Программа работы с неуспевающими, слабоуспевающими и низкомотивированными обучающимися

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом

приказом МБОУ «Емельяновская СОШ»

МБОУ «Емельяновская СОШ»

от 27.10.2023 г. № 394

(протокол от 27.10.2023 г. № 17)

Программа
работы с неуспевающими, слабоуспевающими
и низкомотивированными обучающимися
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
на 2023/2024 учебный год

Программа

работы

низкомотивированными

с

неуспевающими,

обучающимися

общеобразовательного учреждения
школа» Нижнегорского района

слабоуспевающими

Муниципального

и

бюджетного

«Емельяновская средняя общеобразовательная

Республики Крым на 2023/2024 учебный год (далее

Программа) разработана в соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 №286;
3. Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№372;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 №287;
5. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
6. Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№370;
7. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в редакции приказа Министерства просвещения
Российской Федерации от 12.08.2022 года №732, зарегистированным Министерством
юстиции Российской Федерации 12.09.2022 №70034);
8. Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№371.;
9. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
Целью

программы

является

организация

деятельности

всех

участников

образовательных отношений по обеспечению успешного усвоения неуспевающими,
слабоуспевающими и низкомотивированными обучающимися основных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Цель определяет решение следующих задач:
1. своевременное выявление неуспевающих, слабоуспевающих, обучающихся с
низкой учебной мотивацией;
2. формирование

ответственного

отношения

обучающихся

к

учебной

деятельности;
3. обеспечение взаимодействия всех участников образовательных отношений с
целью повышения учебной мотивации школьников;
4. определение

путей и средств

для

предупреждения неуспеваемости и

преодоления неуспешности, риска остаться на повторный курс обучения;
5. целенаправленное формирование универсальных учебных действий
обучающихся

испытывающих затруднения

(по

разным

причинам)

в

у

усвоении

программного материала на уроках и во внеурочной деятельности;
6. создание условий для успешного обучения неуспевающих, слабоуспевающих и
низкомотивированных обучающихся через:
 комфортный психологический климат в ученическом
 соблюдения

основных

принципов

педагогики

коллективе;
сотрудничества

(дифференцированное обучение, индивидуальный подход, ориентация на успех).
7. организация

качественного

контроля

образовательных

результатов

обучающихся с низкой учебной мотивацией, неуспевающих и слабоуспевающих
обучающихся;
8.

перевод обучающихся на обучение по адаптированным программам в

соответствии с рекомендациями ППк, ТПМПК.
Ожидаемые результаты:
–

повышение показателей качества образования и успешности обучающихся;

–

повышение уровня сформированности предметных и метапредметных

образовательных результатов, определённых основными образовательными программами;
–

профилактика появления академической задолженности у обучающихся по

итогам промежуточной аттестации;
профилактика несдачи государственной итоговой аттестации обучающимися 9 и
11 класса;



формирование у обучающихся

готовности и способности осознанно

выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.

Актуальность проблемы
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения
эффективности

учебно-воспитательного

процесса

и

преодоление

школьной

неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм
организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у
учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности. На фоне школьных
неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой
безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно
необходима

специальная

«поддерживающая»

работа,

помогающая

детям,

испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая
постоянную помощь от учителя.
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы
причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам можно отнести
социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе; несовершенство
организации

учебного

процесса

на

индивидуального подхода, перегрузка

местах

(неинтересные

учащихся,

уроки,

отсутствие

несформированность приемов

учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.). Отмечается и отрицательное влияние
извне – улицы, семьи и т. д.
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости становятся
дефекты здоровья школьников, часто вызванные недостаточным уровнем материального
благосостояния семей. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие
интеллекта, отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось
отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не
стремится быть успешным в учебной деятельности. И, наконец, проблема слабого
развития волевой сферы у учащихся.
Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми, имеющими
устойчивые трудности
коррекционного

в обучении,

воздействия,

прямо

или

косвенно

подчинены

направленного

на

развитие

личности

задаче
ребенка.

Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими

факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к
обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей,
специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых. Академическая успешность
школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его
желанием учиться, то есть мотивацией.
Преодоление

неуспеваемости

встаѐт

важнейшей

задачей

школы.

Под

неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям
содержания образовательных стандартов, фиксируемое по истечении какого-либо
значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению
одной темы или раздела курса, учебной четверти, года.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет
место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса,
который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание»
обозначает и процесс накапливания невыполнении требований. Неуспеваемость и
отставание взаимосвязаны. Поэтому перед любым педагогическим коллективом стоит
задача выявления возможных причин низкой учебной мотивации, низкой успеваемости
и качества знаний обучающихся и принятие комплексных мер по работе с
обучающимися данных категорий.
Основные мероприятия по реализации программы.

Содержание

Планируемый результат Сроки

Ответственный

Работа с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию, с неуспевающими и
слабоуспевающими обучающимися
Анализировать результаты

Получить

До 01.11.,

Заместитель

по итогам каждой четверти

оперативную

До 11.01.,

директора

информацию

До 01.04.

Разработать индивидуальные

Индивидуальные

В течение

Учитель-

планы

планы работы с

года

предметник,

работы

с

неуспевающими
обучающимися

имеющих

данными

классный

категориями

руководитель

низкую учебную мотивацию,

учащимися на

для неуспевающих и

четверть

слабоуспевающих
обучающихся в соответствии с
шаблоном ( приложение 1)

Осуществлять контроль за

Выполнение

ежедневным входом
обучающихся в подсистему

обучающимися домашних года
заданий, информирование

электронный дневник

о текущих отметках

Систематический контроль

Готовность

Учителя-

наличие у обучающихся

обучающихся к

предметники,

учебников, тетрадей, др.

урокам, наличие

классный

В течение

необходимых учебных средств всех необходимых

Классный
руководитель

руководитель

учебных
принадлежностей
Систематический контроль за

Снижение

В течение

Учителя-

опозданиями обучающихся на

количества

года

предметники,

уроки, выставление отметок об опозданий

классный

опоздании в электронные

руководитель

журналы
Контроль объема

Соответствие объема

В течение

Заместитель

домашних заданий

домашних заданий

года

директора

требованиям СанПиН

Предко С.И.

Провести психологическую

Определить

По плану

Педагог-

диагностику по определению

причины

работы

Психолог

уровня мотивации,

неуспеваемости,

педагога-

тревожности

низкой мотивации

психолога

Организовать отдых учащихся Спланировать досуговую
в каникулярное время

В течение

деятельность обучающихся года

Шипилова Е.Н.
Заместитель
директора по ВР
Кравченя Л.Ю.,
классные
руководители

Систематическое привлечение

Активное участие

В течение

Заместитель

обучающихся к подготовке и

обучающихся в

года

директора по ВР

проведению классных,

воспитательных

Кравченя Л.Ю.,

общешкольных мероприятий

мероприятиях

классные
руководители,
члены школьного
самоуправления

Систематическое привлечение Определение

В течение

Классные

обучающихся в

профессиональных

года

руководители

профориентационную работу

предпочтений
обучающихся, траектории
профессионального
развития

Работа с педагогическими работниками
Контроль за качеством

Соответствие уроков

В

Заместитель

преподавания учебных

требованиям

соответствии директора

предметов

федеральных

с планом

образовательных

ВШК

Предко С.И.

стандартов
Контроль качества проверки

Проверка тетрадей в

В

Заместитель

рабочих и контрольных

соответствии с

соответствии директора

тетрадей учащихся

требованиями, выполнение с планом

Предко С.И.

обучающимися домашних ВШК
заданий
Контроль объективности

Внедрение критериального В течение

Заместитель

оценивания предметных

оценивания, объективность учебного года директора

результатов обучающихся

оценивания

Включение в план

Распространение и

Предко С.И.
В течение

Заместитель

методической работы вопросы, использование передового учебного года директора
связанные с преодолением

педагогического опыта

Предко С.И.

неуспеваемости обучающихся
Организация курсовой

Повышение

переподготовки педагогов, по профессиональной
вопросам обучения

грамотности учителей в

В течение

Заместитель

учебного года директора
Предко С.И.

школьников, имеющих низкую работе с данными
учебную мотивацию,

категориями учащихся

неуспевающих и
слабоуспевающих
обучающихся
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
Мониторинг посещения

Своевременная

В течение

Заместитель

родителями электронных

осведомленность

учебного года директора

журналов

родителей (законных

Предко С.И.,

представителей) об

классные

успеваемости детей

руководители

Включать в повестку

Повысить ответственность В течение года Классные

родительских собраний

родителей за воспитание и

руководители,

вопросы о психологических и

обучение детей

заместитель

возрастных особенностях

директора по ВР

учащихся, ответственности

Кравченя Л.Ю.,

родителей за воспитание и

педагог-психолог

обучение детей

Шипилова Е.Н.,
социальный
педагог
Паращинец А.С.

Приглашение родителей

Повысить ответственность В

(законных представителей) на

родителей за воспитание и соответствии с руководители,

заседание Совета профилактики обучение детей

планом

Классные
социальный педагог
Паращинец А.С.

Проведение эффективной

Своевременная

информационно-

осведомленность

разъяснительной работы среди родителей (законных
родителей (законных

представителей) о порядке

представителей) выпускников о проведения процедуры
проведении ГИА

ГИА, итогового
собеседования, итогового
сочинения

Посещение семей

Выявить условия

В течение

Социальный

обучающихся, имеющих

проживания и

года

педагог

низкую

воспитанияв семье

учебную

Паращинец

мотивацию, неуспевающих и

А.С.,

слабоуспевающих

заместитель

обучающихся

директора по
ВР Кравченя
Л.Ю.

Приглашение родителей

Повысить ответственность В течение года Классные

(законных представителей) на

родителей за воспитание и

руководители,

уроки

обучение детей

заместитель
директора по УВР
Предко С.И.,
учителяпредметники

Направления и формы работы
с неуспевающим и слабоуспевающими обучающимися
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого
ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,
разнообразный, сложный материал, разбить его на отдельные информационные куски и
давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не заставлять отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному
материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику
позаниматься дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и
замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать уверенность в
своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
- Дифференцированный
использование

подход

соответствующих

к

обучению

предусматривает

дидактических материалов:

• специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
• карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

• карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми
разъяснениями, чертежами;
• карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
• карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий
- Дифференцированный подход на уроке и при выполнении домашних заданий.
• Облегчённый или средний (выбор варианта предоставляется учащемуся)
уровень трудности выполнения задания.
• Необходимая мера помощи педагога при выполнении заданий.
• Индивидуальные дифференцированные задания.
• Общие практические задания с указанием минимального количества задач и
примеров для обязательного выполнения.
- На занятиях с ребёнком:
• Стремиться к внешней занимательности
• Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки,
таблицы, схемы, план)
• Учить работать со словарями и другим справочным материалом
• Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
• Применять частую смену видов деятельности
• Многократно проговаривать и закреплять материал урока
• Стремиться к алгоритмизации деятельности
- Деятельность учителя на разных этапах урока с обучающимися, имеющими
низкую учебную мотивацию, неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися на
уроках :
На этапе актуализации знаний
• Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
• Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
• Предложение учащимся примерного плана ответа.
• Использование наводящих вопросов.
• Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть
явления.
• Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
На этапе освоения новых знаний
• Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
• Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими

степень понимания ими учебного материала.
• Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов,опытов и т.д.
• Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к
выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
На этапе закрепления
• Выбор

для

групп

слабоуспевающих наиболее

рациональной

системы

упражнений, а не механическое увеличение их числа.
• Более подробное объяснение последовательности выполнениязадания.
• Предупреждение

о

возможных

затруднениях,

использование

карточекконсультаций, карточек с направляющим планом действий.
• Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
• Напоминание приема и способа выполнения задания.
• Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к
их оформлению.
На этапе самостоятельной работы на уроке
• Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданияхряда простых.
• Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
• Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач,
упражнений.
• Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
• Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,
проверка, исправление.
На этапе формулировки домашнего задания
• Подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок.
• Проведение подробного инструктажа о порядке выполнения задания, о
возможных затруднениях.
• Даются задания на повторение материала, который потребуется для изучения
новой темы.
• Определяется объём, заданий и не допускается перегрузка учащихся.

Механизм управления программой работы с обучающимися, имеющими низкую
учебную мотивацию, неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися

Управление реализацией программы

предполагает

создание

специальной

организационной структуры для осуществления управленческих функций согласно
принятому распределению зон ответственности, в которую входят представители
субъектов образовательного процесса.
Директор школы

обеспечивает продвижение реализации программы, ведёт

диалог с членами коллектива в зоне их ответственности, создаёт условия для повышения
мотивации школьников. Осуществляет деятельность по финансовому обеспечению
реализации программы.
Педагогический совет рассматривает вопросы педагогического руководства
образовательной деятельностью, проведения промежуточной аттестации, определяет
условный перевод учащихся, имеющих академическую задолженность, решает вопросы
оставления на повторный год обучения.
Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе собирает и

анализирует информацию о результатах учебной деятельности школьников с низкой
учебной мотивацией, неуспевающих и слабоуспевающих обучающихся, определяет
совместно с методическими объединениями учителей ближайшие и перспективные цели
по

повышению

мотивации

школьников,

помогает

разработать

индивидуальные

образовательные траектории для учащихся с низкой мотивацией, неуспевающих и
слабоуспевающих обучающихся. Организует контроль за выполнением учебных планов,
программ.

Способствует

развитию

познавательных

потребностей,

способностей,

интеллектуального, духовного потенциала личности.
Заместитель директора по воспитательной работе создаёт педагогически
обоснованную

и

социально

значимую

систему

внеклассной

и

внешкольной

воспитательной работы, направленную на организацию здорового образа жизни,
профилактику асоциального поведения
саморазвитие

личности

учащегося.

детей

и подростков, самоопределение

Оказывает

методическую

помощь

и

классным

руководителям в организации воспитательной работы.
Методическое

объединение

школы

рассматривает

вопросы

повышения

учебной мотивации школьников на заседаниях, развивает творчество и инициативу
учителей по
улучшению качества образования, организует работу по самообразованию
учителей. Посещает учебные занятия в рамках предметных объединений и анализирует их
с целью выявления положительного опыта работы с низкомотивированными учащимися,
неуспевающими

и

слабоуспевающими

обучающимися.

Разрабатывает

дифференцированные контрольные работы для проведения промежуточной аттестации.
Анализирует результаты образовательной деятельности по повышению мотивации
школьников.
Педагог-психолог

осуществляет

диагностирование

уровня

мотивации

школьников, анализирует результаты, вырабатывает рекомендации, проводит тренинги
общения с учениками, родителями, педагогами, беседы, теоретические и практические
семинары, индивидуальные и групповые консультации.

Приложение 1 к Программе
работы с неуспевающими,
слабоуспевающими и низкомотивированными
обучающимися Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
на 2023/2024 учебный год

Индивидуальный план работы с неуспевающим обучающимся _____класса
______________________________________________________________
на ____четверть 2023/2024 учебного года

Дата:

Дата:

Дата:

Дата:

Тема:

Тема:

Тема:

Тема:

Вид контроля

Вид контроля

Вид контроля

Вид контроля

Дата:

Дата:

Дата:

Дата:

Тема:

Тема:

Тема:

Тема:

Вид контроля

Вид контроля

Вид контроля

Вид контроля

Дата:

Дата:

Дата:

Дата:

Тема:

Тема:

Тема:

Тема:

Вид контроля

Вид контроля

Вид контроля

Вид контроля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».