Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 11 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол № от 25.08.2023
Руководитель МО_________

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
__________

УТВЕРЖДЕНА
Директор ________________
Петренко С.Н.

«___»__________2023 г.

от 30.08. 2023 г.
Приказ № 267

Рабочая программа
учебного предмета
«Индивидуальный проект»
для 11 класса
среднего общего образования
Уровень: базовый

Количество часов за год - 34:
в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Учитель: Марисюк Светлана Фёдоровна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в редакции приказа Министерства
просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года №732)
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371.
Срок реализации: 1 года

с. Емельяновка, 2023 г.

Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в редакции приказа Министерства
просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года №732)
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371.
Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 11 класса разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с
учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
«Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования изучается в 11 классе,
как элективный курс.
Срок реализации программы: 1 года.
Цель:
–

формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения

методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
–

сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,

критического мышления;
–

выработать

способность

к

инновационной,

аналитической,

творческой,

интеллектуальной деятельности;
–

продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской

деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
–

развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,

планирования

работы,

отбора

и

интерпретации

необходимой

информации,

структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов;
–

мониторинг

деятельности;

личностного

роста

участников

проектно-исследовательской

Индивидуальный

проект

-

особая

форма

организации

образовательной

деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный

проект

выполняется

обучающимся

самостоятельно

под

руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к
минимуму.

Старшеклассники

сами

определяют

личностно-значимую

проблему,

формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу.
Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и
предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского
продукта.
Специфика программы
Особенности

учебно-исследовательской

деятельности

и

проектной

работы старшеклассников обусловлены, в первую очередь, открытостью образовательной
организации на
приобретают

уровне среднего общего

статус

инструментов

образования.

учебной

Исследование и проект

деятельности

полидисциплинарного

характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Процесс
становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках
совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего
образования

проект

самостоятельно

реализуется

формулируют

самим

предпроектную

старшеклассником.
идею,

ставят

Обучающиеся

цели,

описывают

необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического
моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования.
Обучающийся сам определяет параметры и критерии успешности реализации проекта.
Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта,
предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными
сообществами.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной
и учебно-исследовательской деятельности являются:
–

социальное;

–

бизнес-проектирование;

–

исследовательское;

–

инженерное;

–

информационное.

Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных

учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
– оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика
изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи)
до воплощения; при этом учитываются целесообразность, уместность, полнота этих
изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
– для оценки проектной работы создаетсяна экспертная комиссия, в которую
входят педагоги и представители администрации образовательных организаций, где
учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках
которых выполняются проектные работы;
– оценивание производится на основе критериальной модели;
– результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом
образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– естественно-научные исследования;
– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
школьной программы, например в психологии, социологии);
– экономические исследования;
– социальные исследования;
– научно-технические исследования.
Формы организации занятий:
–

Индивидуальная;

–

Парная;

–

Групповая;

–

Коллективная;

–

Самостоятельная работа

Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по
результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть
представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
– защита темы проекта/исследования (идеи);
– защита реализованного проекта/исследования.
Форма промежуточной аттестации:
– защита проекта.

II. Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся
Личностные результаты:
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:

- ориентация

обучающихся

на

достижение

личного

счастья,

реализацию

позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями;
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
 Личностные

результаты

в

сфере

отношений

обучающихся

с

окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение,

соответствующее современному уровню развития науки,

значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
7

- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;
- потребность

трудиться,

уважение к

труду и

людям

труда, трудовым

достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать

возможные

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных

связей

и

отношений,

а

также

противоречий,

выявленных

в

информационных источниках;
– выходить за

рамки

учебного предмета
8

и

осуществлять

целенаправленный

поиск возможностей для широкого переноса средств и способов

действия;
– выстраивать

индивидуальную

образовательную

траекторию,

учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Обучающийся научится:
– планироватьи

выполнять

учебное исследование и учебный проект,

используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой
проблеме;
– выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
–распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
– использоватьтакие

методы

и приёмы, как наблюдение,

постановка

проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
– использованиематематических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ применимости модели/теории;
– использовать

некоторые

методы

получения

знаний,

характерные

для

социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное
историческое

описание,

объяснение,

использование

статистических

данных,

интерпретация фактов;
– ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
– отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
9

суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
– видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Обучающийся получит возможностьнаучиться:
– самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проекты;
– использовать догадку, озарение, интуицию;
– использовать

некоторые

методы

получения

знаний,

характерные

для

социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических
образцов;
– использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство
– общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
– целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
– осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
Содержание элективного курса «Индивидуальный проект»
11 класс
Модуль 1. Введение - 3 ч.
Проект как тип деятельности проектная культура. Анализ итогов проектов 10
класса.

Виды

проектов:

практико-ориентированный,

исследовательский,

информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов.
Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Методология и технология проектной деятельности.
Модуль 2. Мониторинг проекта - 20 ч.
Определение

темы,

уточнение

целей,

определение

проблемы,

исходного

положения. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и
выбор критериев оценки результатов. Сбор и уточнение информации. Обсуждение
альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов
деятельности. Выполнение проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Расчет календарного графика проектной деятельности. Работа с научной литературой.
Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация материалов. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография,
справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
10

плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к публичной защите проекта.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских
работ - 3 ч.
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии
контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ.
Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки
продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Организационно-консультативные
занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе
выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учётом замечаний и
предложений.
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности - 5 ч
Публичная защита

результатов

проектной

деятельности,

курсовых работ.

Рефлексия проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности - 3ч
Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный
прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Тематическое планирование
№

Модули

11

Электронные ресурсы

1

Модуль. Введение проектную культуру.

3

http://xn--b1atfb1adk.xn-p1ai/files/ioe/documents/T8U52BA6
L7HLLP4L1T63.pdf

2

Модуль. Управление завершением проектов,
курсовых и исследовательских работ.
Модуль. Защита результатов проектной
деятельности.
Модуль. Мониторинг проекта.

3

https://rosuchebnik.ru/

5

https://edu.gov.ru/

20

https://rosuchebnik.ru/
https://edu.gov.ru/
https://rosuchebnik.ru/

3
4
5

Модуль. Рефлексия проектной
деятельности.

3
34

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».