Волейбольный клуб

Рецензент:
(должность)
«

»

Ф.И.О.
(подпись)
20

г.

Согласовано: заместитель директора
(должность)
«

»

20

Кравченя Л.Ю.
(подпись)

.

г.

2

1.Комплекс основных характеристик Программы
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана на основании:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
федерации» № 273 от 29.12.2012 г. (в действующей редакции);
- Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями на
31.07.2020);
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
- Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России
до 2030 года»;
- Национального проекта «Образование» - Паспорт утверждён президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 № 16);
- Приказа Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
№ 996-р ;
- Концепции
развития
дополнительного
образования
детей,
утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.
№3;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
- Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в
Республике Крым" (с изменениями на 10.09.2019);
- Методических рекомендаций для педагогических работников и руководителей
образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности
(ГБОУ ДПО РК КРИППО 24 мая 2021 г);
3

- Устава
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения»
Емельяновская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района
Республики Крым (далее – МБОУ«Емельяновская СОШ»)»
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей,
приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована на развитие
компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического
применения
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на
открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной
игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде,
доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и,
естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное
напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий
волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности
ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального
благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса
психического и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся
основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростносиловых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению
здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность,
волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и
товарищами.
Стремление
превзойти
соперника
в
быстроте
действий,
изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных
на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности,
действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности,
возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и
групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех
вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий
эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у
обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями,
в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок,
волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами
эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его
информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с
большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается
гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного
образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении,
оздоровлении и поддержании функциональности организма.

4

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и
охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя
посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь,
делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь
увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство
физического воспитания и всестороннего физического развития.
Программа также направлена на пропаганду здорового образа жизни, который ведет
к профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.
Методика организации
тренировочного
процесса
строится
с
учётом
психофизических способностей учащихся.
Обучение в разновозрастных группах позволяет актуализировать ранее изученный
материал старшим учащимся, организовать опережающее обучение младших.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе
типовых программ прикладной направленности, с учетом использования различных
материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению
физкультурно-спортивной культуры детей. Программа предусматривает применение
в
образовательном
процессе
современных
педагогических
технологий,
способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной
деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
Педагогическая целесообразность
Программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей,
формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой
деятельности в области физической культуры и спорта. Педагогические приемы,
формы и методы обучения, определенные педагогом, направленны на формирование у
обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции
в коллективном процессе (команда), с одной стороны, и формировании
самодостаточного проявления всего спортивного потенциала при выполнении
индивидуальных приемов обучающегося, в соревновательной деятельности
формирования тактического мышления.
Адресат Программы – обучающиеся от 8 до 14 лет. В группу принимаются все
желающие, достигшие указанного возраста. Основание для зачисления: заявление
одного из родителей (законных представителей), согласие на обработку персональных
данных, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий по виду спорта.
Объем и срок освоения программы: 72ч., 36 недель, 1 год
Уровень программы - стартовый.
Формы обучения по Программе: очная.
Особенности
организации образовательного процесса. Занятия
проводятся
в
3-х разновозрастных группах постоянного состава.
Режим занятий: 72 часа в год, 2 раза в неделю по 2 часа, занятия по 45 минут

Количество в неделю

Уровень
Количество
освоения
рабочих
Дней
Год обучения недель

Число
и Часов
продолжительность
занятий в день

Количество
Занятий

в год
Часов

5

Стартовый
уровень
1 группа
Стартовый
уровень
1год 2 группа
Стартовый
уровень
1год 3 группа

36

2

1 по 45 мин

36

2

1 по 45 мин

36

2

1 по 45 мин

2

72

72

2

72

72

2

72

72

1.2.Цель и задачи Программы.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивые потребности к
регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими
основ игры в волейбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучить техническим приёмам и правилам игры;
- обучить тактическим действиям;
- обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при
самостоятельных занятиях;
- обучить овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие:
- развивать повышение технической и тактической подготовленности в
данном виде спорта;
- развивать совершенствование навыков и умений игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности
организма.
Воспитательные:
- воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в
коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным
видом спорта в свободное время;
-воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.
По уровню освоения программа стартовая, т.е. предполагает развитие и
совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование
различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора,
формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми,
так и с отстающими детьми.

1.3.Воспитательный потенциал программы:
Воспитательная работа в рамках программы «Волейбольный клуб» направлена на
6

знакомство учащихся с различными видами спорта; на формирование у учащихся навыков
здорового образа жизни, профилактики вредных привычек; на воспитание чувства
гордости, уважения и почитания символов Российской Федерации и Республики Крым:
Герба, Флага и другой российской символики; развитие доброжелательности в оценке
спортивных достижений товарищей и критическое отношение к своим достижениям.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию в различных акциях, спортивных мероприятиях и
соревнованиях, эстафетах , праздникам здоровья. проводимых к знаменательным и
историческим датам. Обучающиеся участвуют в просмотре спортивных соревнований
по волейболу, участвуют в просмотре видеоматериалов патриотической тематики,
олимпийских игр.
1.4.Содержание программы
Учебный план
1 группа обучения
№

Наименование раздела, темы

Учебные часов
Всего

1 Вводное занятие: инструктаж по 1
ТБ.
9
2 Общая физическая подготовка

Теория
1
1

Форма
Практика аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос
8
Сдача
нормативов,
Контроль
технических
действий
8
Контроль
технических
действий

3

Специальная физическая
подготовка

9

1

4

Техническая подготовка

17

1

16

Контроль
технических
действий

5

Тактическая
подготовка

8

1

7

Контроль
технических
действий

6

Интегральная подготовка

5

1

4

7

Учебные игры. Соревнования

21

1

20

8

Итоговое занятие.

2

1

1

72

8

64

Всего:

Контроль
технических
действий.
Соревнования
Фронтальный
опрос Сдача
контрольных
нормативов

7

Учебный план
2 группа обучения
№

Наименование раздела, темы

Учебные часов
Всего

1 Вводное занятие: инструктаж по 1
ТБ.
10
2 Общая физическая подготовка

Форма
Теория Практика аттестации/
контроля
0
Фронтальный
1
опрос
9
Сдача
1
нормативов,
Контроль
технических
действий
1
8
Контроль
технических
действий

3

Специальная физическая
подготовка

9

4

Техническая подготовка

16

1

15

Контроль
технических
действий

5

Тактическая подготовка

8

1

7

Контроль
технических
действий

6

Интегральная подготовка

5

1

4

7

Учебные игры. Соревнования

21

1

20

8

Итоговое занятие.

2

1

1

72

8

64

Всего:

Контроль
технических
действий.
Соревнования
Фронтальный
опрос Сдача
контрольных
нормативов

Учебный план
3 группа обучения
№

Наименование раздела, темы

Учебные часов
Всего

1 Вводное занятие.

1

Форма
Теория Практ аттестации/
контроля
ика
Фронтальный
1
опрос

8

2 Общая физическая подготовка

9

1

8

Сдача
нормативов,
Контроль
технических
действий
Контроль
технических
действий

3

Специальная физическая подготовка

9

1

8

4

Техническая подготовка

17

1

16

Контроль
технических
действий

5

Тактическая подготовка

8

1

7

Контроль
технических
действий

6

Интегральная подготовка

5

1

4

7

Учебные игры. Соревнования

21

4

17

8

Итоговое занятие.

2

1

1

72

11

61

Всего:

Контроль
технических
действий.
Соревнования
Фронтальный
опрос Сдача
контрольных
нормативов

Содержание
1-я группа обучения.
1.Вводное занятие: инструктаж по ТБ. – 1 ч.
Теория : 1 ч.
инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм
и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена
одежды и обуви при занятиях волейболом.
История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие
соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.
Первичная аттестация -Фронтальный опрос
Практика – 0 ч.
2.Общая физическая подготовка- 9 ч.
Теория: 1 ч. Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед
началом тренировки.
Практика: 8 ч.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой
скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с
доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук
и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со
9

скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические
упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Контроль технических действий, сдача нормативов
3.Специальная физическая подготовка- 9 ч.
Теория:1 ч.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи
мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих
ударов.
Практика:8 ч.
Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования.
Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции,
наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу
тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой,
разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с
ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое
выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным
мячом.Необходимые упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и
разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и
разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития
качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча
из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и
в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного
мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Контроль технических действий
4.Техническая подготовка -17 ч.
Теория:1 ч.
Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие
удары, блокирование.
Практика:16 ч.
Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное
положение для выполнения технического приема.
Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке) Нижняя
прямая подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача мяча.
Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прямой
нападающий удар. Одиночное блокирование.
Контроль технических действий
5.Тактическая подготовка – 8 ч.
Теория: 1 ч. Научить принимать правильное решение и быстро выполнить его в
различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений
немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими
игроками для достижения победы над противником.
Практика:7 ч.
Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым,
командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и
соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять
правильное решение, как действовать в данной ситуации. Обратить внимание на
расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой
игровой прием применить.
Контроль технических действий
10

6.Интегральная подготовка. – 5 ч.
Теория:1 ч. Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая,
техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности.
Практика: 4 ч. Упражнения для решения задач различных видов подготовки.
Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита,
защита-нападение, нападение- защита-нападение). Учебные игры с заданием по
технике и тактике игры. Игры с установками на игру.
7. Учебные игры. Соревнования.- 21 ч.
Теория: 1. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в
спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о
соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием,
смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии.
Методика судейства. Практика:20 ч.
Участие в внутри школьных соревнованиях, товарищеских матчах. Участие в
районных и городских соревнованиях.
Соревнования. Контроль технических действий
8. Итоговое занятие – 2 ч.
Теория:1 ч.
Знание правил игры в волейбол.
Практика:1 ч.
Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание
набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры в волейбол Подача
мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.
Итоговая аттестация: фронтальный опрос, сдача контрольных нормативов.
2-я группа обучения.
1.Вводное занятие–
1ч.
Теория:1 ч.
инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм
и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена
одежды и обуви при занятиях волейболом. История развитие волейбола. Закрепление
изученного ранее.
Первичная аттестация -Фронтальный опрос
Практика:0 ч.
2.Общая физическая подготовка – 10 ч.
Теория: 1 ч. Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед
началом тренировки.
Практика:9 ч.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой
скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые
упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием
предметов, прыжки через препятствие. Силовые упражнения: упражнения с
отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без
предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног
и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на
гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Контроль технических действий, сдача нормативов
11

3. Специальная физическая подготовка- 9 ч.
Теория:1 ч.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи
мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих
ударов.
Практика: 8 ч.
Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования.
Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции,
наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу
тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой,
разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с
ударом по мячу.Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое
выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным
мячом. Необходимые упражнения для выполнении приема и передач мяча. Сгибание
и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и
разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития
качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча
из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и
в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного
мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Контроль технических действий
4. Техническая подготовка – 16 ч.
Теория: 1 ч.Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи,
нападающие удары, блокирование.
Практика:15 ч.
Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное
положение для выполнения технического приема. Нападающий удар в прыжке,
нападающий удар в прыжке с разбега. Нападающий удар с переводом. Прием мяча
сверху двумя руками с падением и перекатом на спину. Передача мяча сверху двумя
руками вверх-вперед (в опорном прыжке). Нижняя прямая подача мяча. Верхняя
прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя
руками назад. Прием мяча отраженного от сетки. Групповое блокирование (двойной
блок).
Контроль технических действий
5. Тактическая подготовка- 8 ч.
Теория:1 ч.
Рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной
деятельности спортсменов для победы над соперником.
Практика:7 ч. Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным,
групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за
партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро
принять правильное решение, как действовать в данной ситуации. Обратить внимание
на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч,
какой игровой прием применить.
Контроль технических действий

12

6. Интегральная подготовка – 5 ч.
Теория: 1 ч. Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая,
техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности.
Практика:4 ч. Упражнения для решения задач различных видов подготовки.
Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита,
защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по
технике и тактике игры. Игры с установками на игру.
7. Учебные игры. Соревнования- 21 ч.
Теория: 1 ч.. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований
в спортивной
подготовке
юных
волейболистов.
Виды
соревнований.
Положение
о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с
выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской
коллегии. Методика судейства.
Практика:20 ч.
Проведение внутри школьных соревнований, товарищеских матчей. Участие в
районных и городских соревнованиях.
Соревнования.Контроль технических действий
8. Итоговое занятие- 2 ч.
Теория: 1 ч.Знание правил игры в волейбол.
Практика: 1 ч.Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в
высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по основам
технической подготовки в волейболе. Подача мяча верхняя и нижняя, передача
верхняя и нижняя, передача мяча в парах без потерь.
Итоговая аттестация: фронтальный опрос, сдача контрольных нормативов.
3 – я группа обучения.
1.Вводное занятие – 1 ч.
Теория: 1 ч. инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена.
Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом.
Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. История развитие
волейбола. Закрепление изученного ранее.
Первичная аттестация -Фронтальный опрос
Практика:0 ч.
2. Общая физическая подготовка – 9 ч.
Теория: 1 ч.
Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом
тренировки.
Практика:10 ч. Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный
бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие
упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с
разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. Силовые упражнения:
упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения:
упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения
для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами.
Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты,
кувырки, стойки.
Контроль технических действий, сдача нормативов
13

3. Специальная физическая подготовка – 9 ч.
Теория:1 ч. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема
и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих
ударов.
Практика:8 ч. Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация
блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты
реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений
по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со
скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в
сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и
резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с
набивным мячом. Необходимые упражнения для выполнении приема и передач мяча.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями,
сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх.
Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски
набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз
стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат).
Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Контроль технических действий
4. Техническая подготовка – 17 ч.
Теория: 1 ч.Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи,
нападающие удары, блокирование.
Практика: 16 ч.Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в
исходное положение для выполнения технического приема. Нападающий удар в
прыжке, нападающий удар в прыжке с разбега. Нападающий удар с переводом. Прием
мяча сверху двумя руками с падением и перекатом на спину. Передача мяча сверху
двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке). Нижняя прямая подача мяча.
Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча
двумя руками назад. Прием мяча отраженного от сетки. Групповое блокирование
(двойной блок).
Контроль технических действий
5.Тактическая подготовка – 8 ч.
Теория: 1 ч.Рациональное использование приемов игры, метод организации
соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником.
Практика:7 ч. Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным,
групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за
партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро
принять правильное решение, как действовать в данной ситуации. Обратить внимание
на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч,
какой игровой прием применить.
Контроль технических действий
6.Интегральная подготовка- 5 ч.
Теория: 1ч. Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая,
техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности.
Практика: 4 ч.Упражнения для решения задач различных видов подготовки.
Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита,
защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по
технике и тактике игры. Игры с установками на игру.
14

7.Учебные игры. Соревнования- 21 ч.
Теория: 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в
спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о
соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием,
смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии.
Методика судейства.
Практика:17 ч.Проведение внутри школьных соревнований, товарищеских матчей.
Участие в районных соревнованиях.
Соревнования. Контроль технических действий
8. Итоговое занятие – 2 ч.
Теория: 1 ч.Знание правил игры в волейбол.
Практика:1 ч. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в
высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по основам
технической подготовки в волейболе. Подача мяча верхняя и нижняя, передача
верхняя и нижняя, передача мяча в парах без потерь.
Итоговая аттестация: фронтальный опрос, сдача контрольных нормативов.
1.5.Планируемые результаты
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:






что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют
здоровье;
как правильно распределять свою физическую нагрузку;
правила игры в волейбол;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
правила проведения соревнований






проводить специальную разминку для волейболиста
овладеют основами техники волейбола;
овладеют основами судейства в волейболе;
вести счет;



уметь:

Разовьют следующие качества:
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;

улучшат общую выносливость организма к продолжительным
физическим нагрузкам;

повысятся адаптивные возможности организма - противостояние
условиям внешней среды стрессового характера;

коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств учащихся
(трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к
людям).
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий
(УУД).
15

Регулятивные УУД:

понимать задачи, поставленные педагогом;

знать технологическую последовательность выполнения работы;

правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:

научиться проявлять творческие способности;

развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:

научатся работать в коллективе;

проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты – формирование навыков игры в волейбол, применения
технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта
физкультурно- спортивной деятельности.

16

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНА
протокол заседания
педагогического совета
МБОУ«Емельяновская СОШ»
от ________ № __

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
МБОУ «Емельяновская СОШ»
«____»_________20__г.
_______Л.Ю.Кравченя

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Емельяновская СОШ»
__________С.Н.Петренко
Приказ № ___ от ________

Календарный учебный график
творческого объединения «_______________»
2022/2023 учебного года

17

Комплекс организационно-педагогических условий

2.

2.1 Календарный учебный график группы 1, 1й год обучения

Всего
часов

2 2 2 2

8

9

2 2

2

2

10

2

10

11 12 13 14

15 16

2

2

2 2 2

8

2

17

февраль

18 19 20 21 22

2 2

2

2

8

2

23

март
24

2 2

апрель

25

26

27 28

29

30

2

2

2

2

2

8

2

8

8

31

2

май
32

33

34 35

36

2

2

2

2

2

6

КТД

КТД

КТД

8

сдача нормативов.

8

январь

КТД

2

5 6 7

декабрь

фронтальный опрос,
сдача нормативов.

2 3 4

ноябрь

КТД

1

октябрь

Соревнования

сентябрь

Фронтальный опрос

Аттестация/
контроля

формы Кол-во часов в Кол-во часов в Недели
месяц (групп) неделю (групп) обучени

Месяц

Объём в 2022-2023 учебном году – 72 учебных часа

18

ноябрь

апрель

май

июнь

1

2 3

4

5 6

7

8

9

10

11

12

13

14

15 16

17

18 19

20 21

22

23

24

25

26

27 28

29

30

31

32

33

34 35

36

2

2 2

2

2 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Соревнования

октябрь

Календарный учебный график группы 2, 1й год обучения
декабрь
январь
февраль
март

КТД

сентябрь

2

8

8

КТД

8

2

КТД

8

8

2

6

8

8

фронтальный опрос,
сдача нормативов.

КТД

КТД

сдача нормативов.

10

ы
контроля опрос
Фронтальный

Аттестация/

Кол-во часов в Кол-во часов в Недели
форм месяц (групп) неделю (групп) обучени

Месяц

Всего Объём в 2022-2023 учебном году – 72 учебных часа
часов

19

ноябрь

апрель

май

1

2 3

4

5 6

7

8

9

10

11

12

13

14

15 16

17

18 19

20 21

22

23

24

25

26

27 28

29

30

31

32

33

34 35

36

2

2 2

2

2 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Соревнования

октябрь

Календарный учебный график группа 3, 1й год обучения
декабрь
январь
февраль
март

КТД

сентябрь

10

8

6

2

2

8

8

2

8

8

8
8

фронтальный опрос,
сдача нормативов.

КТД

КТД

КТД

КТД

сдача нормативов.

8

ы
контроля опрос
Фронтальный

Аттестация/

Кол-во часов в Кол-во часов в Недели
форм месяц (групп) неделю (групп) обучени

Месяц

Всего Объём в 2022-2023 учебном году – 72учебных часа
часов

20

2.2.Условия реализации Программы
Материально – техническое обеспечение программы
Для занятий по программе имеются:
спортивный школьный зал 9x18
универсальная спортивная площадка 18х36
спортивный инвентарь и оборудование:
1.
сетка волейбольная- 2 шт.
2.
стойки волейбольные
3.
гимнастическая стенка- 1 шт.
4.
гимнастические скамейки-2 шт.
5.
гимнастические маты-6 шт.
6.
скакалки- 5 шт.
7.
мячи набивные (масса 1кг)- 1 шт.
8.
мячи волейбольные – 25 шт.
9.
рулетка- 1шт.
Техническое оснащение





проектор;
экран;
видео – файлы;
компьютер.

Информационное обеспечение
https://www.sites.google.com/site/sportivnaaigravolejbol/poleznye-resursy
Кадровое обеспечение программы
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
высшее профессиональное образование. Педагогический стаж – 23 года.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в
соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации
программы возможна консультативная помощь психолога для выявления
скрытых способностей детей.

Методическое обеспечение программы:
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся
очно, допускается проведение занятий в дистанционном формате.
В курсе обучения применяются следующие методы:
В курсе обучения применяются следующие методы:
•
Словесный метод — описание, объяснение, рассказ, разбор, указание
Наглядный метод — практический - включающий в себя исполнение
заданных упражнений педагогом.
•
Репродуктивный метод демонстрация усвоенного материала:
исполнение заданной темы на итоговых занятиях.
•
Фронтальный метод
используется при освоении нового
материала в совместном одновременном исполнении упражнений и
комбинаций педагогом и обучающимися.
•
Групповой метод обучения, где ребята осваивают новую тему, занимаясь
изучением и отработкой новых упражнений.
• Наглядные методы: показ упражнений и техники волейбольных приёмов ,

использование учебных наглядных пособий, видеофильмы, DVD, слайды,
жестикуляции
• Практические методы: метод упражнений, метод разучивания по частям,
метод разучивания в целом , соревновательный метод, игровой метод,
непосредственная помощь тренера-преподавателя.
Форма организации образовательного процесса носит групповой
(теоретические занятия, работа в парах), индивидуальная работа, работа в
малых группах. При подготовке к соревнованиям допускается проведение
занятий по группам и индивидуально. Формы проведения занятий, как
правило, комбинированные: состоят из теоретической и практической
частей. Изучение материала проводится в форме диалога, рассказа, беседы,
показа, практического занятия. Так происходит усвоение необходимой
информации и закрепление навыков работы. Теоретический материал на
занятиях (теоретические занятия) дается с использованием беседы,
рассказа, диалога с детьми, комментариев педагога, просмотров
иллюстративного и видео материала, и закрепляется практическим освоением
тем (практические занятия — спортивная тренировка, игра). Так как программа
ориентирована на большой объем практических заданий, занятия включают
здоровье
сберегающие
технологии:
организационные
моменты,
проветривание помещения, перерывы, время для восстановления физических
сил.

Формы организации учебных занятий. Во время проведения
тренировочного занятия используются различные формы организации
деятельности учащихся: - групповая; - индивидуальная; - работа в малых
группах. Предполагается постепенное и ступенчатое усложнение
осваиваемого учебного материала при прохождении повторяющихся тем
учебного плана. - занятие (теоретическая часть (беседа, обсуждение игры,
демонстрация фото и видео материала) и практическая часть (в помещении
или на спортивной площадке: спортивная тренировка, игра); - практическое
занятие (сдача нормативов); - соревнования; - выезд с родителями на
показательные соревнования; - организация и выезд на летние
тренировочные сборы.
Педагог применяет следующие педагогические технологии:
- технология группового и индивидуального обучения;
- технология разноуровневого обучения;
- технология игрового обучения;
здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия зависит от его формы.
Спортивно-тренировочный урок (тренировка) ориентирует свое
содержание на совершенствование в избранном виде спорта, включает в
себя все виды подготовки футболистов. Спортивно-тренировочные уроки
разделяют по характеру решаемых задач на:
а) вводные уроки, которые обычно начинают учебный год или
тренировочный цикл и предполагают постановку учебно-тренировочных
задач подготовки на конкретный период;
б) уроки изучения нового материла. Основная задача их - ознакомить
обучающихся с новыми техническими и тактическими действиями;
в) уроки совершенствования, направленные на углубленное изучение
пройденного материала, развитие общих и специальных качеств (в т. ч. и
параллельно с совершенствованием технико-тактических действий);
г) контрольные уроки, которые содействуют подведению итогов. На них
могут проводиться прикидки или внутригрупповые соревнования;

д) комплексные уроки, включающие элементы уроков разных типов
(изучение нового материала, совершенствование ранее изученного,
развитие физических качеств, воспитание личностных качеств).
Соревновательные формы, образованные системой официальных и
неофициальных соревнований.
Алгоритм
учебного занятия:
1. Инструктаж по ТБ;
2. Постановка цели и задач;
3. Мотивация;
4. Изучение теоретического материала;
5. Практическая часть;
6. Рефлексия и контроль.
.
Дидактическое обеспечение программы





«Правила игры в волейбол».
Видеозаписи выступлений учащихся.
«Правила судейства в волейболе».
Регламент проведения турниров по волейболу различных уровней.


1.
2.
3.
4.
5.
6.

Основными техническими приемами игры в волейбол являются:
Стойки и перемещения.
Нижняя передача.
Подача.
Верхняя передача.
Нападающий удар.
Блокирование.


Перемещения
Упражнения:
1) бег с изменением направления, оббегание стоек, набивных мячей и других предметов вначале
на ограниченной площади, затем в пределах игровой площадки;
2) бег на 10-15 м по зрительному сигналу из раз-личных исходных положений (стойка
волейболиста, сидя, лёжа, лицом и спиной по направлению движения). Упражнения выполняют
шеренгами по 4-6 человек в каждой с заданием (например, из положения сидя боком по
направлению движения встать, принять стойку для приёма мяча снизу и передвигаться правым
боком приставными шагами, остановиться прыжком, сымитировать приём мяча снизу и спиной
вперёд возвратиться к стартовой линии в стойке для приёма мяча сверху);
3) учащиеся строятся в колонну по трое. По сигналу направляющие бегут к сетке,
останавливаются двойным шагом, имитируя приём подачи, нападающий удар, блокирование,
передачу. После имитации учащийся из колонны, стоящей в зоне 1 определённым способом
перемещается в колонну, стоящую в зоне 6; из зоны 6 — в зону 5; из зоны 5 — в зону 1. Все
перемещения выполняют с заданием (например, первый игрок в колонне перемещается
приставными шагами, второй — спиной вперёд, третий — правым боком вперёд, четвёртый —
прыжками боком и т. д.);
4) учащиеся располагаются в колонны на лицевой линии в зонах 1, 6 и 5, в зоне 3 на расстоянии 1
м друг от друга находятся трое учеников. В каждой колонне по одному набивному мячу (1 кг). По
сигналу каждый направляющий в колонне бежит 4 м, останавливается прыжком, выполняет
передачу мяча двумя руками сверху игроку в зону 3, получает обратно передачу из зоны 3,
поворачивается и делает передачу мяча двумя руками сверху следующему игроку в колонне, сам
возвращается в свою колонну и становится замыкающим;
5) из зоны 1 учащийся приставными шагами лицом вперёд по ломаной линии перемещается к

сетке через зоны 6, 5 и 2, имитируя в зоне 6 приём мяча двумя руками снизу, в зоне 5 — приём
мяча снизу левой рукой с перекатом через плечо, в зоне 2 — передачу мяча двумя руками сверху в
зону 4;
6) то же с заданием менять способ перемещения между зонами.
Передача мяча двумя руками сверху
Уверенное овладение навыками передач мяча двумя руками сверху обеспечивает на уроках
физкультуры решение многих задач: изучение тактических действий, нападающего удара,
блокирования и ведение двусторонней игры. В групповых упражнениях закрепляется умение
выполнения первых (после приёма подачи) и вторых (для выполнения нападающего удара)
передач мяча: с задней линии (из зон 6, 5, 1) в зону 3 или 2 — первые передачи; из зоны 3 в зону 4
или 2, стоя лицом или спиной к цели и из зоны 2 в зону 3 и 4 — вторые передачи. Перед тем, как
выполнить групповое упражнение с волейбольным мячом, его выполняют с набивным (1 кг),
иногда с баскетбольным мячом, так как он тяжелее волейбольного и легче набивного. Вследствие
этого упражнения выполняют медлен-нее, игроки лучше осознают и контролируют друг друга.
Упражнения:
1) приём мяча от соперника, первая и вторая передачи и отбивание через сетку. Игрок из зоны 6
передаёт мяч в зону 3, из зоны 3 в зону 4, откуда игрок направляет мяч через сетку в зону 6. На
другой стороне площадки выполняют такие же передачи, но из зоны 3 мяч передают в зону 2.
После передачи учащиеся переходят в ту колонну, куда они направляли мяч;
2) учащиеся расположены так же, как и в первом упражнении, только одна группа находится в
зоне 2, поэтому вторая передача из зоны 3 направляется туда;
3) передачи набивного мяча с 2 м в стену, сменяя друг друга при передаче. Расположение
учащихся такое же, как в первом упражнении, но игроки находятся ближе к зоне 5, поэтому
вторую передачу из зоны 3 выполняют в зону 2, стоя к ней спиной. Это же упражнение выполняют
в расстановке в зонах 1-3-4 (передачу выполняют, стоя спиной к зоне 4);
4) упражнение по характеру такое же, как предыдущее, но учащиеся располагаются в зонах 6, 2 и
3, первая передача из зоны 6 в зону 2, вторая — из зоны 2 в зону 3;
5) учащиеся располагаются в одну колонну, на-против которой стоит водящий. Он передаёт мяч
двумя руками сверху направляющему в колонне, который передачей в прыжке посылает мяч
водящему и уходит в конец колонны. После 3-4 серий передач необходимо заменить водящего;
6) учащиеся располагаются в круге, в середине — один или двое водящих, которые поочерёдно
посылают мяч стоящим в круге, те возвращают мяч обратно;
7) то же, но учащиеся движутся по кругу приставными шагами или прыжками;
8) учащиеся построены во встречных колоннах, передачи выполняют с места и в прыжке, меняясь
местами либо в своих колоннах, либо перебегая в противоположные. По мере улучшения
выполнения передач и приёмов можно провести в виде соревнований.
Приём мяча двумя руками снизу
Упражнения:
1) учащиеся выстраиваются в одну колонну, на-против располагается водящий, который посылает
мяч партнёру двумя руками сверху, а принимает мяч снизу. После 3-4 серий водящего заменяют;
2-5) то же, что в упражнениях 1-4 из раздела «Передача мяча двумя руками сверху», но мяч,
посланный через сетку, принимают двумя руками снизу и направляют к сетке в заданную зону;
6) в парах, один игрок после подбрасывания мяча ударом одной руки посылает мяч партнёру,
который принимает его двумя руками снизу. При этом одновременно улучшается приём двумя
руками снизу и нападающий удар (можно варьировать, направляя мяч в пол, точно игроку, левее
или правее, ближе или дальше и т. д.);
7) в парах, расстояние между игроками — 10-12 м. Один игрок посылает мяч верхней прямой
подачей, другой принимает двумя руками снизу;
8) то же, что в упражнениях 1, 2 из раздела «Передача мяча двумя руками сверху», но мяч через
сетку посылают нападающим ударом, а принимают на другой стороне площадки двумя руками
снизу.
Приём мяча снизу одной рукой с падением и перекатом в сторону на бедро и спину

Мяч принимают одной рукой: если правой, то падение и перекат в сторону на бедро и спину
выполняют вправо, если левой рукой — то влево. Используют гимнастические маты (это снимает
напряжение, вызванное боязнью удариться об пол локтём, коленом, плечом, спиной).
Упражнения:
1) имитация приёма: падение и перекат с места и после перемещения;
2) приём снизу мяча, наброшенного партнёром прямо, вправо, влево, ближе, дальше (приём с
отскоком назад);
3) приём мяча снизу одной рукой после выполнения других элементов по заданию учителя.
Подача мяча
В исходном положении учащиеся располагаются лицом к сетке. Удар по мячу производится
выпрямленной рукой в высшей точке над головой, ладонь открыта и напряжена, пальцы
сомкнуты. Не следует поощрять попыток учащихся прилагать максимальные усилия, главное
внимание следует сосредоточить на подбрасывании, замахе и согласованности движений.
Упражнения:
1) имитация подачи (обратить внимание на положение туловища и замах);
2) имитация подбрасывания и подбрасывание набивного и волейбольного мячей (строго
вертикально);
3) имитация подачи, стоя около стены (на стене нарисован мяч, сверху накладывается кусок
резины);
4) подача мяча, закреплённого в амортизаторе;
5) подача мяча, установленного в держателе;
6) подача мяча через сетку с расстояния 6 м;
7) подача мяча из-за лицевой линии;
8) подаче мяча на игрока, слабо владеющего приёмом, а также ближе к лицевой и боковым
линиям.
Нападающий удар
В нападающем ударе выделяют: разбег, прыжок и замах, удар по мячу, приземление. В разбеге
делают от одного до трех шагов. Для последнего шага характерна жёсткая постановка ноги на
пятку, вторую ногу приставляют с одновременным движением рук вперёд-вверх. При
отталкивании очень важно согласовать движение рук с разгибанием (резким и одновременным)
ног. Удар по мячу производят в высшей точке прыжка и обязательно прямой рукой. Приземление
должно быть мягким (ноги сгибаются пружинящим движением).
Упражнения:
1) броски набивного мяча из-за головы двумя руками в прыжке;
2) то же после спрыгивания с возвышения (вы-сотой до 40 см, например, с гимнастической
скамейки);
3) бросок через сетку теннисного мяча, отталкиваясь двумя ногами;
4) бросок теннисного мяча в прыжке с 1-3 шагов разбега через сетку (можно с попаданием в
определённые зоны на противоположной стороне площадки);
5) удары кистью по мячу «пол-стена» в пороло-новый мат, стоя на коленях (для закрепления
навыка удара в высшей точке);
6) нападающий удар по мячу, подбрасываемому партнёром, с места и с разбега;
7) нападающий удар по мячу, укреплённому на резиновом амортизаторе, стоя на месте, в прыжке с
места и с разбега;
8) нападающий удар по мячу, находящемуся в держателе;
9) нападающий удар из зоны 4 после передачи из зоны 3 (организация такая же, как в
упражнениях 1-4 раздела «Передача мяча двумя руками сверху»).
Основные причины неправильного нападающего удара: отталкивание одной ногой,
преждевременное выпрыгивание (когда пасующий ещё не сделал передачи), удар производится не
в самой верхней точке или удар согнутой рукой.
Блокирование
Суть блокирования состоит в том, чтобы свое¬временно поставить руки над сеткой на пути мяча.
Определив направление передачи для нападающего удара и положение нападающего,
блокирующий выбирает место для отталкивания, продолжая наблюдать за направлением разбега

нападающего. Отталкивание производят так, чтобы в момент удара нападающего по мячу ладони
блокирующего были как можно выше над сеткой, выполняя при этом характерное движение
кистями навстречу мячу (касание мяча происходит на стороне нападающего).
Упражнения:
1) прыжки толчком двумя ногами с места с имитацией блока;
2) прыжки толчком двумя ногами, располагаясь в парах по обе стороны сетки, с передвижением
приставными шагами и хлопком в ладоши друг друга;
3) прыжки с места и с разбега в 1-2 шага с доставанием подвешенного набивного мяча;
4) блокирование, стоя на гимнастической скамейке, руки над сеткой. Нападающий бросает мяч в
прыжке двумя руками;
5) блокирование с места в прыжке нападающего удара по мячу, находящемуся в держателе;
6) блокирование, стоя на гимнастической скамейке, нападающего удара по мячу, подброшенному
партнёром.
Учебная игра
Задания:
1) подавать мяч в определённую зону или на определённого игрока;
2) при приёме мяча направлять его точно в зону 3 или 2;
3) вторую передачу направлять в зону 4 или 2, стоя лицом или спиной к нападающему;
4) игрок зоны 6 располагается ближе к сетке (построение «углом вперёд») и страхует при
блокировании или играет в защите, если нападающий удар не производится.
Учебную игру можно проводить на двух или четырёх площадках (натягивается сетка вдоль зала),
чтобы задействовать как можно больше учащихся одновременно.
Учащиеся, в данный момент не участвующие в игре, по заданию учителя выполняют различные
упражнения с волейбольными или набивными мячами, прыжковые упражнения, упражнения для
закрепления техники отдельных элементов, обще-развивающие упражнения.
2.3.Формы аттестации/контроля
Программа предусматривает беседу, фронтальный опрос, сдачу нормативов, контроль
технических действий, соревнование В начале и в конце года проводится сдача нормативов.
Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля технических действий в
течение всего учебного года. Она предусматривает раз в каждом разделе контроль
технических действий- по общей и специальной физической подготовке, тактической,
интегральной подготовке а также участие в соревнованиях школьных и районных по
волейболу.
Способы проверки ЗУН учащихся:
 начальная диагностика;
 промежуточная диагностика;
 итоговая аттестация.
Формы подведения итогов программы: фронтальный опрос, динамика
изменения показателей технических действий и физической подготовленности ;

2.4. Список литературы:
рекомендуемый для педагога для успешного усвоения данной программы


























1. Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.:
Физкультура и спорт, 2005. - 144 с.
2. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.:
Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.
3. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., 2002. - 368 с.
4. Волейбол: Учебник для вузов ФК./ Под ред. Клещева Ю.Н., Айриянца А.Г. - 3е изд., испр., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 270 с.
5. Волейбол: Учебная программа для детско-юношеских школ олимпийского
резерва. - М., 2005. - 112 с.
6. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М., 1988. 192 с.
7. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической
культуры. - http://www.sportlib.ru.
8. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства /Под ред.
Ю.В. Питерцева. - М., 1998. - 144 с.
9. Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. - М.,
1981. - 152 с.
10. Ивойлов А.В. Волейбол. Учебное пособие для студентов факультетов физ.
воспитания педагогических институтов. - Минск, «Вышейш. Школа», 1974. - 288
с.
11. Лопатченко Н.М., Троицкая Л.П., Ширямов С.И. Обучение студентов
волейболу в Томском государственном университете.: Учебное пособие. - Томск,
1996. - 64 с.
12. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.:Астрель: АСТ,
2006. - 863 с.
13. Платонов В. Моя профессия - игра. Книга тренера. - СПб., Издательство
«Русско - Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2007. - 280 с.
14. Современный волейбол. Тренировка. Управление. Тенденции./Проект:
тренерская комиссия ВФВ представляет: выпуск № 1, - М., 2008. - 32 с.
15. Спортивные игры: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед../Под ред.
Ковалева В.Д. - М., Просвещение, 1988. - 304 с.
16. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед.
учеб. завед../Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М - М., 2001. - 520 с.
17. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для
студ. высш. пед. учеб. завед../Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М - М.,
2004. - 400 с.
18. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. М., 2002. - 480 с.
19. Чехов О. Основы волейбола. - М., Физкультура и спорт, 1979. - 168с.
20. Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол: Методическое пособие для
студентов ФФК. - М., ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007. - 56 с.

Список литературы, рекомендуемый обучающимся для успешного усвоения
данной программы



«300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию» И.А.
Гуревич, Минск 2004 год.



Учебник «Физическая культура в школе» 2-4; 5-9 класс Лях, Зданевич



Клещев Ю., Фурманов А. Юный волейболист: [Учебник]

Список литературы, рекомендуемый родителям для успешного усвоения данной
программы


журналы «Физкультура в школе».



комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы. В.И. Лях
А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г.



примерная рабочая программа по физической культуре В. И. Лях М. Просвещение,
2011г.



программы «Организация работы спортивных секций в школе» А. Н. Каинов 2014г.



Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.:
Просвещение, 1976.

Приложение 1.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
При оценивании достижений учитываются индивидуальные возможности, уровень
физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат
выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания,
нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры
движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже
предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
-положение тела при приёме мяча принято неправильно
-расположение кистей при приеме двумя сверху принято с нарушением ТБ
-движение рук и ног при приеме двумя снизу выполнено с ошибками.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и
результат выполнения упражнения.
Характеристика критерий оценки (отметки)
Высокий уровень выставляется за
качественное выполнение упражнений,
допускается наличие мелких ошибок.
Достаточный уровень выставляется, если допущено не более одной значительной
ошибки и несколько мелких.
Средний уровень выставляется, если допущены две значительные ошибки и
несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Низкий уровень
выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной
невыполнения является наличие грубых ошибок.
Оценочные материалы
По результатам выполнения заданий определяются следующие уровни знаний,
умений, навыков:
1. Челночный бег:
12, и менее - 5 баллов
12,1-12,6 - 4 балла
12,7-13,2 - 3 балла
13,3-13,8 - 2 балла
13,9 и более - 1 балл
2. Прыжок в длину:
150 и более - 5 баллов
141 -149 - 4 балла
131 -148 - 3 балла
121 -130 - 2 балла
120меньше - 1 балл
3. Подтягивание на перекладине, кол-во раз:
8 и более - 5баллов

6-7 – 4 балла
4-5 – 3 балла
2-3 – 2 балла
1-0 – 1 балл
4. Бег 30м:
7,6 и менее - 5 баллов
7,7 -8,1 - 4 балла
8,2 -8,6 - 3 балла
8,7 -9,1 - 2балла
9,2 -9,6 - 1 балл
Критерии оценивания знаний, умений и навыков
(по итогам первичной, промежуточной, итоговой аттестации)
№
п\п

Фамилия,
имя

Зад.
1

от 0 до 1,9- низкий уровень
от 2,0 до 3,9- средний уровень
от 4,0 до 5 – высокий уровень

Зад.
2

Зад.
3

Зад.
4

Общий Средний Уровень
балл
балл

Приложение 2.
Методические материалы
Методика подготовки начинающих волейболистов
При обучении начинающих элементам волейбола необходимо:
начинать с простейших упражнений для овладения основными приемами игры,
предотвращать ситуации, вызывающие у игроков болезненные ощущения, подбирая
условия выполнения упражнений, соответствующие их физическим и психологическим
возможностям,
 исключать введение сложных игровых ситуаций без освоения подводящих упражнений,
 вводить большинство начальных игровых ситуаций сразу после освоения занимающимися
техники передачи и подачи.
Упражнения с мячом для развития специальной ловкости
1. Вращение мяча вокруг туловища, вокруг и между ног (восьмерка).
2. Дриблинг одной и двумя руками с продвижением различными
способами (лицом, спиной, боком приставными и скрестными
шагами, в приседе, прыжками и т.д.), или катить мяч.
3. Броски и ловля мяча одной и двумя руками (стоя, в приседе, в
прыжке), на месте и после перемещения различными способами.
4. Броски мяча из-за спины и ловля за спиной одной и двумя руками.
5. Перемещения и повороты с мячом, зажатым между ног.
6. Боковые перекаты, лежа с мячом в вытянутых руках или зажатым
между ног.
7. Перекаты бедра - живот - грудь с прогнутой
спиной в положении лежа на животе (мяч в
руках).
8. Удержание наклона сидя с мячом в
вытянутых руках. Примечание: упражнения 1
и 2 после освоения выполняются без
зрительного контроля.
9. Броски мяча партнеру одной и двумя руками
снизу, сверху, от груди из различных
исходных положений (лицом к партнеру,
спиной, боком), стоя, сидя, в прыжке, в
приседе.
10. Сочетание бросков и ловли мяча с
перемещением по площадке одного или
обоих игроков.
11. Поймать мяч в прыжке и до приземления бросить партнеру.
12. Бросить мяч партнеру с последующим падением вперед в упор на руки.
13. Передавать мяч партнеру:
 с закручиванием туловища в одну или разные стороны,
 между ног и над головой.
Подготовительные упражнения для развития физических качеств начинающих
волейболистов
Многократные повторения физических упражнений, необходимых для создания
прочных навыков, нередко
вызывают
у
юных
спортсменок



своеобразный психологический
«застой»,
утомление,
потерю
интереса к
занятиям. Включение в занятия подвижных игр и эстафет повышает эмоциональное
состояние, благоприятно влияет им восстановление работоспособности, улучшает
координацию, точность движений и развивает физические качества, необходимые дли
игры в волейбол.
Комплекс упражнений, используемый при прохождении учебного материала по
волейболу
Комплекс 1.
1. Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180
градусов и повторением упражнения;
2. Верхняя передача волейбольного мяча в стену на высоту
2,5-3,0 м.
3. В низком приседе прыжки с продвижением вперед;
4. Стоя 1 м. от стены, переход в упор на пальцах о стену с
последующим отталкиванием и возвращением в исходное
положение;
5. Стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись руками
за рейку на уровне плеч, прогибание в грудном отделе
позвоночника с отведением рук вверх-назад за счет
поочередного выпада вперед;
6. Подбрасывание волейбольного мяча одной рукой над
головой, затем верхняя подача в стену другой рукой с
последующей ловлей мяча и повторением упражнения;
7. Стоя, руки за головой, сед, перекат назад на спину с
последующим возвращением в исходное положение;
8. Нижняя передача волейбольного мяча в стену;
9. Из о.с., не отрывая ног от пола и не сгибая коленей, упор
стоя, переход в упор лежа с последующим возвращением
в исходное положение.
10. Верхняя подача над головой стоя на месте и во время
передвижения по площадке.
Комплекс 2. С элементами волейбола
1. Присед – прыжки вперед на двух ногах;
2. Броски теннисного мяча в баскетбольный щит с 8-10 м. –
ловля мяча после отскока;
3. Прием мяча над головой, стоя на месте;
4. Стоя – упор присев, не отрывая стоп от пола – упор лежа;
5. Прием мяча, отскочившего от стены с расстояния 2-3 метра;
6. Лежа на груди – перебрасывание теннисного мяча из рук в руки;
7. Стоя – прыжок на скамейку толчком двух ног – соскок;
8. Стоя, руки на плечах – сед согнувшись – лежа на спине;
9. Стоя ноги врозь – растягивание эспандера в стороны;
10. Броски мяча из-за головы в стену – ловля двумя руками или броски мяча низом;
11. Стоя у стенки с опорой на руки – бег на месте, высоко поднимая бедро;
12. Стоя спиной к стенке, взяться за перекладину, согнув руки – выпады вперед;
13. Прием и передача мяча ударом о стену в приседе;
14. Стоя у стены в упоре руками – отталкивание ладонями от стены;
15. Надавливание одной рукой на мини эспандер.

2.
Комплекс 3. Для рук и плечевого пояса
1. И.п. упор лежа бедрами на скамейке с опорой рук о пол. Сгибать и
разгибать руки, касаясь грудью пола;
2. То же, но с опорой голенью о скамейку;
3. То же, но с опорой носками на скамейку.
4. И.п. упор лежа с опорой бедром о скамейку. Последовательное
раздвижение рук в стороны с последующим возвращением в
исходное положение;
5. То же, но упор лежа на полу;
6. То же, но упор лежа на
полу, носки ног на скамейке.

Комплекс 4. Для разгибателей туловища
1. И.п. ноги на ширине плеч внизу. В быстром темпе наклонится
вперед до горизонтального положения, руки прямые вверху,
вовремя наклона спина прямая, смотреть вперед.
2. То же, но с набивным мячом весом 2-3 кг. внизу.
3. То же, но с гантелями 5 кг. внизу.
4. И.п. упор сидя сзади. Ноги вместе. В быстром темпе переход из
упора сидя в упор сзади с заведением головы назад и пригибаниям в
пояснице.
5. То же, но с дополнительным отягощением, монтажным поясом,
весом 3 кг.
6. То же, но с монтажным поясом весом 5 кг.

Комплекс 5. Скоростно-силовые качества
1. И.п. ноги на ширине плеч, руки произвольно. Прыжки вверх толчком
двух ног с доставанием баскетбольного щита;
2. И.п. в шаге, правая (левая) впереди. С разбега толчком обеих ног
прыжок вверх с доставанием баскетбольного
щита;
3. То же, но с разбега махом;
4. И.п. стоять боком, правая (левая) нога на
скамейке. Продвижение вперед наступаем на
скамейку, выталкиванием вверх и полным
выпрямлением вверх и полным выпрямлением толчковой ноги. При
повторении менять толчковую ногу.
5. То же, но в руках гантели весом 2-3 кг.
6. То же, но в руках гантели весом 3-5 кг.

7. И.п. основная стойка в середине лежащего обруча. Прыжки из круга в различных
направлениях;
8. То же, но набивной мяч весом 1 кг. впереди;
9. То же, но в руках гантели весом 2-3 кг.
Подвижные игры на развитие силы
Подвижные игры.
«Тяни в круг». Играющие встают с внешней стороны круга, держась за руки. По сигналу
тренера (учителя) все двигаются по кругу, затем по сигналу останавливаются и стараются
втянуть за черту круга своих соседей, не разъединяя рук. Игрок, попавший в круг
хотя бы одной ногой, выбывает из игры.
«Переноска раненых». Две команды, в каждой треть игроков — «раненые». Команды
по сигналу переносят своих «раненых» в условное место. Кто быстрее, тот победитель.
«Бой всадников». В двух командах игроки разбиты на пары. «Всадники» на плечах
«коней». Команды лицом друг к другу у линии. По сигналу каждым «всадник» пытается
стащить своего соперника с «коня» на землю. По времени, игроки меняются ролями.
Победитель — большее число побед в поединках.
Специальные упражнения.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (варианты: одна кисть на другой; поочередное
сгибание рук; с поочередным поднимание ног; с опорой на пальцы).
2. В упоре лежа поочередное поднимание рук вверх (варианты: одновременное поднимание
руки и разноименной ноги вверх).
3. В упоре лежа «переступанием» на руках описать круг — «циркуль».
4. В упоре сидя сзади передвижение во всех направлениях.
5. В висе подтягивание (хват — прямой, обратный, скрестный, узкий, широкий).
6. Подъем в висе на руках по наклонной лестнице.
7. Подтягивание гантелей к подбородку.
8. Руки с гантелями наверху - сгибая руки в локтях опускать гантели за голову.
1. Руки с гантелями впереди — развод, свод рук.
2. Выталкивание набивного мяча вверх двумя руками.
11.Бросок набивного мяч между ног назад.
12.То же, но бросок мяча между ног назад-вверх, поймать перед грудью.
13.Лежа на спине руки в стороны, ноги вместе — поднять ноги вверх и опустить их влевовправо.
14.Сидя на полу руки в стороны, (или упор сзади) — упражнение «ножницы».
15.Сидя на полу руки за головой, ноги держит партнер — наклоны в стороны, касаясь
локтями пола.
1. В выпаде в сторонy перенос тяжести тела с одной ноги на другую.
2. Бег по лестнице вверх-вниз.
18.Передвижение в положении приседа.
19. Передвижение прыжками в сторону с ноги на ногу (коньковый шаг).
20.Тройные прыжки в длину толчком, одной-двумя ногами.
1. Прыжки на одной, двух ногах на матах, на песке, на воде.
2. Бег на месте, преодоления сопротивление резиновой тяги.
3. Бег в упоре руками на мат.
Подвижные игры на быстроту реакции и ловкость
Подвижные игры.
«Выбей мяч». Две команды в колонax лицом друг к другу. Между ними проводится
линия. Расстояние между шеренгами — 1,5 м. Игроки первой команды каждый по три

раза выставляют вперед руки с мячом за линию и быстро убирают, чтобы игроки второй
команды не успели выбить мяч. Побеждает команда, набравшая больше всего очков.
«Слушай сигнал». Группа идет по залу в колонне по одному. Внезапно подается сигнал:
один свисток — прыжок вверх; два свистка — рывок вперед; три свистка — имитация
передачи мяча. Ошибающиеся выбывают из игры.
«Подхвати палку». В парах лицом друг к другу. Расстояние между игроками — 2 м, у
каждого игрока поставленная вертикально и накрытая сверху ладонью гимнастическая
палка с правой стороны от игрока. По сигналу игроки каждой пары должны поменяться
местами и обменяться палками, не уронив их на пол. В противном случае оба игрока
выбывают из игры. Через каждые 3-4 попытки расстояние между игроками увеличивается
на 20-30 см.
«Передал - садись». Две колонны одна от другой на 3-4 м, расстояние между игроками длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами в 6-5 м — круги, в которые встают с
мячами в руках капитаны команд. По сигналу игроки в кругах передают мяч первым
игрокам в колоннах, те возвращают мяч обратно и сразу принимают упор присев. Далее
такие же действия совершает второй, третий и т.д. игрок. Когда последний в команде
игрок отдает капитану мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Кто
быстрее.
«Выбей шайбу». Расстояние между двумя кругами (диаметр 1 м) — длина
гимнастической палки. В центре каждого круга лежит шайба (теннисный мяч). Игроки с
палками за пределами круга. По сигналу каждый игрок пытается выбить шайбу
противника, защитив свою. Входить в круг запрещено.
«Землемеры». Расстояние между стартом и финишем — 10-15 м, два игрока имеют в
руках по гимнастической палке. По сигналу они устремляются к финишу, измеряя расстояние палкой, кладя ее на пол. Кто быстрее и точнее.
«Вокруг стульев». Длина шнура 3-5 м, над концами шнура ставят два стула (спинками
друг к другу), на которые садятся игроки. По сигналу игроки обегают стул соперника,
садятся на свой стул и выдергивают из-под него шнур. Кто быстрее.
«Мяч в воздухе». Команды располагаются в кругах, входящий – в центре. Подбросив
мяч, он отбивает его любому игроку стоящему в круге. Тот отбивает мяч ладонями или
пальцами кому-либо из играющих или водящему, который в свою очередь отдает мяч
дальше. Задача игроков – не дать мячу коснуться земли, как можно дольше продержать
его в воздухе. Как только мяч коснется земли, водящего заменяет игрок, сделавший
ошибку, а водящий становится на его место. Нельзя касаться мяча больше одного раза.
Мяч разрешается отбивать головой и плечом так же, как и кистью. Побеждает команда,
дольше удерживавшая мяч и сделавшая меньше замен водящих.
«Мяч над веревкой» каждая команда старается перебросить мяч через сетку или веревку
на площадку соперников так, чтобы он коснулся площадки, и одновременно не допустить
этого на своей стороне. Игрок, поймавший мяч, должен бросить его обратно или передать
партнеру. За каждую ошибку соперники получают очко. После этого мяч снова
разыгрывается. Ошибкой считается падение мяча, касание его площадки, положение мяча
«вне игры», попадание в веревку или проброс под ней, выход игрока за линию площадки.
Попадание мячом в сетку ошибкой не считается. Игра продолжается определенное время
(5-10 мин) или до условленного количества очков. Побеждает команда, набравшая больше
очков.

Приложение 3.
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волейбольный клуб» 1 группа
№
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
администрацией
(подпись)

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волейбольный клуб» 2 группа
№
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
администрацией
(подпись)

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волейбольный клуб» 3 группа
№
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
администрацией
(подпись)

Приложение 4

План воспитательной работы
Название объединения «Волейбольный клуб»

№

1
2
1
2

1
2
3
4

1

Наименование
мероприятия

Период проведения

Форма проведения

Гражданско-патриотическая воспитание
Соревнования по ГТО
Март
Соревнования, сдача
нормативов
Май
Экскурсия выходного дня
акции, соревнования,
выставка
Культурологическая воспитание, личностно-волевое
Октябрь
Праздник- соревнование
Спортивный праздник
«день здоровья»
Конкурс «СпортАпрель- май
акция
альтернатива пагубным
привычкам.»
Физическая воспитание, экологическая воспитание
Сентябрь-октябрь
соревнование.
Соревнование
«веселые старты»
Ноябрь
Соревнования по волейболу
соревнование
между классами
Декабрь
Соревнования по
соревнование
пионерболу между
классами
Январь
Соревнования по
соревнование
баскетболу по упрощённым
правилам между классами
Духовно-нравственное воспитание
Конкурсная программа
Сентябрь-октябрь
Соревнование
«папа, мама, я –
волейбольная семь- я»

Рецензия
на общеобразовательную общеразвивающую программу дополнительного
образования «Волейбольный клуб» Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Емельяновская средняя общеобразовательная
школа»
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования
«Волейбольный клуб» - программа физкультурно-спортивного направления. Программа
предназначена для работы с обучающимися младшего, среднего и старшего школьного
возраста (7-17 лет). Программа рассчитана на 72 часа для каждой из 3-х групп. Срок
реализации программы – 1 год.
Данная программа соответствует требованиям дополнительного образования, является
составной частью общей системы привлечения обучающихся к физической активности,
здоровому образу жизни и спорту. Цели, задачи, результаты программы, ориентированы
на возрастные особенности обучающихся. В программе приведены механизмы контроля
за промежуточными и конечными результатами.
Материал программы изложен грамотно, в соответствии с рекомендациями и
требованиями к содержанию и оформлению программ. Отмечается логика,
последовательность овладения знаниями, двигательными навыками и умениями.
Программа «Волейбольный клуб» содержит следующие разделы:
-Пояснительная записка включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
обоснование программы, в котором отражена актуальность, новизна, отличительные
особенности программы; цели и задачи, условия реализации программы, основные
методы и формы
занятий, планируемые результаты, методическое обеспечение
программы, формы аттестации / контроля.
-Содержание
программы представленно на весь период реализации программы
календарно-тематическим планированием на год, с указанием распределения часов по
разделам и темам занятий, указанием общего количества часов, с разбивкой на
теоретические и практические занятия. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по
темам в соответствии с тематическим планом.
-Список литературы в помощь обучающимся для усвоения программы достаточно полный
и доступный.
Предложенная программа актуальна, цели и задачи являются социально и личностно
значимыми. Учитывая возрастную группу обучающихся, программа предполагает
применение изученных навыков и умений в реальных мероприятиях как школьной, так и
внешкольной локациях. Программа носит целостный характер, выделены структурные
части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели и задачи и
способы их достижения.
Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа,
разработанная педагогом дополнительного образования МБОУ «Емельяновская СОШ»
Подгибайловым С.Н. соответствует требованиям и может быть реализована в системе
дополнительного образования.
Рецензент:
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории_____________________ О.В.Дёмина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».