04.07.2024
ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний,
многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую
важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут
служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель,
которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения
не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не
ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в
жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в
школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы.
Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно
сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность
гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное
ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на
экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах
заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения
бланков тоже можно ознакомиться заранее.
Подготовка к экзамену требует достаточно
много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и
концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте
умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки
на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте
перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много
жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый
чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям» (см.
ниже).
Соблюдайте режим сна и отдыха. При
усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное — распределение повторений во
времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение
15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут
до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать
ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если
воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту
лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в
долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее,
постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ
обеспечит запоминание надолго.
Советы родителям
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику
прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих
детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться
с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача
родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не
мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие
взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему
о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию,
а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не
может.
Очень важно скорректировать ожидания
выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать
на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы,
которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто,
щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая),
и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем
ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения
очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную
стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно
индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень
активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью
или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии
родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать
свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при
необходимости доработать его), развить умения использовать собственные
интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин
предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное
ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков,
особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых
заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и
уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по
дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно
подсмотреть в разделе «Советы выпускникам»).
Обеспечьте своему выпускнику удобное место
для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и
полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д.
стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не
толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через
каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть
и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку
шоколадку… разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую
деятельность!
* Материалы подготовлены на основе книг
Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на
каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также
собственного родительского опыта.
Советы родителям детей с ОВЗ про ЕГЭ
Выпускники с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму
государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по
образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки
России от 24.12.2013 №1400).
Кто относится к выпускникам с
ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному Закону «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся
с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему
ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы
государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в
территориальную (окружную) ПМПК.
После получения соответствующего
заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной
итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать
и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в
которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной
итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять
Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет
наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.
Напоминаем, что заявление в школу с
перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 февраля
текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора
между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее
заключение ПМПК.
Не откладывайте обращение в ПМПК на
последние дни!
Особенности проведения ЕГЭ для выпускников
с ограниченными возможностями здоровья
Государственная итоговая аттестация
проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями
здоровья.
Это означает, что при проведении итоговой
аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей
здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение
продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального
оборудования и т.п.
Подробная информация о требованиях к
аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических
рекомендациях Рособрнадзора
Особенности проведения ГВЭ для выпускников
с ограниченными возможностями здоровья
Государственный выпускной экзамен
проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой
обучался выпускник.
На основании заключения ПМПК по
согласованию с родителями (законными представителями) образовательная
организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена
для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.
При проведении государственного выпускного
экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены:
увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа;
присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными
возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их
индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее
место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором;
возможность использования необходимых технических средств.
В продолжительность государственного
выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых
медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями
здоровья.
Поступление в вуз выпускников с
ограниченными возможностями здоровья
При поступлении в ВУЗы лица с
ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по
своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего
ограниченные возможности их здоровья.
Таким образом, заключение ПМПК необходимо
будет представить в приемную комиссию ВУЗа.
Выпускник с ограниченными возможностями
здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То
есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один
раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.
Выпускник с ограниченными возможностями
здоровья, который выбрал государственную итоговую аттестацию в форме
государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные
испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит
вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.
Обращаем Ваше внимание на то, что
заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной итоговой аттестации
(ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!