную, асоциальную, деструктивную деятельность, в том числе в
субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной
направленности);
- соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с
подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения); - соблюдать
правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных
группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды,
группе друзей;
- безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных
манипуляциях;
- распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике
современных молодежных увлечений.
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
- приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
- характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет,
предупреждать риски и угрозы в Интернете;
- предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
- владеть принципами безопасного использования Интернета;
- характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании
Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в
социальных сетях).
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
- объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
- сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической
деятельности;
- распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
- безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или
опасных) вещей и предметов;
- безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников;
- объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения»:
10

- характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
- объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при
возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных
условиях;
- характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций
различного характера;
- объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных
ситуаций;
- помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных
ситуациях;
- владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных обязанностей;
- информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных
ситуаций.

III.Содержание учебного предмета
8 класс
Модуль 1 «Культура безопасности в современном обществе», 2 часа
Введение. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях
Модуль 2 «Безопасность в быту», 7 часов
Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь при отравлениях
Основные опасности в быту. Травмы . Правила безопасности при обращении с газом,
электричеством. Места общего пользования . Пожарная безопасность в жилых
помещениях . Проникновение в дом злоумышленников . Аварийные ситуации
техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения
Модуль 3 «Безопасность на транспорте», 7 часов
Правила дорожного движения Безопасность пешехода Безопасность
Пассажира Безопасность водителя Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм
действий при ДТП Пассажиры на различных видах транспорта Элементы первой помощи
при чрезвычайных ситуациях на транспорте
Модуль 4 «Безопасность в общественных местах», 6 часов
Основные опасности в общественных местах Действия при возникновении массовых
беспорядков, паники и толпы Пожарная безопасность в общественных местах. Действия
при обрушении зданий Безопасность в общественных местах. Основные риски в
ситуациях криминогенного характера
Модуль 5 «Безопасность в природной среде», 11 часов
Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера
Сигналы бедствия и способы их подачи Встречи с дикими животными, опасными
насекомыми, клещами и змеями. Распознавание растений и грибов Правила безопасного
поведения в горах Правила безопасного поведения на водоемах . Безопасное поведение
при угрозе наводнения, цунами. Правила безопасного поведения при урагане, буре,
11

смерче, грозе . Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана.
Экология и ее значение для устойчивого развития общества
Итоговая контрольная работа за I полугодие (1ч) Итоговая работа (1 ч)

9 класс
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний», 10 часов
Общие представления о здоровье
Смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для
человека.
Факторы, влияющие на здоровье человека. Элементы здорового образа жизни.
Ответственность за сохранения здоровья.
Инфекционные заболевания
Понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения. Механизм
распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них.
Порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия).
Мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при
угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения.
Неинфекционные заболевания
Понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация. Факторы риска
неинфекционных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний и
защиты от них. Диспансеризация и ее задачи.
Психическое здоровье и психологическое благополучие
Понятие «психическое здоровье» и «психологическое благополучие». Современные
модели психического здоровья и здоровой личности. Стресс и его влияние на человека.
Меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных
состояний.
Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях
Понятие «первая помощь» и обязанность по ее оказанию. Универсальный алгоритм
оказания первой помощи. Назначение и состав аптечки первой помощи. Порядок действий
при оказании первой помощи в различных ситуациях. Приемы психологической
поддержки пострадавшего.
Модуль 7 «Безопасность в социуме», 7 часов
Общение – основа социального взаимодействия
Общение и его значение для человека. Способы организации эффективного и позитивного
общения.
Приемы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе. Признаки конструктивного и деструктивного общения, факторы
и причины развития конфликта.
Конфликты в процессе общения
Понятие «конфликт» и стадии его развития. Условия и ситуации возникновения
межличностных и групповых конфликтов. Безопасные и эффективные способы избегания
и разрешения конфликтных ситуаций. Правила поведения для снижения риска конфликта,
12

и порядок действий при его опасных проявлениях. Способ разрешения конфликта с
помощью третье стороны (модератора).
Манипуляция и способы противостоять ей
Манипуляции в ходе межличностного общения. Приёмы распознавания манипуляций и
способы противостояния ей.
Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях
Опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг. Приёмы
распознавания
противозаконных
проявлений
манипуляции
(мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и
здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и
способы защиты от них.
Безопасное поведение и современные увлечения молодежи
Современные молодежные увлечения и опасности, связанные с ними, правила
безопасного поведения. Правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве», 6 часов
Безопасность в цифровой среде
Понятие «цифровая среда», ее характеристики и примеры информационных и
компьютерных угроз
Риски и угрозы при использовании Интернета. Общие принципы безопасного поведения,
необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве.
Опасные программы и явления цифровой среды
Опасные программы и приложения и их разновидности. Опасные явления цифровой
среды.
Правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и
опасных ситуаций в цифровой среде.
Опасный контент и опасные люди
Основные виды опасного и запрещенного контента в Интернете и его признаки. Приемы
распознавания опасностей при использовании Интернета. Правила цифрового поведения,
необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета
(кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы).
Деструктивные течения и защита от них
Деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности. Правила безопасного
использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную
деструктивную деятельность.
Безопасное поведение
Положительные возможности цифровой среды. Противоправное поведение в Интернете.
Правила поведения в цифровой среде.
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму», 7 часов
Основы противодействия экстремизму
Понятие «экстремизм», его содержание, причины, возможные варианты проявления
экстремизма и их последствия. Роль государства, общества и личности в противодействии
экстремизму.
Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму.
13

Основы противодействия терроризму
Понятие « терроризм», его содержание, причины, возможные варианты проявления
терроризма и их последствия. Цели и формы проявления террористических актов, их
последствия. Роль государства, общества и личности в противодействии терроризму.
Основы общественно-государственной системы противодействия терроризму. Уровни
террористической опасности. Контртеррористическая операция и ее цели.
Роль личности в противодействии терроризму
Признаки вовлечения в террористическую деятельность. Правила антитеррористического
поведения.
Основы контртеррористической безопасности
Основы контртеррористической безопасности. Признаки угроз и подготовки различных
форм терактов, правила безопасного поведения в условиях их совершения.
Правила поведения при совершении террористических актов
Порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата
заложников, попадание в заложники, огневой налет, наезд транспортного средства,
подрыв взрывного устройства.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения», 4 часа
Взаимодействие государства, общества, личности в обеспечении безопасности
Понятие «национальная безопасность» и ее содержание. Факторы, от которых зависит
состояние национальной безопасности.
Оборона страны
История развития армии в России. Назначение и структура Вооруженных сил Российской
Федерации.
Воинская обязанность и воинская служба. Гражданская оборона. Действия при сигнале
«Внимание всем!»
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера
Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций. Правила поведения при химической
аварии.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Итоговая контрольная работа за I полугодие (1ч) Итоговая работа (1 ч)

14

Тематическое планирование для 8 класса
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел программного
материала
Культура безопасности в
современном обществе
Безопасность в быту
Безопасность на транспорте
Безопасность в общественных
местах
Безопасность в природной
среде
Итоговая контрольная работа
за I полугодие
Итоговая работа за год

Кол-во
часов
2
7
7
6

Электронные ресурсы
https://resh.edu.ru
www.school-collection.edu.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://www.yaklass.ru

11
1
1

Итого

35
Тематическое планирование для 9 класса

№
п/п
1
2
3

4
5

6

Раздел программного
материала
Здоровье и как его сохранить.
Основы медицинских знаний»
Безопасность в социуме
Безопасность в
информационном
пространстве
Основы противодействия
экстремизму и терроризму
Взаимодействие личности,
общества и государства в
обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения
Итоговая контрольная работа
за I полугодие
Итоговая работа за год

Кол-во
часов
10

Итого

34

7
6

Электронные ресурсы
https://resh.edu.ru
www.school-collection.edu.ru
https://uchebnik.mos.ru
https://www.yaklass.ru

7
4

1
1

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».