Рабочая программа по технологии 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших
классов
Протокол № 1 от
25.08.2023
Руководитель
МО_________

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
__________

УТВЕРЖДЕНА
Директор
________________
Петренко С.Н.

«___»__________2023 г.

от 30.08. 2023 г.
Приказ № 266

Рабочая программа
учебного предмета
«Технологии»
для 8 класс
основного общего образования
Уровень: базовый

Количество часов:
34 в год, 1 час в неделю
Учитель: Марисюк Светлана Фёдоровна
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 (с изменениями).
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной
программе основного общего образования, утверждённой приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.

18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 (с изменениями).
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной
программе основного общего образования, утверждённой приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Программа по технологии интегрирует знания по разным учебным
предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся
функциональной
грамотности,
технико-технологического,
проектного,
креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного
обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания.
Программа по технологии знакомит обучающихся с различными
технологиями,
в
том
числе
материальными,
информационными,
коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения
программы по технологии происходит приобретение базовых навыков работы с
современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий,
знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в
сферах трудовой деятельности.
Программа по технологии раскрывает содержание, адекватно отражающее
смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной
ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение,
промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии
цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные
технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического
управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики,
строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых
продуктов.
Программа по технологии конкретизирует содержание, предметные,
метапредметные и личностные результаты.
Стратегическими
документами,
определяющими
направление
модернизации содержания и методов обучения, являются ФГОС ООО и
Концепция преподавания предметной области «Технология».
Основной целью освоения технологии является формирование
технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого
мышления.
Технологическое образование — это процесс приобщения учащихся к
средствам, формам и методам реальной деятельности и развития
ответственности за её результаты.
Технологическое
образование
предусматривает
организацию
созидательной и преобразующей деятельности, направленной на
удовлетворение потребностей самого человека, других людей и общества в
целом. Поэтому объекты учебной деятельности должны подбираться с
учётом видов потребностей, которые имеют для человека- труженика

18

определённую иерархию значимости.
В процессе изучения учащимися технологии, с учётом возрастной
периодизации их развития, в целях общего образования должны решаться
следующие задачи:
· формирование инвариантных (метапредметных) и специальных
трудовых знаний, умений и навыков, обучение учащихся
функциональной грамотности обращения с распространёнными
техническими средства-ми труда;
· углублённое овладение способами созидательной деятельности и
управлением техническими средствами труда по профилю или
направлению профессионального труда;
· расширение научного кругозора и закрепление в практической
деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;
· воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной
борьбе на рынке труда, готовности к самосовершенствованию и
активной трудовой деятельности;
· развитие
творческих
способностей,
овладение
началами
предпринимательства на основе прикладных экономических знаний;
· ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда,
профессиональноесамоопределение.
Современные требования социализации в обществе в ходе технологической
подготовки ставят задачу обеспечить овладение обучающимися правилами
эргономики и безопасного труда, способствовать экологическому и
экономическому образованию и воспитанию, становлению культуры труда.
Целью преподавания предмета «Технология» является практикоориентированное общеобразовательное развитие учащихся:
· прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;
выбор видов и последовательности операций, гарантирующих
получение запланированного результата (удовлетворение конкретной
потребности) на основе использования знаний и умений о техно-сфере,
общих и прикладных знаний по основам наук;
· выбор соответствующего материально-технического обеспечения с
учётом имеющихся материально-технических возможностей;
· создание преобразования или эффективное использование потребительных
стоимостей.
В целом школьное технологическое образование придаёт формируемой
у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный
преобразовательный аспект.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты

18

У учащихся будут сформированы:
- познавательные интересы и творческая активность в области
предметнойтехнологической деятельности;
- желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения
текущих иперспективных потребностей;
— трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
— умение
пользоваться
правилами
научной
организации умственногои физического труда;
— самооценка своих умственных и физических способностей
для труда в различныхсферах с позиций будущей социализации;
— умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
— осознание необходимости общественно полезного труда как
условия безопасной иэффективной социализации;
— бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— технико-технологическое и экономическое мышление и их
использование приорганизации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
— умение планировать
деятельности;

процесс

созидательной

и

познавательной

— умение выбирать оптимальные способы решения учебной или
трудовой задачи наоснове заданных алгоритмов;
— творческий подход к решению учебных и практических задач при
моделированииизделия или в ходе технологического процесса;
— самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
— способность моделировать планируемые процессы и объекты;
— умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
—

способность отображать в адекватной задачам форме
результаты
своейдеятельности;
— умение выбирать и использовать источники информации для
подкрепленияпознавательной и созидательной деятельности;
— умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной
деятельности сдругими её участниками;
— умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в
общую деятельностьпри решении задач коллектива;
— способность оценивать свою деятельность с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;
— умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или

18

разрешенияпротиворечий в выполняемой деятельности;
— понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры
труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и
условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
— владение алгоритмами
технологических задач;

и

методами

решения

технических

и

— ориентирование в видах и назначении методов получения и
преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой
природы
и социальной среды, а также в соответствующих технологиях
общественного производства и сферы услуг;
— ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и
оборудования, применяемых в технологических процессах;
— использование общенаучных знаний в процессе осуществления
рациональной технологической деятельности;
— навык рационального подбора учебной и дополнительной
технической и технологической информации для изучения технологий,
проектирования и создания объектов труда;
— владение кодами, методами чтения и способами графического
представления
технической,
технологической
и
инструктивной
информации;
— владение методами творческой деятельности;
— применение элементов прикладной экономики при обосновании
технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
— способности планировать технологический процесс и процесс труда;
— умение организовывать рабочее место с учётом требований
эргономики и научнойорганизации труда;
— умение проводить необходимые опыты и исследования при
подборе материалов ипроектировании объекта труда;
— умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и
технологии;
— умение подбирать инструменты и оборудование с учётом
требований технологии и имеющихся материально-энергетических
ресурсов;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать
прикладные техническиепроекты;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать

18

технологические
проекты,
предполагающие
оптимизацию
технологии;
— умение обосновывать разработки материального продукта на
основе
самостоятельно проведённых
исследований
спроса
потенциальных потребителей;
— умение разрабатывать план возможного продвижения
продукта на региональном рынке;
— навыки конструирования механизмов, машин, автоматических
устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
— навыки построения технологии и разработки технологической
карты для исполнителя;
— навыки
выполнения
технологических
операций
с
соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил
безопасности труда;
— умение проверять промежуточные и конечные результаты
труда по установленным критериям и показателям с использованием
контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного
контроля;
— способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
— знание безопасных приёмов труда, правил пожарной
безопасности, санитарии игигиены;
— ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
— умение выбирать и использовать коды и средства
представления технической и технологической информации и
знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз,
технологическая карта и др.) в соответствии
с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— умение документировать результаты труда и проектной
деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
— готовность к труду в сфере материального производства,
сфере услуг или социальной сфере;
— навыки оценки своих способностей к труду или
профессиональному образованию в конкретной предметной
деятельности;
— навыки доказательного обоснования выбора профиля
технологической подготовки в старших классах полной средней
школы или пути получения профессии в учреждениях начального
профессионального или среднего специального образования;
— навыки согласования своих возможностей и потребностей;
— ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

18

— проявление экологической культуры при проектировании
объекта и выполнении работ;
— экономность и бережливость в расходовании материалов и
денежных средств. В эстетической сфере у учащихся будут
сформированы:
— умения проводить дизайнерское проектирование изделия или
рациональную эстетическую организацию работ;
— владение методами моделирования и конструирования;
— навыки применения различных технологий технического творчества
и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной
культуры илипри оказании услуг;
— умение сочетать образное и логическое мышление в процессе
творческойдеятельности;
— композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
— умение выбирать формы и средства общения
коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
— способность бесконфликтного общения;

в

процессе

— навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её
членов;
— способность к коллективному решению творческих задач;
— желание и готовность прийти на помощь товарищу;
— умение публично защищать идеи, проекты,
выбранные технологии и др.
В
физиолого-психологической
сфере
у
учащихся
сформированы:

будут

— развитие моторики и координации движений рук при работе с
ручнымиинструментами и приспособлениями;
— достижение необходимой точности движений и ритма при
выполнении различныхтехнологических операций;
— соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к
инструменту с учётом технологических требований;
— развитие глазомера;
— развитие осязания, вкуса, обоняния.
Содержание курса
8класс
Содержание учебного предмета.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Содержание и задачи курса – 1 час.

18

Методы и средства творческой проектной деятельности – 3 часа
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и
перспективы их развития. Дизайн в процессе проектирования продукта труда.
Методы дизайнерской деятельности. Метод мозгового штурма при создании
инноваций. Экономическая оценка проекта. Разработка бизнес-плана.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического
мышления обучающихся. Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия
на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода
морфологической матрицы.
Построение
образовательных
траекторий
и
планов
в
области
профессионального
самоопределения.
Ознакомление
с
различными
профессиями, с предприятиями региона, занимающимися дизайнерской
деятельностью.
Производство – 2 часа
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и
перспективы их развития.
Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля
качества продуктов
труда.
Измерительные приборы и
контроль
стандартизированных характеристик продуктов труда.
Формирование технологической
мышления обучающихся.

культуры

и

проектно-технологического

Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о
характеристиках выбранных продуктов труда.
Построение
образовательных
траекторий
профессионального самоопределения.

и

планов

в

Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями
работающими на основе современных производственных технологий.

области

региона,

Технология – 3 часа
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и
перспективы их развития.
Классификация технологий. Технологии материального производства.
Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация
информационных технологий.

18

Формирование технологической
мышления обучающихся.

культуры

и

проектно-технологического

Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о
конкретных видах отраслевых технологий.
Построение
образовательных
траекторий
профессионального самоопределения.

и

планов

в

Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями
работающими на основе современных производственных технологий.

области

региона,

Техника – 3 часа
Знакомятся с устройством двигателей, их классификацией. Принципами работы
двигателей. Знакомятся с их использованием, профессиями людей, которые
создают двигатели и историей их создания.
Проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической деятельности; овладение установками, нормами и
правилами научной организации умственного и физического труда. Проявление
познавательных интересов и активности в данной области предметной
технологической деятельности; овладение установками, нормами и правилами
научной организации умственного и физического труда.
Планирование процесса познавательной деятельности. Соблюдение норм и
правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства. Соблюдение безопасных приемов познавательно- трудовой
деятельности и созидательного труда. Планирование процесса познавательной
деятельности. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой производства. Соблюдение безопасных приемов
познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.
Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов – 5 часов.
Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания
объектов труда; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах.
Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
диагностика результатов познавательно - трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям.

18

Проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и
ответственности за качество своей деятельности.
Технология обработки пищевых продуктов – 4 часа
На уроке вы узнаете, мясо каких видов птиц используют в приготовлении
различных блюд и какими полезными свойствами оно обладает, познакомитесь
с технологией механической и тепловой обработки мяса разных видов птиц,
научитесь правильно определять качество мяса птиц в магазине. Узнают о
составе мяса, видах мяса, познакомятся с методами контроля качества мяса и
мясных продуктов на всех этапах производства, научатся определять свежесть
мяса органолептическим методом и методом химического анализа.
Технологии получения, преобразования и использования энергии – 2 часа
Познание видов и проявлений химической энергии позволяет людям не только
эффективно использовать природные вещества, но и создавать совершенно
новые материалы с уникальными свойствами. На уроке вы узнаете, что такое
химическая энергия и в чём она проявляется; как и в каких технологиях
используется химическая энергия; почему химическая энергия может
проявляться в виде взрыва. Вы научитесь использовать химическую энергию в
доступных вам технологиях обработки материалов.
Технологии получения, обработки, использования информации – 3 часа.
До изобретения письменности информация хранилась в памяти людей, после ее
появления сведения начали передаваться в знаковой форме на материальных
носителях (камне, бересте, бумаге), а с развитием технического прогресса
информация стала записываться на виниловых пластинках, магнитной ленте,
дисках и других носителях информации. На уроке вы узнаете, на каких
материальных носителях можно записывать информацию и какие существуют
средства записи информации. Вы научитесь выполнять отдельные виды записи
информации с помощью современных технических средств.

Технологии растениеводства. – 3 часа
Микроорганизмы
(бактерии,
вирусы,
одноклеточные
водоросли
и
одноклеточные грибы и др.) — это группа живых организмов, которые
используются в различных технологических процессах и технологиях. На уроке
вы узнаете об особенностях строения микроорганизмов (бактерий, вирусов,
одноклеточных водорослей и одноклеточных грибов); об использовании
микроорганизмов в биотехнологических процессах и в биотехнологиях; о
технологиях искусственного выращивания одноклеточных зелёных водорослей.
Вы научитесь: определять микроорганизмы по внешнему виду; создавать

18

условия для искусственного выращивания одноклеточных зелёных водорослей;
владеть биотехнологиями использования одноклеточных грибов (дрожжей).
10. Технологии животноводства – 3 часа
Производство продуктов питания и промышленного сырья остаётся основной
целью технологий животноводства в 21-м веке. Любое производство
направлено на получение продукции, которая имеет потребительную стоимость.
Чтобы получать стабильные результаты, необходимо поддерживать в рабочем
состоянии все средства производства. Это справедливо и для животноводства,
где основным средством производства являются сами животные. На уроке вы
узнаете, какие технологии и технические устройства применяются для
получения продукции на современных животноводческих фермах; как
продуктивность сельскохозяйственных животных связана с их породой; как
выбирать породу животных для получения нужной продукции; как оценить
породные качества животных и как их улучшить. Вы научитесь анализировать и
сравнивать производительность труда животноводов при использовании
различных технологий производства продукции; выбирать породу животных
для получения нужной продукции; оценивать породные качества животных;
рассчитывать продуктивность сельскохозяйственных животных.
11. Социальные технологии. – 2 часа
На уроке вы познакомитесь с основными категориями рыночной экономики,
такими как «нужда», «потребность», «товар», «рынок», «сделка», «деньги». Вы
узнаете о том, что такое рынок, как спрос влияет на обмен и заключение сделок
в современной экономике. Вы научитесь сами определять функции рынков и
устанавливать их классификацию.
Узнаете, что такое маркетинг. Мы с Вами разберёмся в чем разница между
маркетингом и рекламой. Вы научитесь классифицировать виды спроса и
определять элементы формирования розничных цен. Также вы сможете
познакомиться с основными видами рыночных исследований.
Формы организации учебных занятий и контроля
Одна из целей организации учебного процесса на уроках «Технологии»
состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что
делает продуктивным сам процесс обучения. Устойчивый познавательный
интерес формируется и через занимательность. Элементы занимательности
вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания,
помогают им освоить любой учебный материал.
Для этого на уроках используются компьютерные презентации, в которых
зрительный ряд преподносится таким образом, чтобы у учащихся возникало
четкая уверенность в том, что им под силу данное задание, появлялось острое

18

желание его сделать и главное узнать о данной теме больше. Большую часть
урока отводится на практическую работу и фактически все учащиеся
оказываются, вовлечены в творческий процесс. Основой проектирования
является развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих учебную
и познавательную деятельность учащихся при условии обеспечения
познавательной
и
социальной
мотивации.
Проект
предполагает
самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой
на определенный период времени. Проектная деятельность всегда направлена
на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов
и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных
областей. Исследовательские проекты, основанные на исследовательском
методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей,
актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть.
Творческие проекты – основываются на методах, способствующих реализации
творческих способностей учащихся.
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных
умений и универсальных учебных действий. Поскольку технология – предмет
особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы
учащихся.
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через
систему контроля и включает: учительский контроль, самоконтроль,
взаимоконтроль учащихся. Формы контроля уровня обученности: отчетные
выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Основные виды учебной деятельности
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся в
процессе изучения технологии воспринимают окружающий мир , выявляют с
помощью сравнения отдельные признаки, анализируют результаты сравнения.
Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций,
проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на
основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного
сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют
договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее
общий результат.

Интернет-ресурсы:
1. http://center.fio.ru/som
2. http://www.eor.it.ru
3. http://www.openclass.ru/user
4. http://www/it-n.ru
5. http://www.cnso.ru/tehn
6. http://files.school-collection.edu.ru

18

7. http://trud.rkc-74.ru

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».