Рабочая программа по родной литературе 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емельяновская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым
(МБОУ «Емельяновская СОШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей старших классов
Протокол № 1 от 25.08.2023
Руководитель МО _____

СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
Предко С.И.
«30» августа 2023 г.

Воронова И.Н.

УТВЕРЖДЕНА
Директор
Петренко С.Н.
от 30.08. 2023 г.
Приказ № 267

Рабочая программа
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
для 11 класса
среднего общего образования
Количество часов за год - 34:
в 11 классе – 68 часа (1 час в неделю).
Учитель: Воронова Ирина Николаевна
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в
редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года
№732)
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 371.
Срок реализации: 1 года

с. Емельяновка, 2023 г.

Пояснительная записка
Программа

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. 413 (в
редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 года
№732)
Данная рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе
среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 371.
Изучение данного предмета обусловлено актуальностью и востребованностью
темы, необходимостью систематизировать знания по литературному краеведению, а также
спецификой Крыма как многонационального региона. Предлагается изучение творчества
не только русских, но и крымскотатарских, украинских писателей, зарубежных авторов.
Значительна роль данного предмета в деле толерантного и патриотического воспитания
молодежи. Конечная цель этой многогранной работы - вырастить человека, влюбленного в
свою "малую" родину.
Программа предмета рассчитана на учащихся 11 класса. Главные принципы, на
которых строится программа, - системность и доступность, связь искусства и литературы
с жизнью, историзм.
Программа предполагает параллельное и углубленное изучение отдельных тем в
рамках школьного предмета «Литература», вместе с тем она включает в себя материалы,
не содержащиеся в базовых программах, и тем самым расширяет, углубляет знания
учащихся по

литературе. Программа предмета включает в себя произведения

художественной литературы, историко-литературные сведения. Данная программа имеет
и практическую направленность, что позволяет учащимся углубить знания по вопросам
теории литературы, анализа художественного произведения, способствует развитию
речевой культуры. Также данная программа носит и прикладной характер, так как
предполагает проведение экскурсий, связанных с поиском материалов, написанием
исследовательских работ.
Программа носит интегративный характер, в программе предусмотрена связь с
учебными предметами и курсами: историей, географией и другими. Краеведческий
подход с использованием межпредметных связей способствует формированию у
школьников активной гражданской позиции и расширяет представление обучающихся о
своем регионе.

Основные цели предмета:
-

образовательная, которая достигается путем ознакомления учащихся с творчеством

писателей, чья судьба и творческий путь пересеклись с Крымом;
-

воспитательная, которая достигается путем повышения интереса к местному

литературному

материалу,

стимулирования

творческой,

поисковой

деятельности

учащихся.
Образовательные задачи:


формирование у учащихся

знаний и умений, обеспечивающих усвоение

культурных ценностей края;


расширение кругозора учащихся;



закрепление умений и навыков анализа художественного произведения;



формирование навыков аналитической и исследовательской деятельности;



закрепление умения работать с дополнительной литературой, Интернет –
ресурсами.

Развивающие задачи:


активизация познавательной деятельности учащихся;



развитие

у

учащихся

художественно-творческих способностей,

образного

мышления, эстетического вкуса;


совершенствование

общеучебных,

интеллектуальных,

коммуникативных

и

общекультурных навыков.
Воспитательные задачи:


развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему
краю;



формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;



создание ситуации успеха каждого ученика и совместной работы коллектива в
целом;



формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и
социально-ответственного поведения в ней.

Срок реализации программы - 1 год.
Для реализации программы могут быть использованы следующие методы:
- словесный метод – беседа, лекция, объяснение;

- наглядный метод – фото и видеоматериалы, карты, схемы, презентации и т.д.;
- репродуктивный метод- повторение, закрепление, обобщение материала;
- эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.
- исследовательский метод- исследование, изучение документов, их описание, создание и
защита проектов.
В зависимости от содержания занятий форма работы может быть:
- лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);
- семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
- экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);
- научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа
над литературой, подготовка докладов, исследовательских работ и т. д.);
- литературно-творческой (написание эссе, путевых заметок, очерков и т.д.);
- оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению,
оформление выставки, создание литературной карты, литературно-краеведческого
кабинета, школьного музея и т. д.;
- организаторско

- массовой

(проведение литературно-музыкальных вечеров

на

краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями,
проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов и т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся должны
знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты биографии изучаемых авторов.
уметь:
- воспроизводить содержание изученных литературных произведений;
- анализировать художественные произведения и давать собственную интерпретацию;
- давать развернутый ответ на вопрос, подготовить рассказ о литературном герое;
- свободно владеть монологической и диалогической речью в процессе беседы,
сообщений, докладов;
-уметь грамотно высказать и обосновать своё отношение к прочитанному, выступать с
докладами и сообщениями, писать отзыв;
-

находить информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе

(справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).

Содержание предмета
11 класс
Введение.
Литературное краеведение как комплексная наука. Важность и целесообразность курса.
Легенды Крыма.
Легенды народов, населяющих Крым. Богатство сюжетов и

тематика

легенд,

общность идеалов у разных народов, отражение в легендах лучших человеческих качеств.
Крымскотатарские легенды. Истории об Амет акае, пренебрежение условностями,
принятыми в обществе, отрицание шаблонной системы мышления. Литературные легенды.
Осман Акчокраклы «Мавзолей Ненкенджан ханым». Поэтичность легенды. Крымская
топонимика, отраженная в легендах.
Крым в творчестве поэтов и писателей ХYIII – ХIХ в.в.
Поэты пушкинской лиры в Тавриде
(обзор)
Поэты - современники А.С. Пушкина в Крыму. Романтическое восприятие красоты
крымской природы.
К.Н. Батюшков. Элегия «Таврида» Романтическое восприятие «полуденной страны».
Мир природы и души, глубина чувств и переживаний.
П.А.Вяземский. «Аю-Даг», «Бахчисарай», «Вдоль горы, поросшей лесом…», «Слуху
милые названья». Удивление и восторг перед чудом бытия, красота изображаемой природы.
В.Г.Бенедиктов. «К А-П-Г (по возвращении из Крыма)», «На южном берегу», «Близ
берегов». Мастерство в передаче мимолетных настроений и переживаний. Богатство
слуховых и зрительных впечатлений.
Александр Сергеевич Пушкин
«Желание», «Погасло дневное светило…», роман «Евгений Онегин» (отрывки
«Прекрасны вы, брега Тавриды…», «Как я завидовал волнам»), «Кавказский пленник»
Пребывание поэта на крымской земле и отражение впечатлений в письмах, путевых
заметках и произведениях поэта. Романтический мир поэзии А.С.Пушкина, воспевание
человеческой личности, преклонение перед ее духовной сущностью. Мечты о
героическом и прекрасном.
«Фонтану Бахчисарайского дворца», «Бахчисарайский фонтан». А.С. Пушкин в
Бахчисарае.

Переосмысление

осмысление

вопросов

поэтом

человеческого

крымскотатарской
существования.

легенды.
Трагический

Философское
конфликт,

романтический характер образов, художественное совершенство лирики Пушкина.

Поэма «Бахчисарайский фонтан» в музыке и живописи. Крымские поэты (Б.Е.Серман
(«Памятник Пушкину в Симферополе», «Я побывал в его краях», А.И.Милявский
«Приверженность», А.А.Лесин

«А.С.Пушкин»). Пушкинская тема в творчестве

бахчисарайских поэтов (Н.Рябийчук, В.Божедай, Н.Вавилова и др.).
Крым в творчестве поэтов и писателей ХIХ в.
Адам Мицкевич. Сведения о поэте. «Крымские сонеты». Философские размышления
о единстве мира природы и человеческой души в творчестве поэта.
Я.П.Полонский. «Ночь», «На Черном море», «Ночь в Крыму». «Музыка души»,
красота и сила выражения чувств.
А. К.Толстой. «Ты помнишь ли вечер, как море шумело», «Как чудесно хороши
вы…», цикл «Крымские очерки» («Приветствую тебя, опустошенный дом»). Искренность,
задушевность тона, живописность, музыкальность лирических произведений о природе,
глубокий лиризм стихотворений.
И.Гаспринский. Жизненный и творческий путь И. Гаспринского. Просветительская и
литературная деятельность. Сборник «Живая история» (по страницам газеты
«Терджиман»).

Отображение

в

исторических

очерках

нравов,

обычаев

народов,

населяющих Крым. Роман «Страна Благоденствия» (отрывок). Актуальность поднятой
проблемы Равенство народов как основа мирного сосуществования.
Умер Ипчи. Сведения о писателе. Литературная и общественная деятельность. Рассказ
«Куреш» Отражение традиций крымскотатарского народа в творчестве писателя.
Абибулла Одабаш. Сведения о писателе. Рассказ «Не забудет». Рассказ об учителе,
человеке, формирующем и воспитывающем личность, для которой служение людям, народу
- цель и смысл существования.
Классики украинской литературы в Крыму
Литературная

и общественная деятельность классиков украинской литературы в

Крыму
М.Коцюбинский. Новелла «В путах шайтана». Протест писателя-гуманиста против
жестоких нравов, царивших в семейном укладе крымских татар.
Тема Крымской войны в творчестве русских поэтов и писателей
А.Н.Майков Цикл «1854». «Бывало уловить из жизни миг случайный»
А.А.Фет.

«Севастопольское

братское

кладбище».

Восхищение

мужеством

защитников Севастополя.
А.Н. Некрасов. Поэма «Русские женщины» (отрывок «Княгиня М.Н.Волконская»)
Крымская тема в творчестве поэта, воспоминания о пребывании Пушкина в Гурзуфе.
Эмоциональность восприятия окружающего мира. «Свершилось! Мертвые отпеты» ( 3-я
глава поэмы «Тишина»). Осуждение войны, преклонение перед мужеством народа.

Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». Биографический характер рассказов.
«Суровая правда» войны, глубокое постижение автором исторических событий. Гуманизм
писателя.
Литература второй половины ХIХ века
А.П.Чехов. «Дама с собачкой». Мечта о красоте человеческих отношений. Мастерство
психологического анализа.
Драматургическая деятельность Чехова. Пьеса «Три сестры». Своеобразие
драматургического конфликта, роль подтекста, смысловая насыщенность художественной
детали.
Леся Украинка. Сборник «Крымские отзвуки». Любовь к природе как проявление
чуткости поэтической души, лиризм стихотворений. Воспевание природы Крыма,
благодарность к краю за поэтическое вдохновение.
В. Шуф. Сведения о писателе. Поэт и этнограф. Легенда «Чабан». Фольклорные
мотивы в поэме. Реальность изображаемых событий. «Изгнанник», «Таврида», «Баклан».
Романтическое восприятие окружающего мира.
Из русской литературы ХХ века
А.Грин. Сведения о писателе. «Блистающий мир». Символический смысл названия
повести, ее художественное своеобразие. Непреодолимое стремление к красоте, поэзии, ко
всему человеческому, возвышенному.
В.Г.Короленко. Очерк жизни и творчества. Рассказы «Емельян», «Рыбалка Нечипор».
Тема ответственности человека, раздумья писателя о праве каждого человека на свободу и
счастье.
Итоговый урок.
Учебно-тематический план
Содержание

Кол-во
часов

Развитие Проверочные
речи
работы,
проекты

Введение

1

Легенды Крыма

3

Крым в творчестве поэтов и писателей ХYIII – ХIХ в.в.

4

А.С.Пушкин

3

Крым в творчестве поэтов и писателей ХIХ в.

7

Тема Крымской войны в творчестве русских поэтов и
писателей
Литература второй половины ХIХ века

5
4

1

Из русской литературы ХХ века

1

1

1

28

3

3

ИТОГО

34

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».