Рабочая программа внеурочной деятельности Развиваем креативное мышление для 5-6 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя
общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)
Приложение № 2
к ООП ООО, утверждённой приказом
от 30.08.2023г. №264
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол №1 от 25.08.2023
Руководитель МО
Воронова И.Н.

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор Петренко С.Н.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Развиваем креативное мышление»
для 5-6 класса
основного общего образования

Количество часов за год – 34 (1 час в неделю)
Учитель : Марисюк Светлана Фёдоровна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370.
Срок реализации: 1 год

с. Емельяновка, 2023 г.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 и соответсвует
требованиям Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 №287 (далее - ФГОС ООО) основная
образовательная

программа основного общего

образования

реализуется

МБОУ

«Емельяновская СОШ», в том числе и через внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности основного общего образования является составной частью
основной образовательной программы основного общего образования и

сформирован в

соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 №287 (далее - ФГОС НОО);
3.

Федеральной

образовательной

программой

основного

общего

образования,

утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№370 (далее - ФОП ООО);
3. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными

постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного

общего

и

среднего

общего

образования,

утверждённого

приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 (в редакции
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 №1063);
5. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;
2

6.· Письмом

Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от

13.04.2023 г. №1988/01-15;
7. Письмом

Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от

24.07.2023 г. №3980/01-14;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развиваем креативное мышление»
общеинтеллектуального направления для 5 - 6 классов составлена
федерального

государственного

образовательного

стандарта

на основании

основного

общего

образования.
Программа развития креативного мышления направлена на развитие функциональной
грамотности обучающихся. Креативное мышление – способность воображать и
изобретать новые инновационные способы решения проблем, находить ответы на вопросы
или выражать новые смыслы через приложение, синтез или перепрофилирование знаний.
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Основной целью программы является развитие и оценка креативного мышления
обучающихся 5 – 6 классов как индикатора качества и эффективности образования, ,
обязательного результата образования наряду с различными видами грамотности, которые школа
должна обеспечить своим выпускникам.

Задачи программы:
развивать любознательность (активный интерес к обучению, заданиям) как способности к
самостоятельному поиску ответов;
развивать воображение как способность к продуцированию собственных идей;
способность оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать свою
деятельность в изменившихся условиях.
Форма организации: клуб.
Цель курса «Развиваем креативное мышление»: развитие и оценка креативного мышления
обучающихся как индикатора качества и эффективности образования, обязательного
результата образования наряду с различными видами грамотности, которые школа должна
обеспечить своим выпускникам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты :
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также раз личных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в проектной
деятельности; формирование эстетического отношения к миру;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
- креативность; сформированность критического мышления;
- мотивированность на творчество и инновационную деятельность;
- мотивированность на образование и самообразование в течение всей жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
4

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения;
- обладание цифровой и медиа грамотностью;
- владение навыками познавательной рефлексии.
Предметными результатами:
- владение основными понятиями и терминами как познавательными средствами
окружающей действительности;
- владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированность представлений о методах познания различных явлений ипроцессов;
- владение умениями применять полученные знания в
прогнозировать последствия принимаемых решений;

повседневной жизни,

- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития;
- умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных
источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении
5

курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
- умение проводить самооценку своей деятельности;
- владение навыками реализации индивидуальной образовательной траектории;
- владение навыками проектной деятельности;
- готовность к инженерному образованию.

Содержание курса
Раздел 1. Креативность и творчество в познании мира- 12 часов
1. Общее представление окреативности. Понятие «творчество», творчество
и
креативность- 2 часа
Введение. Понятие «творчество». Проблема творчества в историческом аспекте.
Творчество и креативность. Основные подходы к определению понятия «творчество».
Черты характера, определяющие творческую личность. Фронтальная и мелкогрупповая
работа.
2. Основные аспектыпроблемы креативности – 2 часа
Основные аспекты креативности: креативная личность (личностные характеристики,
описывающие креативного человека и предопределяющие креативность), креативный
процесс (свойства и характеристики протекания креативного процесса, его фиксация и
описание), креативный продукт (характеристики материального или идеального
продукта, его качественные стороны), креативная среда (среда, своими качествами
способствующая проявлению и формированию креативности). Индивидуальная работа.
его качественные стороны), креативная среда (среда, своими качествами
способствующая проявлению и формированию креативности). Индивидуальная работа.
3. Проявление креативности - 2 часа
Креативная среда. Креативный процесс. Проявления креативности: гибкость мышления,
оригинальность мышления, воображение, чувство креативного процесса. Структурные
уровни креативного логический, дискурсивный, интуитивный. Развитие креативности
как внешняя активность. Развитие креативности и деятельность. Этапы креативного
процесса. Отношение сознательного и бессознательного в креативном процессе. Эмоции
в креативном процессе. Барьеры креативности. Инерция мышления. Состояние
«творческого кризиса» и его преодоление. Парная и групповая работа.
4. Основныеподходы к определению креативности, её описанию и исследованию – 2
часа.
Биологический подход к изучению креативности. Когнитивный подход к изучению
креативности. Возможности стимуляции креативности на когнитивном уровне.
Конвергентное и дивергентное мышление. Генерация идей как ассоциативный процесс.
Творчество и искусственный интеллект. Личностный подход к изучению креативности.
Основные характеристики как корреляты творческой личности. Самореализация и
творчество. Черты творческой личности. Индивидуальная работа.
5. Место и ролькреативности средикомпетенций «4К – 2 часа.
Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды
креативности.
Особенности проявления творческого потенциала субъекта в
6

различных областях жизни общества. Фронтальная и мелкогрупповая работа.
6. Роль креативностив профессиональной деятельности – 2 часа.
Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях
жизнедеятельности, знания и бизнеса. Новейшие разработки в исследованиях
креативности. Основные критерии креативности. Современные исследования в рекламе.
Индивидуальная и групповая работа.
Раздел 2. Технологии креативного мышления- 22 часа
7. Креативные технологии. Решение задач на платформе РЭШ – 4 часа
Креативные технологии как современные способы и методы, способствующие
максимальному развитию творческих способностей и возможностей. Задачи креативных
технологий: развитие творческого мышления, расширение спектра неординарных идей,
генерация новых идей, переосмысление существующих идей. Механизмы креативного
мышления: подходы ведущих экспертов. Креативные технологии в профессиональной
деятельности. Фронтальная и мелкогрупповая работа.
8. Приемы и способы генерирования идей. Решение задач на платформе РЭШ – 4 часа.
Вербальная креативность: понятие, основные параметры. Развитие беглости, гибкости,
оригинальности вербальной креативности. Технологии системного мышления. Техники
пробуждения собственного творческого потенциала. Технологии теории решения
изобретательских задач. Приемы и способы генерирования идей: стратегия
креативности У. Диснея, мозговой штурм, синектика. Мыслительные колпаки Э. де
Боно.
Контрольные
таблицы
А.
Осборна.
Анализ
слов-раздражителей.
Морфологический ящик (Ф.Цвикки). Игры гештальт-терапии. НЛП-техники. Методы на
основе развития сюжета. Методы организации структурированных групповых
дискуссий и обсуждений. Групповая работа.
9. «Мозговой штурм» как способ продуцирования креативных идей. Решение задач на
платформе РЭШ – 4 часа
Определение и истолкование понятия «мозговой штурм» или «мозговая атака».
Культурно-исторические корни
технологии «мозгового штурма». «Корабельный
совет» как предтеча Brainstorm. Исторически первая методика поиска новых идей. Алекс
Осборн как родоначальник метода (известный американский копирайтер, один из
основателей знаменитого сетевого международного рекламного агентства BBDO –
Batten, Barton, Durstine&Osborn). Brainstorm – метод создания особых условий для
актуализации умственного потенциала. Brainstorm – оперативный метод решения
стимулирования творческой активности. 10 шагов А. Осборна для реализации
метода «мозгового штурма». Технологическая цепочка осуществления данного метода по
А. Осборну. От количества идей к их качеству. Достоинства и недостатки метода.
Фронтальная и мелкогрупповая работа.
10. Арт-технологии. Решение задач на платформе РЭШ. – 2 часа
Творчество, креативность. Искусство, музыка, живопись, драма, социум и человек. Роль
музыки, искусства в жизни общества. Влияние музыки, искусства на человека.
Использование функций музыки, искусства и драмы в работе с населением. Понятие
художественно-творческих
технологий. Сущность
художественно-творческих
технологий. Виды и типология художественно-творческих технологий. Фронтальная и
мелкогрупповая работа.
11. Игра как универсальное средство развития креативности- 2 часа
7

Понятие игры. Виды игр. Использование игр в развитии креативности. Значение и
влияние игр на развитие креативности в образовательном процессе. Фронтальная и
мелкогрупповая работа.
12. Творчество какспособ развитиякреативности – 2 часа
Виды искусства. Песенное, музыкально-игровое и танцевальноетворчество
как
фактор
развития
креативности. Рефлексия собственного творчества и
самовыражения.
13. ТРИЗ-технологии – 2 часа
Изобретательство. Воображение, уровни воображения, его роль в развитии общества.
Изобретательские ресурсы. Жизненная стратегия
творческой личности.
Методы
ТРИЗ. Индивидуальная и групповая работа.
14. Диагностика креативности – 2 часа.
Тесты
креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.
Прогноз творческих
достижений по результатам тестов креативности. Индивидуальная работа.

Тематическое планирование
№

Модули, разделы

1

Раздел 1.
Креативность и
творчество в
познании мира.
Введение.
Раздел 2.
Технологии
креативного
мышления

2

Всего:

Колво
часов
12

22

Электронные ресурсы

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/kreativnoe
-myshlenie.php
https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130
РЭШ
https://media.prosv.ru/content/situation/74/
https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/
https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/

34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».